2.2. Результаты констатирующего эксперимента
В рамках изучения специальной логопедической документации мы проанализировали речевые карты детей экспериментальной группы, заполненные учителем-логопедом в начале учебного года. Для того, чтобы определить продиагностированные учителем-логопедом коммуникативно-речевые нарушения детей, мы изучили разделы, посвященные развитию связной речи и особенностям речевого поведения детей.
Анализируя сведения о составлении рассказа по картине, мы выделили две группы детей с разной степенью развития связной речи:
— дети, составляющие рассказ со стимулирующей помощью, с нарушением связности рассказа (25%);
— дети, составляющие рассказ по наводящим вопросам или образцу воспитателя, с нарушением связности рассказа (75%).
Анализируя сведения о речевом поведении дошкольников, удалось выделить также две группы детей с разной степенью развития коммуникативных умений:
— дети умеют слушать и понимать речь, но участвуют в общении чаще по инициативе других, не всегда ясно и последовательно выражают свои мысли, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое (50%);
— дети малоактивны и малоразговорчивы со сверстниками и педагогом, редко пользуются формами речевого этикета, не умеют последовательно излагать своим мысли, точно передавать их содержание (50%).
Таким образом, в начале учебного года дети данной группы показывали низкий уровень развития навыков связной речи и недостаточный уровень коммуникативных навыков, проявляющийся в несоответствующем возрасту речевом поведении.
Вторая часть экспериментального исследования была проведена с целью выяснения актуального уровня развития коммуникативно-речевых умений детей в середине учебного года.
Изучение уровня развития речевых средств коммуникации детей выявило следующую картину (см.диаграмму 1):
— 41,7% детей (5 человек) показали низкий уровень развития речевых средств коммуникации в ситуациях взаимодействия: не вступали сами и не могли поддержать диалог, не выслушивали и, соответственно, не понимали партнёра по общению. Дети выражали свои мысли достаточно ясно, но поскольку не были мотивированы на конструктивное взаимодействие, к положительному результату в совместной деятельности это не приводило. Формы речевого этикета во взаимодействии со сверстниками использовал один человек из пяти;
— 41,7% детей (5 человек) показали средний уровень речевой коммуникации в ситуациях взаимодействия: в некоторых ситуациях взаимодействия они могли вступить в диалог и поддержать его, конструктивно общаться с собеседником, выслушивая и понимая его точку зрения, отличную от своей; формы речевого этикета этими детьми использовались с разной степенью частотности;
— 16,6% детей (2 человека) показали высокие результаты по данным параметрам: они способны к диалогу во взаимодействии с разными детьми, учитывают разные точки зрения, ясно выражают свои мысли, вежливы в разговоре.
Диаграмма 1
Результаты констатирующего эксперимента. Уровень развития речевых средств коммуникации детей экспериментальной группы (%)
Интересно, что дети показали достаточно высокие результаты по параметру «Ясное выражение мыслей», низкий результат показал только один ребёнок. Но, несмотря на то, что дети способны в речи высказывать свои мысли понятно для окружающих, этого недостаточно для успешной коммуникации, особенно в сложных ситуациях взаимодействия, например, в совместной игре или в выполнении общего задания.
Таким образом, данное исследование показало, что около половины детей группы (41,7%) нуждаются в срочной коррекции речевой коммуникации в ситуациях взаимодействия. Столько же детей нуждаются в совершенствовании речевых коммуникационных умений.
Изучение неречевых коммуникативных проявлений детей в свободной коллективной деятельности по методике Е.О.Смирновой и В.М.Холмогоровой выявило следующее (см.диаграмму 2):
— 66,7% детей (8 человек) показали низкий и ниже среднего уровень инициативности и чувствительности к партнёрам по взаимодействию. Преобладающий эмоциональный фон в процессе взаимодействия со сверстниками у этих детей был негативный либо безразличный;
— 8,3% детей (1 человек) продемонстрировали средний уровень инициативности и чувствительности к партнёрам по взаимодействию, а также нейтрально-деловой эмоциональный фон в отношении партнёров по взаимодействию;
— 16,7% детей (2 человека) показали уровень выше среднего, что проявилось в позитивных отношениях с партнёрами, среднем уровне инициативности и чувствительности к воздействиям сверстников;
— 8,3% детей (1 человек) продемонстрировал высокие результаты развития инициативности и чувствительности к воздействиям партнёров по общению, а также позитивный настрой в процессе взаимодействия.
Диаграмма 2
Результаты констатирующего эксперимента. Уровень развития речевых средств коммуникации детей экспериментальной группы
Таким образом, более половины детей группы (63,6%) нуждаются в срочной коррекции неречевых коммуникативных проявлений.
Анализируя результаты данных диагностических методик, можно сделать вывод о том, что большинство детей в данной группе испытывают трудности во взаимодействии друг с другом по причине низкого уровня развития как речевых, так и неречевых коммуникативных умений. Это проявляется в неготовности и неумении вступать во взаимодействие с другими детьми, выслушивать и понимать партнёра, искать общие решения различных спорных ситуаций, недостаточности вербальных и невербальных средств для поддержания коммуникации. Данное положение усугубляется низкой культурой поведения (отсутствие этикетных форм речи) и преобладающим негативным эмоциональным фоном в процессе взаимодействия. Несмотря на достаточную для понимания связность речи детей, речевое и неречевое общение для них является сложной деятельностью, и большинству детей проще играть и заниматься по одному. Такая ситуация во втором полугодии учебного года в старшей группе, безусловно, недопустима и должна быть откорректирована.
В результате обобщения результатов констатирующего эксперимента, определен перечень речевых и неречевых коммуникативных нарушений, подлежащих коррекции, для работы с экспериментальной группой дошкольников:
— неумение вступать во взаимодействие с другими детьми: отсутствие в активном словаре адекватных вербальных и невербальных форм приглашения вступить во взаимодействие (взгляд, жест, прикосновение, шаблонные вопросно-ответные фразы);
— неумение поддерживать своими речевыми и неречевыми действиями коммуникацию и взаимодействие: вести беседу (задавать вопросы, отвечать на них), уточнять план и содержание совместных действий, невербально поддерживать партнёра по общению (взглядом, улыбкой);
— трудности в понимании партнёра, основная из которых – это неумение выслушать другого человека, прислушаться к нему;
— отсутствие этикетных форм речи и преобладание негативного эмоционального фона в процессе взаимодействия с другими детьми: грубые невежливые обращения, агрессивные проявления в конфликтных случаях.