Сценарии занятий для детского сада и средней школы. Развитие способности понятийного мышления

Сценарии занятий для детского сада и средней школы

Глава 1.
Развитие способности понятийного мышления

Формирование теоретического мышления: понятие «корень слова»

Э. С. Акопова, кандидат психологических наук, зав. лабораторией антропологической диагностики базовых способностей НИИ ИСРОО,

Е. В. Заманова, заместитель директора по экспериментальной работе ГОУ СОШ №597

Понятие… Что означает это слово? Очень часто приходится слышать из уст учителей: «ученики данного класса владеют понятиями «площадь», «длина», «корень слова», «морфема». Какой смысл вкладывает учитель в слово «понятие»? Для большинства педагогов это представление, сведения о чем-либо, в лучшем случае — логически оформленная общая мысль о предмете или явлении. Отсюда и «способы освоения» понятий: выучить определение, уметь приводить примеры, научиться решать ряд однотипных задач (освоить алгоритм действия). И это является нормой для традиционной школы. Такие способы работы говорят о том, что в школе не формируются понятия, и уж тем более не развивается мышление. Современная школа должна ставить своей целью развитие мышления учащихся, прежде всего теоретического мышления. Теоретическое мышление движется от абстрактного к конкретному, от общего к частному, обобщение осуществляется не путем абстрагирования одинаковой характеристики (как в эмпирическом мышлении), а посредством обнаружения исходной «клеточки» (идеальный объект), которая отграничивает и объясняет все частности и особые виды. Разграничение эмпирического и теоретического способа мышления принадлежит В. В. Давыдову. Говоря о формировании понятия, необходимо опираться на парадигму, введенную в образование В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным, Н. Г. Алексеевым, Г. П. Щедровицким, и нашедшую продолжение в мыследеятельностном подходе Ю. В. Громыко и Н. В. Громыко.

На городской экспериментальной площадке «Создание средств мониторинга и диагностики развития базовых способностей учащихся на основе мыследеятельностного подхода» на протяжении трех лет проводится диагностика формирования понятий «корень слова» и «площадь фигуры». Полученные данные говорят о следующем: приблизительно пятая часть учащихся к девятому классу овладевает эмпирическим понятием, от пятого к девятому классу растет уровень владения алгоритмом, но даже в девятом классе есть дети, не освоившие его. И самое главное: целенаправленной работы по формированию теоретического мышления зачастую не ведется вообще.

Учителя начальной школы ГОУ СОШ №597 заинтересовались проблемой формирования понятий и под руководством Э. С. Акоповой, кандидата психологических наук, зав. лабораторией антропологической диагностики базовых способностей НИИ ИСРОО, стали осуществлять первые шаги. Начало работе было положено Ю. В. Макаровой, которая создала сценарий занятия по введению понятия «площадь фигуры», выступила с ним на конкурсе «Учитель года — 2009» в номинациях модулей проекта «Строим школу будущего» и заняла 1 место в номинации «Формирование способностей и компетентностей». Затем три педагога начальных классов (Т. В. Ботнева, Е. В. Заманова и И. В. Мубаракшина) приступили к разработке курса по формированию одного из базовых понятий русского языка — «корень слова» (2 класс).

Прежде чем начать работу по формированию теоретического мышления, учителю необходимо разобраться в тех процессах, которые его составляют. Начать необходимо с осознания следующих различений. Продуктом мышления является построенное понятие, и, следовательно, процесс построения понятий необходимо отличать и от понимания понятий, построенных другими, и от воспроизведения способов использования понятия.

Понятие необходимо отличать от:

  • представлений ребенка о явлении;
  • воспроизведения им определения;
  • владения алгоритмом действия;
  • осуществления интеллектуальных операций.

Построение понятия включает следующие позиции:

  1. Идеирование и идеализацию. Понимание ситуации отсутствия необходимого знания, возникающее на основе анализа и рефлексии имеющихся знаний и способов, приводит к постановке задачи, направленной на порождение нового средства (знания, способа). Задача педагога — вывести учащихся к постановке исследовательского вопроса об устройстве объекта во всеобщем (теоретическом, в отличие от предметно-практического) виде. Первый шаг в этом направлении — выдвижение идей о строении объекта и выделение стоящих за гипотезами учащихся идеализаций.
  2. Выстраивание системы различений. В коммуникации при разборе версий об устройстве объекта учащиеся выделяют и фиксируют появляющиеся различения, что, в свою очередь, позволяет выделить из смысловых версий идеализации, конкретизировать идею об устройстве объекта.
  3. Моделирование и построение обобщенного способа действия. Смысловые версии учащихся схематизируются, подвергаются проблематизации и критике, в ходе данной работы выделяются конструктивы будущей модели объекта и конструируется собственно модель, содержащая обобщенный способ действия.
  4. Работа с инструментарием. Конструирование инструментария, позволяющего пользоваться понятием в практических ситуациях, приводит к конкретизации модели и способа.
  5. Выстраивание системы операций. Учащиеся переходят от конкретных, связанных с материалом алгоритмов, действий к системе операций, то есть порождают принцип действия и варианты его реализации в разных ситуациях. Основой системности является модель, фиксирующая обобщенный способ действия и появляющаяся в результате выстраивания данной системы типология ситуаций применения понятия.
  6. Рефлексия. Учащиеся определяют границы применения понятия и нормируют его применение.

Взаимодействие и взаимовлияние данных позиций представлено на Схеме 1.

Чтобы создать курс по построению понятия «корень слова», педагогам необходимо было наполнить соответствующим содержанием все эти процессы, продумать задания и вопросы, позволяющие ученикам породить новое знание.

Начали с создания ситуации, в которой стало бы необходимо понятие корня слова. Для начала педагоги выясняли, для чего вводится понятие корня слова в филологии и лингвистике (И. А. Бодуэн де Куртенэ). Но как создать ситуацию, показывающую маленьким детям необходимость данного понятия? Они — не филологи и не лингвисты. Данная ситуация должна, с одной стороны, разрешаться с помощью пока еще отсутствующего у детей понятия, с другой стороны — быть доступной их пониманию, позволять им провести анализ имеющихся средств и обнаружить их ограниченность. Детей необходимо было ввести в действительность словообразования.

Педагоги создали несколько разных вариантов исходной ситуации, прежде чем пришло осознание того, что имитировать анализ языка и словообразования возможно, используя в качестве материала несуществующие в русском языке слова.

Далее необходимо было сформировать систему различений: «однокоренные слова — омонимы», «однокоренные слова — синонимы», «значение корня — общее значение слова», «однокоренные слова — форма слова», «словообразование — изменение формы слова», «происхождение слов (этимология) — словообразование». Чтобы дети вышли на эти различения, необходимо было подбирать примеры и контрпримеры, проработать достаточно большой массив языкового материала. Различения должны были возникать у детей по ходу выдвижения ими разных версий при ответах на вопросы о том, что такое корень слова и что такое однокоренные слова.

Сложнее всего оказалось вывести учащихся на различение «однокоренные слова — форма слова». Однокоренные слова с омонимами и синонимами дети легко различили, опираясь на выдвинутую ими гипотезу о родственных словах: «это слова, которые произошли от одного слова и имеют одинаковую часть, схожую по значению». А вот для различения с формой слова этот инструментарий не подходил. Раньше, в традиционном преподавании, представление об изменении формы слова давалось следующим образом: изменилось окончание, значит, образовали новую форму слова. Педагогов не устроил такой формальный подход. Необходимо было создать такие ситуации, которые бы позволили детям выйти на содержательные параметры для различения. Ребятами были выделены следующие основания для различения однокоренных слов и формы слова: изменение в качестве, характеристике предмета (а также действия, признака), изменение в основе. Полученные знания были представлены на Схеме 2.

Далее моделирование — построение схемы принципа словообразования, функции корня и других морфем в этом процессе. Схема принципа словообразования видоизменялась по мере того, как дети совершали новые «открытия». Сначала ребятами была выделена только одинаковая часть, которую они обозначили овалом, затем к ней добавились части, которые дети обозначили квадратом и треугольником.

После знакомства со словами с омонимичными корнями, стало важным «значение одинаковой части» и схема приобрела такой вид:

Затем были введены принятые в культуре нормы обозначения корня и части, стоящей перед корнем: .

После различения формы слова и однокоренных слов добавилась часть «окончание» и «основа». Схема приобрела такой вид:

.

Работа с инструментарием — способы определения корня слов и конструирование слов из морфем, использование знания о корне слова при понимании значения слов, для определения буквенного обозначения фонемы в корне (орфограммы, или сильные и слабые позиции звуков — правила правописания).

Выстраивание системы операций — принцип словообразования и исторические явления языка: чередование, беглая гласная, сокращение согласных; определение лексического значения корня.

Осуществление рефлексии полученного способа, нормирование способов словообразования, определения орфограмм, отнесения слова к группе однокоренных слов.

Все эти процессы идут параллельно, наращивание происходит в каждом постепенно, по мере движения к способу словообразования.

По традиционной программе на изучение данной темы во 2 классе отводится 15 часов, в ходе которых дети должны получить представление о том, что такое родственные слова. (Кстати, дети в ходе работы по освоению понятия «корень слова» осуществили критику определения, данного в учебнике: не «слова, близкие по значению», а «слова, имеющие часть, схожую по значению». Произошло это после освоения ими различения «общее значение слова — значение корня»). Кроме того, второклассники, согласно традиционной программе, получают представление о том, что корень в родственных словах пишется одинаково (критику данной формулировки, данной в учебнике Т. Г. Рамзаевой, дети осуществили, дополнив пример, приведенный в том же правиле: бег — бегать словом бежать), а также о правилах проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Огромная разница между тем, что могли бы освоить дети по традиционной программе, и тем, что они освоили в данном случае, очевидна. В традиционной программе нет и намека на выход детей на способ словообразования, не вводится никакой системы различений, не осуществляются моделирование и схематизация, не выстраивается система операций. Детям просто нужно выучить правило и научиться применять его в простых случаях. В этом случае никакой работы с мышлением учащихся не происходит.

Итак, традиционная педагогика нацелена на формирование у учащихся знаний, умений и навыков, а не на освоение сложившихся в культуре способов теоретического мышления. Чтобы педагог, следующий традиционной системе, начал работать со способностями детей, ему необходимо изменить цель своей работы, способ видения ее результатов, овладеть деятельностными и мыследеятельностными технологиями. Учитель сам должен обладать базовыми способностями, владеть навыками сценирования и создания образовательных ситуаций, которые бы выводили учащихся к открытию существующего в культуре способа и овладению им.

Освоение педагогами мыследеятельностных технологий, и, как следствие, рост их профессионализма позволят не ограничиваться освоением знаний, умений и навыков, а ориентироваться в качестве результата на развитие способностей и компетентностей.

Курс по формированию понятия «корень слова», 2 класс

Т. В. Ботнева, Е. В. Заманова, И. В. Мубаракшина, педагоги ГОУ СОШ №597

Предметное содержание: корень слова и словообразование.

Метапредметное содержание: построение понятия «корень слова».

Педагогическая технология описана в предыдущей статье.

Материал: тема «Корень слова», языковые понятия: синонимы, омонимы, однокоренные слова, форма слова, словообразование, значение корня, значение слова.

Целенаправленно формируют теоретические понятия у учащихся лишь немногие школы. В основном у детей бывает сформировано лишь эмпирическое понятие или алгоритм действия. В результате преподавания данного курса у школьников за понятием корня слова будет стоять идеальный объект, ребенок построит обобщенный способ, будет владеть различениями, системой операций, будет обнаруживать ситуации применения понятия. Все это обусловливает значимость данного курса.

Курс рассчитан на серию из семи уроков (см. таблицу).

Первый этап.
Осознание устройства языка

Первый урок

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель дает задание

«Воробей быстро взлетел на березу и запел весеннюю песенку».

— Найдите и выделите в данном предложении изученные орфограммы.

Чистописание. Словарная работа.
— Назовите слова с безударными гласными, которые встретились в данном предложении. Выделите признак и разделите их на группы.

(Работа выполняется устно).

 
— На какие группы вы разделили слова? — Слова с проверяемой безударной гласной, слова с непроверяемой безударной гласной.
— Ребята, где мы можем узнать правильное написание незнакомого нам слова? Где живут слова? — В словаре.
— Сегодня мы отправимся в гости к царю-словарю, в его сказку.

Детям предлагается сказка.

Жил-был Царь-Словарь, и был он правителем славного города, жителями которого являлись слова. Возвращался как-то раз он с охоты, и повстречались ему три путника — ТРЯМ, МИРС и БЛЮК.

Кто вы такие? Куда путь держите?  — спрашивает их царь.

Мы слова бездомные, без роду, без племени, ищем себе пристанище, — говорят ТРЯМ, МИРС и БЛЮК.

Что ж, я знаю, как вам помочь, — вы мотете поселиться в моем городе, там живут разные слова. Только жалко, что вас так мало. Отправляйтесь по этой дороге вслед за мной, встретимся у ворот города.

С этими словами царь ускакал.

Вот идут ТРЯМ, МИРС и БЛЮК по дороге мимо леса, мимо гор и выходят к зеркальной поляне, где вместо цветов растут зеркала. Подошел ТРЯМ к первому зеркалу, увидел себя и стал смеяться: на него смотрел такой же ТРЯМ, только маленький.

— Ой, какой смешной! — засмеялись МИРС и БЛЮК. — Как же его зовут?

 
Первый вопрос-задача  
— А вы, ребята, догадались, как зовут малыша? — ТРЯМИК.
Как только наши слова произнесли с вашей помощью его имя, ТРЯМИК тут же выскочил из зеркала. МИРС и БЛЮК увидели, какой он хорошенький, и тоже заглянули в это зеркало.  
— Ребята, вы догадались, кто выскочил к МИРСУ, а кто к БЛЮКУ? — МИРСИК, БЛЮКИК
А озорник ТРЯМ побежал к следующему зеркалу:

Кто же выскочит отсюда?

Не успел он произнести это, как из зеркала выскочил огромный…

— ТРЯМИЩЕ
МИРС и БЛЮК тоже понеслись к этому зеркалу и вскоре рядом с ними стояли огромные… — МИРСИЩЕ и БЛЮКИЩЕ
Решили слова путешествовать вместе и отправились дальше по дороге.  
— Сколько слов идет в город? — Девять
Идут они дальше и видят яблоню, на которой красуются спелые яблоки. Подбежали наши озорники ТРЯМ, МИРС и БЛЮК к яблоне. ТРЯМ затрямкнулся на яблоню. БЛЮК сблюкнулся о кочку. А МИРС перемирснул через яблоки, лежащие на земле. Эту картину наблюдали белочки. Раньше они умели только запрыгивать на яблоню, а теперь узнали, что можно еще и затрямкивать. Это действие им очень понравилось!  
— Какие действия совершили наши герои?

(вывешивается карточка).

— Трям затрямкнулся. Блюк сблюкнулся, а Мирс перемирснул.
— Итак, у нас появилось еще три слова.  
Идут слова дальше. Видят — речка впереди. Подошли к реке. Решили через речку перепрыгнуть. Все смогли перебраться на другой берег. Только ТРЯМ упал в воду.

— Какой он стал?

— Мокрый.
Это вы, упав в воду, становитесь мокрыми, а ТРЯМ стал… — ТРЯМНЫМ.
И вот — на берегу стоят новые слова.

Сколько же теперь путников?

— 13 путников.
А вот уже и ворота города. Царь-словарь встретил их и удивился:

— Вас же было трое! Откуда взялись другие слова?

 
— Ребята! Расскажите царю, как родились новые слова. — ТРЯМ посмотрел в зеркало, и оттуда выскочил ТРЯМИК.
— Значит, от ТРЯМА образовался ТРЯМИК. А еще кто? — ТРЯМИЩЕ и ТРЯМНУЛСЯ, ТРЯМНЫЙ.
— А от какого слова образовалось слово СБЛЮКНУЛСЯ? От слова БЛЮК.
— Какие еще слова образовались от слова БЛЮК? — БЛЮКИК, БЛЮКИЩЕ и СБЛЮКНУЛСЯ.
— Какие слова образовались от слова МИРС? — МИРСИК, МИРСИЩЕ, ПЕРЕМИРСНУЛ.
Царь-словарь задумался, — ведь свободных домов у него было только три.  
— Ребята, помогите царю расселить слова.

Работа в группах.

Выступления групп, обоснование версий. По ходу объяснения дети на доске распределяют карточки со словами на группы.

(Дети должны прийти к выводу, что в одном домике нужно поселить слова, образованные от общего основания).

— Запишите наши группы слов в тетрадь в столбики.  
— Какое знание мы сегодня получили?  
Домашнее задание.

Нарисуйте жильцов каждого домика. (Задание дается по группам: 1-я группа первый домик, 2-я второй, 3-я третий).

Составьте из словарных слов три предложения, выделите главные члены, подпишите известные части речи.

 

Второй урок

Деятельность учителя Деятельность учащихся
На уроке чтения дети рассаживаются по группам и обсуждают варианты рисунков, выполненных дома. От группы выбирается один представитель, который на перемене изображает на доске свой рисунок.  
— Мы продолжаем наше путешествие по сказке. На прошлом уроке мы познакомились с тринадцатью новыми словами и расселили их в домики.

— По какому признаку мы расселяли слова по домикам?

— Давайте посмотрим, как каждая из групп смогла отразить этот признак в своем рисунке.

(Выступление групп. Обсуждение).

— Мы расселяли слова по тому, от какого слова они образовались: от ТРЯМ, МИРС или БЛЮК.
— Глядя на ваши рисунки, что мы можем сказать о жильцах одного дома? — Все они похожи между собой.
— Как в жизни называют людей, которые похожи и живут в одном доме? — Семья, родственники.
— Вот и наши слова — это тоже родственники. В русском языке их так и называют «родственные слова».  
— Сегодня к царю-словарю в гости приехал ТРЯМКА. В какой домик мы его поселим? Почему? — Мы его поселим в домик ТРЯМ, так как он образовался от этого слова.
— Откуда вы знаете? Мы же не видели, как он образовался? — У него тоже есть часть ТРЯМ.
— Кем является ТРЯМ по отношению к другим словам этого домика? — Родственным словом.
Родственные слова? Какие еще родственные слова? Что это такое? — воскликнул царь. — Родственные слова — это слова, которые произошли от одного слова и имеют одинаковую часть.
— Давайте ответим царю на этот вопрос.

— Проверим на наших родственных словах, есть ли у них одинаковая часть.

— Давайте ее выделим. Подумайте, как.

(Дети предлагают овал).

Дети выделяют части: МИРС, БЛЮК, ТРЯМ.

— Итак, ваша гипотеза (предположение) звучит следующим образом: родственные слова — это слова, которые произошли от одного слова и у которых есть одинаковая часть. Хорошо. Запишите гипотезу в тетради. (Учитель записывает ее на доске).  
— Попробуем образовать родственные слова в русском языке. Мы увидели, что от одного слова образовались несколько. Давайте подумаем, как из краски получить раскраску.

— Подумайте, в какой последовательности слова образовывались друг от друга? Расположите их в этой последовательности.

(Работа выполняется в группах. Детям даются карточки со словами краска, красить, раскраска, раскрасить и лист бумаги для фиксации результата.

Представители групп выходят к доске и записывают свой результат).

 
— А слово красочный где мы расположим?

Дети могут не выделить слово красочный в отдельную ветку, идущую от слова краска. Тогда учитель просит сравнить слово красочный со словами раскраска, раскрасить, красить.

 

— На что похожа наша конструкция?

— Что показывают эти ветви?

— Давайте зарисуем дерево в тетрадь.

— На дерево с ветками.

— От какого слова какое слово образовалось.

— Итак, подтвердили ли мы нашу гипотезу?

— Как она звучала?

— Родственные слова — это слова, которые произошли от одного слова и у которых есть одинаковая часть.
— У нас получились родственные слова? Докажите! — Да, это родственные слова: они произошли от слова краска, и у них есть одинаковая часть.
— Какая одинаковая часть? Выделите ее. — Крас.
Домашнее задание. Запишите в тетрадь: составить самим дерево слов.

Первая гpyппa: букварь, буква, букварный, буковка, буковочка.

Вторая группа: сор, сорняк; насорить, сорить.

Третья группа: соль, досолить, солонка, солить.

 

Второй этап.
Сопоставление конструируемого
языка с родным

Третий урок

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Проверка домашнего задания. Один человек из группы выносит на обсуждение свой вариант дерева слов. Фронтальная работа по обсуждению этого варианта.  
— Являются ли слова, с которыми вы работали дома, родственными? Докажите. — Да. Все они образованы от одного слова, и у них есть одинаковая часть.
— Какое слово было родоначальником первой группы? — Буква. От нее образованы остальные слова.
— Какое слово было родоначальником второй группы? — Сор.
— Какое слово было родоначальником третьей группы? — Соль.
— Какие одинаковые части в этих группах слов? Выделите их. — БУКВ, СОЛ, СОР.
— Итак, что мы называем родственными словами? — Слова, которые произошли от одного слова, и у которых есть одинаковая часть.
— Определите, являются ли данные слова родственными? Докажите: водяной, водитель, подводник; водичка, проводник. — Нет, не все эти слова родственные. Водитель — это профессия, он водит машину. А водичка — это вода, жидкость. Это все разное.
— Что вы имеете в виду? Что разное? — Смысл.
— Да, смысл, или значение слов разное.  
— А в нашей гипотезе говорится о том, что родственные слова — это слова с одинаковой частью! У этих слов есть одинаковая часть? Выделите ее. — Есть.
Рефлексия неправильного употребления понятия «корень»  
— Как же так! Части одинаковые, а слова не родственные? Где ошибка: в нашей гипотезе или в нашем рассуждении сейчас? — В гипотезе. Нужно ее изменить.
— Как изменим? Что мы не учли в первой формулировке «что такое родственные слова»? — Мы забыли о значении слов.
— Давайте дополним нашу формулировку и запишем ее в тетради (учитель записывает на доске). — Родственные слова — это слова, которые произошли от одного слова, у которых есть одинаковая часть, схожая по значению.
— Пользуясь новой формулировкой родственных слов, назовите родственные слова из группы, данной на уроке. — Водяной, подводник, водичка.
— Проверяем по нашей гипотезе. Какие условия вы должны учитывать, определяя, являются ли слова родственными? (Учитель выделяет эти три параметра на доске мелками разного цвета). — Родственные слова происходят от одного слова, должны иметь одинаковую часть, схожую по значению.
— Почему слова водитель и проводник вы не определили как родственные другим словам в этой группе? — Они произошли не от слова вода.
— Такие слова, которые совпадают по написанию, но различаются по значению, называются омонимами. Но в нашем случае совпадает по написанию не все слово целиком, а только его часть ВОД. Такие части называют омонимичными. Слова с омонимичной частью не являются родственными. (Учитель вывешивает табличку: омонимы).

 
— А теперь давайте попробуем изобразить в виде схемы слово водяной. (Задание выполняется в тетради).  
— Вспомните, как вы обозначали одинаковую часть родственных слов?
— Другие части в слове есть? Как их изобразим на схеме?

(Работа в тетради).

Так выполняются схемы ко всем трем словам.

— Давайте соотнесем схемы с нашей гипотезой.

(Работа на доске).

— Родственные слова — это слова, которые произошли от одного слова, у которых есть одинаковая часть…

 
— Как у нас в схеме показана одинаковая часть? — Овалом.
— И дальше: и которая схожа по значению.

— Как это отображено на нашей схеме?

— Никак.
— Давайте подумаем, как это сделать?

— Тогда дополним вторую схему.

— Теперь все знают, что такое родственные слова? Хорошо! Тогда следующее задание для вас не составит труда. Выпишите родственные слова, свой выбор аргументируйте: путь, дорога, путник, тропа, попутчик (работа ведется в группах). — Родственными словами здесь являются: путь, путник, попутчик, т.к. у них есть одинаковая часть, и они схожи по значению.
— В чем схожесть их значения? — Все они — о пути, имеют отношение к пути.
— Что такое путь?  
— В другом классе ребята все эти слова посчитали родственными. Как вы думаете, как они рассуждали? — Они посмотрели только на значение слов.
— А разве слова дорога и тропа отличаются по значению от слова путь? — Да, они похожи по значению.
— Тогда на каком основании вы их не включили в группу родственных? — У них нет одинаковой части, они не произошли от одного слова.
— Как называются слова, у которых одинаковое значение, но разное написание? — Синонимы.
Учитель вывешивает табличку:

 
— Являются ли синонимы родственными словами? — Нет.
— Как называются слова, схожие по написанию, но разные по значению? — Омонимы.
— Почему синонимы и омонимы не являются родственными словами? — У синонимов разное происхождение, а у омонимов — разное значение.
— Итак, какие слова мы называем родственными?  
Домашнее задание. Подобрать синонимы к словам сырой, мелкий. К этим же словам подобрать слова с омонимичными частями. В этом вам поможет толковый словарь.  

Третий этап.
Как образуются родственные слова

Четвертый урок

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Проверка домашнего задания.

— Какие синонимы вы подобрали к словам сырой, мелкий?

— Мокрый, влажный.
— Напомните, что такое синонимы? — Слова, схожие по значению, но разные по написанию.
— Подобранные вами слова этому определению соответствуют? — Да.
— Их можно назвать родственными? — Нет.
— Какие слова с омонимичными частями вы подобрали к слову сырой (мелкий)? — Сыр, мел.
— Напомните, что такое омонимы? — Слова, схожие по написанию, но разные по значению.
— Подобранные вами слова этому определению соответствуют? — Да.
— Их можно назвать родственными? — Нет.
— Почему? — Потому что родственные слова — это слова, которые произошли от одного слова, у которых есть одинаковая часть, схожая по значению.
— На прошлом уроке мы с вами выделили группу родственных слов: путь, путник; попутчик. Давайте составим к ним схемы. (Работа ведется в тетради и на доске)
— Каким значком мы обозначали одинаковую часть? — Овалом.
— Назовите эту часть. — В ней содержится значение слова, без значения нет слова.
— Какие значки мы использовали для обозначения других частей? Есть такие части у наших слов? Составьте схему каждого слова. Какая часть присутствует во всех схемах?  
— Как вы думаете, почему в слове без этой части нельзя обойтись? — Потому что от нее «растут» новые слова.
— Это самая главная часть в слове, его сердце. Называется она «корень» и обозначается вот таким значком .

— Как вы думаете, почему ее так назвали?

— Попробуем сформулировать, что такое корень слова.

— Это главная часть слова, в ней содержится смысл, значение, которое одинаково у слов-родственников. Корень — основа для образования слов-родственников. (Запись в тетради).
— Назовите корень в наших родственных словах путь, путник; попутчик.

Выделите его новым значком.

— ПУТЬ.
— Как из корня —путь- выросло слово путник? — Добавили часть -ник.
— Как из корня -путь- выросло, образовалось слово попутчик? — Добавили часть по- и часть -чик.
— Был путь, стал путник; попутчик. Значение слова стало другим? — Да. Путь — это дорога, а попутчик — тот, кто идет с тобой по одному пути рядом.
— Значит, у нас получились новые слова. Как они образовались? — К нашему корню -путь- добавили части.
— Да, именно так образуются новые слова — путем добавления новых частей к корню. В русском языке это называется словообразованием. (Учитель вывешивает табличку с этим термином) А новые родственные слова, образованные от одного корня, — однокоренными (табличка).  
— Давайте поучимся сами образовывать новые слова. Какие слова вы можете образовать от слова снег? — Снеговик; снежок; снежинка, снежный, Снегурочка.
— Определите, являются ли данные слова однокоренными. — Да, они все произошли от корня -снег-, у них есть одинаковая часть, и они схожи по значению.
— Давайте объясним значение слов. Что бы вы нарисовали, если услышали слово снег (снеговик, Снегурочка)? (Трое детей рисуют на доске, остальные в тетради). ***
— Как можно говорить о том, что слова схожи по значению, если вы изобразили разные предметы? — Все их значения связаны со словом снег.
— Так какой же корень во всех этих словах? Выделите его. — Корень -снег-.
— Что означает этот корень? — Корень -снег- означает «осадки».
— А слово Снегурочка что означает? — «Девочка из снега».
— Одинаковы ли значение корня -снег- и значение всего слова Снегурочка? — Нет, значения разные. Но Снегурочка тоже из снега.
— Итак, нам с вами нужно научиться различать значение корня и общее значение слова. Оно может быть разным, но при этом связано wo смыслу.  
— Когда мы определяем родственные слова и говорим, что у них должно быть схожее значение, какое значение мы имеем в виду: значение корня или общее значение слова? — Значение корня.
— Давайте посмотрим на нашу схему. Значение корня у нас обозначено? — Да.
— А общее значение слова? — Нет.
— Давайте дополним нашу схему:

 
— Образуйте по три однокоренных слова от слов глаз, гриб, лес. (Работа выполняется в группах). Нарисуйте значение корня и общее значение каждого слова.

Проверка задания. Докажите, что данные слова являются однокоренными, опираясь на наше определение однокоренных слов. (На доске табличка с определением).

Дети доказывают, являются ли слова однокоренными, и объясняют, в чем различие значения корня и общего значения слова.
Домашнее задание. Образуйте однокоренные слова от слова дом, выделите корень. Выполните Упражнение 291, выучите правило, поработайте со словарем (словарные слова).  

Пятый урок

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Проверка домашнего задания.

— Какие слова вы образовали от слова дом?

— Какой корень выделили?

— Назовите значение корня.

— Домик; домашний, дома, домовой, домишко, бездомный, домохозяйка.

— Корень -дом-.

— Здание, помещение.

— Давайте напишем слово и нарисуем дом.

— Рассмотрим слова домик, домишко, дома. Назовите общее значение каждого слова. Изобразим его в виде рисунка.

Дети рисуют дом в тетради.

Дети работают в тетрадях, один человек — у доски.

— Как образовалось слово домик?

— Как образовалось слово домишко?

— Как образовалось слово дома?

— Добавление новых частей во всех случаях привело к образованию новых слов?

— К корню дом- добавили часть -ик.

— Добавили часть -ишко.

— Добавили часть .

— Какой рисунок у нас к слову домик? — Маленький домик.
— Этот рисунок похож на рисунок к слову дом? — Нет. Он совсем малюсенький.
— Какой рисунок у нас к слову домишко? Такой же, как к слову дом, или, может быть, такой же, как к слову домик? — Нет. Он маленький.
— Какой рисунок у нас к слову дома? Такой же, как к слову дом? — Нет, другой. Там домов много.
— А это какие-то другие дома? Или такие же, как наш первый дом? — Такие же.
— Характеристика, качество домов поменялось? — Нет.
— Если дома не приобрели новых признаков, значит, мы не образовали нового однокоренного слова.  
— Какой сделаем вывод? Всякое ли добавление частей приводит к образованию нового однокоренного слова? — Нет.
— Действительно, такое изменение слов нужно для связи слов в предложении. Я же не могу сказать: «Подойди к моему дом».  
— Как правильно будет звучать предложение? — «Подойди к моему дому».
— Мы здесь не получаем нового слова, общее значение осталось прежним, но само слово, его конец меняется, его так и называют — окончание, и выделяют значком .  
— Давайте выделим окончание у слова дома.  
— Изменение окончания не приводит к образованию однокоренных слов, это называется изменением формы слова. (Учитель вывешивает табличку).  
— Давайте потренируемся в выделении окончания у следующих слов:

бег

нет бега

узнал о беге

готовился к бегу

восхищаюсь бегом.

Дети делают запись в тетради.
— Значение слова «бег» меняется? — Нет.
— А что меняется? — Форма слова из-за изменения окончания.
— Выделите окончание.  
— Запишите предложение:

Стать подводником очень трудно.

 
— Какое слово вам знакомо? — Подводник.
— Давайте выделим окончание этого слова. Изменяйте форму слова. — Вижу подводника. Думаю о подводнике. Подошел к подводнику.
— Какая часть слова меняется? Это и есть окончание. Выделите его.  
— А от какого слова образовалось слово подводник?

— Давайте выделим корень слова, который несет это значение.

— От слова вода.
— Какие части помогли превратить слово вода в слово подводник? Давайте выделим их.

— Условный значок, которым мы выделяли часть перед корнем, для того чтобы он отличался от значка окончания, нужно изменить. Принято эту часть изображать так: .

— Части под- и -ник.
— Те части слова, изменение которых ведет к образованию новых однокоренных слов, являются значимыми и образуют основу слова. Давайте ее выделим квадратной скобкой.

— За основой находится окончание. Его изменение не ведет к образованию однокоренных слов.

— Давайте теперь нарисуем схему этого слова.

— Какое знание мы сегодня приобрели? — Научились различать изменение формы слова и образование однокоренных слов.
— Что происходит со словом при изменении его формы? — Изменяется его окончание.
— Что происходит при образовании новых однокоренных слов? — Изменяются другие части слова.
— Что еще мы узнали? — У каждого слова можно выделить основу, в которую входит все, кроме окончания.
— Изменение в основе приводит к образованию однокоренных слов.

 
— Изменение окончания лишь изменяет форму слова, а само слово остается прежним.

 
— Определите, какие слова являются однокоренными к слову стол: столовая, у стола, мебель, столик, столешница, под столом, на столе, столбик. Учащиеся работают в группах.
Проверка задания. Дети объясняют, по каким причинам не включили те или иные слова в состав родственных.  
— Запишем в тетрадь выделенные нами родственные слова и разберем их по составу (стол, столовая, столик, столешница).  
Домашнее задание. Заполните таблицу, в которой в первом столбце нужно записать формы слова рыба, а во втором — однокоренные слова к этому же слову. Выполните Упражнение, поработайте со словарем (словарные слова).  

Шестой урок

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Проверка домашнего задания.

— Какие формы слова рыба вы образовали? (Запись на доске). Детальная работа с каждым словом: окончание, основа, где изменения?

Ребята озвучивают выведенные ими ранее правила о родственных словах и корне слова.
— Давайте вспомним, что мы знаем об однокоренных словах. Что нам необходимо различать, чтобы быть уверенными, что мы образовали новое однокоренное слово? — Нам нужно уметь различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, синонимы и однокоренные слова.
— На что мы опирались, чтобы доказать, что синонимы и омонимы не являются однокоренными словами? — На наше правило об однокоренных словах: у них разное происхождение, у синонимов другой корень, а у омонимов одинаковая часть имеет другое значение.
— Какое еще различение мы с вами открыли? — Однокоренные слова и форма слова.
— Для этого различения сработает наше правило? — Нет, для этого нам нужно сравнить слова по двум параметрам: изменилась ли основа, изменилось ли качество, характеристика предмета.
— Что изменяется, а что остается неизменным при образовании новой формы слова?

— Изменяется окончание, а основа слова остается неизменной.

— Что такое основа слова? — Это часть слова без окончания.
— Чем отличаются однокоренные слова от формы слова? — При образовании однокоренных слов изменяется основа слова.
Флеш-игра «Форма слова-2«: распределить по столбцам формы слова и однокоренные слова к слову мороз.  
— Качество, характеристика предмета изменились? Основа изменилась?

— Посмотрите внимательно на столбик, где расположены формы слова. Чем похожи эти слова?

— У форм — нет, а у однокоренных изменилась.

Так дети разбирают каждое слово в отдельности, аргументируя свой выбор столбца.

— Они принадлежат к одной и той же части речи.

— Итак, у нас появился третий параметр для различения формы слова и однокоренных слов — часть речи. Если мы только изменяем форму слова, то часть речи не меняется и характеристика предмета остается прежней.

(На доске учитель фиксирует три параметра для различения форм и однокоренных слов).

 
— Вернемся к нашим схемам. Как то, о чем мы сейчас говорили, отражено на схемах? — Никак. Ничего о качестве и характеристике предмета и о части речи там нет.
— Давайте дополним их.

Важно обратить внимание на то, что при образовании формы слова часть речи остается неизменной, а при образовании однокоренных слов возможно появление других частей речи.

 
— Мы научились различать форму слова и однокоренные слова в такой части речи, как имя существительное. Теперь давайте проверим эти способы на именах прилагательных и глаголах.  
— Подберите однокоренные слова и формы слова к прилагательному зеленый. Школьники работают в группах.
— Назовите формы слова зеленый.  
— Что изменилось в этих словах? — Окончание.
— Что осталось неизменным? — Часть речи и основа слова.
— Изменилось ли качество, характеристика признака? — Нет.
— Какой частью речи являются эти слова? — Именами прилагательными.
— Если качество, характеристика признака не изменились, и часть речи осталась неизменной, значит, мы действительно образовали форму слова.  
— Давайте проверим правильность подбора форм слова еще одним способом — выделением окончания и основы.  
Детальная работа с каждым словом: выделяются окончание, основа, идет анализ, что изменилось. Затем дети делают запись в тетрадь.
Таким же образом строится работа с однокоренными словами.  
— Какие однокоренные слова образовали? Как вы это сделали?

(Если дети не подобрали слово зелень, то учитель вводит его сам. Необходимо вывести ребят на то, что основы у слов зелень и зеленый одинаковые, но слова являются однокоренными Дети сами должны сделать вывод о том, что эти слова являются разными частями речи, поэтому не могут быть формой одного и того же слова).

Дети рассказывают о процессе словообразования: какие части слова были добавлены, выделяя их графически.

— Теперь поработаем с глаголами. Подберите однокоренные слова и формы слова к глаголу читаю. Школьники выполняют задание в группах.
По ходу выступления групп при проверке слова фиксируются на доске. Детальная работа с каждым словом по выделенным ранее параметрам.  
— Назовите формы слова читаю.  
— Какие части речи вы образовали? — Глаголы.
— Что обозначают глаголы? — Действие предмета.
— Изменилось ли качество, характеристика действия?

— Значит, мы действительно образовали формы слова.

— Нет.
(Если дети не назвали глагол читал или читала, то учитель вводит его сам: является ли глагол читал формой слова читаю? Необходимо вывести детей на понимание того, что это действие происходит в другое время, а следовательно, характеристика, качество действия изменились. Значит, это новое, однокоренное слово).  
Параллельно идет работа по выделению окончания, основы с объяснением того, что изменилось. Дети записывают слова в тетрадь.

Таким же образом осуществляется работа с однокоренными словами.

 
— Что мы теперь знаем о способе различения формы слова и однокоренных слов? — Важно не только выделять изменения в основе, но и учитывать изменения качества, характеристики предмета, признака или действия, а также учитывать, образуются ли новые части речи.
Домашнее задание. Образуйте формы слова и однокоренные слова к словам грузовой, летаю.  

Четвертый этап.
Рефлексия

Седьмой урок

Деятельность учителя Деятельность учащихся
На этом уроке снова происходит обращение к таблицам, осмысливаются все различения, гипотезы и происхождение формулировок, воспроизводится определение корня слова и т. д.  
— Мы уже знаем, что такое однокоренные слова и как они образуются. Давайте вспомним, какой путь мы проделали, чтобы прийти к этому знанию. Школьники работают по таблице.
— Представьте, что вы авторы учебника. Как бы вы написали раздел, связанный с изучением темы «Корень слова. Однокоренные слова» для других детей? Какие бы вы включили туда правила, задания, ознакомительные (объяснительные) тексты, вопросы? Может быть, кто-то введет какого-либо героя, который будет задавать ребятам вопросы и т. п. Главное помнить, что вы не должны ничего давать в готовом виде, иначе учиться по вашему учебнику будет не интересно. Школьники начинают работу над заданием.
На последующих уроках обсуждение предложенных детьми материалов строится следующим образом: к какому этапу изучения темы относится задание, какое знание получат ученики в результате выполнения данного задания, не дает ли автор знания в готовом виде?