РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ Часть 2. Глава 4. Понимание. |
4.1. Работа с текстом «Не забывай про родник»
(по В.А. Сухомлинскому) (4 класс)
Калинина О. Б., ГОУ №1722
Цель: Развитие способности понимания: выделение предмета понимания и позиционности понимания на материале текста (отрывок из рассказа «Не забывай про родник»).
Ход:
Текст
Давным–давно в одном селе люди выкопали пруд и поселились на берегу. Но заметили, что пруд заносит илом. Сошлись на сходку и решили: каждый, кто выкупался в пруду или просто пришел на берег полюбоваться красотой, должен набрать ведро ила и вынести за склон балки, высыпать в поле.
Люди придерживались этого порядка. У берега, на вербовых кольях, висели деревянные ведра. Для взрослых мужчин – большие, как половина нынешней бочки. Для женщин и подростков – поменьше. Для детей – маленькие. Только тот, кого матери приносили на руках, не платил трудом за радость и удовольствие.
Пруд с каждым годом становился чище и глубже. Но вот приехала в село семья – отец, мать, четверо сыновей и две дочери. Поселились они на околице, рядом с прудом. И взрослые и дети купались в пруду, а за ведра не брались. Поначалу люди как-то и особого внимания не обратили на это. Но потом заметили, что многие подростки делают так же: купаются, но ил не выносят.
Старики стали увещевать молодежь: что же вы делаете? А подростки отвечают: раз одним можно, то и нам можно.
-Назовите, о каких действующих лицах идет речь в тексте. |
Предъявление первичного понимания в форме свободного обмена мнениями. |
II. Работа в группах по составлению пересказа от лица:
1группа– стариков, 2 группа – отца новой семьи, 3 группа –сына или дочери новой семьи 4 группа – подростков |
Фиксация пересказа от лица героя – запись на листочке |
III. Коллективное обсуждение представленных пересказов.
|
Фиксация оснований разных позиций учителем на доске:
Жизненное правило Закон
Живем по своим правилам, как удобно нам Не всех правил можно придерживаться |
IV.Работа в группе по схематизации предмета спора от лица героя
Учащимся предоставляются для использования следующие условные знаки |
Фиксация понимания с помощью рисунка, схемы – перевод понимания на язык знаков |
V Коллективное обсуждение схем
Кто спорит и о чем идет спор? |
Перевод понимания с языка знаков (модель) в речевую форму. |
VI. Корректировка первичной схематизации понимания в соответствии с результатами коллективной работы. | Соотнесение
точка зрения – правило жизни |
VII. Чтение учителем начала текста.
— Видите, дети, этот сожженный солнцем пустырь? – спросил учитель. — Видим, — ответили дети. — Теперь же послушайте быль. Вот здесь, на месте этой пустоши, много-много лет назад был глубокий пруд, в нем водились карпы, караси, по берегам пруда росли вербы… Что же произошло, почему исчез пруд? (по В.А.Сухомлинскому) К кому люди прислушались в споре? Кто в споре был прав? Как нужно относиться к жизненным правилам, к закону? |
Соотнесение:
результат – ответственность за результат – норма жизни |
Подведение итога
Учитель обобщает результаты работы на уроке |
Учитель выделяет шаги развития, сделанные детьми на уроке по определению предмета понимания, позиционности понимания. |
Фрагмент урока математики по теме:
4.2. «Периметр и площадь прямоугольника» (2 класс)
Журавлева О. Н., ГОУ№1722
Задача: Развитие способности понимания на материале понятий «площадь» и «периметр»: выявление набора смыслов, стоящих у детей за данными понятиями, дополнение понимания недостающими смыслами.
— Различение понятий «площадь» и «периметр».
Текст
При подготовке выставки детских работ учитель поручил ребятам сделать стенд прямоугольной формы размерами 6 дм на 3 дм
из цветного картона и тесьмы.
Ребята произвели вычисления необходимого материала.
Вычисления Иры 6 х 3 = 18
Вычисления Кости (6 + 3) х 2 = 18
Определите, что считал каждый из ребят. Поясните вычисления рисунком.
Ход:
I. Работа над заданием, требующим предъявления понимания понятий «площадь» и «периметр».
1) Самостоятельная работа. 2) Работа в группах по оформлению предмета понимания. Обозначьте на листе бумаги, что считали дети. Докажите, почему вы так считаете. |
Фиксация понимания с помощью рисунка, схемы – перевод понимания на язык знаков. |
II. Коллективное обсуждение результатов работы.
|
Перевод понимания с языка знаков (модель) в речевую форму.
Фиксация оснований разных пониманий: — что обозначает каждое действие — какой набор смыслов стоит за каждым понятием; — что обозначает каждое число. |
IV. Переработка первичной схематизации понимания в соответствии с результатами коллективной работы. | Корректировка схемы, рисунков |
V. Подведение итога
Учитель обобщает результаты работы на уроке, выделяя, в чем произошло приращение в понимании |
Фиксация приращения в понимании, наполнения понятия новыми смыслами. |
4.3. Урок русского языка во 2 классе
(по программе Виноградовой Н.В. «Школа 21 века»)
Е.Н. Бурылова, ГОУ 1722
Урок разработан на основе типичных ошибок учащихся по оглавлению текста. Учитель предполагает, что причина ошибок при оглавлении кроется в выхватывании отдельных предложений из текста, т.е. текст воспринимается учащимися не как единое целое.
Тема: «Учимся озаглавливать текст»
Задача урока помочь учащимся осуществить переход от понимания текста как набора отдельных предложений со своим смыслом к пониманию текста как единого целого, в котором смысл каждого предложения является составляющей этого целого.
На уроке идет работа с категориями «часть» – «целое», восстанавливается понятие «текст», учащиеся обобщают смысл отдельных предложений, соотносят смысл текста со смыслом заголовка.
Задание.
Прочитайте текст.
Заглянула Зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые одеяла. До самых бровей нахлобучила им Зима белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. Хороша получилась картина зимнего леса. Глядит солнышко на зимний лес, а под его ласковым взглядом все еще краше становится. (по Г. Скребицкому)
Подберите к тексту наиболее подходящий на ваш взгляд заголовок.
- Снежное покрывало.
- Лесные богатыри.
- Солнце в лесу.
- Картина зимнего леса.
Ход занятия
Текст – это устное или письменное высказывание. Текст состоит из нескольких предложений. Предложение в тексте связаны по смыслу. |
Фиксация учителем на доске. |
Снежное покрывало. Лесные богатыри. Солнце в лесу. Картина зимнего леса. |
Выделение предмета речи |
Сбор доказательств, того, что выбранный заголовок подходит к тексту. Схематизация. Что доказывает, что именно этот заголовок больше подходит к тексту. Зарисуйте доказательства на листе бумаги, используя условные знаки. |
Фиксация понимания с помощью рисунка, схемы – перевод понимания на язык знаков. |
IV. Коллективное обсуждение.
|
Перевод понимания с языка знаков (модель) в речевую форму. Учитель акцентирует внимание всех на разные или дополнительные смыслы, высказанные в ходе обсуждения, фиксирует их на доске, составляя обобщенную схему. |
Что поняли на уроке? Какой шаг в развитии был сделан? |
Учитель обобщает результаты работы на уроке, акцентируя внимание на то, что привнесла каждая команда в общий итог работы. |
Урок был проведен в 2-х классах, в каждом классе урок получил свое развитие.
Во классе 2 Б работало 4 команды. Команда №1 выбрала заголовок «Снежное покрывало»,а три другие – заголовок «Картина зимнего леса».
На этапе коллективное обсуждение команда №1 представила следующее доказательство:
во втором и третьем предложении говорится, что все покрыто снегом (рисунок – снежное одеяло, снежные шапки, варежки), значит текст нужно назвать «Снежное покрывало».
Учитель проговорил и зафиксировал на доске мнение детей:
Команда №2 высказала свое мнение, что текст нужно назвать «Картина зимнего леса», потому что в нем есть такое предложение: Хороша получилась картина зимнего леса. Учитель обратил внимание детей, что хотя заголовок выбран другой, найденное доказательство тоже: если есть хотя бы одно предложение в котором встречаются слова из заголовка, значит так нужно называть. Дети из команды №2 пояснили: «Не только предложение, важен смысл, который оно несет.»
Команда №3 согласилась с названием «Картина зимнего леса» и в качестве доказательства выдвинула мнение, что в тексте есть слова автора, который видит со стороны картину и восхищается ее красотой (рисунок – деревья, снежинки, солнце, человечек-автор).
Команда №4 нашла несколько доказательств:
-иллюстрация в книге рядом с текстом;
— предложение;
— описание картины заснеженного леса (2,3 предложения)
При обсуждении выяснилось, рисунок не всегда может отражать смысл всего текста, поэтому это доказательство не может быть принято.
Особенно интересным стали рассуждения детей по поводу 2 и 3 предложений, которые были взяты как доказательства для разных заголовков (команда №1 и команда №4). В результате обсуждения дети выяснили, что эти предложения являются только частью текста и отображают только часть общей картины.
Важный вывод, который был сделан детьми на уроке: каждое предложение несет свой смысл в текст, Текст – это целое, а предложение – это лишь части. Есть предложения, которые собирают смысл других предложений.
Урок во 2А классе получил иное развитие.
Все четыре команды выбрали заголовок «Картина зимнего леса».
Команда №1 утверждала, что если в тексте есть предложения, в которых говорится о лесе, значит текст можно так назвать. Остальные предложения могут быть о чем угодно.
Учитель зафиксировал это на доске, выделив в схеме из ряда предложений только два.
Команда №2 кроме предложения о картине зимнего леса, выдвинула доказательство, что автор рисует словами зимний лес (предложение – схема, рисунок– шапка, варежки, одеяло).
Команда №3, комментируя свой рисунок (картину, на которой изображены деревья, снежинки, солнце), высказала мысль, что каждое предложение текста «входит в картину». Учитель развернул эту мысль и предложил, сравнить два высказывания команды №1 и команды №3. Дети увидели разницу и сделали вывод, что все предложения вносят в текст свой смысл, и так образуется целое.
Команда №4 привела в доказательство, что автор говорит про деревья как про богатырей. Учитель предложил найти место в схеме этому доказательству. Учащиеся отнесли его к доказательству «автор рисует».
При подведении итога урока учащиеся сделали выводы: чтобы озаглавить текст нужно прочитать его весь, читать «со смыслом» каждое предложение, найти общий смысл, ведь текст это – целое, а предложение его части.
4.4. Тема: «Типы текстов» (4 класс)
Куликова И. Е., ГОУ № 1722
Тема выбрана неслучайно, ее интегративность и сложность текста позволят объединить такие предметы как чтение и риторика, дадут возможность раздвинуть временные рамки за счет сдвоенного урока и организовать работу с учащимися по развитию способности понимания.
Предмет понимания: типы текстов (описание, рассуждение, повествование).
Материал понимания: неозаглавленный текст про осень, листья, их разговор.
1) Вспомним типы текстов.
Текст – повествование – это текст, в котором рассказывается о последовательности событий.
Текст – описание – это текст, в котором описывается предмет или явление.
Текст – рассуждение – текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления.
2) Прочитайте текст.
Ты когда- нибудь слушал осень? Это не ошибка, ведь нам только кажется, что осень не умеет разговаривать.
Приди осенью в золотой лес. Первое, что ты услышишь, это шорох и шепот листьев под ногами. О чем они разговаривают? Может быть, о лете, когда солнце ласкало их, когда ветер шуршал ими? А может быть, о зиме, о том морозном утре, которое они однажды увидят?
Прислушайся. И ты услышишь звук падающего листа. Он прощается со своим домом – веткой, со своими братьями – листьями.
3) Формирование рабочих групп в соответствии с ответом на вопрос:
— Можно ли данный текст назвать описанием, рассуждением?
4)Работа в группах. Поиск доказательств и фиксация их.
5) Представление понимания.
Группа «Описание»
Группа выделила следующие доказательства своей точки зрения:
а) автор использует художественные средства: сравнения, олицетворение.
б) Цель: создать образы – картины, чтобы читатель как бы услышал осень.
в) Обращение к чувствам читателя.
Группа сделала зарисовку своего понимания.
Группа «Рассуждение»
Автор в начале текста ставит вопрос: можно ли слушать осень? А затем дает доказательства того, что осень слушать можно: шорох, шелест и т.д.
Вопросы группе:
— Важно ли тогда, что текст про осень? Или можно ли слушать время года?
— Вопрос поставлен неверно. Автор спрашивает: «Ты слушал Осень?» Подразумевается ответ: «Да» или «Нет».
Предмет доказательство
Можно ли слушать осень?
Шорох
Шелест
разговор
Группа «Поэтическое рассуждение».
Обратила внимание всех на структуру текста:
Автор начинает текст с вопроса. Затем дает ответы на этот вопрос, используя образное описание, того, что может представить человек, слушая шум осенних листьев.
А затем делает вывод.
Таким образом, этот текст является поэтическим рассуждением.
Группа зарисовала ход своих рассуждений:
Вывод
6) Чтение текста по частям и фиксация учителем на доске :
слушал не слушал
Воображаемые картины
Повелительная форма — прислушайтесь
Описание
Результатом работы становится вывод:
Автор использовал форму типа текста рассуждения, а по содержанию текста – описание.
Вывод базовых понятий: форма и содержание.
4.5. Урок «Типы текстов» (4 класс)
Харитонова С. В., ГОУ № 1722
Экспериментальный урок по работе с пониманием был проведен в 4 классе. На момент проведения присутствовали 22 ученика. Тема урока «Типы текста» была выбрана неслучайно, ее интегративность позволила объединить такие предметы как чтение и риторика, дала возможность раздвинуть временные рамки за счет сдвоенного урока и организовать работу с учащимися по развитию способности понимания. Урок проходил на этапе закрепления пройденного.
В начале урока была определена тема и поставлена задача: понять особенности типов текста. На вопрос учителя: знают ли дети, какие бывают типы текста. Учащиеся, не задумываясь, дали утвердительный ответ и безошибочно сформулировали определение каждого типа.
Текст – повествование – это текст, в котором рассказывается о последовательности событий.
Текст – описание – это текст, в котором описывается предмет или явление.
Текст – рассуждение – текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления.
Таким образом, дети предъявили исходный уровень понимания данной темы.
Затем учитель предложил детям задание: прочитайте текст и определите, к какому типу он относится.
Текст.
Ты когда- нибудь слушал осень? Это не ошибка, ведь нам только кажется, что осень не умеет разговаривать.
Приди осенью в золотой лес. Первое, что ты услышишь, это шорох и шепот листьев под ногами. О чем они разговаривают? Может быть, о лете, когда солнце ласкало их, когда ветер шуршал ими? А может быть, о зиме, о том морозном утре, которое они однажды увидят?
Прислушайся. И ты услышишь звук падающего листа. Он прощается со своим домом – веткой, со своими братьями – листьями.
Первый этап работы с текстом был проведен в форме самостоятельной работы. Каждый ученик должен был сам прочитать текст про себя и отнести его к какому-либо типу.
После повторного чтения вслух, учитель попросил поднять руки тех детей, которые отнесли этот текст к повествованию. Таких учащихся оказалось 5 человек. Тех, кто отнес текст к описанию, было 8 человек, а к рассуждению – 9 человек. Создалась ситуация, при которой один и тот же текст воспринимался детьми по-разному. Это было неожиданно. То, что казалось понятным для всех, вызвало непонимание.
Учитель в соответствии с выбором детей сформировал четыре команды: «Описание», «Повествование» и две команды «Рассуждение». Каждая команда получила задание: перечитать текст, собрать доказательства своего мнения и зарисовать их на ватманском листе, используя условные обозначения. При работе в группах некоторые дети переменили свою точку зрения и перешли в другую команду. Так из группы «Повествование» и из группы «Описание» по одному человеку перешли в группы «Рассуждение». Переход из одной команды в другую, активная работа в каждой команде по поиску доказательств, стремление назвать эти доказательства, поиск слов, споры по поводу более точной зарисовки этих доказательств — все это свидетельствовало, что идет серьезная работа над пониманием.
На следующем этапе урока каждой команде была предоставлена возможность представить результаты своей работы и доказать свою версию.
В ходе дисскусии по защите своих версий учитель фиксировал те характерные особенности каждого типа текста, которые были выявлены детьми как доказательства. Обращал внимание на проблемные места, на недостаточность доказательств. Так в результате дискуссии команда «Повествование» выяснила, что не так как другие понимает смысл словосочетания «последовательность событий», такое важное условие как наличие героя, с которым происходят какие-либо события, от них ускользнуло, а формальная сторона – деление текста на три части стала для них наиболее важным доводом. Однако и команда «Рассуждение» ссылалась на три части текста: в первой задавался вопрос, во-второй – шли доказательства того, что осень может разговаривать, а в третьей делался вывод. «Таким образом, автор доказывает, что осень можно слушать» — настаивали представители этой команды.
Команда «Описание» спорила: автор использует художественные средства: сравнения, олицетворение, создает образы – картины, чтобы читатель как бы услышал осень. Зарисовка понимания этой команды убедительно доказывала правоту их версии. Понимание точки зрения другой команды дало возможность выдвижения вторичной версии: данный текст с элементами и рассуждении и описания. Открытие смешанного типа текста стало событием для детей. Однако самым важным результатом урока явилось их продвижение в понимании основных типов текста, в умении выделять и называть их характерные признаки, перевод пассивных знаний в область умения использовать их в свободном диалоге.
4.6. Понимание басен
Бубенова Е.В., ГОУ № 1722
Цель: понимание жанра басен, что в них всегда есть мораль.
1.Учащимся была предложена басня Крылова И.А. без концовки, в котором фиксировался основной вывод автора. Они должны завершить произведение до конца.
Басня
И.А.Крылов
Петух и Жемчужное Зерно
Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное Зерно
И говорит: «Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так пенят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно».
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
2. Работа с разными вариантами, которые получились у учащихся.
3. Сравнение с замыслом автора.
4.7. Различение позиций (3 класс)
Овчинникова И. В., ГОУ № 1722.
Задачи урока — построение предмета понимания в тексте. Различение и фиксация позиций автора, своей и героев произведения.
Для того, чтобы организовать понимание у учащихся должен быть выделен предмет понимания. Понимание текста возможно как понимание разного типа предметов: в тексте можно понимать знаковую форму, стилевые характеристики писателя, особенности представлений о мире у писателя и в его время, можно попытаться понимать события, вызвавшие написание данного текста, можно понимать что хотел сказать писатель своим текстом и много других конкретных предметов. Для организации понимания должно быть намечено, что именно должно быть понято в данном произведении. Для разных возрастных групп эта задача разная: если для начальной школы учитель должен задавать предмет понимания (даже при организации дискуссии что важно понять в этом тексте предмет должен фиксироваться), то для старших школьников должна передаваться технология самостоятельного выделения предмета понимания и его удерживания.
Урок построен как:
- нахождение точек напряжения в тексте (конкретный прием – рассогласование представлений о смысле события при имитации взгляда на происходящее у разных героев произведения),
- выделение на их основании предмета понимания (конкретный прием – фиксация противоречия, в чем именно оно фиксируется);
- работа с предметом понимания – удерживание его в ходе работы с текстом (конкретный прием – дописывание скрытого окончания произведения);
- рефлексивный анализ выделенного предмета понимания (конкретный прием – схематизация);
- рефлексивный анализ выделенных средств работы со способностью понимания (прямое задание на выявление методических приемов– выделите средства организации понимания и что они дают).
Материал для работы: Рассказ В.Ю.Драгунского «Третье место в стиле баттерфляй».
Рассказ был разделён на две части.
1 « Когда я шел из бассейна, у меня было хорошее настроение. Мне нравились все троллейбусы, что они такие прозрачные и всех видать, кто в них едет, и мороженщицы нравились, что они веселые, и нравилось, что не жарко на улице и ветерок холодит мою мокрую голову. Но особенно мне нравилось, что я занял третье место в стиле баттерфляй и что я сейчас расскажу об этом папе, он давно хотел, чтоб я научился плавать. Он говорит, что все люди должны уметь плавать, а мальчишки особенно, потому что они мужчины. А какой же это мужчина, если он может потонуть во время кораблекрушения или просто так, на Чистых прудах, когда лодка перевернется?
И вот я сегодня занял третье место и сейчас скажу об этом папе. Я очень торопился домой, и, когда я вошел в комнату, мама сразу спросила: что ты так сияешь?
Я сказал: — А у нас сегодня было соревнование.
Папа сказал: — Это какое же?
— Заплыв на двадцать пять метров в стиле баттерфляй…
Папа сказал: — Ну и как?
— Третье место! – сказал я.
Папа прямо весь расцвел.
— Ну да? – сказал он. – Вот здорово! – Он отложил в сторону газету.- Молодчина!
Я так и знал, что он обрадуется. У меня еще лучше настроение стало.
— А кто же первое место занял? – спросил папа.
Я ответил: — Первое место занял Вовка, он уже давно умеет плавать. Ему нетрудно было…
— Ай да Вовка! – сказал папа. – Так, а кто же занял второе место?
— А второе занял рыженький один мальчишка, не знаю как зовут. На лягушонка похож, особенно в воде…
— А ты, значит, вышел на третье? – Папа улыбнулся, и мне это было очень приятно. – Ну что ж,- сказал он, все-таки что ни говори, а третье место тоже призовое, бронзовая медаль! Ну а кто же на четвертом остался? Кто занял четвертое?
Я сказал: — Четвертое место никто не занял.
Он очень удивился: — Это как же?
Я сказал: Мы все третье место заняли: и я, и Мишка, и Толька, и Климка, все-все. Вовка первое, рыжий лягушонок – второе, а мы, остальные восемнадцать человек, мы заняли третье. Так инструктор сказал!»
2 «Папа сказал: — Ах вот оно что… Все понятно!..
И он снова уткнулся в газету.
А у меня почему-то совсем пропало хорошее настроение»
Ход работы
Работа строилась на основе группового принципа (групп было– 3). Общая работа чередуется с групповой.
1. Ученикам был выдан для прочтения рассказ Драгунского (1 часть) с заданием пересказать текст от лица в письменной форме. У каждой группы был свой персонаж — папа, инструктор, Вовка. Целью данного этапа является удержание позиционности группами.
2. На уроке в форме дискуссии выявляется в чем противоречат рассказы. Происходит выделение предмета коммуникации.
3. Для групповой работы даётся задание нарисовать разные позиции, выявленные на общем заседании и выявить авторскую
4. Во время общей работы происходит выявление позиция автора и чем она отличается от позиции Дениски, Вовки, папы, инструктора. Происходит схематизация основных версий и обобщение понимания каждой группы
5. Для групповой работы даётся задание дописать рассказ от имени Автора.
6. После этого на общем заседании все группы зачитывают окончание своего рассказа, а ведущий после этого выдаёт группам окончание Автора. Происходит сравнение своего понимания и понимания Автора — выявление и работы с точками непонимания.
Действия учителя | Действия учеников |
Делит учащихся на группы и просит определить смысл события с точки зрения разных персонажей произведения | Рассогласование представлений о смысле события при имитации взгляда на происходящее у разных героев произведения. |
Выделение на основании точек напряжения в тексте предмета понимания. | Фиксация противоречия, в чем именно оно фиксируется. |
Работа с предметом понимания. Как ты бы дописал произведение на месте автора? | Дописывание скрытого окончания произведения. |
Рефлексивный анализ выделенного предмета понимания. Зачитывание и сравнение с авторским окончания рассказа. | Схематизация своей точки зрения и авторской. |
4.8. Игра-конкурс для 4-х классов
Меняйло О.А., ГОУ № 1722
Цель
- Создание ситуации востребованности предметных знаний и умений (родственные слова-формы слова, вычленение смысла пословицы, работа с конструктором);
- Создание ситуации, в которой проявляются мыследеятельностные способности учащихся, формируется понимание необходимости, жизненности для их развития.
Задача:
учить удерживать и действовать в следующих позициях
–организатор,
–ответственный за схематизацию (запись, рисунок, схема),
–ответственный докладчик,
–ответственный за сбор идей.
ХОД ИГРЫ
Открытие игры.
Слово ведущего. Ведущий объясняет, чему посвящена игра. Представляет команды. Представляет жюри. Знакомит с требования судейства. Раздает оценочные листы.
Жюри оценивает работу команд по следующим позициям:
- Выбор девиза команды.
Командам дается время (2 минуты) для выбора девиза команды. Девизом может стать слово, предложение или фраза, в соответствии с ним будет строиться работа команды. Девиз необходимо написать на листочке.
По окончании времени работы ведущий предоставляет слово каждой команде. Команда хором произносит свой девиз, и командир сдает листочек жюри.
Ресурсный круг в команде. Перед началом работы учащиеся берутся за руки и желают друг другу успешной работы.
- Задание «Родственное слово или форма слова». Ведущий вызывает капитанов команд и выдает карточки с заданием для каждого участника игры:
Распределите слова, выписав в разные столбики: «родственные слова», «формы слова»:
Цветок, цветочные, цветоводство, цветочки, цветочная, зацветают, цветоножка, цветковые, процветать, цветочный, отцветает, семицветик, соцветье, цветочек, цветник.
На работу в команде дается 5-6минут. По сигналу ведущего листочки с выполненным заданием сдаются жюри.
Только после этого каждой команде задается один из вопросов:
- К какой группе слов вы отнесли слово «семицветик»?
- К какой группе слов вы отнесли слова «цветочки», «цветочек»?
- К какой группе слов вы отнесли слово «цветоножка»?
- К какой группе слов вы отнесли слова «цветочные», «цветочная», «цветочный»?
- К какой группе слов вы отнесли слово «зацветают»?
Слово жюри. Комментарии по ходу работы в командах и оценки конкурса.
- Задание «Пословица». Капитаны команд вытягивают один из вариантов пословиц. Одновременно разыгрывается последовательность выступлений команд. Дается время — 7 минут.
Прочитайте пословицу и определите ее смысл. Придумайте учебную ситуацию, раскрывающую смысл данной пословицы.
1. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
2. Цыплят по осени считают.
3. Как аукнется, так и откликнется.
4. Семь раз отмерь, один отрежь.
5. Сделал дело – гуляй смело.
- Задание «Архитектор». Каждой команде раздается конструктор с одинаковым набором деталей, лист бумаги и карандаши. На выполнение задания дается 7 минут.
Создайте из конструктора макет игровой площадки. Сделайте схематичный рисунок вашей площадки. Расскажите о своем проекте: для кого он предназначен и зачем.
- Задание «Сочини сказку».
Командам предлагается придумывать сказку поочерёдно с другой командой, удерживая и развивая свою идею-тему. Команды по жеребьёвке выбирают темы. Затем каждому игроку команды, по очереди с игроком из другой команды даётся по 30 сек., в течение которых он на свою тему должен развить сюжет. Команда соперник, продолжая этот же сюжет, должна отыгрывать свою тему.
Тема 1: «доброта» и «трудолюбие».
Начало сказки: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жила-была принцесса»
Тема 2: «смелость» и «хвастливость»
Начало сказки: «За морями, за долами, за высокими горами не на небе, на земле жил старик в одном селе»
Тема3: «веселый нрав» и «ловкость»
Начало сказки: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делает.
Однажды пошел Иван –Царевич…»
Жюри оценивает каждого игрока по следующим позициям:
Развитие сюжета -1 балл,
Удержание темы – 1 балл.
Затем баллы суммируются. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.
Ведущий подводит итоги игры. Попробуйте оценить работу своей команды по оценочному листу. Слово жюри. Награждение.Жюри должно отметить дополнительными баллами соответствие работы команды выбранному девизу.
Жюри оценивает работу команд по следующим позициям:
1.Способность работать коллективно
а) включенность всех участников команды в работу,
б) слаженность работы,
в) распределение обязанностей между членами команды:
-организатор,
-ответственный за схематизацию (запись, рисунок, схема),
-ответственный докладчик,
-ответственный за сбор идей.
2.Результативность работы
— правильность выполнения задания,
-оригинальность,
-аргументированность.
Оценочный лист для команды
название команды | да | нет | иногда |
Включенность всех участников команды в работу | |||
Слаженность работы | |||
Распределение обязанностей между членами команды:
-организатор, -ответственный за схематизацию (запись, рисунок, схема), -ответственный докладчик, -ответственный за сбор идей. |
|||
Правильность выполнения задания | |||
итого |
4.9. «Подлежащее – главный член предложения» (2 класс)
Голубева Е. А., ГОУ № 1198
Цель: выработка умения находить подлежащее в предложении; выявить, какой частью речи может быть выражено подлежащее.
Ход занятия:
1.Разбор предложения. Выделение членов предложения.
2.Запишите предложение.
Солнце закрыло облако.
Найдите подлежащее.
4.Учитель предлагает разделиться на группы и доказать свою точку зрения.
Работа в группах. Схематизация.
5. Работа с рисунками группы.
Вывод: чтобы найти подлежащее необходимо понять, о чем идет речь в предложении. Солнце не может закрыть облако. А облако — может.
Подлежащее указывает о ком или о чем говорится в предложении.
6. Проверка выделенного способа. Детям предлагаются для разбора следующие предложения:
Хвойный запах оздоравливает воздух.
Москва – столица. Она красива.
Курение – вредная привычка.
Курить – здоровью вредить.
Море волнует ветер.
7. После проверки, дети определяют, какой частью речи выражено подлежащее.
Вывод: подлежащее может быть выражено существительным, местоимением, глаголом (другие случаи не рассматриваются).
8. Домашнее задание: найти и записать 3-4 предложения, где подлежащее будет выражено разными частями речи.
Комментарий к занятию.
Основное приращение понимания связано с восстановлением смысловой ткани предложения. Обычно, дети формально определяют подлежащее и другие члены предложения, задавая вопрос к слову (подлежащее отвечает на вопрос Кто? Что?), не выделяя, собственно, о чём идёт речь. Данное занятие было направлено на организацию внимания детей на смысл предложения и его влияющее значение в определение членов предложения.
4.10. «Число имен существительных» (2 класс)
Симонова Т. С., ГОУ №1198
Цель урока: формирование навыка определения числа имен существительных.
Задачи урока:
- Расширение понятия «число имен существительных»;
- Формирование навыка изменения существительного по числам;
- Расширение лексического запаса учащихся.
Существительные, которые называют один предмет, — это существительные в единственном числе.
Существительные, которые называют много предметов, это существительные во множественном числе.
- Словарная работа.
Пенал, карандаш, класс, ученик, учитель, ребята.
- Какой частью речи являются эти слова? Докажите.
- Укажите число данных слов.
- Как определили число?
- Работа с определением в учебнике.
- Создание проблемной ситуации.
Дети, детвора т.д.
- Определите число этих существительных.
Мнения детей разделились
Детвора ед.ч.
мн.ч
- Докажите свою точку зрения. Идет работа в группах.
- Дети приводят доказательства своей точки зрения.
4. Давайте попробуем разобраться. Работа с текстом, который раздается детям.
— Хорошо, — согласилась Морфология. – Ты должна учесть, обратилась она к Маше, что все мы подчиняемся великой царице Грамматике, и, хотя каждое слово обозначает то, что есть в жизни людей, всё же грамматические законы отличаются от ваших человеческих, так же как и мы, жители Страны Русского Языка, отличаемся от вас. Например, у нас единственное число в отличие от вашего не всегда говорит о том, что кто-то один. Возьми такие слова, как детвора, множество или миллион. У нас они единственного числа, потому что…
- Дети самостоятельно читают текст. Выделяют главное.
- О чем говорится в тексте? Краткое обсуждение.
- Работа в группах. Почему морфология утверждает, что эти слова стоят в единственном числе?
- Дискуссия. Вывод. Схематизация.
Он, она, оно – ед. ч., они – мн.ч.
5. Закрепление изученного. Учитель предлагает заполнить таблицу, определить в каком числе стоят предложенные слова.
слово | Слово-помощник | Число существительного |
Листва | ||
Молодежь | ||
Молоко | ||
Очки | ||
Сани | ||
Брюки | ||
Лист | ||
Вода | ||
Табун |
6.Самостоятельная работа. Измените данные слова по числам.
Самостоятельная работа детей, с опорой на таблицу.
Всегда ли вам удалось подобрать нужную пару.
Вывод. Не все имена существительные можно изменить по числам.
7. Подведение итога.
8. Домашнее задание. Подобрать имена существительные, которые употребляются только в единственном или множественном числе?
Комментарий к занятию.
Основной момент развития понимания в данном сценарии связан с переходом от смыслового оформлении результатов понимания к понятийному.
Особое значение имеет то, что детям не просто поменять одно операциональное правило (сколько предметов) на другое (каким местоимением можно проверить). Главное было добиться от детей перехода в действительность языка, а не по законам тех предметов, которые они обозначают.
Развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сценарии занятий и уроков.