Сценарии занятий для детей младшего школьного возраста. Развитие способности воображения

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Сценарии занятий и уроков

Часть 2.
Сценарии занятий для детей младшего школьного возраста

Глава 2. Сценарии занятий на развитие способности воображения

2.1. Сказка «Репка» в 1 классе.

Бакаева З.С., СОШ №597

Цель: Разыграть с детьми способы организации коллективной деятельности.

Задачи:

      1. научиться находить смысл сказки через разыгрывание;
      2. соотносить действия героев сказки с жизненными ситуациями;
      3. научиться работать со схемой, сравнивать схему и действия, обнаруживать
        сходства и различия между ними.

Ход:

1-й день

1. Рассказывание сказки учителем.

  1. О чем сказка? (Про то, как дед вырастил репку, а сам вытащить ее не смог).
  2. Чему учит сказка? В чем ее мудрость?

Выдвижение гипотез: Дети выдвинули две версии того, чему учит эта сказка. Гипотезы детей записываем на доске, чтобы можно было к ним возвращаться и уточнять.

I гипотеза – Надо помогать друг другу, когда трудно.

II гипотеза – Вместе можно выполнить любую работу.

2. Разыгрывание сказки. Предлагаю детям разыграть сказку, чтобы проверить наши гипотезы. Выясняем по ходу разыгрывания некоторые моменты сказки:

— почему дед, бабка внучка и др. не могли вытащить репку.

Первый стоп – кадр. Разыгрываем эпизод сказки, когда внучка зовет Жучку. Задаю детям провокационный вопрос:

— Почему позвали Жучку? А если у нее своё дело? Сторожит дом, грызет кость… Уйдет она Внучке помогать, и в дом заберутся воры, или чужие собаки кость утащат.

— Позвали, чтобы помогла, потому что она сильная.

— А у вас так было? Надо кому то помочь, а вы заняты. Как быть в такой ситуации? Дети приводят свои примеры и рассказывают, как поступили. На примерах детей и Жучки выясняем вопрос:

— Что важнее, общее дело или мое личное? Могу ли я ради других отложить свое дело или нет?

Все дети считают, что надо обязательно помогать, что общее дело важнее личного. При этом в жизни класса многие поступают совсем противоположным образом. Этой разницы между словом и делом дети не замечают. Они часто отказывались помочь организовать какое-то классное мероприятие, ссылаясь на личную занятость.

Продолжаем разыгрывать до мышки…

  1. Что нужно сделать, чтобы на помощь Жучке пришла кошка?
  2. Кошка и Жучка – друзья, росли в одном доме с детства, поэтому она и прибежала помочь.
  3. Значит, если друзья зовут на помощь надо обязательно выручать. Благодаря чему герои сказки все-таки смогли вытащить репку? Как тащили репку герои, чтобы ее вытащить?
  4. Дружно, все вместе.

Прошу детей описать в словах, что делали герои сказки. После чего, прошу их показать, как была вытащена репка. Важно, чтобы дети описали способ совместного действия. Он получился у нас очень простой: все решают сделать одно дело и каждый находит свое место в этом деле. Теперь можно сделать рисунок – схему этой мысли.

— Давайте изобразим действия героев сказки на схеме…

На доске рисуется схема. Поскольку дети маленькие и не знают, как рисуется схема, эту схему рисует взрослый, уточняя у детей, все ли он изобразил.

— Приведите свои примеры совместного действия, и мы по схеме проверим про то или нет, рассказан вами пример из жизни.

Домашнее задание: вспомнить, придумать жизненные ситуации, соответствующие идее сказки «Вместе можно выполнить любую работу», «Надо помогать друг другу».

2-й день.

На доске – схема идеи сказки.

  1. Посмотрите на схему, которую мы вместе придумали к сказке, и вспомните, чему учит сказка, какие гипотезы мы выдвигали? Что мы изобразили на схеме.
  2. Чтобы выполнить дело, надо работать дружно, договорившись друг с другом, как действовать.
  3. Приведите свои примеры жизненных ситуаций, соответствующих идее сказки. А мы по схеме проверим, про то или нет ваша история.

Проверяем по схеме два-три примера, приведенных детьми. Привожу свои примеры, которые не подходят к схеме, но внешне ситуации похожи на нашу:

Пример первый:

— Позвал Петя ребят играть в футбол, они все дружно прибежали играть. Эта ситуация подходит к сказке?

— Нет, они играли, а сказка про общее дело.

Пример второй, из жизни нашего класса:

— У двух ребят было день рождения, накрыли они столы, приготовили номера концерта и позвали ребят принять участие в дне именинника. Приглашенные пришли, поели, поплясали. Эта ситуация относится к сказке схеме? Может в схеме нужно что-то изменить? Или в жизненной ситуации что-то не то?

— Это в жизни надо поменять. Ребятам надо было помочь именинникам, подготовить свои номера. Им надо было поздравления сделать, подарки, тогда всем бы было хорошо.

— А в схеме надо что-то менять?

— Нет, схема правильная.

Для того, чтобы проработать нашу схему, внести в нее новые элементы способа коллективной работы возвращаю детей к разыгрыванию и анализу сказки.

  1. Жучка, кошка, мышка репку не едят, но пришли помогать. Почему?
  2. Жаль было, хотели помочь, хозяева ведь: дед, бабка, внучка заботятся о них.
  3. Правильно. И у нас на дне именинника были дети, которые подготовили поздравления для именинников, на кого из героев сказки похожи Таня К., Данила, Таня Н., Стефан С. – к первому дню именинника подготовили два танца. Но были ведь и такие, кто не стал помогать. Могло бы такое быть в сказке? Жучка, кошка, мышка не пошли помогать. Могло ли быть у них свое какое-нибудь дело в это время? Давайте сыграем Жучку, которая не принимала участия в общих делах.

Разыгрываем эпизод сказки, когда Жучка не идет помогать деду с бабой, а продолжает грызть свою кость. («Догрызу и приду») Другой вариант разыгрывания детей: Жучка заметила чужих собак и должна охранять от них двор, поэтому она не идет тащить репку.

  1. Как же быть? Поступить, как герои сказки, бросить свои дела и бежать всем помогать или может в первую очередь сделать свое очень важное дело?

Мнения детей разделились. Часть детей считает, что надо как герои сказки бросить все дела и бежать всем помогать? Вторая, малочисленная группа детей, считает, что надо в первую очередь сделать свои дела? Прошу поднять руку тех, кто отстаивает первую точку зрения, потом тех, кому ближе вторая точка зрения.

— Кто из вас прав? Что будет, если поступить так, как считают ребята, проголосовавшие за первую точку зрения? Давайте разыграем ситуацию и посмотрим, что получается.

Вызываю группу детей разыграть ситуацию: Мама, папа, дедушка, бабушка, брат и сестра, все зовут вас помочь им, а вы в это время делаете свое дело (домашнее задание).

Мама просит помыть посуду, папа – помочь разобрать инструменты, дедушка – помочь на огороде, бабушка – распутать нитки для вязания… Вы только сели за выполнение уроков, а к вам начинают то один, то другой член семьи обращаться за помощью. Что вы будете делать? Что должен делать Алеша?

Сначала дети говорят, что Алеша должен идти на помощь. На четвертом персонаже дети уже со смехом комментируют действия Алеши: «Только он сел за уроки, только открыл тетрадь и взял ручку, как подходит бабушка». Алеша уже не слушает, что говорит ему бабушка, смиренно закрывает тетрадь и поднимается из-за стола. «А тут и вечер наступил, пора собирать портфель и спать ложиться» — заканчиваю я.

— Хорошо ли получилось?

— Нет, Алеше двойку поставят, он уроки не сделал.

— Но как же так, мы же все правильно делали. Помогали другим, близким людям, разве это не правильно?

Возникает пауза. Вроде бы помогать близким нужно, это правильно, но в разыгрывании получилось, что неправильно. Детям пока непонятно, что именно они сделали неверно.

— Ребята, давайте посмотрим, на схеме у нас изображено то, что мы сейчас разыграли?

Дети первого класса еще не очень хорошо работают со схемой, они в затруднении, поэтому я практически сама ввожу это изменение, поясняя свои действия. В следующий раз я буду просить их это сделать самостоятельно.

— Смотрите, мы играли с вами в общее дело, а есть ли у нас на схеме то, что у одного из героев есть свое дело.

— Нет, у нас все делают общее дело.

— Давайте, обозначим на схеме, что у одного из персонажей есть свое дело стрелочкой, направленной в другую сторону. Смотрите, большая стрелочка обозначает общее дело, а в сторону от одного персонажа у нас идет другая стрелочка. Может он одновременно сделать дело по одной стрелочке и по другой? Может одновременно делать уроки и помогать маме?

— Нет, не получается это вместе делать.

— Как сделать, чтобы и свои дела сделать и другим помощь оказать?

Завязывается небольшая дискуссия, в результате которой появляется предложение одного из детей (Тая):

— Надо подумать, что важнее сделать в первую очередь. И в зависимости от этого поступать, то есть поставить все на свои места.

— То есть надо установить важность между делами, между нашими стрелочками. А мы знаем, как установить важность? Хорошо, давайте мы обозначим на схеме этот вопрос и потом к нему вернемся. Мы с вами проверили только одну версию, Давайте посмотрим теперь, что будет, если поступить так, как считают ребята, отстаивавшие вторую точку зрения?

Разыгрываем ситуацию из сказки.

— Допустим, Жучка не стала помогать своим хозяевам, потому что у нее вкусная кость. Давайте посмотрим, что из этого получится.

Дед, бабка и внучка в исполнении ребят тянут репку, а Жучка не идет.

— Вот и зима настала, а дед, бабка, внучка все тянут репку. О кошке с мышкой некому позаботится, все голодные, чуть ли не умирают с голода. Хорошо ли это?

— Нет, кошка и мышка убежали в другое место, им есть стало нечего. Да и дед с бабой и внучкой уже замерзли. Жучка тоже уже съела кость, а больше есть нечего. Она пошла в лес поохотиться, и ее волки загрызли.

— А как сделать, чтобы было хорошо? Бежишь всем помогать – нехорошо, не идешь помогать – тоже нехорошо. Как же быть.

— Мы уже в первый раз выяснили. Надо выяснить, что важнее сейчас делать.

— Надо учитывать важность дел и задач, чтобы не получилось так, как у героев разыгранных ситуаций. Но вопрос у нас остается, как же сделать так, чтобы правильно установить важность задач.

— Давайте теперь обсудим, как мы в нашем классе организуем майский день именинника. Важен этот праздник для вас? Хотите, чтоб он состоялся? Как вы будете его организовывать? Давайте посмотрим по схеме, что нужно делать: все согласны принять участие в общем деле, каждый нашел свое место, как-то, мы еще не знаем как, улажен вопрос со своими личными делами.

В сказке же основное содержание для нас выражается таким образом: есть общественные дела, которые надо делать в первую очередь, и они важнее индивидуальных дел, потому что если не сделать это общественное дело, то выполнение индивидуальных задач обессмысливается.

Пример этому – сказка. Если не вытащить репку, не обеспечить еду на зиму, то частные задачи, казавшиеся такими важными в начале, ни к чему не ведут, так как жизнь с приходом зимы в этой семье кончится. Привести детей к пониманию этого на сказке легче, чем в жизни. Ведь, как и в разыгранном нами варианте сказки, Жучке кажется, что ее кость и охрана дома важнее, чем вытаскивание репки. А понимания того, что без вытащенной репки охрана дома и сбережение кости бессмысленны, у Жучки нет. Так же и в жизни наши дела нам кажутся самыми важными, а другие дела, как мы полагаем, должны делать другие люди, или мы готовы помочь, но после того, как управимся со своими первоочередными делами. А то, что наша «частная суета» без решения общественных, принципиальных задач – бессмысленна, это ведь очень трудно вообразить и принять как руководство к действию.

Ребята достаточно быстро согласуют друг с другом кто, что будет делать:

  1. кто, что, принесет;
  2. кто будет готовить поздравления именинникам;
  3. кто придумывает и готовит конкурсы.

После разыгрывания сказки уже во внеурочное время дети готовились к празднику. Составлением концертной программы занялась Тая Н., к ней подходили все желающие принять участие в концерте. Стефан записывал тех, кто решил принять участие в организации конкурсов. По просьбе Ярослава была проведена репетиция концертных номеров. Итогом этой работы был сам праздник. Оказалось, что в подготовке приняло участие большинство ребят класса – 19 человек. В оформлении праздничных столов – 7 человек (кто-то действовал самостоятельно, кто-то руководил группой). С концертными номерами выступили 10 ребят, они подготовили стихи, танцы, фокусы. Совершенно самостоятельно подготовили и провели конкурсы 2 человека. Обсуждение праздника с детьми выявило, что праздник им понравился, было весело и интересно. Оказалось, что 5 человек никак не участвовали в празднике, никак себя не проявили. Решили, что в следующий раз они обязательно попробуют свои силы. Ведь даже крошечная мышка решила дело с репкой, так что важен вклад каждого человека.

Планирую дальше возвращаться к сказке и схеме, чтобы ответить на вопрос, как же устанавливается важность задач, как выбрать то, что надо делать в первую очередь, а что-то можно отложить на потом. Во-первых, очередность задач может определяться их последовательностью, нельзя решать одну задачу прежде другой. Самый простой пример – это подготовка к встрече гостей в классе. Например, сначала надо прибраться в классе, вымыть пол, потом расставлять столы, будет глупо расставить столы, а потом начать мыть пол. Расстановка столов будет зависеть от того, что мы планируем делать с гостями, поэтому сначала нужно составить замысел встречи. Во-вторых, выбор задач зависит от времени их выполнения. Некоторые дела надо делать именно в данное время, а другие задачи можно делать в любое время. Например, вскапывать огород и сажать огородные культуры надо весной, и это нельзя отложить. А чтение книги, если конечно ее знание не потребуется на уроке, можно осуществить в любое время. В третьих, есть задачи, которые может сделать любой человек, а есть такие, которые должен сделать только ты. И, наконец, самое главное, это важность задач принципиальных и частных, где принципиальные задачи дают осмысленность для задач частных. Оказалось, что сказка такая простая на первый взгляд, что ее рассказывают детям трех лет, очень не проста. Учит она приходить на помощь, участвовать в общем деле. Только вот реально следовать этому правилу в жизни не так-то уж и просто, требуется и желание и голова

 

2.2.Сказка «Журавль и цапля» в 4 классе.

Бакаева З.С., СОШ №597

Цель: Разыграть с детьми пути преодоления ситуации ссоры.

Задачи:

  1. научиться находить смысл сказки через разыгрывание;
  2. соотносить действия героев сказки с жизненными ситуациями;
  3. научиться работать со схемой, сравнивать схему и действия, обнаруживать
    сходства и различия между ними.

Ход работы:

1. Чтение сказки.

2. Анализ сказки: Всем детям сказка понравилась. На вопрос учителя — «О чем эта сказка» — дети отвечают: «Сказка о том, как Цапля и Журавль ходили друг к другу свататься».

— Чем закончилось сватовство героев сказки?

— Ничем.

— Почему? Кто в этом виноват?

В данном случае, поскольку дети не знакомы с технологией исследования сказки, они явно не различают содержание и сюжет сказки, хотя и учатся в четвертом классе. Вопрос «О чем сказка» воспринимается детьми как вопрос о сюжете, а не о содержании. Поэтому основной задачей учителя на этом занятии становится вывод детей к содержанию и различение сюжета и содержания.

При ответе на вопрос учителя класс разделился на три группы. Первая часть детей считает, что во всем виновата Цапля. Вторая группа считает, что виноват Журавль. Третья группа считает, что оба героя сказки виноваты в том, что сватовство ничем не кончилось. Записываем три версии на доске. Предлагаю детям доказать свои версии: «Покажите в сказке, где видно, что виновата цапля». Сторонники первой версии сразу стали зачитывать фрагмент текста. Но я предлагаю им разыграть действия героев.

Первая группа разыгрывает этюд. Цапля отказывает журавлю, говоря, что он долговязый, худо летает, прокормить ее не может и одет он не так, гонит его прочь. Выясняем, права ли Цапля, поступая таким образом.

Класс разделился в своих мнениях. Одни считают, что Цапля не права. Она была груба, прямолинейна, резка, оскорбила Журавля, а это нехорошо. Другие дети говорят, что Журавль действительно не красив, долговяз, не нравится цапле, вот она его и прогнала. Цапля сказала правду, поэтому она правильно поступила.

— А как бы вы поступили на месте Цапли?

— Я считаю, что Цапля поступила плохо, была груба. Если Журавль ей не нравится, грубить не обязательно. Я бы вежливо ему отказал (Вадим).

— Я считаю, что Цапля права. Я бы поступила также (Наташа).

— Я считаю, что нельзя гнать, грубить, ведь она его совсем не знает, а обижает. Я бы познакомилась с ним поближе, пригласила в гости, может, он бы мне и понравился (Ира).

У нас наметились три разных способа взаимоотношений между людьми. Говорить правду, не заботясь о форме высказывания – первая установка. Вторая установка – что бы ты ни говорил, надо это делать в вежливой форме. Третья установка – во взаимодействии с другими людьми можно открыть для себя много нового.

За каждой из установок есть своя правда. В классе, действительно, есть дети, которые могут отстаивать правду самыми неприглядными действиями. При этом они не чувствуют за собой никакой вины, если пытаться их как-то увещевать. Возможно, они, как и Наташа, видят только «правдивую сторону» и не видят, что донести правду можно в разной форме?

Есть и всегда вежливые дети, настолько вежливые, что не умеют отказать другим детям и попадают из-за этого в истории. То есть, надо уметь отказать в вежливой, не обидной форме, не прерывая при этом дружеских отношений. Большинство наших детей этого делать не умеют.

Ирина версия кажется самой многообещающей, но и самой сложной. Как убедить детей, что они могут открыть что-то интересное в общении с теми товарищами по классу, которые «общественным мнением» не считаются интересными? Чтобы воплотить в жизнь класса этот способ придется работать длительное время.

— А вы поступали как Цапля?

— Не узнав, каков человек, его отталкивают. Потому, что он плохо, небрежно одет, неопрятного вида, некрасив, толст или худ (Павел).

— Есть пословица: по одежке встречают, по уму провожают. Поэтому, то, как мы выглядим очень важно (Ира).

Судя по этим репликам, дети явно не приняли вопроса учителя. Они не говорят, что поступали как Цапля, хотя таких случаев было достаточно. Вместо этого они излагают общие формальные, хотя и правильные фразы. Надо как-то вернуться к их искреннему отношению к сказке. Предлагаю разыграть этюд группе, которая считает виновным Журавля.

Дети показывают этюд. Оля поясняет действия Журавля: Он решил жениться от скуки, а не по любви. После отказа он обиделся на Цаплю и не принял ее, после того как она переменила свое решение, и прогнал ее». Выясняем, правильно ли поступил Журавль, прогнав Цаплю.

И снова мнения детей разделились. При обсуждении героев сказки дети более свободно высказывают свое мнение, по сравнению с обсуждением поступков самых детей. Часть детей считает, что Журавль не прав тем, что не может прощать обиду, а потом сам об этом жалеет. Сторонники этой точки зрения предлагают Журавлю думать о том, что же ты хочешь на самом деле. Обида, с их точки зрения, мешает делу (речь пока идет о только сватовстве). Другая часть детей выступает против рационализации чувств. Они считают, что Журавль поступил правильно, потому что с ним поступили так же.

— А как бы вы поступили на месте Журавля?

— А бы тоже прогнал. Она же прогнала (Саша)!

— Я бы поворчал, но потом бы сказал, что согласен, ведь одному плохо (Андрей).

— Может, Журавль тоже хотел поворчать, а потом согласиться? Но вот беда, пока ворчал, Цапля успела обидеться.

— Так что же, вообще ничего на такое не сказать, не поворчать даже, просто простить молча? – эта мысль кажется детям необычной, мирно «взрывающей» все их представления о правильных взаимоотношениях. Как же обидчик поймет, что он обидел, если никак ему этого не показывать?

— А хотели бы вы, чтобы с вами поступили так же, как Журавль поступил?

— Нет, это очень неприятно. И так-то неприятно, извиняться, а тут еще тебя же оскорбляют.

— А у вас в жизни так бывало?

Дети начали, перебивая друг друга, рассказывать многочисленные истории: ссоры, отказы в просьбе, давние обиды, мстительные поступки.

— Как же поступать, если мы опять попадем в такую ситуацию? Но давайте сначала посмотрим версию третьей группы, которая считает, что виноваты оба.

Дети показывают третий этюд. Даша комментирует: оба хороши, одна грубит, другой обижается.

— В чем их вина? Почему одна грубит, а другой обижается?

— Каждый думает только о себе. Отказывают, потому что обижены и не думают о последствиях, что потом одному будет скучно и плохо.

— А с вами так было, как с Цаплей и Журавлем?

Теперь этот вопрос имеет другой смысл: так же, значит – не думали о последствиях, что после такого разговора, дружбе конец. Оказывается, многие дети могут вспомнить эти ощущения, когда важно именно сейчас одержать «победу», показать свою «силу» или «превосходство».

— Что вы посоветуете Цапле и Журавлю, чтобы выйти из сложившейся ситуации?

— Подумать, прежде чем отказывать (Миша).

— Подбирать слова в разговоре с другим, чтобы не обидеть (Оля).

— Надо так общаться, чтобы достичь цели, ради которой все происходит (Наташа).

Точки зрения детей несколько изменились. Так Оля считала, что Журавль не прав. Теперь же девочка отмечает и неправоту Цапли. Наташа считавшая, что могла бы поступить как Цапля, теперь считает, что надо думать и о результате таких действий.

— Чему же нас учит сказка? Давайте мы проверим ваши советы на практике. Посмотрим, получается ли у нас самих думать, прежде чем отказывать, подбирать слова в разговоре, думать о цели общения. А то посоветуем Цапле и Журавлю, а вдруг рецепт не верный? На проверку дадим себе неделю. Договорились?

 

2.3. Сказка «Колосок» во 2 классе

Бакаева З.С., СОШ №597

Задача: Научиться в разыгрывании показывать разные способы действия. Научиться подбирать примеры из жизни в соответствии с идеей сказки.

Ход:

1. Знакомство со сказкой, читаем сказку.

2. Выделение идеи сказки.

— Про что сказка? В чем ее смысл? Чему она учит?

Про то, что, для того, чтобы есть, надо потрудиться.

— Кто из героев сказки не заслужил еды? Почему?

Мышата.

3. Проверка гипотезы. Разыгрывание сюжета сказки.

— Какие были мышата?

Ленивые бездельники.

— Что значит ленивые? Покажите по сказке.

Дети играют ленивых мышей.

— Какой был петушок?

Трудолюбивый.

— Покажите как это было в сказке.

Дети разыгрывают трудолюбивого петушка.

— Кто в сказке поступал правильно, а кто не правильно?

— Как должны были поступать мышата, чтобы заслужить пироги?

— Надо было не учить петушка, а помогать ему.

— Покажите, как.

Дети разыгрывают.

— На какую басню И.А.Крылова похожа эта сказка?

— «Стрекоза и муравей».

Вспомните, как поступил Муравей со Стрекозой?

Муравей прогнал Стрекозу.

— А Петушок с мышатами?

Тоже прогнал.

— А как бы поступили вы? С вами так было?

Дети предлагают свои версии.

— Давайте сыграем хороших мышат.

Дети разыгрывают.

— Придумайте сказку, в которой мышата были бы трудолюбивыми. Как они должны поступать.

— Что бы вы посоветовали мышатам, чтобы им не умереть с голода?

Помогать Петушку, трудиться самим.

Как вы думаете, поняли мышата, что не правильно вели себя? Когда они это поняли?

Да. Когда Петушок прогнал их из-за стола.

Как вы считаете, правильно поступил Петушок?

Да, он хотел показать мышатам, к чему приводит безделье.

А с вами так было?

4. Придумывание примеров из жизни, соответствующих идее сказки. Разыгрывание этих примеров.

— Придумайте ситуацию, схожую со сказкой. Работаем по группам. Потом показываем. Другие группы наблюдают, слушают, задают вопросы по ходу разыгрывания.

Дети обсуждают в группах случаи из жизни, выбирают один и инсценируют. Потом разыгрывают ситуации, придуманные в группах (когда лень оставляет человека ни с чем) и выясняют, подходит ли пример к данной сказке.

5. Схематизация способа действия.

— Какой же способ действия надо выбрать, что бы с вами не случилось как с мышатами?

— Нарисуйте схему этого способа.

— Проверьте по схеме способ действия в приведенных вами примерах.

— Какие версии у нас появились?

— Всегда ли так бывает, если человек не трудится, значит не заслужил еды?

Нет, маленькие дети, больные люди, пенсионеры…

— А что для вас является трудом?

Учеба.

Покажите, как трудитесь вы.

Дети приводят свои примеры.

 

2.4. Сказка «Колосок» в 3 классе.

Голубева В.В., СОШ № 597

Задача: Научить относить содержание сказки к своей собственной жизни, к себе лично.

Ход: 1. Чтение сказки «Колосок»

— О чем сказка?

— В чем смысл сказки?

— Чему учит сказка?

Про то, чтобы есть, надо потрудиться. Учит быть трудолюбивым, не лениться.

— Кто из героев сказки не заслужил еды? Почему?

2. Разыгрывание сказки.

— Какие мышата Круть и Верть в сказке?

Ленивые, бездельники.

— Петушок?

— Трудолюбивый?

— Найдите в тексте подтверждение этому и прочитайте.

— Что значит, по вашему, быть ленивым? Покажите в разыгрывании эти черты героев.

Мышата только учили Петушка, что делать, командовали, а надо было им помогать Петушку.

Дети разыгрывают мышат.

— Вы говорили, что ленивые ничего не делают, посмотрите, разве у нас мышата сидели на месте? А в сказке как написано, они лежали и сидели или что-то делали? Давайте еще раз сыграем и посмотрим. Покажите в действии как и что делают Петушок и мышата.

Играем сказку про трудолюбивого Петушка и ленивых мышат.

— Итак, вы показали, как мышата играли в чехарду, пели, веселились, в то время как Петушок работал. С чем остались мышата?

Ни с чем, голодные.

Почему? Чем они занимались?

— Играли, пели, плясали.

А разве игра, пение, пляска не труд, не работа? Кто у нас играл мышат, разве вы не устали?

Нет.

— Да.

Мнения детей разделились. Одни считают, что это не труд. Другие считают, что это труд, потому что певцы и танцоры этим занимаются и получают большие деньги.

— Дети, давайте выслушаем аргументы одной и другой точек зрения.

Мы выслушали разные мнения и у нас получилось, что это все же труд, так как требует больших усилий, но и не труд, так как не приносит никакой еды. У певцов и танцоров это труд, потому что зрителям нравится смотреть. Труд не обязательно должен приносить еду. Но у мышат это не труд, так как никакой пользы и радости они никому, кроме себя не принесли.

— Почему Петушок все сделал сам и ничего мышатам не сказал?

Он хотел наказать, проучить их и показать к чему приводит безделье.

— То есть Петушок такой был мстительный?

— Наверное.

— Нет, он был хороший, просто стеснялся.

Он знал, что просить их бесполезно, они все равно не помогут.

Это специально так в сказке показано.

— Что будет, если мышата всегда будут играть, а не будут трудиться?

— Они умрут с голода.

— Хорошо, это в сказке так произошло, а в жизни так бывает? С вами было такое: вас просили помочь, но вам нужно было играть, или вы кого то просили помочь. У вас так было, что вы попросили, а человек отказался, и вы решили его наказать потом? Может вам нужна была помощь, а вы стеснялись попросить. Или вы видели, что человек что-то делает, но не предлагали помощь, раз он не просит?

Ребята, по желанию рассказывают свои примеры из жизни.

Задание на дом: Описать жизненные ситуации, похожие на сказку «Колосок». Ответить на вопрос: к какому герою из данной сказки они себя чаще всего относят.

 

2.5. Сказка «Крылатый, мохнатый и масляный» во 2 классе.

Бакаева З.С., СОШ № 597

Задача: Научить детей, соизмерять дело и возможности, распределять работу в соответствии с возможностями.

Ход:

1. Знакомство со сказкой. Читаем сказку.

2. Выдвижение гипотезы:

— Про что сказка? Чему учит сказка?

— Каждому надо делать то, что он умеет.

— Не надо браться за чужое дело, если не знаешь, как его делать.

3. Проверка гипотезы в разыгрывании.

Распределяем роли и разыгрываем сказку. По ходу разыгрывания делаем стоп-кадр.

— Какую работу выполнял каждый персонаж сказки?

Воробей еду приносит.

— Мышонок дрова рубит.

— Блин щи и кашу варит.

Как они выполняли свою работу. Покажите.

Дети показывают и рассказывают, как и что происходит в сказке.

— Почему вдруг все изменилось? Из-за чего?

— Они поменялись работой.

— Ну и что, что они поменялись, мы же меняемся работой, кто-то вытирал пыль, а на следующее дежурство он подметает пол. Кто виноват в случившемся?

Воробей.

— Что он не так сделал?

Поменял у всех работу.

Но мышонок и блин согласились с ним. Что же не так они сделали? Что они не учли?

Чтобы что-то делать, надо уметь это делать.

Покажите в разыгрывании, действительно ли дело в том, что кто-то что-то не умел делать?

Дети разыгрывают сказку, выясняется причина неудач героев сказки.

— Можно уметь хорошо делать все?

Каждый умеет делать что-то свое лучше, чем другие.

Как называется то, что один может делать лучше, чем другой. Посмотрите в сказке, могли бы мышонок, блин и воробей действительно справиться с чужой работой, так же хорошо как в начале сказке было?

— Как называется то, что помогает одному делать что-то лучше, чем другому?

Способности.

Приведите примеры.

Один лучше читает, другой танцует, третий готовит, учится…

Как узнать, умеет герой что-то делать или не умеет. Можно обсудить в группах и сказать.

Спросить этого героя.

— Можно дать ему попробовать.

— Понаблюдать.

— Как быть, если человек ничего не умеет делать.

Учиться у других, смотреть, как делают другие и попробовать самому.

Чему вас научила эта сказка?

Надо учитывать, кто умеет делать что-то лучше, тому и поручать это дело.

4. Примеры из жизни. Придумывают примеры из жизни, разыгрывают их. Соотносим примеры с идеей сказки.

Задание на дом: привести примеры из жизни, соответствующие идее сказки.

Второй день работы:

1). Сегодня мы продолжаем работу по сказке «Крылатый, мохнатый и масляный». Давайте вспомним о чем эта сказка. Читаем сказку еще раз.

2) Актуализация знаний.

— Для чего мы работаем со сказкой?

— Чтобы с помощью сказки учиться жизни.

— Как мы работаем со сказкой? Назовите этапы работы.

1.Слушаем сказку

2. Выясняем про что она. Чему учит. В чем ее смысл (идея)

3. Разыгрываем сюжет сказки (Чтобы понять ее суть).

4. Переносим смысл сказки на жизнь.

3) Сегодня мы попытаемся сопоставить действия героев с жизненными ситуациями. Только в начале попробуем изобразить действия героев сказки на схеме.

5. Схематизация способа. Дети по группам составляют схемы действий героев сказки. Поочередно три группы выходят к доске со своей схемой и объясняют ее. Мы выбираем наиболее удобную и точную.

6. Разыгрывание примеров жизненных ситуаций и соотнесение их со схемой.

— Приведите свои примеры жизненных ситуаций, соответствующих идее сказки, а мы соотнесем ваши примеры с действиями героев сказки и схемой.

Дети разыгрывают примеры жизненных ситуаций, остальные проводят соотнесение. Обсуждаются вопросы, удалось ли найти пример соответствующий идее сказки, соответствуют ли действия схеме. Показан ли правильный способ распределения дел в коллективной работе или показали то, как сделали герои сказки, то есть неправильный способ. Если показан правильный способ, то выясняем, как дети узнали к чему кто больше склонен (способен).

7. Выход из игры в жизнь. Предлагаю обсудить дежурство по классу. Выходят дежурные, распределяют обязанности, все остальные задают вопросы об обоснованности распределения. Аналогично обсуждаем распределение обязанностей по организации праздника «День именинника». Дети сами предлагают, кто за что возьмется, объясняя свой выбор.

 

2.6. Тренинг «Небылицы» (для 2 класса)

Бакаева З.С., СОШ 3 597

Задача: Научить детей понимать условие задачи и обнаруживать условия, не учтенные в тексте задачи (задания).

Материал: Математика и конструирование.

Ход: На уроках математики мы проводили небольшие упражнения такого типа: Можно ли собрать пирамидку, которая находится в противоположном углу класса, не подходя к ней? При каком условии это возможно.

Работа в классе строилась как коллективное обсуждение предложений учащихся. Например, таких:

Попросить помощи у того, кто стоит рядом с пирамидкой.

— Веревкой (удочкой) перенести детали.

В ходе обсуждения выяснилось, что этот вариант не подходит, так как, чтобы веревкой собрать пирамидку надо подойти к ней. Т о есть деталей не касаемся, но в тексте сказано, что нельзя подходить. Первый вариант в связи с этим тоже вызывает разное отношение. Сам просящий помощи не подходит, но к пирамидке подходит тот, кто помогает. В тексте задания не сказано точно, кому нельзя подходить. Поэтому надо уточнить текст задания. При одном варианте текста ответ принимается, при другом (никому нельзя из людей подходить) не принимается.

Придумать аппарат, управляя которым можно собрать пирамидку (например робот, луноход и т.п.)

— Удлинить руки за счет палок с крюками и собрать пирамидку

Сначала дети только высказывали свои решения. Потом выступали судьями при оценке ответов других детей. Через некоторое время их можно просить самих придумывать такие небылицы.

Можно использовать для тренинга и задания Турнира «Знаю, мыслю, действую»

 

2.7. «Пословицы» (для 2 класса)

Бакаева З.С., СОШ 3 597

Задача: Тренировка в подборе примеров из жизни и сочинении рассказов, соответствующих какой-либо идее.

Материал: Пословицы.

Ход. На уроках чтения мы проводили такие тренинговые упражнения: Придумать рассказ из школьной жизни (фантазийный или пример реального события) по пословице. Например, «Не все то золото, что блестит», «Худое худым и кончается» и т.п. Это упражнение помогает детям осмыслить суть пословицы и связать ее с жизнью. Можно дать время на уроке, можно дать задание на дом и на следующий день оценить результаты. Данные работы анализировались и оценивались самими детьми. Интересно, если дети инсценируют придуманные рассказы из жизни.

Дети инсценируют пословицу не все то золото, что блестит. Детское жюри должно оценить работу по следующим критериям:

1. Удалось ли группе выделить идею

— Удалось выделить общую идею

— Была попытка, но точно выделить идею не удалось

— Идею выделить не удалось, группа осталась в «материале» пословицы

2. Насколько соответствует сценка выделенной идее

— В сценке удалось выразить идею

— Идея и сценка не соответствуют друг другу. В чем несоответствие.

Одна группа показывает сценку: Девочка, занимаясь физкультурой, потеряла заколку. Эту вещь нашел мальчик, она блестела в темноте. Он так обрадовался, что нашел золотую вещь. А потом оказалось, что она вовсе не золотая.

Оценка детского жюри была низкой, так как дети сказали, что группе не удалось выделить идею, получился повтор пословицы: здесь золото и там золото, здесь блестит и там блестит, в пословице то, что блестит, оказалось не золотом и в сценке так же.

Другая группа показывает такую сценку: Мальчик старался, писал задачки и примеры по математике. Он все написал аккуратно и чисто. Но учительница поставила ему все таки плохую отметку. «Почему, — сказал мальчик — смотрите как все чистенько. Я бы пять поставил». А учитель отвечает « Чистенько, согласна, а ошибок сколько?» «Не все то золото, что блестит». Общий смысл – не все то такое, каким сначала кажется.

Оценка детского жюри этой группы была высокой, так как дети отметили, что общий смысл выделен и сценка ему соответствует. В сценке ничто не напоминает сюжет пословицы.

 

2.8. Мухи в аквариуме (Занятие в 1 классе).

Акопова Э.С., ГОУ № 1835

Задача: Воображение способа действия и операций, преодолевающих постоянно восстанавливаемые по ситуации ограничения действий.

Ход:

Детям предлагается решить задачу. Сначала индивидуально, потом индивидуальные решения обсуждаются, выделяются хорошие и неудачные стороны решения. Далее работа строится по группам, группы пытаются преодолеть ошибки решения и построить ответ на критику. Работа завершается построением правдоподобного реализуемого способа действия.

Задача: Представьте себе стеклянный аквариум, затянутый сверху полотном и полный летающих мух. Придумайте, как их пересчитать.

Некоторые дети считают, что сделать это невозможно. Многие дети считают, что сделать пересчет возможно, то есть принимают задачу. Они вообще уверены, что все в нашем мире может быть посчитано. Нестандартные предложения выдвигаются детьми легко и быстро. Но согласование и удостоверение своих решений с условиями чаще всего отсутствует. Приведем несколько примеров ответов детей:

  1. Ответ: «Просто посчитать один, два, три». Этот ответ свидетельствует о том, что ребенок не представляет себе летающих в аквариуме мух, а стремится предложить известный ему способ пересчета, то есть он не учитывает условия, в которых собирается применить знакомые процедуры. Просим ребенка показать, как он будет считать летающих мух. Если дети сами не критикуют такое решение, можно предложить им посчитать количество палочек у вас в руках или шариков, которые вы быстро перемещаете по столу или в воздухе.
  2. Ответ: «Надо назвать их разными именами и подзывать по именам и считать». Данный ответ ребенка можно интерпретировать как попытку преодолеть трудность применения знакомых процедур пересчета, то есть ребенок увидел, что ситуация отличается от привычной, в которой он осуществлял пересчет ранее. Есть здесь и попытка преодолеть основную трудность данной ситуации – хаотичность движения мух. Понятно, что малыш не знает таких слов как хаотичность и упорядоченность движения, но интенция, стоящая за его предложением связана именно с этими идеями. Дать мухам имена и «подзывать» их по очереди – попытка преодолеть хаотичность, упорядочить движение. Другое дело, что предложенный способ фантастичен. Вряд ли муха будет отзываться на свое имя, да и как их различить в аквариуме. К такому же типу относится такой ответ: «Надо пометить их разной краской и посчитать». Это решение аналогично решению дать мухам имена, так как в основе и того и другого варианта лежит идея различить мух, без имен или цветных меток не различимых в полете. Другое дело, что реализуемость этого решения затруднительна, ребенок не представляет, как можно их пометить, да еще разным цветом. Обращаем внимание детей на хорошую идею, но «сказочность» решения, просим дать предложения как бы это можно было реализовать на самом деле.
  3. Ответ: «Надо подождать, пока они сядут и тогда посчитать». Этот ответ, также как и предыдущий, показывает, что ребенок уловил особенность данной ситуации – хаотичное движение мух, мешающее пересчету. Его решение связано со сведением новой ситуации к знакомой ему по старому опыту. Он умеет считать неподвижные предметы, даже если они и лежать в беспорядке, поэтому надо, чтобы мухи сели. Но вот каким образом новая ситуация сведется к знакомой? Этот ответ встречается у детей достаточно часто. Уже хорошо то, что ребенок выделил особенность новой ситуации по сравнению с привычной, но построить новое действие в соответствии с новыми условиями он не может.

Выслушав такие ответы детей и выделив отрицательные стороны этих решений, отправляем детей на доработку решения в группах. Фиксируем противоречие для детей: Ребенок считает, что посчитать мух можно, если или когда они сядут, но вопрос как долго придется ждать, чтобы мухи сели, готов ли он ждать так долго, есть ли вероятность, что они никогда не сядут, что можно было бы сделать, чтобы ускорить ожидание, когда мухи все сядут. Или мух называем по именам, но они то этого не знают и не будут отзываться. Но центром действия является интенция ответа (отличить неразличимых мух, справиться с хаотичным движением) и возможность активного изменения неблагоприятных обстоятельств, превращение их в благоприятные. Задание: найти выход из трудности (как заставить мух отзываться, как заставить их сесть и т.п.) или предложить другой ход, исходя из идеи (различить мух, остановить, упорядочить движение).

  1. Ответ: «Надо положить что-нибудь сладкое и липкое, они спустятся поесть и тут их можно посчитать». Этот ответ является развитием предыдущей идеи. Дети решают вопрос, каким же образом можно привести новую ситуацию к старой – остановить движение. В общем-то такое решение может быть принято, его реализуемость зависит от достаточной привлекательности приманки и достаточной липкости. К такому же типу относится и такой ответ: «Надо их обрызгать усыпляющим газом, они заснут и можно их посчитать». Оба эти решения связаны с остановкой движения, мешающего пересчету. Встречались и «кровожадные» ответы, например такие: «Надо налить воды, они утонут, и посчитать их тогда». Этот ответ в общем то тоже подходит, если только специально не оговаривать, что мухи должны остаться в живых после пересчета.
  2. Ответ: «Надо сделать в крышке маленькую дырочку, они будут вылетать по одной и можно их посчитать». Этот ответ связан с другой идеей – упорядочить движение мух таким образом, чтобы их можно было пересчитать. В данном случае дети не пытаются свести новую ситуацию к знакомой, в которой они ранее совершали пересчет (как правило, опыт детей состоит в пересчете вещей, которые лежат неподвижно) Но элемент процедуры пересчета, использованный ранее, выделяется ребенком в качестве основополагающего при конструировании нового действия: перекладывание вещей в процессе пересчета играет в данном решении ключевую роль. Ребенок использует не значимый ранее элемент – перекладывание – для упорядочивания движения. Это решение задачи приемлемо, если не оговорено, что мухи должны остаться в аквариуме.
  3. Ответ: «Надо приставить к аквариуму еще один аквариум с крышкой, а в стенках между ними сделать дырочку, они будут перелетать через нее по одному, вот и можно их будет посчитать». Данный ответ является развитием идеи предыдущего решения, но в этом случае решается вопрос о сохранности мух.

Критерием «правильного» ответа становится разрешение противоречия, специально заложенного в задание: считаем хаотично движущиеся предметы, что сделать имеющимися способами кажется на первый взгляд невозможным.

Фиксируем с детьми, что неразрешимая ситуация оказалась разрешимой, если все время выделять «хорошее» в решении и «плохое», «подходящее» и «мешающее», постепенно справляясь с мешающим.

По такому же принципу можно построить обсуждение и других задач, например:

  • Задача 2. Можно ли посадить хомячка в две банки одновременно?
  • Задача 3. Может ли сын портного пролезть в игольное ушко?
  • Задача 4. Как перейти поле, не касаясь его ногами?

 

2.9. «Как сочинить загадку» (Занятие в 1 классе)

Болбат О.И., ГОУ № 1835

Задача: Знакомство с метафорой. Опыт сочинения загадки с метафорой.

Ход: 1.Введение. Фронтальная работа.

— Я знаю, что вы уже познакомились с некоторыми народными произведениями. Я вам сейчас прочитаю еще один народный текст. Мудреный – перемудренный. Ваша задача – догадаться, что это за текст, как его назвать

Сидит старуха

На завалинке,

Вся в заплатках;

Кто ни пройдет,

Всяк заплачет.

Это загадка.

— Это стих!

— Это сказка…

— Это текст загадки, потому что хочется отгадать…

2. Работа с текстами загадок (парная).

— А отгадывать то загадки вы умеете?

Раздаю тексты загадок и картинки – отгадки. Дети работают в парах, подбирая картинки к загадкам. Проверяем, какие отгадки получились.

3. Постановка задачи урока.

Отгадывать вы умеете, а можете ли вы сами сочинить загадку?

Нет.

— Можем.

— Научите меня сочинять загадки. Как вы думаете, что нужно, чтобы сочинить загадку?

4. Описание способа сочинения загадок.

На доску вывешивается плакатик с вопросом «Как сочинить загадку?» и табличка, которую будем заполнять.

Много читать загадки и научишься сам сочинять.

— Посмотреть, какие слова есть и придумать такие же.

— Маму попросить помочь

— Знать секреты загадок.

— Загадок я читала много, но что то сама не сочиняю. Такие же слова придумать, получается такая же загадка, а я хочу новую загадку. Мама моя тоже не умеет придумывать загадки. А вот про секреты вы мне расскажите. Мы в начале урока выясняли, какой же текст я вам принесла. Как вы узнали, что это з а г а д к а?

Ее нужно было отгадать.

— Там загадано было что-то, овощи.

-Надо было угадать, какой предмет загадан.

— Давайте в табличке я запишу: Для чего нужна загадка (в первый столбик), а рядом ваш ответ – Чтобы угадывать предметы (во второй столбик). Так. Интересно. А если я скажу: я загадала предмет, угадайте его. Получится загадка?

Нет. Надо подлиннее.

— Надо что-то сказать про ваш предмет, а то как мы отгадаем? Вы все, что хотите можете загадать, парту, стол, собаку…

— А что я должна сказать про предмет? Если я скажу, я загадала книгу, вам ведь и отгадывать не надо. Ясно, что книга – ответ.

Вы не так говорите. Вы не называйте отгадку, свой предмет. Вы что-нибудь про него скажите.

— Скажите какая книга, как выглядит.

— Можно сказать, что это для чтения предмет.

— Так, давайте я запишу, а то забуду потом. В первый столбик пишу: Как говорится о предмете? А во второй столбик: Предмет не называть. Описать его свойства. Это значит, как он выглядит, что с ним делают.

Для чего нужна загадка? Чтобы угадывать предметы.
Как говорится о предмете? Предмет не называть. Описать его свойства.

Сейчас я попробую загадать: У него четыре ножки, за ним сидят, на нем пишут…

— Это стол!

— Так не получится у Вас загадка.

— Надо по другому.

— Я все сделала правильно, как вы говорили. Давайте посмотрим на наши загадки и картинки – отгадки. Приглядитесь внимательно к словам текста загадки и слову-отгадке. Сравните их? Какие это слова?

— Загадывали про лук, а в тексте про старуху…

— Про морковку, а в загадке про девицу.

— Зачем это русский народ так все запутал? Зачем такие слова подобрал? Ну как можно морковь назвать девицей?

— Морковь потому что в земле и девица в темнице, там же темно. Под землей тоже темно.

— Там у девицы коса на улице, ее видно всем. А у моркови тоже хвостик из темницы торчит. Листья наверху. Мы тянем за листья и морковь вылезает.

— Но можно так потянуть, что листья оторвутся, а морковь останется.

— Девице косу оторвал. Хотели ее из темницы спасти, бац и оторвали косу.

— Подождите, подождите. Значит, почему можно морковь назвать девицей. В темнице и с косой на улице?

Они похожи потому что. И девица в темнице и морковь.

— И коса у них похожа.

— А еще морковь красная и девицу тоже называют «красна – девица».

— Значит надо в загадке не просто описать предмет, а найти похожее с другими предметами? Сравнить как бы свой предмет с другими. Так?

— Да.

— Луковица тоже сравнивается со старухой. Чешуя это заплатки, еще лук глаза щиплет, вот все и плачут.

— А старуха, которая сидит, почему от нее то все плачут?

— Она наверное злая.

— Всех ругает, ворчит.

— Как интересно. Значит мы в загадке говорим о загаданном предмете, а слова совсем другие используем. Ботву называем косой, морковь – девицей, землю темницей, шелуху луковую назвали заплатками. Вот какие слова интересные, про один предмет подходят и под другой.

Слова – превращения. Они все время превращают один предмет в другой.

— Это как шифровка, в словах зашифрована настоящая отгадка.

— Значит, нам надо для загадки особые слова использовать, слова – превращения. Давайте я это тоже в табличку запишу.

Для чего нужна загадка? Чтобы угадывать предметы.
Как говорится о предмете? Предмет не называть. Описать его свойства.
Какими словами описывать? Словами — превращениями

5. Использование способа.

— Давайте попробуем вместе сочинить загадку, пользуясь нашей таблицей. Я вам принесла предмет, про который мы попробуем сочинить загадку. Это апельсин. Что нужно сделать, чтобы сочинить загадку?

— Надо придумать превращения.

— Надо свойства его придумать.

— Итак, мы сочиняем про апельсин. Мы не должны называть его, но должны представлять его свойства. Нам нужны слова – сравнения, слова – превращения. Давайте вместе опишем свойства апельсина. Какой он?

— Оранжевый.

— Желтый.

— Шершавый.

— Круглый, как шар.

— Он вкусный, сочный.

— С дольками…

— Попробуйте теперь описать апельсин словами – превращениями, чтобы получилась загадка. Давайте по группам это сделаем. Придумываем превращения!

6. Итог работы.

Дети представляют свои загадки.

Сочное солнышко

На дереве висит.

Сочный желтый господин

С дольками,

А не мандарин….

— Ребята, что мы открыли сегодня?

— Секреты сочинения загадок? Мы можем сами сочинять загадки.

— Вам домашнее задание, придумайте загадки и завтра мы будем их отгадывать.

 

2.10. Профессия будущего (для 2 – 4 класса)

Иванова Е.Ю., ГОУ № 1835

Задача: Вывести детей в рефлексивную оценку результатов воображения на материале разбора придуманных профессий будущего. Выявление оснований оценки чужой идеи, употребляемых детьми.

Ход:

Учащиеся распределились по 6 группам и подготовили представление: название профессии будущего, короткий рассказ о ней, значимость этого нового дела, инсценировка одного рабочего дня. В результате были представлены следующие профессии.

— Защитник от плохих людей, которые несут бомбу (команда 2 класса) или обезвреживатель бомб. Эта идея имела больше техническое решение – специальный прибор, который лучами определяет бомбу и разлагает вещества в ней или окутывает ее полем, внутри которого она взрывается, не повреждая ничего вокруг.

— Плетеолог. Тот, кто сплетает растения и из них вырастает что-то необходимое для человека, например, дом заданной формы и размера. В разыгрывании сценки дети показали, как дом растет, расцветает цветами, около дома растет сорняк, отпугивающий животных. Осенью «с дома» можно собирать плоды, как с огорода.

— Одеждовыращиватель. Тот, кто выращивает одежду разного фасона из выведенных семян. Затраты на изготовление одежды сведены к минимуму: это посев, полив, прополка и доставка готовой продукции потребителю. Интересно представление группы о сорняках, как неправильно выросшей одежде (шапка с рукавичкой на макушке).

— Погодоразносчик. Тот, кто по заказу в районах и областях делает погоду. Ежедневно в бюро поступают заказы, по которым работает группа погодоразносчиков.

— Зоопереводчик. Тот, кто понимает языки животных, может переводить и учить этим языкам других людей. Эта группа увлеклась театрализацией показа, разыграла красочное представление рабочего дня космосиноптиков.

— Космосиноптик. Тот, кто, летая на орбите, определяет изменения погоды и может предсказывать катаклизмы.

После показа участники других групп могли задать вопросы и должны были оценить работу, то есть выставить балл от 1 до 4 и обосновать свою оценку. Оценка детей должна была учесть два критерия:

1) важность и новизна идеи,

2) соответствие показа сценки заявленной идее.

Интересно, что практически всем группам удалось разделить первый и второй критерии оценки, хотя оценка и опиралась часто на критерий «нравится – не нравится». По ходу работы критерий новизны профессии стал использоваться детьми чаще. По новизне идеи высший балл получили профессии плетеолог, погодоразносчик, зоопереводчик. Меньшее количество баллов получили обезвреживатели бомб и космосиноптики. А за демонстрацию сценки высший балл получили космосиноптики и одеждовыращиватели.

1. Группа «Защитник от плохих людей, которые несут бомбу».

— Что дает защитное поле?

— Оно не дает бомбе взорваться. Она взрывается, но внутри поля и никому не причиняет вреда.

— А если это огромная бомба, ядерная например? Работает ли защитное поле, если бомба ядерная?

— Да, оно от любых бомб.

— Такая профессия уже есть. Очень длинное название для профессии, поэтому низкий балл поставила. И сценка непонятная.

Взрослый: Хочу напомнить, какие критерии у нас были. Разве у нас есть такой критерий – длинное или короткое название? У нас критерий – новая профессия или уже есть такая. Но я согласна с тем, что такая профессия (обезвреживать бомбы) уже есть, в чем новизна предлагаемой группой профессии? Из показа как-то не видно, здесь я согласна с ребятами. Может у вас новизна в техническом решении, что-то связанное с устройством поля?

— Да, немножко такая профессия есть, но и новое есть. У нас поле, в котором взрывается и тот, кто бомбу принес. Он уже больше никогда не принесет вреда.

Представители показывавшей группы: Ну ты сказал. Что-то ты совсем не то говоришь.

Взрослый: Давайте посмотрим следующую группу.

2. Группа «Плетеолог».

Взрослый: Все показывают свои оценки. А сейчас, сначала все зададут свои вопросы и критику выскажут, а потом уже группа будет отвечать.

— Растения могут осыпаться и умирать, тогда дом развалится.

— В таком доме будет холодно зимой.

— Как заставить растения расти так, как хочется человеку?

— Красивое название, летом очень хорошо отдыхать и красиво, эта профессия нужна.

— Не понятное название профессии. Плетеолог от плести, но почему окончание -олог, это окончание для ученых.

Взрослый: Эта группа нам показала новую профессию, многие ваши вопросы направлены на не реализуемость их идеи. Мне кажется, что воображение нам нужно для того, чтобы открывались и новые вопросы, чтобы можно было открывать новые знания, чтобы наша голова начала работать дальше, а не засыпала сразу после того, как появился красивый образ. Просто этой группе надо будет теперь искать ответы на ваши вопросы: как заставить растения расти по нашему замыслу, как заставить их не сбрасывать листву зимой и др. Значит им нужно будет осваивать ботанику и биологию вообще, потом поступать в институт и искать ответы на эти вопросы.

3. Группа «Одеждовыращиватель».

— Какая именно атмосфера нужна для этих семян? Теплая, предельная?

— Сама профессия не показана, как из семян будет появляться одежда (имеется в виду выведение семян).

— Такая профессия не нужна, так как одежду можно сшить.

— Выращенная одежда может не понравиться по фасону.

— Как предвидеть нужный размер одежды?

— Какие предки у этих растений?

Ответ группы: Такая профессия нужна! Что, надо голым ходить по улице? А фасон у нас разный, потому, что семена разные. Размер можно контролировать, если вовремя снять плоды, то и будет нужный размер. Атмосферу мы не можем всю описать, знаешь, сколько времени бы потребовалось? А семена берутся из плодов.

Взрослый: Вопрос о важности такой профессии не в том состоит, что надо голым ходить или одетым. Кирилл имел в виду, что сейчас же одежду шьют.

— А у нас само вырастает, не надо шить.

Взрослый: А вопрос о происхождении этих чудесных растений – это тоже вопрос к будущему знанию, здесь нужны уже знания о генной инженерии. И еще хотелось бы отметить, смотрите. Сейчас одна из важнейших проблем нашего времени – проблема мусора. Его сложно перерабатывать. А здесь никакого мусора нет: нет обрезков, отходов, старые вещи, если они разонравились, просто превращаются в новые семена или в почву. Очень интересно.

4. Погодоразносчик.

— Такая профессия нужна. Важно иметь нужную погоду при разных событиях.

— Такая профессия невозможна, потому что погоду делать нельзя.

Взрослый: Мы же уже выясняли, что то, что сейчас невозможно, может стать возможным в будущем. Тем более, что тучи над Москвой мы уже умеем разгонять и еще можно в нужном месте «высыпать град» из тучи, если он угрожает посевам. Потом, перспективы у этой профессии огромные. Если мы научимся управлять погодой на Земле, возможно, какие-то знания пригодятся нам для освоения других планет.

5. Зоопереводчик.

— Такая профессия не нужна, потому что собак для слепых учат разным командам и их хозяин знает, что означают их действия.

— Такая профессия нужна, потому что слепому можно будет поговорить со своей собакой.

— Такая профессия интересная, потому что можно узнать, что говорят животные в зоопарке.

Взрослый: Мне кажется, что многие из вас не отнеслись к смыслу этой новой работы, а обратили внимание только на конкретный пример: слепой и его собака. Вова сказал, что профессия интересная, потому, что можно понимать собаку, но и других животных тоже можно понимать, а ведь, возможно даже будет не только понимать, но и разговаривать с ними. Представьте, сколько интересного можно узнать от самых разных животных. А понимание самого человека, как оно разовьется! Ведь люди, которые знают много человеческих языков, эти люди и мир видят по другому. А если еще и языки животных знать, сколько всего интересного откроется.

6. Космосиноптик.

Красивое название у профессии. Синоптики есть, а космосиноптиков нет. Две профессии как бы вместе.

— Такая профессия не нужна, потому что спутники уже есть и эту работу делают.

Ответ группы: Такой профессии нет, а она очень нужна. Если бы такая профессия была, тогда бы в Америке не произошла такая трагедия из-за тайфуна. Всех бы вовремя предупредили, хотя бы за три дня. А раз не предупредили, значит, такой профессии нет.

Взрослый: Такая работа осуществляется спутниками. Причины трагедии в Америке вовсе не в том, что спутники не дали вовремя информацию. Это социальные и политические причины.

— Может спутники будут ломаться или не точно передавать, а человек будет внимательно смотреть.

Взрослый: Человек тоже не может все время быть внимательным. А потом, посмотрите, какое будущее вы рисуете, если продолжить вашу мысль. Получается что то, что сейчас уже делают автоматы, освобождая человеку время и силы для других дел, вы предлагаете передать обратно человеку. Тогда давайте выбросим стиральные машины, пылесосы, пусть все это делает человек своими руками? Как то не очень хорошо получается, что же человеку больше и заняться нечем? Кто же будет тогда придумывать новые профессии и дела, если все люди будут заняты нудной работой, доступной простой машине? Кто будет сами машины придумывать?

От группы к группе оценка детей изменялась. Во время разбора оценок взрослыми уточнялись критерии оценки новизны идеи.

— Во-первых, профессия не должна существовать сегодня (или не должна быть похожая профессия с теми же функциями).

— Во-вторых, идея новой профессии не обязательно должна быть реализуема сейчас, но может предполагать поиск нового знания.

— В-третьих, новая профессия должна решать проблему современности.

При оценке каждой следующей группы некоторые учащиеся начинали пользоваться ранее уточненным критерием (показана новая профессия или уже такая есть, почти исчез критерий не реализуемости или невозможности, стала выявляться, начиная с группы одеждовыращивателей, значимость профессии для решения современных проблем).

Важно, что некоторые дети начали сами искать новизну в предлагаемых представлениях. Например, оценивая профессию зоопереводчика, часть детей стояла на той точке зрения, что такая профессия не нужна, так как собака и хозяин собаки и так знают, что означают определенные команды. Другая часть детей считала, что это полезная профессия, так как возникает понимание друг друга. Профессия космосиноптика была отнесена к уже известной профессии, так как есть спутники, которые предсказывают погоду, но были и такие дети, которые отметили новизну в самом названии (Синоптики есть, а космосиноптиков нет, это две профессии вместе – интересно).


Развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сценарии занятий и уроков.

← Часть 2. Глава 1 ОГЛАВЛЕНИЕ  Часть 2. Глава 3 →