Фотоальбом «10 лет «Материнской школе».
Праздник в родных стенах».
Празднование 10-летнего юбилея «Материнской школы» в 2004 году. Традиционный показ группами своих легенд. Поздравления от выпускников. К этому юбилею появилась летопись первой группы «Материнской школы» — группы «Радуга».
Празднование 10-летнего юбилея «Материнской школы» в 2004 году. Традиционный показ группами своих легенд. Поздравления от выпускников. К этому юбилею появилась летопись первой группы «Материнской школы» — группы «Радуга».
Летопись группы Радуга (фрагменты)
Был в Москве Независимый методологический университет. Занимался он научными и практическими разработками, помогал школам и округам новые образовательные программы делать, такие, чтобы дети были умные и могли достижения предыдущих поколений сохранить и приумножить. Работали методологи и в Сибири, и в Москве.
Была у них школа своя, где детей учили, как открытия мирового значения в науке делаются, как разные проекты взрослые устроены и можно было даже детям в этих проектах поучаствовать. Некоторые не ленивые дети уже вместе со взрослыми методологами и работали, ездили на игры деятельностные, на конференциях взрослых выступали, журналы серьезные выпускали. Потом даже своя типография появилась «Издательское дело» и журнал «Поколение». Все было бы хорошо. Да только дети-то были большие уже, а своей начальной школы и детского садика у методологов не было. А тут еще малышня стала подрастать, не отдавать же ее сразу в старшую школу? По порядку-то надо сначала в детский садик, потом в начальную школу, потом в среднюю, а там уже и в старшую можно.
А еще в то время занимались методологи программой как раз для детского сада, «Материнская школа» называется. Первую-то программу для малышни Ян Амос Коменский написал давным-давно, несколько сот лет назад. А время-то уже как поменялось: и телевизоры появились, и компьютеры, и самолеты, и государства новые появились. Вот такая сложная жизнь настала. Коменскому-то попроще было: народ у него был одной национальности, вера у них-то же одна была, а партий, наверное, и вовсе никаких не было. Так что «Материнская школа» Коменского нам никак не могла помочь детей воспитывать и учить маленьких.
В нашей стране была своя программа Российская, обучение и воспитание детей дошкольного возраста, была программа для средней школы. Они, в общем-то, хорошие были. Недаром у нас столько великих ученых появилось. Наши ученые и космический корабль первые придумали и человека в космос запустили, Юрия Гагарина, даже целый дом космический сделали. А в биологии, в медицине, — сколько российских звезд! В искусстве, опять же, много знаменитых на весь мир людей было и музыкантов, и художников, и писателей. А балет русский по всему миру ездил на гастроли. Только вот время-то поменялось. Раньше каждый ребенок хотел стать, если не космонавтом, так ученым, или в искусстве свой след оставить. Дети-то учиться хотели, сами из рук учителя знания хватали, да еще и книжки разные научные сами читали. А сейчас все больше у телевизора сидят или с компьютером балуются. Многие стали желать, чтобы ничего вовсе бы не делать, а все бы удовольствия получать. Даже песни стали такие петь, чтобы шума было побольше, а мыслей поменьше. Вот как быстро все разленились.
В общем, надо было что-то придумывать взрослым, чтобы из детей настоящие люди вырастали, которые бы новые открытие в разных областях могли сделать, а не только по магазинам бегать, да дурацкие слоганы из рекламы по телику повторять. Так ведь не долго и вовсе человеческий облик потерять. Вот и решили сделать новую программу «Материнская школа» только уже для нашего, 21 века.
Сначала была взрослая оргдеятельностная игра, на которой все решали, как будет устроена «Материнская школа». Когда придумали, как сделать школу, чтобы дети вырастали умные, трудолюбивые, способные к трудной работе, стали искать место подходящее. Не может же школа без всякого здания быть. В центральном округе Москвы Лопатина Вера Ивановна привела Курнешову Елену Николаевну, Акопову Эльвиру Сергеевну, Иванову Елену Юрьевну, Крупнова Юрия Васильевича и Дмитриева Дмитрия Борисовича на Малый Полуярославский переулок к детскому саду. А там одна группа была свободна. И говорит: вот здесь можно расположиться с вашим проектом «Материнской школы». И все решили, что сначала одна группа дошкольная откроется, в которой дети будут от 3 и до 7 лет. А Надежда Михайловна Дудакова и Валентина Васильевна Поляруш там уже работали. И Ольга Александровна Клецкая тоже работала, только она была воспитателем.
Собрали группу из детишек разных в ноябре 1993 года. Пришли туда Егор и Глеб Шараповы, Валя и Коля Курнешовы, Настя и Лада Семины, Варя и Нина Веселые, Юля Иванова, Оля Чернина, Тоня Громыко, Света Нечипоренко. А воспитателями стали Анастасия Сергеевна Першина и Екатерина Васильевна Коновалова.
Стали жить дружно, многие друг другу братьями или сестрами приходились. Так подружились все, что расстаться никак вечером не хотели, так и ездили по несколько человек друг к другу в гости.
Дел в группе много было. Сказки играли часто, любили в сказку играть. Пробовали сказки переделывать, чтобы все хорошо получилось, а потом так же в жизни поступать. Если знаешь, как делать, чтобы было хорошо, не будешь же нарочно делать, чтобы плохо получилось? Так ведь умные люди не поступают. Сказки вместе с Эльвирой Сергеевной играли.
Рисовали красками тоже часто вместе с Лией Георгиевной. И в музеи ездили, чтобы культурными людьми быть. Картины детские такие красивые были, что их на выставки даже отправляли.
Вместе с Еленой Юрьевной Ивановой историю изучали, про древнюю Грецию, про Египет, про Рим, древних славян тоже изучали, как Российское государство появилось. Очень любили макеты разные строить, или из конструктора делали пирамиды как в Египте. Сражения великие на карте рисовали. Даже маленькие дети знали про Ледовое побоище, например, и что свинья не только животное, а построение так называется у военных, что такое фаланга тоже могли объяснить.
Пели и на музыкальных инструментах учились играть вместе с Нечипоренко Аленой Юрьевной. Так это интересно было, что и родители некоторые решили научиться играть хотя бы несложные мелодии. Собирались вечером в зале и учились играть музыку 16 века кто на скрипке, кто на флейте, кто на ксилофоне, и гитара, конечно же, тоже была.
Языки очень любили учить. Сразу два языка осваивали: немецкий и английский. Анна Петровна Иванова на немецком говорила, а Черепова Надежда Юрьевна на английском. Учили песенки, игры и считалки. Оказалось, не зря учили, потому что потом к нам гости стали приезжать из Америки, индейцы навахо. Как с ними разговаривать, если языка не знаешь?
Взрослых в группе всегда много было. Родители часто вместе сидели, делами своими занимались. Вот в игру «Болото» сначала взрослые играли, игра-то сложная как шахматы. Друг с другом и играли, а потом уже детей стали потихоньку учить, простые варианты им загадывать.
Библиотека тоже стала появляться потихоньку. Книги-то в группе любили читать, вот и стали друг другу рассказывать, какие книги читали, да какие они интересные. Стали книжками меняться. А потом решили, чтобы все, как в настоящей библиотеке было, надо карточки завести и главного библиотекаря выбрать. Так и появилась библиотека. Старшие ребята из колледжа узнали про это и привезли нам свои детские книжки, целую машину. Тут уж в группе столько книг не уместилось, пришлось новое помещение для библиотеки искать.
Дни рождения справляли интересно. Родители про ребеночка своего рассказывали, как он рос, да каким стал. Испытания проводили, действительно ли виновник торжества вырос. Потом ему разные пожелания говорили, чтобы на следующий год к следующему дню рождения исполнилось. Играли в игры, любимые в семье того ребенка у кого день рождения. А потом все дружно искали торт по плану. Иногда план на целый этаж делали, вот было где поискать!
Все бы было хорошо, но группа-то (экспериментальной называлась) была одна-одинешенька в саду. Не с кем ей сравниться, некуда в гости пойти. В 1994 году решили, что весь садик пусть будет «Материнской школой». И стало в ней три разновозрастные группы. И первый класс открылся. У школы появился директор – Акопова Эльвира Сергеевна. Завучем стала Елена Николаевна Курнешова, а за эксперимент отвечала Иванова Елена Юрьевна. Орлов Николай Сергеевич был заместителем по хозяйству. Первым учителем стал Сергей Николаевич, а воспитателем ГПД Татьяна Павловна. Никитина.
Группы три как-то различать надо было. Вот и решили все по своим группам собраться и название придумать, ведь не по номерам же их называть? Ждали ответа от групп целых полчаса. Приходят группы и говорят. Наша группа решила назвать себя Радуга, а наша группа – Солнышко, а у нас название – Звезда. Вот как получилось. Никто не сговаривался, а все себе такие чудесные названия придумали. Никто не назвался ведь Елочкой или Ромашкой. К названиям и легенды появились. У каждой группы – своя легенда. По этой легенде получалось, что Радуги могут отделять плохое от хорошего, глупое от умного, доброе от злого, такие они хранители эталонов. А солнышки добрые и готовы всех обогреть и пожалеть. Звездочки могут путь указывать, вести к добру.
В Радуге, конечно же, народу прибыло. Пришла Маша Романовская. Мария Георгиевна, ее мама, рукоделию всех детей учила, а потом стала воспитателем в Солнце. Таня Рогачева с Аллой пришли, Инга и Ангелина Крупновы, Алеша Трусов, Вася Пушкарев, Юра Фрик, Максим Иванов. Родители все помогали Радуге. Татьяна Николаевна Трусова помогала литературу правильную для детей подбирать, Галина Николаевна Крупнова программой по русскому языку занималась, Юрий Вячеславович Громыко и Юрий Васильевич Крупнов всю программу совершенствовали. Светлана Эдгаровна Фрик стала психологом. Ольга Викторовна Пушкарева всех детей научила петь открытыми «народными» голосами и плясать фольклорные пляски. Все ребята очень любили с Ольгой Викторовной в народные игры играть. Папа Тани и Аллы Рогачевых шахматный кружок открыл. Всегда в Радуге много взрослых было, всем же интересно научить детей тому, что сам умеешь. Вот и занимались дети разными интересными делами, то домик для лягушат стеклили, а заодно и математику осваивали, то балетом занимались, балетные этюды ставили. Не только взрослые в Радуге такие активные были, школьники наши тоже люди с задумками. Максим, например, очень историей увлекался и детям тоже много чего по истории рассказывал, Настя стихи сочиняла и истории всякие волшебные. Все школьники помогали сказки разыгрывать. Они сначала сами между собой сказку-то разбирали, в чем там смысл и чему научиться можно, а на другой день к ребятам в группу шли, помогали им разыгрывать, вопросы задавали, помогали ответы искать.
В то лето, как второй класс открывать, ремонт у нас был, да не простой, а капитальный. Строители, видно, ленились или время не рассчитали, только не успели они к 1 сентября все сделать. Так наши школьники заняли здание строительной фирмы. Первый класс учиться начал за огромным столом начальника строительства. А строители испугались, что мы у них навсегда останемся и все быстро доделали. Классы к себе вернулись, в Материнскую школу. Учителем новым сначала была Сельдимирова Ирина Геннадьевна, но она потом уехала. Вместо нее приехала учителем Янкина Светлана Анатольевна вместе с дочкой Юлечкой. Юля танцевала замечательно, просто балерина. В какую группу она пошла? В Радугу! Еще пришел Алеша Дудаладов, а папа его Анатолий Васильевич стал заместителем по хозяйству. А еще в этом году такие события были, что поменялись все воспитатели в Радуге. Екатерине Васильевне учиться в институте надо было. И правильно, что же за представитель Радуги без высшего образования? А Анастасии Сергеевне тоже надо было отлучиться, у нее ведь девочка Полина должна была родиться. Пришел в группу новый воспитатель Рожкалне Илза Валдовна, и дочки ее пришли Анна и Маша Соколовские. Няня тоже пришла новая – Любовь Леонидовна с сыном Артёмом, он оказался мастер из бумаги разные интересные вещицы делать. Все бы хорошо, только кто же будет знакомить новых взрослых с Радугой и как знакомить? Решили тогда показать календарь и сделать карту группы с фотографиями. На календаре события всякие отмечали, праздники и что нового узнали за день. Календарь удобный получился, на нем и праздники видны, и Дни рождения, и другие интересные случаи. Вот как Ниночка Веселая первый раз предложение сказала — разве не событие? Раньше только слова невнятные человек говорил. Или вот Вася маленький сам читать научился. Он же маленький совсем, никто его читать-то и не думал учить, глядят все, а он, оказывается, читает вывески на улице. Вот какой умный. Конечно, такие события надо в календаре отметить. Или вот Радуга викторину выиграла – тоже событие. Интеллектуальные конкурсы Радуга часто выигрывала, умные ребята то в Радуге А вот в спорте не везло Радуге. Все время Звезда первые места занимала. Как уж все радужки расстраивались! Всем же хотелось первое место занять. Ну ничего, может в другие годы Радуга и этому научится. На карте группы, тоже удобно, всех детей видно и сразу ясно, кто там помладше, а кто постарше. Но больше всего Илзу Валдовну увлекла игра в «Болото». Они даже по группам другим стали ходить, предлагали сразиться в эту игру и, конечно же, выигрывали.
Так вот: как Лада, Валя, Глеб и Юля в первый класс ушли, в группе-то осталась малышня и новые воспитатели. Малыши-то привыкли, что старшие ребята всегда рядом и помогут, если что. Как быть? Придумали тогда устроить передачу полномочий и дел от старших к младшим. За что ребята старшие отвечали (библиотека, игры какие, растения или еще что), так эти дела прямо следующему поколению и передавали, Прямо так и говорили: вот Тоня, я иду в первый класс, теперь ты за библиотекой будешь смотреть, а тебе Коля вот игра, не забывайте, как играть в нее. Игр-то много было, их потом в книжке напечатали «100 сценариев, игр и праздников», больше ста страниц вышло.
Так вот, когда у нас уже два класса стало (первый и второй), так у школьников в Радуге каждую неделю новая затея. Они уроки-то быстро сделают, да в группу бегут, а там их уже дошкольники дожидаются, дел-то много, все успеть надо. В самый раз пришла к нам в 1995 году Елена Юрьевна Железняк. Вот посмотрели школьники, как красиво она танцует, и давай в группе балет ставить. Сами все делали, помещение выпросили, магнитофон, время согласовали с администрацией. Или на Ольгу Александровну глядя, начали оперы петь. Вообще спектакли любили ставить всей группой. Школьники режиссерами, малыши актерами, кто костюмер, кто художник. Взрослые тоже, конечно, помогали. Спектакли-то не только на русском языке были или музыкальные какие. Ставили спектакль на английском языке и на немецком, но это уже только школьники. Другие группы тоже не отставали, прямо очередь на пятницы была — всем хотелось свой спектакль показать. Еще и в гости к другим группам ходили со спектаклями. Ольга Александровна еще и вечера затеяла музыкальные, где ребята на музыкальных инструментах играли что-нибудь.
А то еще, решили школьники переобустроить территорию, там ведь не было ничего, только четыре веранды. План сделали с фонтаном, лабиринтом, да лазилками. Принесли его директору на утверждение. А директор говорит, вы финансово-экономический расчет сделайте: сколько материалов покупать на какую сумму. А математики да финансисты учились только во втором, да первом классе, вот знаний-то у них и не хватило. Пропала затея. Но кое-что удалось сделать: лазилки поставили, место под каток отвели, поле футбольное на месте четвертой веранды сделали, круг для линеек торжественных и праздников отвели, дорожки проложили.
Летом мы всей Материнской школой выезжали куда-нибудь за город, чтобы на свежем воздухе образование получать и здоровье поправлять. Поехали раз как-то на юг, на Черное море. По горам лазили, в пещеры протискивались, на самую макушку горы раз даже влезли. А еще в древний город ходили Судак, его вроде греки основали. Малыши, даже четырехлетние, со старшими наравне везде ходили, не отставали и не плакали, даже к маме никто не запросился. Вот какие смелые. Так вот, после поездки школьники решили музей устроить путешественников. Стенды выпросили, оформили их фотографиями, камушками, ракушками. Экскурсоводов сами подготовили. Договорились с воспитателями групп о времени работы музея. И давай экскурсии по музею водить. По две группы экскурсантов за раз пропускали. И билетики сделали на вход.
Индейцы – навахо узнали про музей и подарили нам всякие индейские вещицы: топор каменный с настоящими соколиными перьями, черепки с узорами, которые на раскопках нашли, гербарий растений, какие у них там растут в штате Юта, еще фото и видеофильм про их жизнь. Школьники-то наши с их детьми даже переписывались. Индейцы-то к нам в гости приезжали, рассказывали про свою жизнь, а мы про свою. Ребята на английском языке рассказали легенду о Радуге. А индейцы как обрадовались! Оказалось, что их символ родовой всего навахского племени тоже Радуга. Они нас за близких людей посчитали, свою легенду нам тоже рассказали. Потом к нам учителя с маленькими детьми в Радугу приезжали пожить на месяц. Вот все наши ребята удивились, что девочки американские такие маленькие, а так хорошо говорят на английском. Потом еще на другой год и мальчик приезжал школьник, он очень бейсбол любит, а есть ничего не хотел, только гамбургеры мог есть. Еще потом мы с английскими ребятами переписывались, но как-то дружбы большой не вышло, английский-то у нас все же слабоват для переписки. Нам ведь и по-русски то еще сложно много писать.
Занятия разные у нас были. Вот Нина Израилевна Люрья проводила занятия по знанию и в Радуге, и у школьников. Школьники как новое что узнают, на плакатике запишут и нарисуют и вывешивали на стенку, чтобы не только они, но и все бы дошкольники тоже про это узнали. Радуги – дошкольники, например, решили вопрос, почему шуба греет ребенка на улице, а в помещении она холодит завернутый в нее лед. Они додумались, что шуба не греет и не холодит сама по себе, она просто сохраняет то, что в ней уже есть: либо холод, либо тепло, не дает им развеяться. А школьники придумали, почему монетка железная при нагревании расширяется, что с ней такое происходит. Вот какие умные.
Потом еще один первый класс открылся. Стало три группы, три класса. В этот класс пошли Анна Соколовская, Оля Чернина и Варя Веселая. Учителями у них были Калмановский Александр Борисович и Куценко Елена Григорьевна. Этот класс очень любил спектакли ставить музыкальные. Репетировали день и ночь. Спектакли-то получались просто потрясающие. Только школьники этого класса стали реже в группы попадать, занятые очень были. Но в том же году впервые в мире состоялась организационно-деятельностная игра для детей. Участвовали в ней ребята из третьего и второго класса и старшие дошкольники. Игра была по математике, по тензорному числу. Такое содержание придумал Побиск Георгиевич Кузнецов. Он вообще-то большой ученый, но приходил в Материнскую школу и время на малышню не жалел. Он говорил, что настоящих ученых надо с малолетства выращивать. Не тот математик, кто знает все теоремы и правила арифметические, а тот, кто задается вопросом, так ли уж верны эти правила и могут ли быть другие. Вот он и говорил, что детей надо учить живые процессы описывать математические, чтоб малыши уже начали порядок выделять и один порядок от другого отличать. Вот с ним и придумали такую игру, чтобы дети начали математически описывать мелодию, танец и движение в пространстве. До количества-то не дошли, конечно, а вот разные параметры выделить сумели. Такие модели построили мелодии, танца и движения, что любой малыш смог их повторить. Некоторые ребята и через пять лет их не забыли. А времени то всего было три раза по два дня, даже и не полностью два дня, а так, до обеда только. Это взрослые могут по пять дней на игре работать с утра и до ночи, тут все же маленькие дети, у них режим. Так здорово на игре все получилось, что потом старшие ребята смогли научить и тех детей, кто совсем на игре и не был. Потому что кроме математики на этой игре много чего все поняли про то, как надо учиться, то есть что надо сделать, чтобы научиться тому, что ты делать не умеешь, а другой умеет.
В этом же году познакомились мы с итальянской художницей Элиде Кабасси. Она очень любила в России жить и детей учить картины писать. Ее усилиями у нас появилась художественная мастерская, пусть и не такая чудесная, как в Италии для детей делают, но лучше, чем если никакой мастерской нет. Ребята тогда стали вместе с Элидой Кабасси и Лией Георгиевной рисовать, в том числе, и на стене рисовали, на специальной доске. Очень это полезно, детям на стенах красками рисовать. Потом так здорово все рисовали, что картины наши отправили на выставку в Ярославль (1998), раньше мы только в Москве выставлялись на обычных детских выставках. А тут, можно сказать, персональная выставка в художественном музее.
В мае 1997 года состоялся наш первый выпуск. Ребята нам такой замечательный спектакль показали, про репку. А репка-то эта была наша Материнская школа. И показали они, как много людей ее растили, да чему ее учили. Ушли наши выпускники в Гуманитарный методологический колледж, ну мы о нём вам в самом начале рассказывали. Там о них хорошо отзывались, хвалили, что учиться хотят и умеют. Может, конечно, чего они не знали и не умели, так ведь если б они все уже могли, зачем тогда учиться? Правильно? Группа Радуга своими ребятами довольна была. Они ведь приходили, навещали нас, рассказывали, как у них там жизнь идет. Потом, как подросли еще, так даже с занятиями приходили, чтобы в группе их провести.
В сентябре 1997 в 1 класс пошли Таня Решетова, Тоня Громыко, Алеша Дудаладов, Коля Курнешов, Артем Артемов. Учителем у них стала Людмила Анатольевна Евстратенко, воспитателем ГПД – Никитина Татьяна Павловна. А в группу пришли новенькие – Сережа Сарычев, Карина Сторублева.
Этот год (1997–98) сложный был. Наступило у нас лицензирование и аттестация. Все-то пришлось перекрашивать, да переделывать в группах. Раньше-то у нас висели пологи разные, что было где спрятаться, домик сделать. А теперь все снять пришлось – не положено так в детском саду. И окно на лестнице, откуда детки родителям ручкой махали на прощание, пришлось закрыть, замуровать. Зато станок хореографический перед зеркалом поставили, холл покрасили в светлый тон. Из разных садов к нам приехали друзья, помочь подготовиться. А вот аттестацию и дошкольники, и третий класс прошли на отлично. У них самые высокие показатели были по сравнению с другими садами и школами по всем предметам. Вот какие молодцы наши ребята.
* * *
Фотоальбомы Материнской школы