Развитие способностей в детском саду и начальной школе. Дошкольное образование.

Проект «Материнская школа»
Образование детей 3-10 лет

В основе названия «Материнская школа» — заголовок труда великого педагога Яна Амоса Коменского. Суть его в том, что кроме педагогов в развитии ребёнка должна участвовать мать, семья и ближайшее окружение ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок учился взаимодействовать с детьми разного возраста, в том числе, и со школьниками. Важно и расширение образовательной общности за счёт участия в процессе воспитания профессионалов в различных областях науки и искусства.

Разработка проекта осуществлялась совместно научным коллективом Московской академии развития образования и коллективом педагогов-практиков (научные руководители д.психол.наук Ю.В.Громыко, к.психол.наук Э.С.Акопова).

Образовательный проект «Материнская школа» — лауреат Международного образовательного форума «Школа – 2003», лучший инновационный проект на Всероссийской образовательной выставке «Школа – 2004», победитель Всероссийского конкурса «Школа Будущего», 2006 г.

Развитие способностей

Цель проекта «Материнская школа» —  развитие у детей тех способностей, которые обычно относят к признакам общей одаренности.

20-летний педагогический опыт «Материнской школы» показал, что из обычных, «не отобранных» детей можно выращивать детей, обладающих теоретическим мышлением, пониманием, воображением, коммуникативными и языковыми способностями, владеющих разными способами самоорганизации и организации коллективного действия.

Коллективом педагогов и методистов построена система работы по развитию способностей понимания, воображения, организации действия и различения.

Таким образом, завершая дошкольное образование, ребёнок будет способен:

ПОНИМАТЬ

  • о чём говорят дети и взрослые;
  • чему учат нас сказки;
  • что делать, если что-то не понимаешь.

ВООБРАЗИТЬ

  • то, чего пока нет, но может быть – развитие изобретательских качеств личности;
  • Создавать художественные образы: живописные, музыкальные, двигательные, речевые, — развитие творческих способностей.

РАЗЛИЧАТЬ

  • близкие, но отличающиеся предметы, явления (звуки и буквы, числа и цифры);
  • Строить новые различения;
  • Уметь действовать в ситуациях спора, выяснять в чём различие точек зрения.

ОРГАНИЗОВЫВАТЬ

  • свою деятельность: ставить задачу, планировать действия, подбирать нужный материал, реализовывать план и анализировать результат;
  • Организовывать коллективную работу, работать в команде.

 

Праздники и события в жизни детей

В основе воспитательно-образовательного процесса лежит тематический принцип работы с детьми. Тематические блоки несут культурно-нравственное содержание, позволяют сделать образовательный процесс осмысленным для ребёнка – он готовится к праздникам и событиям.

Годовой празднично-событийный цикл может быть таким:

  • День рождения Москвы;
  • День Самоуправления;
  • День Рождения группы;
  • Покровская ярмарка;
  • Фонарики;
  • Новый год;
  • День богатыря;
  • Масленица;
  • Мамин праздник;
  • Жаворонушки;
  • Большая выставка изобретений;
  • День Победы;
  • Выпускной праздник.

Освоение предметных областей

Дети изучают:

МАТЕМАТИКУ: числа и цифры, геометрические фигуры, учатся измерять, считать, сравнивать, решать задачи.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: природные явления, профессии, правила дорожного движения и многое другое.

ДЕТСКУЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ: сказки и рассказы, загадки и стихи, учатся слушать, понимать, сочинять.

УЧАТСЯ грамотно говорить, связно излагать свои мысли, расширяют свой словарь, готовятся к обучению грамоте.

УЧАТСЯ РИСОВАТЬ, ЛЕПИТЬ, ВЫРЕЗАТЬ, ПЕТЬ И ТАНЦЕВАТЬ, ВЛАДЕТЬ СВОИ ТЕЛОМ, БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ И СИЛЬНЫМИ, ЛОВКИМИ, БЫСТРЫМИ, МЕТКИМИ.

 

Воспитание детей в разновозрастной группе позволяет:

Не разлучаться братьям и сёстрам разного возраста;

Учиться общаться с детьми разного возраста. Младшим детям учиться у старших, принимать их помощь и советы. Старшим – обращать внимание на малышей, проявлять заботу, учиться уступать, помогать, объяснять, обучать;

Видеть процесс взросления от трёхлеток до школьников, стремиться стать взрослее, повысить мотивацию к школьному обучению.

Наши малыши хорошо бегают и прыгают, умеют говорить и играть. Им нужна помощь в самообслуживании, соблюдении правил поведения и общения, в занятиях и играх.

Ребята постарше – самостоятельные. Они знают правила поведения и общения, умеют играть и заниматься, во всём помогают малышам.

Старшими мы называем тех, кто стремится к знаниям и труду; помогает младшим; может организовать общую игру или дело.