ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Коррекция коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмических технологий

ГЛАВА 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

 

2.1. Организация и методы экспериментального исследования

Экспериментальное исследование запланировано и проведено на базе старшей логопедической группы дошкольного отделения №5 ГБОУ «Школа на Яузе» с февраля по май 2018 года. В исследовании участвовало 12 детей 5-летнего возраста. Из них 1 девочка, 11 мальчиков. Согласно логопедическим заключениям на начало учебного года 10 детей имели 2-3 уровень общего недоразвития речи, 2 ребёнка имели 3 уровень общего недоразвития речи.

Для реализации поставленных нами задач запланировано проведение трёх видов экспериментального исследования: констатирующий эксперимент, апробация методических рекомендаций по применению инновационной технологии коммуникативной ритмотерапии (авторы Е.С.Авдеева, Е.Ю.Рау) в системе комплексной логопедической работы, а также контрольно-экспериментальный срез.

Использованы следующие экспериментальные методы  исследования:

  • анализ специальной логопедической документации;
  • диагностика уровня развития неречевых коммуникативных проявлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по методике Е.О.Смирновой, В.М.Холмогоровой;
  • диагностика уровня речевой коммуникации дошкольников во взаимодействии со сверстниками по методике Ф.Г.Даскаловой;
  • сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментальных срезов (количественный и качественный анализ полученных результатов).

 

Констатирующий эксперимент содержит две части. Первая часть состоит в изучении специальной логопедической документации – речевых карт детей экспериментальной группы, заполненных учителем-логопедом в начале учебного года. С целью определения коммуникативно-речевых нарушений детей мы изучили разделы, посвященные развитию связной речи и особенностям речевого поведения детей.

Так как после обследования детей до нашего исследования прошло 6 месяцев интенсивной коррекционной работы с группой, то вторая часть экспериментального исследования посвящена выяснению актуального уровня развития речи детей, ее коммуникативного аспекта. Исследование проводилось в феврале 2018 года, в форме наблюдения за совместной деятельностью дошкольников: свободной игрой и выполнением коллективных заданий (в паре и в малой подгруппе).

В первом случае дошкольникам предлагалось поиграть в те игры, которые они сами себе выберут. При этом мы предлагали найти себе товарищей для игры. В случаях однозначного отказа от совместной игры ребёнок играл самостоятельно. Исследователь фиксировал все речевые и неречевые коммуникативные проявления детей и заносил их в диагностические таблицы (см.приложение).

Во втором случае использовалась известная методика «Раскрасьте варежки». Детям предлагалось разбиться на пары и выполнить следующее задание: раскрасить пару варежек одинаковым узором. Каким будет узор, дети должны были определить сами. Исследователь наблюдал за процессом совместной деятельности детей и фиксировал речевые и неречевые проявления детей в диагностических таблицах (см.приложение).

Для исследования речевых средств коммуникации использовалась методика  Ф.Г.Даскаловой, включающая изучение следующих составляющих:

— вступление в диалог – готовность и умение начать диалог в ситуации взаимодействия;

— поддержание диалога – готовность и умение продолжить или поддержать начатый диалог в ситуациях взаимодействия, в том числе, сложных;

— слушание собеседника – готовность выслушать собеседника в разных ситуациях взаимодействия;

— понимание собеседника – умение понять точку зрения собеседника в сложных ситуациях взаимодействия, задать вопросы на понимание;

— ясное выражение своих мыслей – умение выразить свою точку зрения в ситуации взаимодействия понятным для собеседника способом;

— использование форм речевого этикета в коммуникации со сверстниками.

Данные параметры оценивались по трём уровням: высокий, средний и низкий. Оценка зависела от частоты удачных коммуникативных проявлений в речи дошкольников в разнообразных ситуациях взаимодействия.

Для анализа уровня развития неречевых коммуникативных проявлений использовались критерии, предложенные в методике  Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой. Исследование неречевых коммуникативных проявлений включало изучение следующих составляющих:

— преобладающий эмоциональный фон в отношении партнёров по взаимодействию;

— инициативность во взаимодействии;

— чувствительность к воздействиям сверстника.

Изучая эмоциональный фон в отношении партнёров по взаимодействию, учитывались характерные для ребёнка кинесика, пантомимика и такесика (взгляды, жесты, позы, движения, тактильный контакт с партнёром). В соответствии с этим определялся эмоциональный фон: негативный, безразличный, нейтрально-деловой или позитивный.

Под инициативностью во взаимодействии в данной методике понимается желание и способность ребёнка привлекать сверстников к совместным действиям с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации. В процессе наблюдения выделялись следующие параметры и критерии оценивания уровня развития инициативности во взаимодействии со сверстниками:

— инициативность отсутствует — ребёнок не проявляет желания взаимодействовать со сверстниками, играет в одиночестве или пассивно следует за другими, предпочитает индивидуально выполнять задания;

— низкая инициативность: ребёнок крайне редко проявляет активность во взаимодействии со сверстниками и предпочитает следовать за другими детьми;

— средняя инициативность: ребёнок проявляет инициативу, однако не бывает настойчивым в достижении своей цели;

— высокая инициативность: ребёнок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия, добиваясь успешной совместной игры или коллективного действия.

Чувствительность к воздействиям сверстника – это желание работать совместно, готовность услышать точку зрения партнёра и найти общее решение. В процессе наблюдения выделялись следующие параметры и критерии оценивания чувствительности к партнёрам в процессе взаимодействия со сверстниками:

— чувствительность отсутствует: ребёнок не отвечает на предложения сверстников;

— чувствительность слабая: ребёнок в редких случаях реагирует на инициативу сверстников (вербально и невербально), но не готов к конструктивному взаимодействию;

— чувствительность средняя: ребёнок готов работать совместно, но испытывает трудности при взаимодействии, как в вербальном плане, так и в невербальном;

— чувствительность высокая: ребёнок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия.

После оценки начального уровня развития коммуникативных умений дошкольников была проведена апробация разработанных методических рекомендаций по применению инновационной технологии коммуникативной ритмотерапии (авторы Е.С.Авдеева, Е.Ю.Рау) в системе комплексной логопедической работы. Данные методические рекомендации описаны в главе 3. Апробация проводилась с экспериментальной группой детей в марте и апреле 2018 года.

В мае 2018 года проведен контрольно-экспериментальный срез с использованием диагностических методик Е.О.Смирновой, В.М.Холмогоровой и Ф.Г.Даскаловой. Данный эксперимент проводился аналогично контрольному эксперименту — посредством наблюдения за свободной коллективной игрой и выполнением задания в паре. В качестве задания для пары было предложено совместно слепить одно животное. Какое животное лепить, будет ли оно реальным или сказочным, решала каждая пара самостоятельно. Для анализа вербальных и невербальных коммуникативных проявлений детей во время совместной деятельности использовались вышеперечисленные диагностические методики.


Коррекция коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмических технологий