РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ Часть 2. Глава 3. Организация действия. |
3.1. «Школа»
Александрова О.Н., воспитатель разновозрастной группы ГОУ № 1835
Задача: Опыт самостоятельной организации дела.
Ход: На совете старших я предложила школьникам поиграть в школу, где учителями бы являлись они сами. С теми детьми, кто откликнулся на это предложение, мы обсудили, что необходимо для проведения игры. Каждый выбрал себе предмет, которым будет заниматься с дошкольниками. Каждый школьник выбрал себе день. Первая проблема выявилась, когда я рассказала школьникам о занятости дошкольников в вечернее время. Каждый «учитель» пытался распределить время так, чтобы дети не устали и занятие прошло не в пустую. Обсудив план, дети сообщили родителям, о том, что они должны сделать. Я попросила родителей не делать все за детей, а дать им возможность поработать самостоятельно, оценить свои силы.
В течение недели должно было быть проведено 3 занятия, а получилось только 1. Я обсуждала с детьми, почему не удалось провести другие занятия (В основном дело было в том, что не хватило времени или ребенок забыл).
Очень понравилось занятие Вити Гырля. Он проводил рисование. Витя подготовил демонстрационный материал, предупредил меня заранее. Единственной проблемой было то, что он немного не рассчитал свою речь на дошколят. Витя обратился ко мне за помощью, мы вместе с его одноклассниками упростили язык, и занятие прошло отлично.
Обсуждая с Витей полученные результаты (рисунки детей, его оценка собственного творческого труда), мы вместе выделили сложности, с которыми он столкнулся. Я предложила ему подумать и рассказать, как этих трудностей можно избежать, чтобы они не появлялись неожиданно за 5 минут до занятия.
Еще один школьник провел свое занятие на следующей неделе.
3.2. План мероприятия и план подготовки
Потрахова А.А., ГОУ № 1835
Задача: Выявление дефициентности в способах организации деятельности четвероклассников и передача средства планирования коллективной деятельности.
Четвертый класс в течение года организовывал три мероприятия: День самоуправления, посвященный дню учителя, Неделю спорта и несколько мероприятий на неделе космонавтики, а также в качестве исполнителей участвовали в новогоднем представлении.
Во время дня самоуправления четвероклассники проводили с дошкольниками и первоклассниками подготовленные заранее уроки (выбранные ими по желанию). Некоторые проводили занятия индивидуально, кто-то парами. Основными трудностями были недостаточная личная ответственность за качество проведения (рассчитывали, что кто-то другой подготовит материал, принесёт и т.п.), готовность материалов не проверена заранее, вообще не подготовлен план урока (например, физкультуры — дошкольникам пришлось объяснять учителю, что должно происходить, предлагали варианты). Также было впечатление, что недоставало согласованности между детьми, кто, где и какие уроки проводит (Вова Болбат). В концертной части пришлось убирать песню, в связи с тем, что она была недоучена.
Однако очевидность недочетов и их причин была понятна только педагогам, которые работали с учащимися. Сами дети были вполне удовлетворены результатом. Индивидуально Оле Емчик и Игорю Рыбнову эта ситуация позволила увидеть последствия собственных действий, и работать по их преодолению.
Наиболее нагрузочной для организации в этом году стала неделя спорта. Всем желающим предложили придумать дела, которые можно провести на неделе спорта. Ребята откликнулись, получился довольно большой список. Группой ребят 4 класса был составлен двухнедельный план мероприятий (с объявлением тех, кто проводит), который развесили возле групп. Однако начались сбои в проведении, т.к. организаторы не оповестили ответственных о времени проведения, не было согласовано с группами время проведение мероприятий, часть мероприятий были предложены самим 4 классом, но ответственной за него была назначена учитель физкультуры вообще без согласования с ней (она отказалась). На второй день для решения вопросов был назначен ответственный координатор (Винокурова Лиза) с помощником. Дела пошли лучше. К сожалению, не все учащиеся организовывали неделю спорта. И даже просто участвовала в ней. При реализации намеченного плана стали происходить сбои и нестыковки, о которых стали сообщать 4 классу. Для ребят встал вопрос о том, что происходит что-то неучтенное заранее. Выбрали ответственного координатора (о полномочиях пришлось говорить взрослым) и стали менять план, согласовывая его с участниками.
При анализе трудностей детьми 4 класса по частям были восстановлены причины сбоев и основная причина причин — названная педагогом — отсутствие плана подготовки. Хотя недостаток ответственности был также налицо — взаимопомощи, поддержки не было, кто-то умудрился не услышать о том, что их класс является организатором. Для того чтобы у ребят была возможность использовать полученный опыт, им предложили, провести неделю космонавтики.
На неделе космонавтики рост способности организации действия был налицо. Ребята учли предыдущие ошибки и планировали теперь не только список мероприятий, но и план подготовки. Поставленная задача была решена. Ребята провели ряд мероприятий, которые теперь были согласованы с воспитателями, обозначено время проведения, осуществлена подготовительная работа с дошкольниками. Воспитатели дошкольных групп со своей стороны подготовили диагностическую ситуацию, которая бы показала, используют ли четвероклассники составление плана подготовки как средства организации сложных коллективных дел. Диагностика показала, что активно участвовавшие в неделе космонавтики дети используют план подготовки в качестве средства организации работы.
Единственным минусом в этот раз была излишняя сложность материала, предлагаемого дошкольникам, а также форма его представления. Но сдвиг в способности организации можно отметить.
3.3. Праздник мам во 2 классе
Лисянская Е. С., ГОУ № 1703
Цели:
1. Формирование способности организации действия: планирование
2.Формирование умения работать в коллективе
Задачи:
1. Подготовить и провести концерт для мам.
2.Учить организации своего труда: планированию работы.
Ход:
— Ребята, наступает весна и приближается первый весенний праздник. Какой это праздник?
8 марта
Мамин день
Женский день
— Что особенного происходит в этот день?
Поздравляют женщин
Мамы получают подарки
Мужчины дарят цветы женщинам
— А что вы можете подарить вашим мамам? Какой подарок вашим мамам понравился бы больше всего?
Открытка, сделанная своими руками
Песню, танцы
Стихи
Хорошие отметки
— Вам будет легче сделать это каждому самостоятельно или всем вместе?
— Какой можно подготовить общий подарок для всех мам?
Концерт
— Каким вы хотите видеть концерт для ваших мам?
Весёлый
Интересный
Праздничный
— А что может сделать концерт праздничным?
Подарки
Украшения
Угощения
— А весёлым?
Конкурсы
Частушки
Песни, танцы
— С чего начнём подготовку концерта?
Составим программу концерта
Украсим класс
Подготовим подарки
Распределим обязанности между детьми
Дети под руководством воспитателя разбиваются на 4 группы, перед каждой группой ставится цель.
— Как вы пойдёте к достижению цели? Что сделаете , чтобы получилось всё как задумали?
1 группа. Ответственные за частушки:
Пойдём в библиотеку, выберем подходящие частушки, разучим их.
— И этого на ваш взгляд будет достаточно?
Нет. Ещё нужна музыка.
— А где же взять музыку?
Посмотрим дома.
Спросим у Елены Витальевны.
Попросим Елену Витальевну записать музыку на кассету.
— И тогда будет всё готово?
Нет. Ещё нужны костюмы.
Мы попросим родителей помочь сшить сарафаны.
2 группа. Отвечают за подготовку танцев:
Мы попросим Юлию Михайловну разучить с нами танец и подобрать к нему музыку.
Обдумаем танцевальные костюмы и попробуем найти их в костюмерной
3 группа. Украшение класса.
Напишем плакаты с поздравлениями
Развесим шары
4 группа. Готовит подарки.
Мы решили сделать каждой маме поздравительную открытку
— Как будет выглядеть открытка вы уже знаете? Как выберите дизайн?
Сходим в книжный магазин или киоск «Союзпечать» и посмотрим , какие бывают открытки, выберем то, что нравится .
— Дизайна достаточно?
Нет. Нужны ещё инструменты и материалы. Мы принесём их из дома.
В течение недели группы работали, выполняя поставленные задачи.
Репетиция концерта и его проведение проходит под контролем воспитателя. После проведения праздника мы проанализировали, удалось ли нам реализовать план, чего не хватало в плане.
3.4. Составление сценария праздника 8 марта во 2 классе
Данилова Е.Б., ГОУ № 1703
Цели:
— продемонстрировать детям, как надо подбирать материал для сценария праздника
— научить компоновать отобранный материал в сценарии в соответствии с идеей праздника
— учить работать коллективно над одним делом
Продукт: сценарий праздника 8 марта.
Ход работы:
1. Постановка цели:
Учитель проводит беседу с учащимися:
— Какой весенний праздник приближается?
— 8 марта – Международный женский день.
— Какого мы будем поздравлять?
— Девочек, мам, бабушек- всех женщин.
— Верно, это замечательный праздник самых дорогих для нас людей. Раньше учитель предлагал, что и как будет проходить на этом празднике, а в этом году давайте вместе составим сценарий праздника 8 марта. Что вы хотели бы выразить, передать своим праздником? Каким вы представляете себе праздник?
— Веселым, радостным, светлым, будет передавать любовь к нашим мамам, бабушкам. В нем будет поздравление для них и наших девочек.
2. Способ достижения цели.
— Давайте продумаем, как мы будем составлять сценарий. С чего начнем?
— Сначала нужно выбрать, кто будет составлять сценарий.
— Давайте выберем ответственных: 1) главного сценариста, 2) ответственного за литературные номера, 3) ответственного за музыкальные номера 4) ответственного за поздравление девочек, а остальные ребята будут им помогать.
— Что входит в обязанности сценариста?
1. Отбирать материал для сценария
2. Утверждать литературные и музыкальные номера
3. Составлять из отобранного материала сценарий
— Чем должен заниматься литературный редактор?
1. Собирать литературный материал
2. Подбирать исполнителей
— Что будет делать ответственный за музыкальное оформление праздника?
1. Соберём предложения, пожелания
2. Подберём музыкальное сопровождение.
3. Прослушаем репертуар и отберём лучшие номера
Обговорив круг обязанностей, дети под руководством учителя распределяются по группам. Назначается день сбора для обсуждения собранного материала.
3. Реализация действия.
До 18 февраля дети подбирают материал, вносят предложения по музыкальному оформлению праздника, думают над основной идеей праздника.
18 февраля дети вместе с учителем уточняют идею праздника, обсуждают составленный сценарий, вносят поправки. Составляется окончательный сценарий.
3.5. Праздник мам в 3 классе
Ердикова Н. А. , ГОУ № 1703
Цель: Опыт планирования дела и реализации планов.
Задачи: Вместе с педагогом осуществить планирование дела и реализовать план.
Ход :
1. Беседа.
-Кто помнит, какой самый первый весенний праздник? (8 марта)
— Что это за праздник?
— Это весенний, тёплый и радостный праздник. Праздник радости, тепла, пробуждения.
— Давайте подумаем, какой праздник мы с вами можем приготовить для своих мам. Какие подарки можем им подарить?
Дети решают подготовить концерт и изготовить подарки мамам.
Подарки дети делают своими руками на уроках труда
Учитель предлагает детям инсценировать сказку О. Высоцкой «Золотое яичко», а дети решают включить в концерт исполнение частушек и проведение конкурсов для мам.
2. Планирование.
1) Сказка.
-Что необходимо для постановки сказки?
— Прочитать сказку, распределить роли.
Выбираем актёров. Обсуждаем какими должны быть персонажи. Актёрам раздаются слова для разучивания.
— Этого достаточно для инсценировки или что-то ещё нужно?
— Нужны костюмы.
-А где их взять?
— Можно попросить в костюмерной или сшить самим.
Обговариваем какие нужны костюмы и назначается ответственный за их подготовку
— Кто из вас знает, что такое реквизит? (совокупность предметов быта для театральной постановки)
Продумываем какой реквизит необходим для постановки сказки. Назначаем ответственных за подготовку реквизита.
Обсуждаем декорации и способы их изготовления. Назначаем ответственных.
2) Частушки.
Подбор частушек. В подборе частушек участвует весь класс. Сначала дети подбирают частушки и приносят в класс. Наиболее удачные отбираются. Подбираем исполнителей. Распределяем частушки и учим их. Подбираем музыку и пробуем спеть частушки.
3) Конкурсы
Обсуждение конкурсов. Дети делятся на группы (4 группы). Каждая группа готовит свой конкурс (если возникают трудности – обращаются за помощью к воспитателю).
До праздника обсуждается со старшими от каждой группы:
-правила конкурса
-условия проведения
-реквизит
-кол-во участвующих
-призы.
3. Подведение итогов.
Что понравилось, удалось?
Достигли ли цели?
Что не удалось? Почему?
3.6. Беседа о лётчике-испытателе В. П. Чкалове
Ермакова В. И, ГОУ № 1703.
Цель: 1. Дать понятия: лётчик-испытатель, мужество, герой, сильный характер;
2. Воспитывать чувство патриотизма;
3. Развитие способности к организации действия.
Ход:
Этапы деятельности | Действия учителя | Действия учащихся |
Постановка задачи
Обсуждение средств решения задачи. Реализация дела Анализ деятельности. |
За три дня до начала беседы ставлю вопросы:
1.Кто такой В. Чкалов? 2. Чем прославился Чкалов? 3.Как можно получить ответы на эти вопросы? В этот же день подробно обсудили 3 вопрос. Учитель предлагает : 1. Просмотреть по ТВЦ документальный фильм «Валерий Чкалов» 2. Прочитать вместе с родителями газету «Комсомольская правда» за 2 февраля (стр. 37) 3. Подготовить сообщения о Чкалове. Проводится беседа спустя 3 дня. Предварительно проверила доклады-сообщения; побеседовала индивидуально с теми, кто прочитал статьи в «Комсомольской правде». |
Дети пассивны.
Дети вспомнили, что выполняли упражнение по русскому языку, в котором давалась краткая справка о лётчике. Предложили принести энциклопедию в класс, где можно всем классом почитать о Чкалове. 2-ое детей вызвались подготовить сообщение. Особенно ответственно отнеслись к подготовке сообщений мальчики: подготовили интересный, исчерпывающий материал. Дети принесли художественную литературу, вырезки из газет, иллюстрации. Четверо детей побеседовали с дедушками о репрессиях сталинских времён, о взаимоотношениях Сталина и Чкалова, о Берии (о чём догадались сделать сами) Вспомнили поставленные задачи. Выяснили, решили ли эти задачи данной беседой. Проговорили, каким образом решали поставленные задачи. |
3.7. ”Колядки” во 2 классе
Тонян М. И., ГОУ № 1703
Цели:
1. Познакомить детей с тем, как на Руси отмечали старинный русский праздник, который называется “коляда”.
2. Опыт коллективно-распределенной работы, ее планирование и реализация.
Ход:
1. Знакомство с праздником. Планирование, распределение на группы.
Оформление: Дети одеты в национальные русские костюмы. На девочках сарафаны, блузки. В волосы вплетены атласные ленты, украшения. На мальчиках подпоясанные косоворотки, на головах картузы. Звучит русская народная музыка.
-Мы с вами узнаем, как на Руси отмечали старинный русский праздник “коляда”. Давайте продумаем, как мы это будем делать? Как нам узнать о жизни людей в русских деревнях?
-Об этом мы можем спросить у бабушки с дедушкой.
-О празднике мы можем прочитать в энциклопедии
-Спросить учителя музыки Елену Витальевну.
-Сходить в библиотеку и подобрать книжку.
-Все правильно, мы должны собрать с вами материал. А каким вы представляете себе этот праздник?
-Веселым.
-Все люди нарядно одеты, поют русские песни.
-У всех праздничное настроение.
-Ребята, а как вы думаете, легче одному человеку организовать этот праздник, или всем вместе?
-Всем вместе.
-Я предлагаю разделиться на группы и выбрать ответственных. У каждой группы будет свое задание. На какие группы можно разделиться?
-Нужно выбрать костюмера.
-Ответственного за музыку.
— Музыкального редактора?
-Да
-Ответственного за подбор материала.
— Литературный редактор.
Каждый ответственный набирает себе группу.
-Ребята, вам понятны задания, которые стоят перед каждой группой?
-Да.
Как вы пойдете к достижению цели?
Литературный редактор со своей группой.
-Мы пойдем в школьную библиотеку, найдем материал.
-Изучим историю праздника, выпишем колядки.
Костюмер со своей группой.
-А мы посмотрим энциклопедию, выберем костюмы.
-Попросим мам приготовить нам костюмы.
-Ребята, можно спросить у Елены Витальевны, есть ли русские народные костюмы в школьной костюмерной.
Музыкальный редактор со своей группой.
-Поищем русские песни- колядки
-Ребята, если вам нужна будет помощь, я всегда готова вам помочь.
2. Реализация действия.
В течение недели группы работали, выполняя свои задания. Я с детьми посещала школьную библиотеку и помогала детям в подборе материала.
Дети 1 группы изучали историю русских праздников.
Дети 2 группы изучали русские народные костюмы.
Дети 3 группы подбирали русские песни-колядки.
Прошла неделя…
-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой?
-Мы хотим отметить русский праздник который называется “коляда”.
-Мы назначили ответственных за этот праздник.
1 группа рассказывает историю праздника.
2 группа демонстрирует эскизы костюмов.
3 группа принесла песни-колядки, записанные на листочках.
-Хорошо. Мы знаем историю праздника, знаем как выглядят костюмы, есть у нас песни-колядки. Но колядовать не умеем. А как вы думаете почему?
-Мы не знаем колядки.
-Мы должны выучить колядки.
-Мы должны приготовить костюмы.
-Все правильно. Давайте готовиться к празднику.
Я раздаю детям песни-колядки. Как вы думаете, готовы ли мы к проведению праздника?
-Нет, мы не знаем музыку.
-А как нам ее узнать?
-Нам надо подойти к Елене Витальевне, чтобы она помогла подобрать музыку.
Учитель музыки помогла детям.
-Ребята, а сейчас вы готовы к празднику?
-Да!
-А куда обычно ходят колядовать?
-К соседям.
-А кто наши соседи?
-2” А”
Дети, одетые в русские народные костюмы, идут колядовать во 2”А” класс.
Праздник удался на славу. Дети вернулись с угощениями и сели с радостью пить чай.
3. Подведение итогов. Анализ дела.
-Ребята, достигли ли вы своей цели?
-Довольны ли вы результатом?
-Понравился ли вам праздник?
-А что особенно понравилось?
-Что бы вы хотели изменить?
-Каким образом?
3.8. День рыцаря в 1 классе. 1 этап
Телкова Т.Н., ГОУ № 1703
Цели:
-
-
- наглядно продемонстрировать детям возможность сделать праздник по собственному желанию;
- дать возможность проявить свои творческие способности, физическую ловкость и находчивость учащимся;
- продолжить работу по созданию детского коллектива;
- отработать умения работать сообща, в группах и в парах.
-
Продукт: спортивно-интеллектуальный праздник ко Дню защитника Отечества .
Ход работы:
1. Постановка целей перед учащимися.
Учитель собирает отдельно девочек и беседует с ними. | Учитель собирает отдельно мальчиков и беседует с ними. | ||
-Какой календарный праздник мы будем отмечать в феврале?
— Кого поздравляют обычно в этот день? — А будем ли мы поздравлять наших мальчиков? — Какой сюрприз для них мы могли бы придумать? — Какой вы видите викторину? — А вопросы мы будем задавать каждому отдельно? — Может быть тогда мы смогли бы провести ещё и спортивные эстафеты между командами? — Пусть мальчики соревнуются за звание самого ловкого и самого умного. — А вам я предлагаю стать членами жюри. — Я думаю, что мальчикам это очень понравится. |
— День защитника Отечества
-Наших дедушек и пап, всех, кто служит в Армии -Конечно. Они тоже будут взрослыми. Можно сделать им сюрприз. — Давайте придумаем для них викторину или «Веселые старты» — Надо задавать мальчикам вопросы, а они пусть отвечают. — Нет, давайте разделим мальчиков на команды. — Да, это было бы весело. — А мы что будем делать? — А еще мы могли бы спеть для мальчиков песню или прочитать стихи. |
-Какой календарный праздник мы будем отмечать в феврале?
— Кого поздравляют обычно в этот день? — Как вы думаете, захотят ли девочки вас тоже поздравить, как будущих защитников отечества? — А вы хотели бы, чтобы в этот день не только бы вас поздравили, но и дали вам возможность проявить свои качества и умения? — А какие соревнования вам больше всего нравятся? — А как вы хотели бы участвовать в конкурсах? — Значит вы хотели бы объединиться в команды? — Давайте разделимся на команды и будет у нас команда №1 и команда №2. — Можно. Это будет ее герб. А вы будете называться «рыцари». |
— День защитника Отечества
-Наших дедушек и пап, всех, кто служит в Армии — Наверное, захотят. Они у нас добрые. — Конечно хотели бы. Было бы здорово устроить соревнования. — «Веселые старты» или конкурсы разные. -Я бы хотел с Никиткой – он быстро бегает. — Конечно, это здорово. — Нет, мы не хотим по номерам. Давайте придумаем название и выберем капитана. — А можно придумать эмблему команды? |
2. План достижения целей.
Учитель беседует с девочками. | Учитель беседует с каждой отдельной командой мальчиков. | ||
— Давайте подумаем, с чего мы начнем? Как мы будем готовить праздник?
— Кто хочет прочитать стихи? — У меня есть очень веселая песня для поздравления. Она шуточная. Давайте я научу вас словам. — А какие конкурсы мы будем проводить? — Ну, что ж, я согласна. Встречаемся через два дня. |
— Надо выучить песню и стихи для поздравления.
Выбрать по желанию. — Надо встретиться без мальчиков, чтобы они не слышали – это ведь сюрприз. — Пусть каждая девочка что-нибудь придумает, спросит у родителей, а потом мы выберем самые интересные. |
— Давайте подумаем, с чего мы начнем? Как мы будем готовить праздник?
— Какие названия вы предлагаете? — Название у нас есть. А что бы вы хотели изобразить на своем гербе? — Встречаемся завтра и вы мне покажете, что придумали и нарисовали. — Я думаю, что помощь ваших родителей вам пригодится. Если будет нужен мой совет, обращайтесь. |
— Надо выбрать название команды и нарисовать эмблему.
Дети предлагают свои варианты. — А можно мне мама поможет? |
3. Реализация действия.
В назначенное время учитель встречается с группами детей, обсуждают сделанное. Организованно проводятся репетиции самодеятельности девочек. В день праздника действие идет по сценарию, составленному учителем с учетом всех пожеланий детей. На праздник приглашаются родители.
4. Подведение итогов. Анализ дела.
— Получился ли у нас с вами праздник?
— Довольны ли вы результатом? Что помогло вам сделать праздник?
— Что бы вам хотелось изменить? Почему?
3.9. «Путешествие по профессиям мам» 3 класс
Митрофанова Н.В., ГОУ № 1703
Цель: Познакомить детей с профессиями родителей. Научить планировать свою работу.
Ход:
1.Постановка цели.
-Ребята, кто из вас бывал на месте работы мамы?
-Кем работает ваша мама? Кто она по профессии?
-Знаете ли вы, в чём заключаются её профессиональные обязанности?
-Я предлагаю вам познакомить весь класс с профессией своей мамы, чтобы о профессии вашей мамы знали не только её дети, но и другие дети. (На данном этапе учитель сам предлагает продукт деятельности.)
2.Способ достижения цели.
-Как вы думаете ,каким образом можно рассказать о профессии своей мамы?
А)- Можно просто составить увлекательный рассказ.
Б)- Свой рассказ можно построить на рисунках, рассказывающих о том, что мама делает на работе.
В)- Подготовить к своему выступлению фотографии.
Г)- Можно использовать видеосъёмку.
-Какую работу вам нужно проделать для лучшего знакомства?
А)- Побывать ещё раз на рабочем месте своей мамы.
Б)- Попросить маму рассказать о своей работе и показать, что и как она делает.
В) — Сделать необходимые записи и съёмку.
г) — Выполнить рисунки.
д) — Записать свой рассказ.
-Выберите тот вариант рассказа, который вы сможете осуществить.
-Составьте план вашей подготовки и список необходимых вещей.
-Обсудим срок реализации вашей работы.
-Ещё нам необходимо обсудить оформление класса во время путешествия. Как вы думаете, будем ли мы каким-то образом оформлять класс к нашему путешествию?
-Как это можно сделать?
— а)Можно оформить выставку рисунков или фотографий с места работы.
— б)Крупно написать на отдельных листах название профессий.
— в)Выполнить портреты мам на рабочем месте.
-Обсудим наиболее доступный для нас вариант оформления.
-Выберем ответственного за оформление.
3.Реализация дела.
В назначенный день класс оформляется. Учитель объявляет тему путешествия. Ребята, подготовившие рассказ о профессии своей мамы, сообщают всему классу о том, что узнали и что увидели. Учащиеся могут задавать вопросы после выступления. Можно попросить детей выделить особо понравившееся выступление.
4.Анализ дела.
-Какой продукт (результат) мы планировали получить?
-Добились ли мы поставленной цели? Как это можно проверить?
-Довольны ли вы своим результатом?
-Какие способы организации действия вы использовали?
-Пришли ли вы в результате подготовки к новым способам организации действия?
-Сможете ли вы в следующий раз самостоятельно спланировать действие?
3.10. «Разучивание закличек, веснянок, масленичных песен». 1 класс
Шлеина Е.В., ГОУ № 1703
Задача: Опыт обращения за помощью (формулирование трудности и недостающего средства) по ходу выполнения работы поэтапно.
1 этап.
Постановка цели
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
— Скоро праздник масленицы. Этот праздник древних славян дошёл и до наших дней. На празднике пекли блины – символ солнца, катались на санях, пели заклички, веснянки – масленичные песни. | |
— Вы хотите участвовать в пении закличек на празднике? | — Хотим. |
— Как вы представляете, что такое заклички, веснянки? | — Заклички – это значит кликать, закликать весну, масленицу. Веснянки – это песни о весне. |
— Как будет проходить пение веснянок, закличек? | — Мы будем петь веснянки, заклички на улице, при всём народе. |
— А как вы будете петь? | — Красиво, весело, играючи, приплясывая. |
2 этап.
Постановка задач
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
— Ну, тогда, встретимся на празднике, и вы споёте. | — Нет. Мы не знаем этих песен. |
— А что нужно сделать, чтобы вы их узнали? | — Выучить их. |
— Значит, чтобы исполнить заклички на празднике, вы должны их выучить? Я правильно вас поняла? Это наша цель. | — Правильно. |
— Как мы будем учить заклички? | — Сначала, мы выучим слова. — Потом мы выучим мелодию. |
— Хорошо. | — А затем соединим слова и мелодию. |
— И тогда вы сможете исполнить заклички на празднике? | — Да |
3 этап.
Способы реализации цели
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
— Мы поставили перед собой задачи. | — Слова мы можем выучить, а мелодию нет. — Вы нам помогите. |
— Для того, чтобы выступить на празднике, нам нужно выучить заклички: сначала слова, мелодию, и затем спеть. Так? | — Так. |
— Ну, что ж учите заклички. | — Мы не можем их выучить. — У нас их нет. — Дайте нам, пожалуйста, закличку. |
Учитель даёт детям текст и ноты заклички. — А теперь учите. |
|
— Чем я могу вам помочь? | — Прочитайте нам слова, и тогда мы их выучим. |
Учитель читает слова заклички. | Дети повторяют слова, но не все. |
Учитель прочитывает слова ещё несколько раз. | — Повторите ещё несколько раз, чтобы мы запомнили.
Дети повторяют слова заклички без запинки. |
— Ну, теперь вы можете выступать? | — Нет. Мы не знаем мелодию, и спеть не можем. |
— Что нужно для этого? | — Помогите нам. — Сыграйте нам мелодию. |
Учитель играет мелодию. | Дети пробуют исполнить мелодию. |
Учитель исполняет песню-закличку. | — Сыграйте нам ещё раз. Спойте, пожалуйста. |
— Хорошо. Учитель аккомпанирует детям. |
Дети пытаются исполнить. — А вы можете, одновременно играть, а мы будем петь?Дети исполняют песню- закличку. |
4 этап.
Подведение итога
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
— А теперь вы можете выступать? | — Теперь мы знаем закличку и можем исполнить её на празднике. |
— Раз вы уверены, что вы можете выступать, тогда встречаемся на празднике. | — Да. |
— Ребята, мы достигли цели? | — Достигли. |
— Какова была цель? | — Выучить закличку. |
Каким способом мы достигали цели, что помогло? | — Вы нам помогали. — Вы нам читали слова, мы их учили. — Вы нам пели и играли мелодию, а мы запоминали и повторяли. |
— Спасибо за урок. — До встречи на празднике. |
3.11. Составление сценария концерта
Мешкова В.И., ГОУ № 1703
Задача: Учимся составлять сценарий концерта. Проверка плана за счет представления того, как этот план будет реализован в действии (пробная имитация действия по плану).
Ход:
1.На первом этапе создания сценария концерта из беседы с детьми можно сделать вывод о том, что дети поняли, для чего они будут составлять сценарий.
Дети: чтобы показать мамам, бабушкам хороший концерт.
Я ожидаю от детей по норме самостоятельного составления сценария. Удерживаю во внимании, что будут делать дети на самом деле, и чем будут отличаться их действия от ожидаемой нормы.
Дети предлагают включить в программу: сценки, стихи, песни, конкурсы, выставку рисунков, танцы, частушки.
2.После того как дети внесли свои предложения, они предлагают разделиться на группы, выбрать ответственного за составление программы по группам и на конкурсной основе выбрать лучшую.
После обсуждения программы группы, в которой ответственным является Настя, задаю вопрос:
— Твоя группа, Настя, предлагает номера в таком порядке:
1.Сценка из школьной жизни
2.Танец с переодеванием
3.Коллективное стихотворение
Давайте, проведем это на деле.
Дети:
- Это невозможно потому, что в танце участвуют Юля и Никита, которые играют роли в сценке. Они не успевают переодеться.
- Во всех этих номерах участвуют почти одни и те же.
— Что нужно сделать с вашими программами?
Дети:
1.Пересмотреть очередность номеров художественной самодеятельности и составить ее так, чтобы учащиеся успевали переодеться для танцев.
2.Желательно использование чередования участников концерта и жанров.
Дети составляют новую программу.
3.Сравниваем новую программу со старой.
-Удачно ли подобраны номера?
-Да!
-А теперь я вывешиваю программу на доску для ознакомления с нею родителей. Таким образом будет проходить концерт. (Имитируются действия по имеющемуся на этот момент плану)
Дети: нет, необходимо выбрать ведущих. Выбирают Кирилла и Леву.
— Что вы можете предложить нового как ведущие?
Кирилл: переход от одного номера к другом , связать с нашей школьной жизнью.
Федя: делать словесные переходы как артисты ,которые ведут концерты.
— Предлагаю вам самим проделать это.
Дети выполняют.
После корректировки учителя программа принимается.
3.12. «Сравнение чисел. Вывод правила» в 1 классе
Гарманова Л.Н., ГОУ № 1703
Задача: Конструирование нового способа.
Что делает учитель? | Что делает ученик? | ||
1. | Что является тем материалом, на котором работает учитель?
* Учебный материал – правило сравнения двух чисел. |
||
2. | В чем состоит способ действия ученика в начале и в конце урока?
* В начале урока учащиеся предлагают различные способы сравнения предметов путём их непосредственного наложения. * В конце урока приходят к выводу, что сравнивать можно предметы на расстоянии путём сравнения чисел, обозначающих их величину; * В начале урока дети сравнивают, на сколько одно число больше или меньше другого, путём извлечения «лишних» фигур. * В конце урока формулируют правило: «чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее». |
||
4. | Что делает учитель, чтобы учащиеся осуществили переход ко второму способу действия?
А) Как учитель организует «сбой»? *Учитель вводит ситуацию: предлагает карточки, на которых невозможно сравнить количество фигур известным способом; В) Как учитель организует рефлексию невозможности действовать по прежнему алгоритму (использовать первый способ действия)? * Учитель предлагает придумать ситуации, когда невозможно действовать известными способами. С) Как организуется построение нового способа? * Учитель предлагает учащимся объединиться в группы и опробовать предложенные способы. * Предлагает проанализировать полученные результаты; * Просит сделать вывод, какой способ удобнее. |
3. | За счет чего ученики осуществляют переход ко второму способу действия?
А) В чем для них состоит «сбой»? * Учащиеся понимают, что они не могут составить пары и найти «лишние» фигуры, т. к. совокупности находятся на разных листах. * Учащиеся предлагают другой способ: найти пары на расстоянии путём закрашивания фигур по -очереди. В) Как учащиеся осознают «ловушку»? * Учащиеся придумывают ситуации, когда невозможно действовать известными способами для получения результата. С) Как учащиеся начинает действовать, осознав «ловушку»? * Учащиеся предлагают новые способы сравнения чисел; * Вспоминают прежний способ сравнения и на его основе делают умозаключение; * Опробывают по группам два новых способа; * Сравнивают результаты проб. D) За счет чего учащиеся выбираются из «ловушки»? * Учащиеся анализируют результаты проб; * Делают выбор наиболее удобного способа; * Подводят итоги и анализируют, как они достигли результата. |
5. | Какова единица содержания, с которой работает учитель и учащиеся?
* Способ опосредованного сравнения предметов путём сравнения чисел. |
Описание занятия:
№, часть урока | Деятельность учителя и учащихся | На что направлено задание |
1. Постановка задачи перед детьми.
2. Организация пробующих действий и фиксация их не результативности. 3. Введение новой ситуации затруднения. 4. Вывод нового способа: оппосредованное сравнение предметов с помощью чисел. 5. Часть 2. Постановка задачи перед детьми. 6. Организация пробующих действий и фиксация их не результативности. 7. Введение ситуации затруднения. 8. Конструирование нового способа. 9. Подведение итогов. |
а) — Представьте себе, что родители предложили вам в класс новую ковровую дорожку. Согласитесь ли вы взять её?
— Сначала надо посмотреть, подойдёт ли она нам по размеру. — Как это проверить? — Мы разложим её на полу и увидим, подходит ли она нам по размеру. — А если эту дорожку нельзя взять из магазина, а потом вернуть? Что будете делать? — Тогда надо приложить верёвочку к полу, потом сходить в магазин и приложить эту же верёвочку к дорожке. Тогда увидим, что длиннее или короче. Подходит она нам или нет. Моя мама так делала однажды. — А если нет верёвочки под руками? — А мой папа, когда покупал шкаф, дома измерил длину стены, а в магазине измерил длину шкафа и сравнил, подходит он нам или нет. — А что папа получил, когда измерил длину стены и шкафа? — Он получил какие-то числа. — И что же он сравнивал? — Два числа, т.е. две длины. 2) – Представьте себе такую ситуацию: у вас есть коробочка конфет, и вы хотите угостить всех ребят в классе. Но вдруг на всех не хватит? Как же проверить, хватит ли конфет на всех ребят? Мы же не можем наложить конфеты на ребят или измерить их… -Надо раздать эти конфеты всем. — А если не хватит, то назад отбирать? — Тогда надо сначала посчитать, сколько ребят и сколько конфет, и сравнить полученные числа. — Какой вывод сделаем? Каким способом можно сравнить, какой предмет больше или меньше? — Чтобы сравнить предметы, надо их измерить или посчитать, т.е. получить числа, которые можно сравнить. 3)Двум группам детей предлагается по карточке, на которой изображена совокупность с фигурами, которые расположены настолько близко к друг другу, что невозможно установить соответствие. — Сравните количество фигур на карточках. На какой карточке больше и на сколько? Дети начинают спорить, у кого фигур больше. – Мы не можем сравнить, потому что нельзя составить пары и выяснить, где остались лишние фигуры. – Что же будете делать? – Надо посчитать количество фигур. У кого число больше, там и фигур больше. – Правильно. А как узнать, на сколько больше? – Давайте будем закрашивать по одному кружку из каждого мешочка и увидим, где быстрее закрасятся все фигуры, там их меньше. А не закрашенные фигуры покажут, на сколько их больше. – Пробуйте… Учащиеся выполняют работу и устанавливают, на сколько одно число больше или меньше другого. — Всегда ли можно пользоваться этим способом? Приведите примеры, когда невозможно пользоваться этим способом. – Если надо сравнить количество фигур, которых очень много. Если надо сравнить числа, а рисунка нет. – Как будете действовать? – Надо посмотреть на линейке, какое число расположено дальше и на сколько «шагов». -А я помню, что когда мы сравнивали фигуры в мешочках, то убирали «лишние» фигуры и считали, сколько их. — «Лишние» фигуры составляли часть или целое? -Часть, а чтобы найти часть, надо от целого отнять другую часть. Значит, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо от большего числа отнять меньшее. — Давайте разделимся на две группы и проверим результаты. 1 группа: Учащиеся сравнивают числа с помощью линейки. 2 группа: Учащиеся вычитают одно число из другого. Делают вывод: — Результаты получились одинаковые. – Всегда ли надо пользоваться этими двумя способами? – Нет. Можно использовать один из способов. – Какой способ удобнее? — Удобнее 2 способ, так как не всегда есть линейка под руками. – Каким же способом вы будете действовать, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? — Надо определить, какое число больше; потом из большего числа вычесть меньшее. – Чему вы должны были научиться? – Научиться сравнивать числа, на сколько одно число больше или меньше другого. – Достигли ли вы результата? – Да. — Каким способом вы сравнивали числа в начале урока? А в конце урока? — В начале урока мы делали рисунок, устанавливали соответствие и находили «лишние» фигуры. А в конце урока мы нашли новый, более простой способ: надо из большего числа вычесть меньшее число.
|
Включить учащихся в деятельность.
Сопоставление новой ситуации со старой, и выяснение, что мешает действовать также. Фиксация нового способа. Организация «ловушки», выяснение невозможности действовать таким же способом. Осознание ситуаций, когда невозможно действовать известным способом. Поиск путей, как выбраться из ситуации затруднения. Вспоминают старую ситуацию, выясняют, чем она может помочь. Фиксация результативности нового способа и вывод правила о сравнении чисел. |
3.13. Правописание безударных окончаний глагола
Митрофанова Н.В., ГОУ № 1703
Задача: Конструирование нового способа действия при исследовании языкового материала.
Что делает учитель? | Что делает ученик? |
1.Что является материалом ,на котором
работает учитель? *правописание безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени Учащиеся записывают под диктовку глаголы: пишЕТ ,верИТ, чистИТ, ищЕТ, спорИТ, ходИТ, верИТ, пашЕТ -Докажите правильность вашего написания |
В чем состоит способ действия ученика в начале и в конце урока?
В начале урока дети записывают слова, чаще пользуясь догадками или пишут интуитивно (используя неорганизованные пробы). В конце урока (если удастся это сделать самостоятельно) дети, используя положительные моменты гипотез и проверяя их закономерность, выведут правило. |
2.а)Как учитель организует «сбой»?
*Учитель сознательно подбирает глаголы с безударными окончаниями одного и того же лица и числа , но с разными окончаниями. б) Как учитель организует рефлексию невозможности действовать по их алгоритму? *Выдвигая гипотезу, дети пытаются вывести закономерность,чтобы сформулировать правило, но каждый раз понимают , что закономерности нет. в) Как организуется построение нового способа *Давайте вспомним, какие гипотезы вы выдвигали. Почему эта гипотеза нам не подошла? — первый способ не подошел, потому что вопросы имеют одно и то же окончание, даже если их ставят к глаголам одного лица и числа. — второй способ хорош тем, что определение лица и числа важно для написания глагола, для различения форм глагола, но в данном случае лицо и число одно и то же, нам не понятно, что с этим делать далее. — третий способ хорош тем, что работа с научной литературой всегда полезна, но не всегда можно найти ответ. — Может что — нибудь добавить в один из предложенных способов или попробовать составить новый способ из положительных моментов способов (гипотез), предложенных ранее. -Что вы делали, чтобы получилось? |
3. За счет чего учащиеся осуществляют переход ко второму способу действия.
1) В чем состоит «сбой»? а)Учащиеся выдвигают гипотезы «Будем ставить вопрос и по вопросу определять окончание». Ставят вопрос и делают вывод, что вопрос один и тот же, а окончания разные – ЕТ, — ИТ б) Определить лицо и число глагола, время. сравнить полученные данные с окончанием, сделать вывод. Лицо и число глаголов одно и то же , а окончания различны. В) Сверить по словарю. В словаре могут не оказаться все формы глагола. Это займет очень много времени. Носить с собой словарь? 2) Как осознается «ловушка»? Вывод: каждый раз дети видят невозможность работать данным способом *У нас ничего не получается! 3) Как учащиеся начинают действовать осознав «ловушку»? Учащиеся пытаются действовать другими способами (может быть предложенными одноклассниками), пытаются выбрать что-то из разных способов. Если попытки не удаются, возможно, нужна будет помощь учителя. Дети могут сами обратиться за помощью к учителю. Дети зафиксировали, какие способы они пробовали , как проверяли гипотезы и что из этого ничего не получилось. |
4) За счет чего учащиеся выбираются из «ловушки»?
Кто-то заговорил об изменении глаголов по лицам и числам (о спряжении), разбили глаголы на две группы и заметили закономерность. Попробовали идти через неопределенную форму глагола. Кто-то из детей заметил разные суффиксы в неопределенной форме глагола. Учитель выписал на доске суффиксы и попросил сказать, как это связано с группами глаголов, задав табличную форму фиксации результатов построения гипотезы, что существенно облегчало работу с материалом, позволяло заметить закономерность. Дети заметили связь между суффиксами, изменениями глаголов и окончаниями. Один из детей предложил проверять по прошедшему времени глагола, и здесь тоже была обнаружена закономерность. Этот способ тоже проверили. |
|
4. Достаточно быстро дети сформулировали правило написания безударных окончаний глаголов, не употребляя понятия спряжение, но фактически основываясь на нем. |
3.14. Знакомство с буквой «мягкий знак» в 1 классе
Лисянская Е.С., ГОУ № 1703
Задача: Научить детей фиксировать трудность в действии, описывать недостаток применяемого способа.
Ход: 1. Постановка задачи. На доске схема слова.
— Ребята, это схема слова уголь. Запишите это слово у себя в тетрадях.
2. Организация пробующих действий. Фиксация их нерезультативности.
Дети предложили такие варианты:
1) В этом слове 4 звука. Я записал слово из 4 букв угол. Но это слово не подходит, так как на конце твердый согласный, а на схеме мягкий.
2) Мягкость согласного показывают гласные второго ряда, поэтому мы записали слово так: уголи. Но это слово не подходит, так как после согласного (Л» слышится звук (и), а на схеме его нет.
3. Фиксация трудности.
— Вспомните, какие предложения вы выдвигали и почему они оказались не верными.
1). Первый способ не подошел, так как согласный на конце слова у нас произносится твердо, а надо мягко.
2). Второй вариант не подошел, так как мы использовали букву, чтобы смягчить согласный, но тогда получается лишний звук.
— Гласный вам не подходит, какая же буква вам нужна?
— Такая, которая смягчает согласный, но сама звук не обозначает.
— Кто-нибудь знает, какая буква не обозначает звука, но служит для смягчения согласных?
— Мягкий знак.
Верно, это буква «мягкий знак», которая никак не произносится, но может изменить слово. Например,
Угол – уголь
Кон – конь
Хор – хорь.
4. Применение нового знания;
Поставьте мягкий знак там, где это необходимо:
Лен_, лён_, тен_, сон_, ден_.
3.15. Уравновешивание на весах в 1 классе
Александрова Ж.А., ГОУ № 1703
Задача: Выход к способу действия.
Ход: 1. Создание учебной ситуации. Учитель предлагает задание, в котором требуется уравнивание двух величин: «На чаши весов пекарь насыпал муки так, что массы муки на них оказались не равны. Пекарю нужно испечь из этой муки два одинаковых коржа. Как помочь пекарю?»
По норме ученик должен поставить учебную задачу: найти способ уравнивания двух величин (двух масс). Реально дети будут искать конкретное решение.
2. Организация пробующих (конкретно-практических) действий и фиксация их результативности. Учитель предлагает ученикам самим уравновесить чаши весов.
В норме ученик выполняет пробующие действия (досыпает, отсыпает, пересыпает муку), направленные на поиск способа уравнивания величин.
Дети быстро нашли два способа:
-
-
- Путем увеличения одной (меньшей) массы до ее равенства с другой (большей),
- Путем уменьшения одной массы (большей) до ее равенства с другой (меньшей).
-
Чтобы навести на третий способ и вывести к осознанию способа можно усложнить ситуацию. Вопрос: Как поступил бы пекарь, если бы у него не было муки для досыпания и он хотел бы использовать все количество муки, находящейся на весах.
Ученики предлагают отсыпать муку с одной чаши весов и досыпать в другую чашу. Выясняем, что этот способ соединяет в себе 1 и 2:
-
-
- Путь уменьшения одной и увеличения другой величины на одну и ту же величину.
-
Разница между двумя массами делится пополам и половины, одна досыпается в чашу с меньшей массой, а другая отсыпается от большей массы.
3. Анализ действий и создание «изображения» способа. Класс делится на 3 группы (по способам уравнивания), каждая из которых должна показать свой способ уравнивания количества муки на чашах весов и изобразить его на схеме с помощью отрезков.
3.16. Способ проверки парных согласных (1 класс)
Евстратенко Л.А.., ГОУ № 1835
Задача: Учить поисковой работе в группе: нахождение способа на материале проверки парных согласных в словах.
Ход:
Что учащиеся уже знают: 1. Способы проверки гласных.
2. Транскрипцию слов.
3. Слабые и сильные позиции звуков.
4. Парные согласные.
1. Объяснение задачи урока
— Мы, ребята, уже научились правильно писать безударные гласные, так как с вами нашли способы проверки гласных в слабых позициях. Сегодня мы снова становимся с вами исследователями. На уроке будем искать способы проверки согласных. Какие парные согласные вы знаете? |
Б — п, д – т, г – к, ж – ш, з – с, в – ф. |
— А почему их нужно в словах проверять? | Они бывают в словах в слабых позициях, путают нас. Слышим один звук, а писать нужно совершенно другую букву. |
— Да. Сегодня ими и займемся. Будем работать в группах. Командирами будут Сленьков К., Астахова А., Колесникова М.
Предварительное планирование: — Давайте с вами спланируем работу в группе Карточка: зуб, дуб, гриб, морж — Командиры, получите бумагу, маркеры, карточки. |
|
Работа в группах | |
2. Проверка работ в группах. Отчет командиров.
— Какой из планов групп эффективнее? |
Командиры рассказывают, как планировали,
Что получилось, Кто отлично работал, Какие способы нашли, Что не получалось в группе Выяснилось, что не все группы работали по плану, некоторые решили пропустить один из пунктов и поменять его местами с другим, из-за этого получилась ошибка. |
3. Подведение итогов
1) Как можно проверить парные согласные в словах. 2) А как можно изменить слово – какие способы. 3) Похожи ли способы проверки безударных гласных и парных согласных. В чем схожесть? В чем разница? 4) Какую букву напишите в словах: Рукав, снег, нож, тетрадь, слеза, стена, сосна. |
Способы проверки:
Изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная
|
А почему возникли эти ошибки, может у нас в плане что то не то? |
Просто группа одна пропустила пункт, что надо буквы сверить и подобрала не на ту букву проверочное слово. А другая группа нарисовала схему проверки безударных гласных, а проверяла совсем не так, они схему не к своим действиям нарисовали. |
3.17. Безударные гласные. (3 класс)
Данилова Е.Б., ГОУ № 1703
Задача: Исследовать соотношение устной и письменной речи: разность фиксации смысла слова. Восстановление основания правила действия.
Ход: 1. Организационный момент.
2. Задание:
— Я загадаю вам загадки, отгадайте и запишите отгадки.
По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (Волна)
Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо)
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его… (Скворец)
— Поставьте ударение в словах и подчеркните орфограммы.
— Какая орфограмма вам встретилась?
— Сегодня на уроке мы будем говорить о безударных гласных.
3. Постановка задачи.
— Саша написал такое письмо своей сестре:
Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Хорошо поседеть на берегу с удачкой. Я уже обижал лиса.
Текст написан на доске, учитель читает его.
— В ответ он получил такое письмо:
Саша, здравствуй!
Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его сам повнимательней и ответь на несколько вопросов. Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? И почему ты поворачиваешься с бачка на бачок? Где там на речке бачки? Еще ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих черных? И еще сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?
— Почему так получилось, что сестра не поняла Сашу?
— Саша ошибся, не проверил слова.
— Какие слова она не поняла? Почему?
— Саша написал неправильно некоторые слова. Например, поседеть – значит седой – цвет волос. А на берегу сидят.
— Назовите слова, в которых значение получилось другое, не то, которое хотел Саша.
Вслед за перечислением слов детьми учитель подчеркивает слова и стирает неправильно написанную букву.
— Как вы думаете, какую орфограмму Саша знает не очень хорошо? Давайте поможем Саше разобраться.
— Давайте проверим, если такое слово нам встретится без предложения, сможем ли мы определить правильно его написание?
Учитель произносит лова и вывешивает карточки на доску:
Пол_скал
Сл_зал
Отв_рила
— В какой части слова пропущена буква?
Спишите эти слова столбиком, вставьте пропущенную букву, какую считаете нужно.
4. Построение способа.
— Докажите, почему вы так написали. Для этого запишите рядом с каждым словом проверочное.
— Давайте проверим, как вы записали эти слова.
— Прочитайте первое слово. Какую гласную вы вставили? Почему?
Учитель вывешивает карточку с вариантом написания слова на доску.
— Кто написал по-другому? Почему?
Учитель вывешивает и этот вариант слова.
— Чем отличаются эти слова?
— У них разные гласные в корне и разный смысл слов.
— Существует ли первое слово? А второе?
Аналогично разбираются и остальные слова.
— Почему у нас получилось два варианта? Можем ли мы точно сказать, какой смысл правильный? Почему?
Дети говорят, что мы не знаем, о чем идет речь, поэтому не можем правильно написать слово.
— Подумайте, а в устной речи важно ли нам знать, какая должна стоять безударная гласная? Например, я скажу: Спишите текст. Поняли ли вы смысл слова? Задумывались ли вы, какую гласную нужно вставить в корне? Почему?
— Не задумывались, смысл и так понятен.
— А теперь я попрошу вас это предложение записать. Только давайте договоримся, что запишите вы только первое слово. Пришлось ли вам задуматься, какую гласную нужно вставить? Какую же? Почему?
— Что же мы должны знать, чтобы правильно понимали нашу письменную речь?
— Нам необходимо знать, о чем идет речь и подобрать проверочное слово по смыслу.
Вывод: В устной речи нам достаточно знать, о чем идет речь, по общему смыслу можно определить смысл слова. А в письменной речи, чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне надо подобрать проверочное слово.
5. Применение нового способа.
— А теперь, пользуясь нашим выводом, выпишите слова, в которых ошибся Саша, правильно напишите гласную, в скобках напишите проверочное слово.
— Какие гласные вы вписали и почему?
6. Фиксация результата.
— Давайте еще раз напомним Саше, как же правильно написать безударную гласную в корне?
— Как мы пришли к такому выводу? Почему надо выполнять это действие – подбирать проверочные слова?
—Мы сравнивали, как изменяются слова, в зависимости от того, о чем мы говорим. В письменных словах от букв зависит смысл слов. Чтобы смысл не изменялся, и нас правильно понимали надо писать правильную букву. Для безударных гласных в корне надо по смыслу подобрать проверочное слово.
3.18. Эстамп из листьев
Хомутинникова Ю.М., ГОУ № 1703
Задача: Поиск и анализ способа выполнения работы.
Ход: На столе у детей находятся гуашь, вода, кисточки, лист бумаги.
— Ребята, посмотрите какую работу вам нужно выполнить сегодня на уроке.
Показ образца – эстампа с изображением ажурных листьев.
— Нравится ли вам это панно?
— Да.
— Что вам напоминают эти узоры?
— Листики. Похоже, будто мороз нарисовал.
— Вы можете придумать свои узоры. Главное добиться легкости рисунка. Хотите сделать такое панно??
— Делайте.
Дети начали рисовать, используя краски и кисти, сравнивая с образцом, увидели, что не получается. Один ученик попросил шаблон (засушенный листик), многие последовали его примеру. Некоторые пытались сделать отпечаток листьев, и если отпечаток получался не четким, дорисовывали его с помощью кисти. Некоторые пробовали обводить листок, но почти сразу же отказались от этого. В результате все работы учащихся можно было разделить на две группы:
— выполнены посредством отпечатка листка,
— выполнены посредством отпечатка и дорисованные кистью.
Обсуждаем получившиеся работы и способ.
— Какие способы были избраны для выполнения этой работы? Расскажите о достоинствах вашего способа. Какие недостатки вы видите в этом способе.
— Просто отпечатать листик сложно. На первой работе получилось все смазано, потекла краска.
— На второй работе, она тоже сделана отпечатыванием, наоборот все очень бледно, не видно.
— На этой работе я дорисовывала кистью, потому что все бледно было, не четко. Но кистью получилось очень ярко, грубо.
— Обводить кистью удобно, потому что получаются жилки, но они слишком яркие и толстоваты, а тонко не получается.
— А в чем разница, когда вы кистью берете краску и наносите на лист или когда листик мажете краской и его уже прикладываете.
— Сразу весь лист отпечатывается и все жилки, если приглядеться, и если краска не потечет. А кистью можно много краски взять и лишнюю убрать, она не течет.
— Можно как-то совместить хорошие стороны двух способов и избавиться от плохих сторон. Смотрите у нас и такие работы есть, видите какой ажурный листик?
— Может с листика убрать лишнюю краску как с кисточки.
— Лучше краску не разводить сильно водой, гуще сделать.
— А еще надо листик прижимать сильно к бумаге.
— Молодцы, можете попробовать еще раз, сделайте еще по одному листику.
3.19. Лего – проект «Космодром» (1 класс)
Любимова И.И, ГОУ № 1703
Задача: Ввести планирование как необходимое средство для коллективной работы (распределение дел в коллективной работе).
Ход: Перед учащимися была поставлена задача построить космодром. Некоторые не знали, что это такое. Смородин Никита и Суворов Слава объяснили своим товарищам, что космодром это место, с которого в космос отправляются ракеты.
Далее учитель провел беседу о космосе и космонавтах и предложил построить свой космодром. Учащиеся говорили о том, что в классе его построить невозможно, так как нет нужных материалов, мы не умеем. После обсуждения пришли к решению, что можно построить макет космодрома из конструктора. Было организовано две группы.
Учащиеся начали строить. Вначале дети хаотично брали детали и делали каждый свое. Через некоторое время обнаружилось, что все строят только ракеты. А разве космодром состоит из одних ракет? Что же нужно сделать, чтобы получился космодром? После обсуждения учащиеся говорят, что необходимо составить план строительства. План был составлен. Дети приступили к работе, но возникли споры. Строительство было остановлено. Почему опять не получилось? Необходимо распределить обязанности: кто что будет строить. Наблюдалось, как учащиеся по разному относятся к делу: кто-то пытался руководить, кто-то подчинялся, а кто-то просто самостоятельно строил свое. После окончания строительства надо было защитить проект. Одна группа хорошо провела защиту и строительство было проведено быстрее. Когда стали выяснять причины, то заметили, что у первой группы был план и были распределены задания. Подводя итоги занятий с учащимися выяснили, что для любого коллективного дела необходимо планирование и распределение заданий.
3.20. Праздники (4 класс)
Макарова Ю.В., СОШ № 597
Задача: Знакомство учащихся с праздниками, которые празднует наш народ. Опыт организации праздников в школе.
Ход: Началось это дело, продолжавшееся потом в течение всего учебного года, с того, что на уроках истории и москвоведения дети часто встречались с описанием праздников на Руси. О некоторых из них дети услышали впервые от учителя. Русь оказалась богата на праздники, и тогда стало интересно, а много ли праздников знают дети.
В ходе оживленной беседы выяснилось, что ребята знают не очень много праздников, а уж об их истории и вовсе ничего не знают.
Так появилось у детей желание узнать как можно больше интересного о праздниках. Дети отовсюду стали собирать информацию, приносить ее в класс и делиться с одноклассниками. Праздников оказалось великое множество. Об одном и том же празднике ребята все приносили и приносили дополнительную информацию, новые сведения.
Для того, чтобы не запутаться в поступающей информации, праздники решили систематизировать и разбили их на группы: государственные, народные, религиозные, профессиональные, семейные, групповые.
По интересам и собственному желанию ребята разделились на 2 группы: одна стала изучать государственные праздники, а другая – религиозные. Ребята в группах стали собирать материал по своей теме и в классе делились этой информацией.
Но, как говорится в русской пословице: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Появилось предложение самостоятельно обыграть какой-либо праздник.
Приближался Новый год. Ребята решили самостоятельно организовать его. Дети долго дискутировали, как его лучше сделать, пришли к выводу (используя свой детский опыт Новогодних елок) поставить юмористический сказочный спектакль. Ведь Новый год, в понимании ребят, тесно связан с волшебством, сказкой, а юмор в спектакле поднимет всем настроение.
Ребята столкнулись с трудностями при написании сценария. У них возникали интересные идеи, даже складывались кусочки сценария, но воедино все это разнообразие не соединялось. Дети обратились ко мне за помощью, и я предложила им взять за основу какую-либо сказку и переложить ее на современный лад. Ребятам эта идея понравилась. Они решили взять всем известную «Красную шапочку» и представить ее героиню в виде современной девочки. Дети очень активно, с неподдельным интересом сочиняли роли, придумывали новых героев, вкладывали в их уста веселые реплики. Далее ребята стали распределять между собой роли. Дети спорили о праве на ту или иную роль, и тогда Софья предложила устроить настоящий кастинг. Так, выбрали лучших из претендентов на каждую роль. Роли достались всем ученикам, для некоторых даже специально придумывали роли.
Далее ребята стали репетировать. И тут их тоже поджидали трудности: то кто-то слова не выучил, кто-то заболел, кому-то на занятия надо. Тогда я предложила детям репетировать маленькими эпизодами. После того, как все эпизоды были готовы, я выделила детям урок, чтобы сыграть всю сказку.
Также самостоятельно дети готовили костюмы. Они подключили к этому и взрослых и бегали в детский сад. Сами ребята подобрали музыку для спектакля, изготовили декорации. На уроке труда сделали очень интересные приглашения и отразили в них юмористическую направленность спектакля.
На следующий день я провела в классе рефлексию прошедшего праздника: что удалось, что не очень и почему.
Ребята сделали вывод, что в целом праздник удался. Дети получили ожидаемый результат. Но, вместе с тем, они сделали вывод о том, что не умеют еще четко планировать свои действия, договариваться друг с другом, слышать и уважать мнение товарища. Тем не менее, этот праздник сплотил коллектив. Все это время ребята жили одним общим делом, совместно принимали решения и обсуждали сложившиеся ситуации. Вспомнили, как весело и ярко проходили репетиции. Некоторые дети проявили себя с неожиданной стороны. Очень порадовал Саша Ярмак, обычно тихий и слегка заторможенный мальчик, проявив себя в одной из главных ролей очень ярким, эмоциональным и весьма артистичным. Он свободно держался на сцене, легко и к месту импровизировал. Авторитет Саши после этого вечера очень возрос.
За время подготовки к празднику ребята научились ценить время. Приучались планировать свои действия. Прочувствовали, что такое ответственность, что значит работать сообща, дружно, помогать друг другу, уметь получать согласие и отказ, обращаться ко взрослым, если вопрос не понятен или его решение не по силам им самим.
Дети увидели реальные плоды своей деятельности, что воодушевило их на дальнейшую работу. Ребята предложили отпраздновать День Победы. Они самостоятельно подготовили номера, поздравительные открытки. Пригласили ветеранов и после концертной программы поздравили их подарками. А 6 Мая мы ходили в Грачевский парк к мемориалу павшим солдатам, где по традиции собираются ветераны, поздравили так же и их. Очень интенсивно шла подготовка к выпускному. Ребята серьезно отнеслись к этой работе, были организованы, собраны, четко планировали свои действия.
Всю информацию по праздникам дети решили собрать в альбом и торжественно передать его первоклассникам в сентябре.
3.21. Коллективная работа на уроке русского языка
Павловская Л.Н., ГОУ № 1835
Задача: Повторение пройденных тем — разбор предложения, спряжение глаголов, разбор слова, списывание текста. Распределение работы в команде, анализ эффективности распределения работы.
Ход: Класс делится на команды по 6 – 7 человек. Каждой группе дается одно и то же задание:
1. Списать текст, расставив точки.
Косуля
В тени деревьев показался зверь это была косуля она тихо продвигалась по лесу ни одна веточка не скрипнула под легким копытцем животного вот косуля застыла на месте, повела ушами отгребла она старые листья в сторону и улеглась на голую черную землю.
2. Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
3. Выписать из текста 4 глагола, определить спряжение глаголов.
4. В словах, подчеркнутых волнистой линией, указать количество букв и звуков.
5. Разобрать по составу слова, которые подчеркнуты одной чертой.
На выполнение задания дается 10 минут.
Задание было прочитано вслух, после чего листочки с заданием были отданы командам. Дети одновременно начали работу.
Ребята, сначала все вместе стали читать текст и расставлять точки, но потом у них возникла идея разделить задания, так как их много, а времени – мало. Брали задания для выполнения по желанию.
Сделанную работу сдали учителю через десять минут. Был объявлен результат команд за каждое задание.
После этого провели анализ организации работы в командах. В одной группе получился такой анализ:
Лева: Мы всей группой расставили точки в тексте и Паша стал списывать текст. Я не выполнял задание, а только распределил их.
Ксения: Я сделала фонетический разбор и проверила Пашину работу, так как он меня попросил. Я нашла ошибку в Пашиной работе, он ее исправил.
Кирилл: Я разобрал слова по составу, так как этот вид разбора мне нравится. И еще я проверил работу Димы и увидел, что у двух глаголов указано спряжение неправильно, я исправил ошибки.
Дима: Я выполнял два задания и оказалось, что в каждом были допущены ошибки, неправильно определил спряжение и в синтаксическом разборе не обозначил (не все) части речи. А главное, никто из ребят нашей команды этого не увидел.
Ляля: Я ничего не делала, так как нехорошо знаю темы, но смотрела за работой всех ребят.
Лева: У нас осталось время, и нужно было всей командой проверить все задания. А может быть самый знающий из нас в следующий раз будет проверяющим, а когда ребята будут выполнять задания, он будет проверять. Но наверное, лучше проверять всех командой, если остается время, так как «одна голова хорошо, а две – лучше».
У другой группы результаты оказались хуже и вот, что ребята выявили:
Вова: Мы распределили задания и стали выполнять. Текст поручили писать Леше (он красиво и грамотно пишет), а диктовали ему Вика с Витей, указывая начало и конец предложений. Я взял два задания на себя, а нужно было дать одно задание Маше. Правильно определить спряжение глаголов у меня не получилось, так как я ставил их во множественное число прошедшее время, а не в неопределенную форму. И ребята со мной согласились, видимо тоже забыли, или решили, что я знаю лучше.
Андрей: Я делал синтаксический разбор предложения, где правильно указал члены предложения, но не указал части речи. Вова у меня проверил, но тоже ничего не сказал. Хотя все части речи мы знаем, просто задание наверное прочли в спешке.
Витя: Вова взял на себя два задания, а мог бы распределить задания и проверял бы нас.
Захар: Нужно тщательно проверять работу. Положить листочки с заданиями и всем вместе проверять.
Вова: Маша хотела только списывать текст, а эту работу Леша делает лучше. А потом от всех предложений, помочь Андрею, Захару, она отказалась. В следующий раз нужно задание дать каждому члену команды.
Мы сравниваем результаты работы и организацию работы в командах, пытаемся сделать вывод для последующей командной работы.
Лева: Мне казалось, что Вова руководил хорошо.
Вова: Я думаю, первая команда справилась с заданием лучше потому, что они лучше организовали свою работу и проверку заданий, у них не было разногласий.
В результате анализа составили план коллективной работы:
1. Всей командой читаем внимательно задание.
2. Распределяем задания по желанию, учитывая, как хорошо ученик знает тему.
3. Возможна консультация друг друга.
4. Можно просить помощь у товарища, если не знаешь, как сделать.
5. Нужно проверить задание, лучше всем вместе сравнить задания и то, что сделано.
План коллективной работы может быть проверен на эффективность и доработан в другой день. При выполнении аналогичных коллективных заданий.
Развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сценарии занятий и уроков.