МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ РИТМОТЕРАПИИ

Коррекция коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмических технологий

ГЛАВА 3.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ РИТМОТЕРАПИИ В СИСТЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Данные рекомендации разработаны с целью коррекции коммуникативно-речевых нарушений старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня и апробированы в старшей логопедической группе ГБОУ «Школа на Яузе» в апреле-мае 2018 года.

Рекомендации  адресованы воспитателям и логопедам, работающим в группах детей с общим недоразвитием речи и желающим улучшить коммуникативные навыки детей конкретной группы.

При разработке рекомендаций учитывались современные достижения в области логоритмики, в основу работы положены приёмы технологии коммуникативной ритмотерапии, разработанной Е.С.Авдеевой под руководством Е.Ю.Рау. Анализ особенностей и преимуществ данной технологии, а также перечня речевых и неречевых коммуникативных проявлений экспериментальной группы дошкольников позволили сформулировать условия работы и положения рекомендаций.

Основное условие работы для педагогов, работающих в технологии коммуникативной ритмотерапии (авторы Е.С.Авдеева, Е.Ю.Рау) — это необходимость специального обучения для овладения данной технологией.

Основные условия организации данной работы в дошкольном учреждении:

  1. занятия по коммуникативной ритмотерапии рекомендуется проводить 2 раза в неделю по 20-30 минут без ущерба для остальных занятий и видов деятельности;
  2. данную технологию эффективно использовать для развития детей второго и третьего уровня развития речи старшего дошкольного возраста;
  3. условием эффективной работы является использование полученных на занятиях коммуникативных умений в повседневной жизни детей: освоенные фразы-приветствия, приглашения, извинения, отказ, вопросы и пр.; невербальные сигналы внимания, интереса, симпатии, извинения и пр.
  4. в занятиях необходимо сочетать реализацию актуальных задач речевого развития детей (развитие просодической стороны речи, фонематического слуха и звукового анализа, грамматической стороны речи, связной речи) с развитием речевых и неречевых коммуникативных умений;
  5. необходимо поддерживать игровой и деятельностный характер занятий, который способствует мотивации детей к коммуникации и взаимодействию. Для этого рекомендованы задания в парах или в подгруппах, активное использование игровых приемов работы.

Для активизации детей занятия рекомендуется обогащать сюжетной линией с использованием элементов декораций и костюмов. Примером могут служить такие сюжеты, как «В гости к инопланетянам», «У индейцев», «Планета друзей», «Жизнь без ссор и обид».

В структуре занятия выделяются 2 части: развитие средств невербальной коммуникации и развитие средств вербальной коммуникации.

Первая часть занятия посвящена развитию таких неречевых коммуникативных умений, как визуальный контакт, тактильное общение, общение жестами, совместные действия и движения. Рекомендуются следующие упражнения – варианты упражнений «Японская машинка», «Кадриль», «Ладушки» (Е.С.Авдеева) [1, 8-9]:

«Приветствие» — передача «привета» по кругу под звук метронома (правой ладонью легко хлопаем соседа слева, сосед передаёт «привет» дальше). Подготовка: дети прислушиваются к ритму и темпу ударов метронома, держась за руки и покачивая руками в такт метроному. Считают при этом про себя до десяти. Осваивают ритм: по команде производят хлопки в ладоши, попеременные хлопки в ладоши и по бёдрам, другие подобные упражнения. На каждом последующем занятии движения усложняются.

После совместных действий рекомендуется работа в парах по развитию невербального общения в игровой форме. Для этого педагог предлагает детям рассчитаться на первый – второй и создать внешний и внутренний круги. Ребята выполняют разные упражнения под ритм метронома: взявшись за руки, попеременно поднимают сомкнутые руки под ритм метронома; играют в ладушки под метроном с разным ритмом. Педагог, пользуясь игровыми приёмами, активизирует визуальный и тактильной контакт детей, их положительный эмоциональный настрой. После каждого упражнения по сигналу педагога дети двигаются по кругу, переходя к следующему партнёру. Можно порекомендовать следующие упражнения в парах:

«Запомни и повтори» — хлопки в ладоши, попеременные хлопки в ладоши и по бёдрам, производятся всеми вместе по образцу педагога под звук метронома. На каждом последующем занятии движения и ритм усложняются.

«Ладушки» — парное упражнения под ритм метронома, отхлопывание ритма с разным ритмическим рисунком. Рекомендуется смена партнёра после каждого упражнения по сигналу педагога (дети двигаются по кругу, переходя к следующему партнёру).

«Найди партнёра для танца» —  упражнение, направленное на обучение визуальному контакту (контакт глазами). Для данной работы дети расходятся в две равные шеренги друг напротив друга. Звучит музыка и каждый ребёнок должен найти себе партнёра, встретиться с ним взглядом и сделать танцевальное движение (шаги, поклоны, полуприсед), либо поменяться с партнёром местами. Упражнение проводится несколько раз. Педагог, проводящий занятие, не должен забывать про необходимость темпо-ритмического развития, учить детей ритмичным и плавным движениям.

Вторая часть занятия посвящена реализации задач формирования вербальной коммуникации в сочетании с такими речевыми задачами, как развитие звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова, грамматического строя речи, темпа и ритма речи, связной речи.

В этой части также рекомендован постепенный переход от фронтальной работы (в кругу) к работе в парах. Варианты игровых упражнений:

«Передай звук/ слог» — под ритм метронома педагог, поворачиваясь лицом к своему соседу справа, чётко артикулируя, произносит определённый звук. Педагогом задаётся ритм произнесения (можно помогать хлопками), который передаётся дальше по кругу. Рекомендуется напомнить артикуляцию звука. Возможно включение работы над вопросительной и утвердительной интонацией. После работы со звуками предлагаются слоги. При этом звуки и слоги необходимо подбирать в соответствии с изучаемым материалом. Не допускается подбор звуков и звукосочетаний, недоступных детям по произношению.

«Передай слово по слогам» («Робот») – вариант упражнения со словами, направленное на совершенствование слоговой структуры слова. Задание состоит в делении слова на слоги, каждый слог при этом должен произноситься под удар метронома. Ведущий называет слово и бросает мяч ребёнку, ребёнок возвращает мяч ведущему и называет ответ.

«Ласковое слово» (модифицированный вариант Авдеевой Е.С.) – дети  сидят в кругу. Задача – придумать существительное, состоящее из двух слогов с ударением на первом слоге (ритм хорей), которое становится трехсложным при добавлении уменьшительно-ласкательного суффикса (например, солнце — солнышко). Участники по кругу называют свои слова под двигательное сопровождение: ударный слог – хлопок в ладоши, безударные – хлопки по бедрам. Поддерживая синхронность хлопков в группе, первый участник, выбранный произвольно, произносит свои слова и взглядом передает очередь любому партнеру по коммуникации [1, 9].

Упражнения со словами подбираются, исходя из изучаемого материала: на звуковой анализ слова, слоговую структуру слова, словообразование, грамматический строй речи.

В этой же части проводятся упражнения со словосочетаниями и предложениями. Эти упражнения ориентированы на развитие лексико-грамматической стороны речи и связной речи, а также посвящены непосредственно коммуникативно-речевым умениям. Содержание данных упражнений необходимо подбирать, исходя из коммуникационной ситуации в группе. Например, дети не умеют приглашать друзей в игру или предлагать себя в качестве игрока. В таком случае необходимо подбирать соответствующий речевой материал:

— У вас такая интересная игра! Давайте вместе поиграем!

— Спасибо, кем ты хочешь быть?

Дети часто отказываются играть вместе, и они не обязаны всегда и всех принимать в свою игру. Но отказывать вежливо тоже нужно уметь. Важно дать детям подобные образцы:

— Давай с тобой играть?

— Извини, но сейчас не хочу. Давай поиграем потом.

Очень важным моментом для эмоционального развития детей является умение говорить о хороших качествах другого человека. В этой связи можно рекомендовать задания описать качества своего друга, диалоги о любимых занятиях и увлечениях, предложениях или вопросы о совместных действиях, а также добрые пожелания:

— Ты самый… добрый, смелый, весёлый;

— Ты любишь… мороженое, футбол, рисовать?;

— Я желаю тебе… быть здоровым, хорошо учиться;

— Давай вместе …играть, рисовать, гулять?;

— Будешь со мной…лепить, строить корабль, играть в футбол?

Эффективно в этих упражнениях использовать сюжетную игру. Например, мы прилетаем на другую планету, сначала учим инопланетян произносить звуки, слова, а потом учим их вежливой речи.

Данные упражнения проводятся в парах. Способ деления на пары выбирает педагог. Это может быть выбор по желанию, выбор с помощью парных или разрезных картинок, а также другие варианты. Важно, чтобы этот этап занятия был интересен детям. Педагог берёт себе в пару сказочного героя (игрушка или взрослый в костюме персонажа) и даёт образец диалога.

Необходимо обращать внимание детей на то, как важно говорить друг другу добрые слова. И поэтому в заключение каждого занятия рекомендуется благодарить друг друга за общение и добрые слова, встав в круг и взявшись за руки.

Кроме курса занятий по коммуникативной ритмотерапии рекомендуется регулярная организация игр и игровых упражнений, предложенных Р.Л.Бабушкиной и О.М.Кисляковой. Систематическое использование данных игр повышает эффективность работы по формированию речевых и неречевых коммуникативных умений старших дошкольников. Эти игры рекомендуется проводить на прогулке, во второй половине дня, в качестве физкультминуток на занятиях, а также как развлечение и отдых для детей.

Приведём несколько примеров игр с описанием задач развития коммуникативных умений детей.

В игре «Верёвочка» кроме задачи развития связной речи и воображения, решается задача формирования умения слушать друг друга. Дети, сидя в кругу, наматывают нить на клубок и составляют  предложения на определённую тему. Важное условие – не повторять ответы предыдущих игроков. Эти же задачи решаются в играх «Чепуха», «Танец лоскутка», «Кто же это?»

В игре «Покупатель и продавец» решаются такие речевые задачи, как активизация словарного запаса по лексической теме, употребление прилагательных, согласованных с существительными в роде и числе, развитие интонационной стороны речи. Кроме того, развиваются навыки вербального взаимодействия: умение задать вопрос партнёру, поддержать беседу, отвечать на вопросы. Подобные задачи решаются в игре «А что на завтрак?»

Упражнения «Прикосновения», «Сонный поезд», «Брёвнышки», «Тень», «Послушный мотоцикл», «Иголочка», «Машинки», «Телеграф», массаж «Дождик» и «Черепаха» решают задачи развития эмпатии, доверия друг к другу, коммуникативных навыков, чувства темпа, ритма. Их очень удобно проводить в качестве физкульминуток, разминок.

Способность экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений решаются благодаря упражнению «Звери лесные» и аналогичным игровым упражнениям.

Коллективные танцы-импровизации «Солнышко и дождик», «Танец капелек» способствуют формированию коллективного слаженного взаимодействия, воспитания отношения партнёрства. Эти задачи решаются и в упражнениях «Змейка», «У ребят порядок строгий», «Месим тесто».


Коррекция коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмических технологий