Коррекция коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмических технологий ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коррекция коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмических технологий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе проведено экспериментальное исследование по актуальной на современном этапе теме коррекции коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи, целью которого было выявление коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня и разработка методических рекомендаций по использованию логоритмических технологий в системе логопедической работы. В рамках исследования проводились констатирующий эксперимент, апробация методических рекомендаций по использованию технологии коммуникативной ритмотерапии, а также контрольно-экспериментальный срез, в ходе которых были решены экспериментальные задачи с помощью адекватного применения ряда валидных надежных методов.  В связи с этим удалось подтвердить основную гипотезу исследования, которая заключалась в предположении о том, что при разработке методических рекомендаций по коррекции коммуникативно-речевых нарушений дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо учитывать коммуникативный аспект речевого развития, что в полной мере представлено в технологии коммуникативной ритмотерапии.

При анализе результатов проведенного экспериментального исследования удалось сформулировать ряд выводов:

  1. Анализ литературных источников по выбранной теме позволил установить, что дети с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень коммуникативного развития, обусловленный особенностями их нервной системы, низким уровнем общего речевого развития. Анализ научно-методических работ показал, что имеющиеся на сегодняшний день программы логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи не решают проблемы коррекции коммуникативно-речевых нарушений старших дошкольников с ОНР. Также анализ литературы позволил выделить определённые логоритмические технологии, в полной мере позволяющие корректировать коммуникативно-речевые нарушения старших дошкольников. Это, в первую очередь, технология коммуникативной ритмотерапии, разработанная Е.С.Авдеевой под руководством Е.Ю.Рау.
  2. Анализ данных анамнестического обследования дошкольников экспериментальной группы показал низкий уровень развития навыков связной речи и недостаточный уровень коммуникативных навыков, проявляющийся в несоответствующем возрасту речевом поведении.
  3. Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что большинство детей в данной группе испытывают трудности во взаимодействии друг с другом по причине низкого уровня развития как неречевых, так и речевых коммуникативных умений. Это проявляется в неготовности и неумении вступать во взаимодействие с другими детьми, выслушивать и понимать партнёра, искать общие решения различных спорных ситуаций, недостаточности вербальных и невербальных средств для поддержания коммуникации. Данное положение усугубляется низкой культурой поведения (отсутствие этикетных форм речи) и преобладающим негативным эмоциональным фоном в процессе взаимодействия.
  4. В результате обобщения результатов констатирующего эксперимента,

определен перечень речевых и неречевых коммуникативных нарушений, подлежащих коррекции, для работы с экспериментальной группой дошкольников:

— неумение вступать во взаимодействие с другими детьми: отсутствие в активном словаре  адекватных вербальных и невербальных форм приглашения вступить во взаимодействие (взгляд, жест, прикосновение, шаблонные вопросно-ответные фразы);

— неумение поддерживать своими речевыми и неречевыми действиями коммуникацию и взаимодействие: вести беседу (задавать вопросы, отвечать на них), уточнять план и содержание совместных действий, невербально поддерживать партнёра по общению (взглядом, улыбкой);

— трудности в понимании партнёра, основная из которых – это неумение выслушать другого человека, прислушаться к нему;

— отсутствие этикетных форм речи и преобладание негативного эмоционального фона в процессе взаимодействия с другими детьми: грубые невежливые обращения, агрессивные проявления в конфликтных случаях.

  1. Разработаны методические рекомендации по использованию коммуникативной ритмотерапии в системе логопедической коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. При разработке рекомендаций учитывались современные достижения в области логоритмики, в основу работы положены приёмы технологии коммуникативной ритмотерапии, разработанной Е.С.Авдеевой под руководством Е.Ю.Рау. Сформулированы основные условия организации работы в данной технологии для старших дошкольников с общим недоразвитием речи и коммуникативно-речевыми нарушениями. Рекомендована игровая форма занятий, с включением сюжетной линии. Приведены примеры игровых упражнений. Также рекомендовано использование логоритмических игр, предложенных в методике Р.Л.Бабушкиной и О.М.Кисляковой. Разработанные методические рекомендации апробированы в экспериментальной группе старших дошкольников.
  2. Анализ результатов контрольного среза показал повышение уровня развития коммуникативных умений детей. Дети стали больше пользоваться позитивными вербальными и невербальными средствами во взаимодействии друг с другом. Таким образом, удалось экспериментально доказать эффективность технологии коммуникативной ритмотерапии (автор Е.С.Авдеева) в решении задачи коррекции коммуникативно-речевых нарушений старших дошкольников с общим недоразвитием речи детей третьего уровня.

Коррекция коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмических технологий