Особенности коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи

Коррекция коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмических технологий

 

ГЛАВА 1.

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

 

1.1. Особенности коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи

 

Изучением коммуникативной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи занимаются такие исследователи, как Волкова Г.А., Гаркуша Ю.Ф., Коржевина В.В., Кузьменкова Н.Ю., Павлова О.С. и другие.

Г.А.Волкова исследовала физиологические причины как общего состояния дошкольников с общим недоразвитием речи, так и состояния их коммуникативной сферы. Результаты её исследований показали, что дети с пониженной активностью коры, склонные к тормозным процессам, проявляют в игровой деятельности робость, вялость, их движения скованны, они быстро утомляются. А детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, внимания и настойчивости в доведении игры до конца. В целом, дети испытывают затруднения во время совместных игр, занятий, трудовой деятельности. При сенсорной алалии исследователь отмечает у детей общее двигательное беспокойство, иногда легкий хореатетозный гиперкинез. Имеются нарушения оптико-пространственного гнозиса, ярко выражена неустойчивость и истощаемость внимания [10].

Исследование Н.Ю.Кузьменковой включает 2 направления: выявление особенностей общих коммуникативных умений и изучение особенностей владения речевым этикетом. Анализ результатов обследования большой выборки детей позволил автору сделать вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Недоразвитие коммуникативных умений выразилось в снижении потребности в общении, несформированности средств коммуникации (навыков диалога и монолога), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Результаты второго направления исследования Н.Ю. Кузьменковой показали, прежде всего, непонимание детьми значения и сущности речевого этикета, вежливости. Проанализировав программные документы воспитания и обучения детей с речевой патологией, Н.Ю.Кузьменкова отмечает недостаточную разработанность содержательной и методической составляющих задачи формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков коммуникации. Также исследователь отмечает недостаточное количество данных исследований коммуникативной сферы этой группы дошкольников. На основании результатов исследования автор делает выводы о необходимости коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, использования речевых ситуаций и ролевых игр. Автор отмечает важность комплексного характера коррекционно-педагогического воздействия, включающего формирование общих коммуникативных умений, обучение речевому этикету, развитие эмоциональной сферы дошкольников с речевой патологией. Подчеркивается важность принципа последовательности, предполагающего поэтапное усложнение содержания и приёмов обучения с опорой на имеющиеся у дошкольников представления, а также единства требований к этикетно-речевому поведению детей со стороны педагогов и родителей [27].

Обследование воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, проведенное О.Н.Дзюба показало, что недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения, приводит к снижению активности в общении. В свою очередь коммуникативная коррекция, опирающаяся на коммуникативную компетентность, должна быть практически ориентирована на изменение системы ценностных ориентаций и установок личности ребенка. Она должна включать в себя воздействие на мотивационную сферу дошкольника с ОНР, его коммуникативную деятельность, коммуникативную культуру.

Исследователь выделяет особенности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Это наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики; неточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями; сниженный словарный запас; трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры; недостаточная дифференциация звуков на слух; низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту.

Также О.Н.Дзюба обращает внимание на нарушения коммуникативной функции детей: снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.

Она подчеркивает, что в сложившейся педагогической практике до сих пор проблема развития коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи глубоко и качественно не исследовалась, что приводит к отсутствию системы целенаправленного развития данного вида компетентности. Не в полной мере изучены педагогические условия, способствующие эффективному формированию коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи. В связи с этим исследователь ставит задачу выявления условий эффективного развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР.

Одним из результатов исследования О.Н.Дзюба стало описание коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи. Данная компетенция представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов, к которым относятся овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения. При оценке данной компетенции должна быть учтена специфика протекания речевого нарушения, включающего воздействие на мотивационную сферу, изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры, а также правила регуляции коммуникативного поведения дошкольника и средств его коррекции [14].

Говоря о детях с общим недоразвитием речи, необходимо отметить множественность нарушений их развития. Как показывают исследования, с точки зрения физиологии многие нарушения речи представляют собой и нарушение моторики. Они могут быть вызваны подражанием неправильному двигательному образу, поражением двигательных центров или проводящих путей, функциональной недостаточностью нервной системы. Неспособность к нормальной речевой деятельности является функциональным нарушением тонкой моторики. Кроме того, наблюдаются и нарушения грубой моторики. Задержка общего развития и нарушения грубой моторики проявляются как в речевом, так и в психомоторном развитии [23].

При этом ряд авторов утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить желаемые результаты в процессе обучения и коррекции. Результаты не достигаются в полном объеме, так как на сегодняшний день у детей преобладают системные нарушения психофизических функций с обилием разнонаправленных дефектов. Проблемы поиска эффективных здоровьесберегающих и коррекционных технологий остаются актуальными для дошкольного учреждения [2].

Таким образом, результаты отечественных исследований показали низкий уровень коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР, влияние особенностей нервной системы детей на уровень коммуникативного развития, корреляцию коммуникативных и речевых умений детей, а также существенные нарушения крупной и мелкой моторики как проявления особенностей психомоторного развития дошкольников с ОНР. Кроме того есть мнение, что методических средств решения данной проблемы на сегодняшний момент недостаточно. Представления учёных приводят нас к необходимости поиска оптимальных методов и условий решения данной проблемы.


Коррекция коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмических технологий