РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ в дошкольном и начальном школьном возрасте. Введение

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ
в дошкольном и начальном школьном возрасте

Введение

Вашему вниманию предлагается образовательная программа развития способности воображения у детей дошкольного и начального школьного возраста. Программа разработана коллективом экспериментальной площадки «Материнская школа» на базе государственного образовательного учреждения (ГОУ) «Начальная школа – детский сад» № 1835 г. Москвы. Программа проходила апробацию в разновозрастных группах (от 3 до 10 лет) дошкольников и учащихся начальной школы ГОУ № 1835 с 1995 года. Отдельные модули этой программы апробированы в московских школах, входящих в инновационную сеть «Мыследеятельностная педагогика».

Данная книга является описанием опыта работы педагогического коллектива, реализующего экспериментальную программу развития способности воображения в условиях государственного образовательного учреждения.

Проект «Материнская школа» появился в 1994 году и был осуществлён на практике в ГОУ № 1835 благодаря сотрудничеству Московской академии культуры и развития образования, Управления образования Центрального административного округа и Департамента образования Москвы. В 2003 году проекту «Материнская школа» было присвоено звание лауреата Международного образовательного форума «Школа – 2003», а в 2004 году – звание лучшего инновационного проекта на Всероссийской выставке «Школа – 2004» в Сокольниках.

Концепция «Материнской школы» как основа деятельности государственного образовательного учреждения базируется, с одной стороны, на федеральных и региональных документах, с другой — на принципах мыследеятельностной педагогики [28, 29, 33, 73], что и определяет приоритетные направления образования и воспитания детей от 3 до 10 лет в учреждениях, использующих модель «Материнской школы» [2, С.16-20; 3, С.14-32; 5, С.175-196; 59, С.47-48].

В основу создания модели «Материнской школы» положены следующие идеи:

– складывание семейно-общинных форм организации жизни в целях образования и воспитания детей;

– укоренение человека в отечественной истории и культуре за счет выделения культурных оснований в диалоге носителей культур;

– мыследеятельностное содержание образования (формирование способностей воображения, понимания, организации действия, коммуникативных способностей, рефлексии, мышления).

Реализация данных идей предполагала ориентацию на работу с индивидуальной «трассой» развития каждого ребенка, с его зоной ближайшего развития, которая создается в процессе взаимодействия воспитателей, детей, специалистов-предметников и родителей.

Для апробации модели «Материнская школа» в 1994 г. была создана экспериментальная площадка, в рамках которой совмещалась работа научно-исследовательского коллектива Московской академии культуры и развития образования (ΜΑΚΡΟ) под руководством доктора психологических наук Ю.В. Громыко и педагогического коллектива ГОУ «Начальная школа – детский сад» № 1835. Целью эксперимента была разработка и реализация модели новой практики образования и воспитания детей в возрасте от 3 до 10 лет.

Развитие способности воображения у детей дошкольного и начального школьного возраста стало одной из важнейших задач для педагогов, разработчиков модели и психологов-диагностов. Собственно, одному из направлений экспериментальной программы, а именно развитию воображения [49], и посвящена эта книга.

Первая глава и программа развития воображения на материале русской народной сказки написана Э.С. Акоповой – заместителем директора ГОУ № 1835 по экспериментальной деятельности, программа визуально-эстетического воспитания разработана итальянской художницей и педагогом Э. Кабасси, технология развития воображения на календарно-тематических циклах, комплексных и предметных занятиях описана методистом ГОУ № 1835 Е.В. Коноваловой, глава о диагностике способности воображения написана разработчиком-психологом ГОУ № 1835 Л.H. Алексеевой (при поддержке РФФИ грант № 02-06-80162). В книгу включены разработки сценариев занятий педагогов ГОУ № 1835 и СОШ № 597 (Москва): Н.М. Пестряковой, Н.М. Гончаровой, И.В. Рожкалне, З.С. Бакаевой, Е.Ю. Железняк, O.A. Клецкой, A.A. Потраховой, Л.Г. Лукьяновой.

Особую благодарность за бескорыстный вклад в разработку программы выражаем коллективу «Материнской школы» ГОУ № 1835, на базе которой в течение 10 лет реализовывалась программа, методологическому коллективу ΜΑΚΡΟ, чьими усилиями опыт был оформлен в технологию: A.A. Андрюшкову, О.И. Глазуновой, Н.В. Громыко, Т.М. Губановой, Е.Ю. Ивановой, Ю.В. Крупнову, A.C. Лазареву, А.И. Олексенко, И.И. Семину и др., а также научному руководителю экспериментальной площадки Ю.В. Громыко.


РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ

← К оглавлению Глава I. Воображение как способность