Серия «Мыследеятельностная педагогика»
Э.С. Акопова, Л.H. Алексеева, Э. Кабасси, Е.В. Коновалова
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ
в дошкольном и начальном школьном возрасте
Экспериментальная программа для детского сада и начальной школы
Методическое пособие для воспитателей и учителей
Пушкинский институт, ОАО «Московские учебники»
Москва, 2005
УДК 65.01
ББК74.102
Продюсер и организатор серии – директор Пушкинского института, канд. филолог. Наук Л.B. Голубцова
Рецензенты:
Ю.В. Громыко – доктор психологических наук, президент Московской академии культуры и развития образования;
Е.Ю. Иванова – директор государственного образовательного учреждения «Начальная школа–детский сад» № 1835 «Материнская школа»
Р 17
Э.С. Акопова, Л.H. Алексеева, Э. Кабасси, Е.В. Коновалова. Развитие способности воображения в дошкольном и начальном школьном возрасте: экспериментальная программа для детского сада и начальной школы / Методическое пособие для воспитателей и учителей. – М.: Пушкинский институт, 2005. – 352 с. – илл. – Серия: Мыследеятельностная педагогика
ISBN 5-94679-013-7
Книга «Развитие способности воображения» предназначена, главным образом, педагогам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и учреждениях дополнительного образования, но будет также полезна родителям детей от трёх до десяти лет.
В книге представлена образовательная программа, направленная на развитие способности воображения у детей дошкольного и начального школьного возраста, изложены теоретические основания этой программы, приводятся сценарии занятий с детьми на самом разном материале: понимание русских народных сказок, обучение живописи по программе итальянской художницы, традиционные занятия по развитию речи, математике, музыке. Интересна эта книга будет и педагогам-психологам, так как содержит диагностические задания для определения уровня развития воображения детей.
Содержание
Глава I. Воображение как способность
Глава II. Структура образовательных единиц
- 2.1. Виды и характеристика образовательных единиц
- 2.2. Особенности использования образовательных единиц в работе воспитателя. Функциональное назначение образовательных единиц в образовательном процессе
Глава III. Технология работы педагога
3.1. Русская народная сказка и развитие воображения
3.2. Визуально-эстетическое воспитание
3.3. Календарные тематические циклы
3.4. Комплексные занятия
3.5. Предметные занятия
3.5.1. Развитие способности воображения на занятиях по развитию речи
3.5.2. Рисование и развитие воображения
3.5.3. Хореография и развитие воображения
3.5.4. Музыка и развитие воображения
Глава IV. Методы диагностики воображения
4.1. Исследование развития воображения в ролевой игре
4.2. Диагностика конструктивных возможностей воображения ребенка при решении задач
4.3. Диагностика конструктивных возможностей воображения ребенка при складывании образа-представления ситуации
4.4. Диагностика конструктивных возможностей воображения ребенка при построении образа героя
Приложения
Библиография