Сценарии занятий для детского сада и средней школы. Развитие способности воображения

Сценарии занятий для детского сада и средней школы

Глава 2.
Развитие способности воображения

Опыт формирования способности воображения в ГОУ Прогимназии № 1709

Н. А. Куксова, воспитатель, Н. Б. Митрикова, воспитатель, О. В. Ковалева, преподаватель ритмики

В настоящее время в сфере образования происходят глубокие изменения. Эти изменения нашли отражение в программных документах по развитию и модернизации образования. Современная модель образования до 2020 года, Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения определяют следующие цели общего образования на современном этапе: создать систему образования, опережающую развитие общества, формировать у молодого поколения современное мышление, коммуникабельность, способность к сотрудничеству и самостоятельному принятию решения в ситуации выбора.

Никто не будет спорить с утверждением, что мечта каждого педагога — «выращивание» знающих, эрудированных, готовых к активным социальным действиям учеников — людей будущего. Возрастающие требования времени и, к сожалению, убывающие возможности учащихся (огромный объем информации, которую необходимо усвоить, увеличение количества новых предметов, плохое здоровье детей и т.д.) не способствуют осуществлению этой заветной мечты. Традиционная педагогическая система, ориентированная на знания, умения и навыки, уже не справляется с задачами, которые ставит перед педагогикой современный, стремительно меняющийся мир. Память и умение пользоваться отработанными алгоритмами перестали быть надежным фундаментом для образования, являясь уже не ступенью продвижения вперед, а «тормозом» для развития. Решать данные проблемы позволяет мыследеятельностная педагогика, направленная на развитие мыследеятельностных способностей (мышления, воображения, понимания, рефлексии, коммуникации и действия) у детей, получающих в дальнейшем возможность открывать новые знания, ставить и решать социокультурные проблемы, осуществлять социальное действие. Присвоение идей данного педагогического подхода в образовании педагогом, постоянно совершенствующим свое мастерство, — насущная необходимость. Именно поэтому педагогический коллектив нашей прогимназии с 2009-2010 учебного года включился в работу Городской экспериментальной площадки второго уровня «Инфраструктурная платформа Школы будущего: мыследеятельностная педагогика». Тема эксперимента дошкольного отделения прогимназии — «Мыследеятельностная педагогика, развитие способности воображения у дошкольников».

Одна из важнейших педагогических задач современного образования в дошкольном возрасте — развитие способности воображения — основы теоретического мышления. Данная способность не является результатом естественного созревания, и не у каждого ребенка с возрастом происходит развитие этой способности. Поэтому так необходимо создавать в работе с детьми особую среду, которая включает следующие виды коммуникации: взрослый — ребенок; ребенок — ребенок, а также те виды деятельности, которые позволяют дошкольнику проявлять себя в полной мере.

Работа по развитию способности воображения у дошкольников в нашей прогимназии ведется первый год. Возраст детей, с которыми проводилась экспериментальная работа,  — 5-6 лет. 39% детей этой группы никогда не посещали дошкольное образовательное учреждение, а 61% — это дети, пришедшие из других учреждений в прогимназию первый год.

На первом этапе освоения мыследеятельностной педагогической технологии мы учились проводить диагностику способности воображения. Были освоены следующие диагностики: «Степень развитости воображения в ролевой игре — ситуация «Рыбка», ситуация «Яблонька»»; «Диагностика конструктивных возможностей воображения ребенка при решении задач»; «Диагностика конструктивных возможностей воображения ребенка при складывании образа представления ситуации»[1].

Результаты диагностики выявили следующие группы детей: первая группа — дети, которые могут найти решение и готовы искать несколько вариантов; вторая группа — дети не всегда находят решение, а при нахождении решения ограничены одним вариантом; третья группа — не находят решения, привязаны к знаниям, через которые не могут перешагнуть. Например, дети сравнивали, кто больше съел мороженого. «Ваня съел четыре ложки, а Катя — шесть ложек. Может ли быть, что Ваня съел больше мороженого?» Дети первой группы нашли два решения. Первый вариант ответа: «Ваня может съесть больше мороженого. У Кати и Вани ложки разного размера. У Вани большая ложка, а у Кати — маленькая». Второй вариант: «Ваня может съесть больше мороженого. Ваня набирал мороженого ложкой больше, чем Катя». Дети второй группы дали один вариант ответа: «Ваня может съесть мороженого больше, потому что у Вани и Кати ложки разного размера». Дети третьей группы утверждали: «Ваня не мог съесть больше мороженого, потому что он съел четыре ложки, а Катя — шесть. Шесть всегда больше, чем четыре». Полученные диагностические данные позволят планировать работу по развитию способности воображения с каждой группой детей в следующем учебном году.

Параллельно с проведением диагностики была начата работа по развитию способности воображения. Первоначально были проведены занятия по уже разработанным другими педагогами сценариям. В дальнейшем занятия проводились по сценариям, разработанным нами: «Увы», серия занятий по работе с небылицами «Бывает — не бывает» (развитие речи, ознакомление с окружающим миром и художественной литературой), «В волшебном саду: мир цветов и насекомых во власти ветра» (занятие по хореографии).

Приятным открытием для нас стало то, что дети с интересом приняли новую форму организации знакомых им видов деятельности. При этом они не только научились выдвигать свои версии, из них выбирать верные, но и аргументированно доказывать их реалистичность в коммуникации со взрослым и сверстниками. От занятия к занятию мы наблюдали за становлением процесса более свободного и уверенного общения между детьми и взрослыми. Дети, ранее не участвовавшие в коммуникации, стали с удовольствием включаться в обсуждение.

Успех широкого внедрения подходов мыследеятельностной педагогики также во многом будет зависеть от того, насколько каждый педагог будет готов принять идею невозможности преподавать «по-старому», сам встанет на позицию ученика, пройдя новый путь познания, и лишь потом будет готов работать со способностями учащихся — основой для успешного развития современной, творческой, созидающей личности. Приведем несколько сценариев занятий, разработанных педагогами нашей школы.

Сценарий занятия по развитию воображения у воспитанников старшей группы: «Увы»[2]

Митрикова Н.Б., воспитатель старшей группы дошкольного отделения ГОУ Прогимназии №1709

Задачи:

      1. Достраивание, конкретизация образа в коммуникации за счет вопросов.
      2. Достраивание образа или порождение нового образа за счет его проверки на непротиворечивость (соответствие заложенным принципам) и правдоподобность (реалистичность).
      3. Порождение альтернативных образов.

Ход занятия

Деятельность воспитателя Деятельность детей
Разминка. «Когда это бывает?»

— Назовите приметы осени, лета, весны, зимы.

Дети называют приметы осени, лета, весны, зимы.
Введение материала для работы. Послушайте стихотворение Уолтера де ла Мера «Увы!»:

Кто-то сегодня стучал в наши двери. Кто-то стучал. Я уверен, уверен!

Я сам это слышал. Но вот волшебство:

Во тьме за дверьми не найти никого.

Слышалось только жужжанье жучка. Слышался только стрекот сверчка. Слышался только голос совы…

Так и не знаю я, кто к нам стучал.

Увы, увы, увы!

 
Работа над пониманием стихотворения:

— Какое это стихотворение?

— Кто знает, что означает слово «увы»?

— О чем сожалеет автор?

— Как вы догадались, что была ночь?

Дети предъявляют версии понимания:

— Грустное, никого ведь нет за дверью.

— Огорчение.

— Была ночь, и он никого не увидел за дверью.

Постановка вопроса, требующего понимания и воображения

— А что слышал автор?

— Как вы думаете, какое время года в стихотворении?

— Сова кричала. Она — ночная птица, хищная. А еще — летучие мыши.

— Стук; крик совы, жука; стрекотал сверчок.

— Зима, потому что ночь наступила рано.

— Нет, весна, потому что жуки жужжат.

Постановка вопроса, требующего воображения: Выдвижение версий детей о загадочном персонаже.
— Как вы думаете, кто стучал в двери?

(Педагог акцентирует необычность стихотворения, что вызывает у детей желание определить загадочного персонажа.

Педагог поддерживает коммуникацию детей и сам задает вопросы, позволяющие:

  1. развернуть образ, не нарушая сюжет стихотворения;
  2. отсеять версии, противоречащие сюжету или заложенному в прообраз принципу;
  3. отсеять или уточнить версии неправдоподобные, что может привести к разворачиванию образа-сюжета или смене образа).
 
  Версия 1:

— Сова.

(Дети задают друг другу вопросы, требующие обоснования и достраивания образа-сюжета).

— Она не может стучать.

— Может, — клювом.

— А зачем она стучала? — Хотела поесть.

— Боялась дождя.

  Версия 2:

— Это стучал дождик.

— Крупными каплями.

Версия 3, усиливающая версию 2:

— Град, он сильнее, он даже может выбить дверь.

— А как же он стучал в дверь? Версия 4:

— Это стучал кузнечик.

(Дети сами начинают проверять образ на правдоподобие)

— Он не может стучать. Он маленький, а дверь большая. Его совсем не услышат.

— А ее услышат, если она будет стучать лапками? Версия 5, усиливающая версию 4:

— Собака стучала лапками.

— Нет, она не стучала, а скребла. По-другому слышно.

— А куда он делся, когда открыли дверь?

— То есть у тебя сказочная страна, где живут великаны, которые заходят в прятки поиграть? А автор не догадался, что к нему друг-великан заходил?

(Данную версию о сказочной стране можно достраивать, сопоставляя с удивлением главного героя стихотворения: он не знал, кто стучал в дверь, может быть, он недавно в этой сказочной стране? Великан появился недавно? Почему, в таком случае, великан пришел играть в прятки? Можно перейти к новым версиям, так как решение может быть не одно страна сказочная и страна не сказочная).

Версия 6:

— Это был великан.

— Убежал, ему хотелось поиграть в прятки.

— Куда же он делся? Почему его не увидели? Версия 7, переход к несказочной стране:

— Стучал медведь. Он просил меда.

— Он не дождался.

(Педагог задает вопросы, которые требуют развернуть образ-сюжет).

— Зачем приходило пугало?

— А почему же оно ночью пришло?

Версия 8, возвращающая в сказочную страну:

— Это стучало пугало.

— Оно было все черное, его сложно увидеть.

(Дети сами проводят проверку на правдоподобность).

— Пугало не могло стучать, оно же сделанное.

— Оно наклонилось вперед и постучало.

— Помочь в делах.

— Днем оно на огороде работает, а ночью пришло помочь.

Перевод детей к альтернативным образам, как еще может быть:

— То есть, у нас получилась еще одна сказочная страна. А может это быть не сказочная страна? Кто же мог еще постучать в двери?

Версия 9:

— Может, ветер стучал.

— Как он может стучать?

— Он веткой (дерева) стучал.

Педагог предлагает каждому достроить свой образ:

— Ребята, я предлагаю вам подумать и нарисовать того, кто стучал в двери.

 

Сценарий занятия на развитие воображения у воспитанников старшей группы: «Бывает — не бывает»

Н. Б. Митрикова, воспитатель старшей группы дошкольного отделения ГОУ Прогимназии №1709

Предметные задачи:

  1. Учить детей определять небылицы.
  2. Учить придумывать небылицы.
  3. Учить превращать небылицы в быль.

Метапредметные задачи:

  1. Выведение ребенка в виртуальную действительность в процессе коммуникации со взрослыми.
  2. Самостоятельное поддержание коммуникации по поводу образа виртуальной действительности.
  3. Достраивание образа в коммуникации в ходе ответов на вопросы.
  4. Достраивание образа и порождение нового образа в контексте его проверки на непротиворечивость заложенным принципам и правдоподобность (реалистичность).

Материал, с которым работаем:

***
В саду на груше я сидел,
Я свёклы накопать хотел.

***
Зайка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал.

***
Три крысы в костюмах
И в шапках из плюша
Пошли на прогулку…

***
Кот и сова,
Молодая вдова,
Отправились по морю в шлюпке.

***
На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке,
Белый с желтеньким глазком.

 

Первая часть сценария

Предметная задача: учить детей выделять из предложенного материала небылицы.

Деятельность воспитателя Деятельность детей
Постановка вопросов, помогающих детям определить, небылицы это или нет:

— Ребята, я вам прочитаю отрывки из небылиц и стихотворений, а вы постарайтесь определить, что бывает, а что нет.

В саду на груше я сидел,

Я свёклы накопать хотел.

Дети слушают.

— Это небылица.

— Почему вы так думаете? — На груше нет свёклы.
— А где есть свёкла? — В огороде.

— Автор хотел накопать свёклы.

— Может быть реальностью. Он залез на дерево, сидит и хочет накопать свёклы.

— Чего же хотел автор, сидя на груше? — Он сидит и думает, как ему накопать свёклы.


Предметная задача:
учить превращать небылицы в быль.

Деятельность воспитателя Деятельность детей
Постановка вопроса, требующего включения воображения:

— А мог бы он, сидя на груше, накопать свеклы?

Версии детей:

1-я версия:

— Нет, не мог.

2-я версия:

— Мог бы. Ветка опустилась до земли, и он накопал.

3-я версия:

— Он взял длинную лопату и накопал.

— Ребята, как вы думаете, смогли мы с вами превратить небылицу в быль?
    • Да.
— Послушайте следующий отрывок:

Зайка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал.

Версии детей, подтверждающие, что это быль

1-я версия:

— Такое может быть. Зайка бежал, бежал и забежал в огород отдохнуть, покушать морковку.

2-я версия:

— Зимой забежал, грызть кору.

— Вот еще одна история:

Три крысы в костюмах

И в шапках из плюша

Пошли на прогулку…

— Может, весной вылезли из норки и пошли гулять.
Уточнение воспитателя:

— Но нам же говорят, что они были в костюмах.

— Но ведь костюмы и шапки из плюша.

— У них свои шубки.

— Значит, такого быть не может.

Постановка вопроса, требующего воображения.

Проработка версий детей

(специально вводится вопрос в момент, когда дети сказали, что так не бывает):

— При каких обстоятельствах это могло быть?

— А в реальности такое могло быть?

Версии детей:

— В сказке, в мультфильме.

— Может быть, они игрушечные.

Усложнение условия:

— Нет, крысы живые, они же пошли гулять.

— Их человек одел.
— Какой человек их одел? Зачем? — Их хозяин. Ему нравится их одевать.
— А как же они пошли гулять? Ведь они могут убежать. — Нет, они послушные.

— А еще это может быть в мире чудес.

Уточняющий вопрос:

— А что это за мир чудес? Где он?

Дети обосновывают последнюю версию, ссылаясь на опыт.

— В цирке. Там зверей наряжают, и они могут выступать и гулять.

— Еще в кино. Есть фильмы о животных.

— А я был в Театре зверей. Они там тоже наряжаются и выступают.

— А знаете ли вы, что в этом театре есть Мышиная дорога? (Рассказ воспитателя).  
— Следующая история:

Кот и сова,

Молодая вдова,

Отправились по морю в шлюпке.

Работа по обогащению словарного запаса детей.

(Объяснение воспитателя).

Дети спрашивают:

— Что такое «шлюпка»?

— А что такое «вдова»?

Постановка вопроса на определение небылицы:

— Ребята, это быль или небылица?

— Это небылица.
Постановка вопроса, требующего воображения. Проработка версий детей:

— А когда такое могло бы быть?

Версия 1:

— Пошли на корабль и спрятались в шлюпке. Был шторм, шлюпка упала в море.

Уточняющий вопрос:

— Зачем они пошли на корабль?

— Искали своего хозяина.
Фиксация версий детей Версия 2:

— Их везли в зоопарк и спустили лодку вместе с людьми, а люди упали в воду.

Уточняющий вопрос:

— Почему люди упали в воду?

— Они были тяжелые, а канаты были тонкие, они лопнули, и люди упали.

Версия 3:

— Люди бросили животных в шлюпке.

Версия 4:

— Лодка была привязана. Из нее выгружали вещи, а кота и сову не успели. Веревка отвязалась, и лодка уплыла в море.

— Ребята, как вы думаете, смогли мы с вами превратить небылицу в быль? Но историю все же автор придумал сказочную, сова на самом деле не может быть молодой вдовой, так бывает у людей. — Да .
— А теперь, последняя история:

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке,

Белый с желтеньким глазком.

— Молодцы, справились с заданием.

— Такое бывает. Это растет ромашка.


Предметная задача:
учить детей придумывать небылицы.
Побуждение детей к сочинению небылиц на основе полученного опыта по определению небылиц.

Деятельность воспитателя Деятельность детей
— Предлагаю разделиться на две команды. Придумайте название своим командам. Дети самостоятельно делятся на команды и придумывают названия.

1-я команда «Фея». 2-я команда «Цветок».

Постановка задачи.

— Придумайте небылицу для другой команды.

Работа в командах.

Команда «Фея»: «Мартышка на Севере».

Команда «Цветок»: «Где-то далеко на Севере ходит злобный Снеговик».

Постановка вопросов, помогающих детям определить, небылицы это или нет.  
Работа с командой «Цветок».

— Ребята, «Мартышка на Севере» — это небылица?

—Да.
Уточняющий вопрос:

— Почему вы так считаете?

— Мы так считаем, потому что мартышки на Севере не живут.
— Хорошо. А давайте подумаем, при каких условиях эта небылица могла бы стать былью. Предъявление версий детьми.

Версия 1:

— Мартышку привезли на север в зоопарк.

Версия 2:

— А еще неандертальцы жили на Севере и были похожи на обезьян.

Версия 3:

— Мартышку привезли на Север и там забыли.

Проработка версий детей.  
Отсеивание версии, противоречащей условию.

— Но они же не были обезьянами.

 
Вопросы для уточнения версии.

— Кто ее привез?

— Человек.
— А зачем он ее привез на север? Обоснование версии детьми.

— Он ученый, изучает обезьян.

— Обезьяна хотела увидеть пингвинов.

Уточняющий вопрос:

— А как ученый узнал, чего она хочет?

— Надел ей специальную шляпу и прочитал ее мысли (Это фантазийный вариант).
Уточняющий вопрос:

— Зачем ученый повез обезьяну на север?

— Чтобы исследовать, как обезьяна переносит холод, и что она будет есть, ведь там нет бананов.
— Ребята, получилось ли у команды «Цветок» превратить небылицу в быль? — Получилось.
— Значит, вы справились с заданием, молодцы.  

Вторая часть сценария

Деятельность воспитателя Деятельность детей
Побуждение детей к сочинению небылиц на основе полученного опыта по определению небылиц.  
— Ребята, давайте вспомним небылицу, которую придумала команда «Цветок» на прошлом занятии. — Дети вспоминают небылицу, которую предложила команда «Цветок»: «где-то далеко на Севере ходит злобный Снеговик».
Постановка вопроса для решения задачи.

— Подумайте, как эту небылицу превратить в быль.

 
Постановка вопроса, требующего воображения. Проработка версий детей:

— Как это могло произойти?

— Что делает мальчик на Севере?

— А как снеговик начал ходить?

— Значит, Снеговик пошел при помощи волшебства. Это сказка. А как сделать былью?

Предъявление версий детьми.

Версия 1:

— Мальчик сделал снеговика.

— Он приехал на Север и там живет.

— Мальчик сделал волшебное средство.

— Снеговик хочет найти подружку.

— Он — фокусник.

— Дед Мороз дотронулся палочкой до снеговика, и он пошел.

— Мальчик сделал такого.

Эти версии — проявление фантазии, а не воображения.

Уточняющие вопросы:

— Может быть, кто-то забрался внутрь Снеговика?

Версия 2:

Мальчик влез в Снеговика и пошел.

Дети оценивают версию как неправдоподобную.

Версия 3:

— Снеговика сделали на колесиках и с пультом.

Дети проверяют версию на правдоподобность:

— Нет, он же не сам ходит, а при помощи пульта.

— А как же он оказался на Севере?

— Почему же у него злобное лицо?

Версия 4:

— Мальчик сделал костюм, надел его и пошел в театр.

— Нарисовали картинку Севера.

— Дети сделали.

— Это другие дети сделали такое лицо. Они были маленькие.

— Такое лицо получилось.

Вопросы для уточнения пятой версии:

— Откуда он взялся на Севере?

— Почему у него злобное лицо?

— А на Севере живут люди?

— А если Снеговика привезли для людей, почему он злобный?

— У сделанного снеговика не может быть настроения, оно бывает только у людей.

— Машина не может быть доброй или злой. А как вы определили, что он злобный, почему его считают злобным?

— Как это произошло?

Версия 5:

— Робота сделали как снеговика.

— Прилетел на самолете.

— Грузовик привез.

— Приплыл на лодке.

— Прилетел на вертолете.

— Приплыл на корабле.

— Детей пугать.

— Пугать зверей, чтобы могли поселиться люди.

— Живут. Например, эскимосы. Они в теплых одеждах.

— Снеговик был хорошим, а мальчик нажал не на ту кнопку, и он стал злобным.

— У него плохое настроение.

— Таким сделали в магазине.

— Снеговик был добрым, потом включился и стал злобным.

— Он сломался, у него заели кнопки. Он стал быстро двигаться, поломал что-то случайно.

— У него лицо злобное, никто не знает, что он не злой, просто страшный.

— Ребята, как вы думаете, получилось ли у нас небылицу превратить в быль? — Да, получилось.
Выделение правдоподобных версий:

— Давайте еще раз назовем правдоподобные версии, которые нашу небылицу превратили в быль.

Дети фиксируют версии:

— Мальчик сделал костюм, надел его и пошел в театр.

— Робота сделали как снеговика.

Сценарий занятия на развитие воображения у воспитанников старшей группы: «Бывает не бывает»

Н. А. Куксова, воспитатель старшей группы дошкольного отделения ГОУ Прогимназии №1709

Предметная задача: тренировать детей в определении небылиц.

Метапредметные задачи:

    1. Выведение ребенка в виртуальную действительность в процессе коммуникации со взрослыми.
    2. Самостоятельное поддержание коммуникации по поводу образа виртуальной действительности.


Ход занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Разминка: «Это правда или нет»?

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

А зимой среди ветвей «Га-га-га» пел соловей.

Дети отвечают:

— Виноград поспевает летом, осенью.

— У коня грива. В снегу летом не он скачет, снега нет летом.

— Соловей не поет «Га-га-га». Соловей — перелетная птица.

— Как вы думаете, что вы сейчас услышали? — Это небылицы.
Введение материала №1 для работы:

— Послушайте стихотворение «Не может быть».

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок

Без шляп и ботинок

Даю вам честное слово!

 
Работа над пониманием стихотворения.

— Может ли быть так на самом деле?

Дети предъявляют версии понимания.

Версия 1:

— Нет, не может. Свинки не могут ходить ночью.

Версия 2:

— Свинки могут ходить ночью, могут постоять за себя.

Версия 3:

— Это может быть на самом деле, свинки ходят без шляп и ботинок. Они живут у хозяина в свинарнике.

— Так что же это быль или небылица? — Это — быль.
— Почему Полина и Егор решили, что этого не может быть? — Потому, что не видели настоящих свинок.
— Как мы будем отличать быль от небылицы? — Быль — то, что бывает, и мы об этом знаем, а небылица — то, чего не может быть.
— Но вы еще маленькие, многого не знаете. Можно ли сказать о чем-то, что это небылица, если вы об этом не знаете или никогда этого не видели? — Наверное, надо спросить у родителей, воспитателей. Может, в книжках об этом написано.
Введение материала №2 для работы.

— А теперь послушайте стихотворение «Про летающую корову»:

Очень многие считают,

Что коровы не летают,

Так что я

Беру с вас слово!

Кто увидит, что корова

Пролетает в вышине,

Тот, договорившись с мамой,

Пусть сейчас же телеграммой

Лучше срочной телеграммой)

Сообщит об этом мне!

 
— Ребята, что такое телеграмма? — Это письмо, которое быстро приходит к человеку.
— Может ли на самом деле корова летать? — Нет. У нее нет крыльев. Это обычное домашнее животное.

— Она очень тяжелая.

— А кто же может летать? — Те, у кого есть крылья, они легкие: насекомые, птицы.
— Летающая корова — это быль или небылица? — Небылица.
Мы зафиксировали парадокс: корова не легкая, нет крыльев, а должна полететь.  
Вопросы, требующие от детей включения воображения.

— Как же может летать корова?

— Я согласна с вами, что у коровы нет крыльев, она тяжелая и не может полететь, как птица или воздушный шарик. В сказках или в мультиках можно нарисовать летающую корову, но на самом деле она не летает. Но представьте: вдруг такое все же возможно — корова летит. Как же сделать, чтобы она полетела? Давайте попробуем.

Предъявление версий детьми.

Версия 1:

— В мультиках, сказках, историях.

Версия 2:

— На самолете, вертолете. Ее перевозят в зоопарк, в деревню, на дачу.

— Мы с вами считали, что корова не может летать, а теперь решили, что корова у нас летает, и это возможно. Превратили мы небылицу в быль? — Да.
Самостоятельное поддержание коммуникации по поводу образа виртуальной действительности.

— А теперь мы разделимся на две команды.

 
Задание командам:

— Придумайте небылицу для другой команды.

Команда 1: «Деревья поют»

Команда 2: «Медуза лежит дома».

Постановка вопроса, уточняющего, почему предложенное является небылицей:

— То, что придумала каждая команда, — небылица или быль?

— Почему вы считаете, что это небылица?

— Небылица.

— Медуза живет в море.

— Дома она погибнет.

— Деревья не могут петь.

— У них нет голоса.

Задание на развитие воображения.

— Попробуйте превратить небылицу в быль.

Версии детей 1-й группы.

Версия 1:

— Медузу дома положили в ванну.

Версия 2:

— Медуза дома живет в аквариуме.

Версия 3:

— Медуза — игрушка, наклейка, нарисована в книге, вылеплена из пластилина.

Версии детей 2-й группы.

Версия 1:

— Деревья поют, когда на улице ветер.

Версия 2:

— Весной молодые листочки распускаются. Это у деревьев такая песня.

Версия 3:

— Осенью во время листопада.

Версия 4:

— Человек трясет дерево, листочки дрожат и поют.

— Смогли ли мы превратить свои небылицы в быль? — Да.
— Пожалуйста: кто хочет, — может сделать рисунок или слепить из пластилина медузу, живущую дома, или поющие деревья. Понравилась вам игра в небылицы? В нее можно поиграть дома с родителями или братьями и сестрами. И я предлагаю вам конкурс небылиц. Вы можете нарисовать или попросить родителей записать вашу небылицу, а потом мы выберем самую небывалую небылицу.  

Сценарий занятия по ритмике на развитие воображения у воспитанников старшей группы: «В волшебном саду: мир цветов и насекомых во власти ветра»

О. В. Ковалёва, педагог дополнительного образования ГОУ Прогимназии №1709

Цель: развитие способности воображения через создание пластического образа.

Предметные задачи:

    1. Развивать пластичность, выразительность движений.
    2. Научить передавать в пластическом образе характер музыки.
    3. Развивать способность детей к образно-пластическому взаимодействию.
    4. Повторять пластический образ другого человека.

Метапредметные задачи:

  1. Достраивание, конкретизация пластического образа и порождение нового образа благодаря введению новых персонажей.
  2. Порождение альтернативных образов.
  3. Расширение образа в ходе изменения ситуации в воображаемом пространстве.
  4. Достраивание образа в коммуникации за счет вопросов.

Музыкальный материал:

  1. М. А. Балакирев. «В саду».
  2. П. И. Чайковский. «Времена года. Подснежник. Апрель» или А. Аренский. «Незабудка».
  3. Э. Григ. «Бабочка» или Ф. Куперен. «Бабочки».
  4. Н. А. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».
  5. С. С. Прокофьев. «Шествие кузнечиков».
  6. И. С. Бах. «Шутка» или С. В. Рахманинов. «Полька».
  7. Ф. Мендельсон. «Песня без слов. Весенняя».
  8. С. С. Прокофьев. Гавот из балета «Золушка» или С. С. Прокофьев «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта».
  9. А. Вивальди «Времена года». Концерт «Лето», 3 часть.
  10. А. Вивальди. «Времена года». Концерт «Зима», 2 и 3 части.
  11. А. Вивальди. «Времена года». Концерт «Весна», 1 часть.
Деятельность педагога Деятельность детей
I. Введение в пластический образ
Погружение детей в атмосферу сказочной истории
Ребята, давайте представим, что мы оказались в саду, где растут разные цветы и летают разные насекомые. Но наш сад не простой, а волшебный, все жители этого волшебного сада умеют испытывать те же чувства, что и люди: они дружат и ссорятся, шалят и обижаются, но все при этом живут мирно. В волшебном саду никогда не бывает зимы, там всегда царит лето.

Звучит музыкальный фрагмент из произведения М. А. Балакирева «В саду».

Исходное состояние детей:

1-я группа дети, отказывающиеся от участия в пластическом показе;

2-я группа дети, способные только повторить движение образец;

3-я группа дети, способные к созданию собственного пластического образа.

Дети слушают музыкальный фрагмент.

Развитие пластичности, выразительности движений

(в зависимости от количества детей, входящих в группы исходного состояния, количество предлагаемых образов может уменьшаться или увеличиваться)

— Я предлагаю вам представить, что каждый из вас превратился в жителя нашего волшебного сада и стал цветком. Какие цветы вы знаете? — Розы, лилии, пионы, гвоздики, ромашки…
— Взошло солнце и своими теплыми лучами разбудило цветы. Опишите их. — Роза — высокая, красная, у нее есть шипы, она может защититься от непрошеных гостей.

— Лилия — белая, крупная, с желтой серединкой, лепестки с острым уголком.

— Гвоздика — высокая, розовая, листики у нее очень тоненькие, острые. Ромашка белая, с желтой серединкой.

— Пион — темно-красного цвета, напоминает пышную юбочку.

Уточняющий вопрос:

— Как они себя поведут, когда проснутся?

— Раскроют свои лепестки, немного подрастут, «потянутся» к солнышку и умоются свежей прохладной росой.
Пробы движений:

— Давайте попробуем изобразить цветы.

Звучит музыкальный фрагмент (на выбор педагога): П. И. Чайковский «Времена года. Подснежник. Апрель» или А. Аренский «Незабудка».

Дети, двигаясь произвольно, пластически изображают цветы.
Вовлечение детей 1 группы в процесс создания пластического образа.

Если кто-то из детей отказывается от пластического показа, педагог ему помогает, спрашивая: «Какой цветок тебе хорошо известен?» или просто дает ему поручение: «Изобрази ромашку, вспомни, какая она».

Дети предпринимают попытку пластического изображения цветка.

Повторение пластического образа другого человека

Особенно удачно получилось перевоплотиться в цветок у … (педагог отмечает наиболее удачные движения, предлагает остальным повторить). Дети повторяют пластический образ другого человека.
Постановка вопроса, требующего воображения. Уточняющие вопросы.

— А кто из наших цветов хочет описать свою жизнь?

(Из чего ты вырос? Кто тебя посадил? Как ты рос? Кто рос рядом с тобой? Кто тебе больше всего нравится? Что ты больше всего любишь?)

Дети рассказывают о своем персонаже.

1-й вариант ответа (ромашка):

— Семечко, из которого я вырос, принес южный ветер. Нас было много. Рядом со мной росли такие же белые ромашки. Мне нравится плескаться под теплым дождем, умываться утренней росой и греться на теплом солнышке.

2-й вариант (пион):

— В землю меня посадила добрая садовница. Мне пришлось очень долго расти, чтобы у меня появились силы расцвести. Я появляюсь не один, рядом со мной всегда мои сестры и братья — мы одна дружная семья пионов. Мне очень нравится, когда люди любуются моей пышной юбочкой-цветком.

Развитие пластичности, выразительности движений

— Утреннее солнышко разбудило и насекомых, они прилетели в наш волшебный сад.  
— Сначала пчелы. Они очень торопятся поскорее собрать утренний ароматный нектар. Какие они? — Торопливые, стремительные, быстрые, деловитые, не любят лениться, собирают нектар.
— А как они будут двигаться? — Движения стремительные, суетливые, мелкие, ведь у пчелок маленькие крылышки.
— Давайте попробуем двигаться так же, как пчелы. Звучит фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» «Полет шмеля». Дети, двигаясь произвольно, пластически изображают пчел.

Повторение пластического образа другого человека

Удачные движения педагог отмечает и предлагает остальным детям повторить их. Дети повторяют наиболее удачные движения.
Введение новых персонажей:

— А вот в наш дивный сад прилетели бабочки и мотыльки. Какие они? Как они двигаются?

— Красивые, разноцветные, с большими крыльями, длинными усиками.

— Двигаются очень плавно, движения широкие, свободные.

Развитие пластичности, выразительности движений

— Давайте попробуем двигаться так же, как двигаются бабочки или мотыльки.

Звучат музыкальные фрагменты: Э. Григ. «Бабочка» или Ф. Куперен. «Бабочки».

Дети, двигаясь произвольно, пластически изображают бабочек и мотыльков.

Повторение пластического образа другого человека

Удачные движения педагог отмечает и предлагает остальным детям повторить. Дети повторяют наиболее удачные движения.
Введение новых персонажей:

— А вот в саду показались кузнечики. Опишите их. Как кузнечики двигаются?

— Они зеленые, у них длинные ножки, похоже, что на них зеленые фраки.

— Они высоко и далеко прыгают, очень быстрые, не поймать.

Развитие пластичности, выразительности движений

— Давайте попробуем двигаться так же, как двигаются кузнечики.

Звучит музыкальный фрагмент: С. С. Прокофьев. «Шествие  кузнечиков».

Дети, двигаясь произвольно, пластически изображают кузнечиков.

Повторение пластического образа другого человека

Удачные движения педагог отмечает и предлагает остальным детям повторить. Дети повторяют наиболее удачные движения.
Задание, требующее от детей включения воображения. Уточняющие вопросы:

— Милые насекомые, расскажите нам о себе.

(Как ты появился на свет? Как ты рос? Кто рос рядом с тобой? Кто тебе больше всего нравится? Что ты больше всего любишь?)

1-й вариант ответа (пчелка):

— Я появился на свет в большой дружной семье пчел. Главная в нашей семье — королева. Мы много трудимся, собирая нектар, чтобы потом превратить его во вкусный и полезный мед.

2-й вариант (бабочка):

— Я совсем недавно появилась на свет, выбравшись из кокона. Мои крылышки не сразу стали сильными, но они такие красивые, что я очень ими горжусь.

II. Опыт взаимодействия персонажей

Удержание условий задания:

— А теперь я предлагаю вам по желанию изобразить цветы и насекомых, живущих в нашем волшебном саду, но не забывайте, что волшебство сада состоит в том, что все его жители немного похожи на людей. Так же, как и люди, они могут дружить и ссориться, шалить, играть, веселиться, огорчаться и печалиться.

— Давайте представим, что цветы и насекомые просто не замечают друг друга.

Первый вариант пластического взаимодействия.

Дети сообщают о выбранном ими образе.

Развитие пластичности, выразительности движений

Звучит музыкальный фрагмент: С. С. Прокофьев. Гавот из балета «Золушка». Дети вступают в пластическое взаимодействие (изображают отсутствие пластической коммуникации).
Комментарий к образу:

— Как могло произойти, что цветы и насекомые не замечают друг друга?

Версии детей

Версия 1:

— Насекомое только утром появилось на свет, и еще ни с кем не успело познакомиться или боится познакомиться.

Версия 2:

— Он еще не проголодался.

Версия 3:

— Ему грустно, и он хочет побыть один.

Создание ситуации, при которой дети, не вступившие в пластическую коммуникацию, должны будут вступить в образно-пластическое взаимодействие:

— Как плохо, когда ты никого не знаешь или тебе очень грустно. Давайте поможем нашим насекомым познакомиться со всеми жителями волшебного сада, а кого-то и развеселить.

Звучит музыкальный фрагмент: И. С. Бах. «Шутка».

Дети вступают в пластическое взаимодействие.

Повторение варианта пластического взаимодействия, предложенного другим человеком

Педагог отмечает наиболее удачный вариант и предлагает детям его повторить. Дети повторяют наиболее удачные варианты взаимодействия.
Если у детей не получилось справиться с заданием, педагог изображает вариант пластического взаимодействия для вовлечения детей 1-й группы. Дети повторяют варианты взаимодействия, показанные педагогом.
Педагог предлагает новую задачу, позволяющую дополнить и расширить образ в пластической коммуникации:

— А вот совсем другая картина. Цветок и насекомое так обрадовались друг другу, что сразу же пустились в общий танец (предлагается 2-й вариант пластического взаимодействия: цветок и насекомое потянулись друг к другу, цветок широко раскрыл свои лепестки, они «танцуют общий танец»).

Звучит музыкальный фрагмент: С. В. Рахманинов. «Полька».

Дети вступают в пластическое взаимодействие.
Педагог поддерживает коммуникацию детей и сам задает вопросы, позволяющие развернуть образ:

— Как выдумаете, почему им так весело?

— А почему они хорошие друзья?

— А почему еще они обрадовались друг другу?

— Значит, если у тебя чего-то много, и ты поделишься этим с другим, это можно назвать дружбой?

— А не с друзьями делиться необязательно?

Версии детей

Версия 1:

— Они хорошие друзья, но давно не виделись и очень рады встрече.

— Цветок не умеет летать, а насекомое летает и может рассказать цветку много интересного и нового. Цветок угощает насекомое вкусным нектаром, а насекомое, когда очень жарко, своими крылышками обмахивает цветок, и ему не так жарко.

Версия 2:

— У цветов уже очень много нектара, и они рады поделиться им с насекомыми.

— Нет, но с друзьями всегда надо делиться.

— Делиться нужно со всеми.

Педагог предлагает новый поворот сюжета, проверяя, насколько дети удерживают свой образ и включают ли в него воображаемое пространство взаимодействия:

Мне очень нравится наблюдать за встречей хороших друзей после долгой разлуки, давайте мы все еще раз покажем, что в нашем волшебном саду все дружат и очень рады встрече.

Повторно звучит музыкальный фрагмент: И. С. Бах. «Шутка».

Дети вступают в пластическое взаимодействие.

Повторение варианта пластического взаимодействия, предложенного другим человеком

Педагог отмечает наиболее удачный вариант и предлагает детям его повторить.

Если у детей не получилось справиться с заданием, педагог предлагает свой вариант пластического взаимодействия.

Дети повторяют наиболее удачные варианты взаимодействия.

Дети повторяют варианты взаимодействия, показанные педагогом.

Педагог предлагает новую задачу, позволяющую дополнить и расширить образ в пластической коммуникации:

— Кто-то из наших цветов совсем не захотел общаться с насекомыми и сразу же закрыл свои лепестки, а насекомое сразу же испуганно отлетело в сторону. Предлагается 3-й вариант пластического взаимодействия: цветок «отвернулся», закрыл свои лепестки от насекомого, а насекомое подлетело к цветку, но тут же от него отлетело.

Звучит музыкальный фрагмент: С. С. Прокофьев. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта».

Дети вступают в пластическое взаимодействие.
Педагог поддерживает коммуникацию детей и задает вопросы, позволяющие развернуть образ и конкретизировать его:

— Как вы думаете, как это могло произойти?

— А почему он испугался?

— Кто думает по-другому?

— Из-за чего поссорились?

— Почему еще цветок сразу закрыл свои лепестки?

— А почему же он не выспался?

Версии детей

Версия 1:

— Цветок испугался и от страха закрылся.

— К нему подлетело незнакомое насекомое, он боялся, что его могут обидеть, сделать больно.

Версия 2:

— Они вчера поссорились.

— Цветок ждал пчелку в гости, а она не прилетела вовремя.

Версия 3:

— Цветок не выспался, и у него плохое настроение.

— Долго смотрел мультики по цветочному телевизору.

— Почему же насекомое сразу отлетело от цветка?

— Почему роза обзавелась шипами?

— А еще почему?

Версии детей:

Версия 1:

— Цветок уколол насекомое, это была роза, и у нее шипы.

— Она так защищается от непрошеных гостей.

Версия 2:

— Запах цветка не понравился насекомому.

Перевод детей в реальное пространство:

— Ну что ж, мы очень хорошо знаем теперь всех жителей нашего волшебного сада. Кто-нибудь в них узнал себя?

— Да, у меня бывает плохое настроение, и тогда ни с кем не хочется играть.

— А я всегда делюсь игрушками с ребятами в группе.

— Когда мне страшно, я стараюсь скорее обнять маму или куда-нибудь спрятаться.

— Кто мне скажет, что нужно сделать, чтобы грустному человеку стало весело, а тот, кто боится, перестал бояться? — Улыбнуться.

— Обнять.

— Пригласить вместе поиграть.

— Совершенно верно. Надеюсь, ребята, что вы поняли, как важно быть очень внимательными друг к другу и стараться понять чувства и желания другого человека.  
  1. Введение неизвестных персонажей и взаимодействие с ними
Постановка задачи, требующей от детей включения воображения:

— В волшебном саду наступил еще один день. Жители волшебного сада занимались своими обычными делами.

Звучит фрагмент из Концерта «Весна» А. Вивальди (1 часть).

Дети в движении воспроизводят предлагаемую ситуацию.
Введение нового персонажа:

— И вот неожиданно в волшебный сад ворвался злой холодный северный ветер.

Звучит фрагмент из Концерта А. Вивальди «Лето» (3 часть).

Педагог изображает в движении сильный ветер, комментируя словами, вступает в пластическое взаимодействие с детьми.

— Я злой холодный северный Ветер, я всех заморожу, всех покрою инеем и украшу своим любимым белым цветом. Я улетел из сундука Снежной Королевы, сбежав от нее. Я очень долго находился в заточении.

Дети вступают в пластическое взаимодействие с ветром. Возможны следующие варианты:

1-й вариант: цветы низко приседают и закрываются руками-лепестками, к ним тесно прижимаются насекомые (сбиваются в кучу).

2-й вариант: цветы низко приседают и закрываются руками-лепестками, а насекомые отнесены ветром в сторону (друзей разлучили).

3-й вариант: цветы и насекомые пытаются противостоять ветру, они вступают с ним в борьбу.

Передача в своем пластическом образе характера музыки

— Цветам и насекомым сразу стало очень холодно, грустно и страшно.

Звучит музыкальный фрагмент из Концерта А. Вивальди «Зима» (3 часть).

Дети в образе пластически передают характер музыки.
Постановка вопроса, требующего воображения:

— Ветер неожиданно останавливается и начинает задавать сам себе вопросы (педагог задает вопросы от лица Ветра, и просит ответить на эти вопросы детей):

 
— Здесь было так странно и необычно. Зачем я всех напугал и чуть не уничтожил? Версии детей

Версия 1:

— Ты северный ветер и любишь просторы, но Снежная Королева тебя держала в заточении, поэтому ты злишься и все разрушаешь на своем пути.

— Но я не хотел все разрушить, я просто хотел с вами поиграть. — Ты нас не знаешь, но твое желание с нами поиграть может быть опасным, ведь ты такой холодный и порывистый.

Конкретизация и достраивание образа путем включения нескольких персонажей

— А что, бывают другие ветры? Цветы:

— Да, мы знакомы с легким теплым ветерком, который приятно колышет наши лепестки.

Насекомые:

— А нам он помогает легко перелетать от цветка к цветку и совсем не уставать.

  Версия 2:

— Ты никогда не видел подобной красоты и не знаешь, что с ней нужно обращаться очень осторожно.

— Как это — осторожно?

Педагог поддерживает коммуникацию детей и задает вопрос, требующий от них словесного объяснения пластического взаимодействия:

— Покажите мне, как?

Звучит музыкальный фрагмент из Концерта «Зима» А. Вивальди, (2 часть).

— Кружиться над цветами и насекомыми, двигаться плавно и легко.

Дети демонстрируют свои варианты легкого и плавного движения.

Педагог повторяет движения, показанные детьми, и, поддерживая коммуникацию, задает вопрос, требующий в качестве ответа оценки качества повторенных педагогом движений:

— У меня получается?

— Да, очень хорошо.
Постановка вопросов, требующих расширения образа путем включения в него нескольких персонажей:

— Я хочу у вас спросить: почему, когда я пытался все здесь уничтожить, вы все повели себя по-разному?

— Почему кто-то из вас тесно прижался друг к другу?

Версии детей

Версия 1:

— Мы тесно прижались друг к другу, потому что, когда ты рядом с другом — не так страшно.

Версия 2:

— Когда мы рядом, мы становимся сильнее.

Педагог обращается с вопросами к детям в зависимости от того, что они показали.

— Вы почему-то разлетелись в разные стороны.

Версии детей

Версия 1:

— Так легче спрятаться.

Версия 2:

— Ты налетел неожиданно, а мы оказались слабее тебя.

— А почему кто-то из вас так упорно пытался со мною сражаться? Версии детей

Версия 1:

— Лучше погибнуть, сражаясь, чем погибнуть, ничего не делая.

Версия 2:

— Добро всегда должно противостоять злу.

— Ой, со мною что-то произошло, я уже совсем не злюсь, и у меня даже, кажется, поднялась температура, я стал теплее и добрее, почему так произошло? Версии детей

Версия 1:

— Оказавшись в Волшебном саду, любое злое существо теряет свою злость.

Версия 2:

— Общение с жителями Волшебного сада превратило злой северный ветер в теплый южный ветерок.

Версия 3:

— У северного ветра появились друзья, поэтому он стал добрее.

— Кажется, я все понял. Если тебя кто-то обидел, это не значит, что нужно сердиться на всех. Если хочешь с кем-то подружиться, постарайся его лучше узнать. Добро всегда побеждает зло.

— А можно мне теперь остаться в вашем чудесном Волшебном саду, ведь вы научили меня общаться с красотой?

Звучит музыкальный фрагмент: С. В. Рахманинов. «Полька».

— Конечно, ведь теперь мы тебя не боимся, и мы стали друзьями.

Дети и педагог в образе пластически передают характер музыки.

Конечное состояние детей:

1-я группа — дети включаются в пластический показ, могут повторить пластический образец педагога и других детей.

2-я группа — дети готовы к созданию собственного пластического образа.

3-я группа — дети легко интерпретируют чужой пластический образ, легко вступают в пластическое взаимодействие с незнакомым персонажем.

 

Технология работы по развитию способности воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Разнообразие форм работы

Е. В. Коновалова, старший воспитатель дошкольных групп ГОУ СОШ «Школа здоровья» №661

Существуют разные подходы к пониманию способности воображения. Подход мыследеятельностной педагогики основан на идеях Э. В. Ильенкова, В. В. Давыдова, Ю. В. Громыко. Воображение в рамках данного подхода — это способность идеального видения, способность сознания порождать потенциальное будущее и отличать его от прошлого и настоящего.

Воображение следует отличать от использования представлений, а также от фантазии, мышления и понимания.

Традиционно в психологии воображение представляют как способность составить, сконструировать образ на основе имеющихся в памяти представлений. Пример — методика «Несуществующее животное», выполняя задания которой, дети чаще всего произвольно соединяют части разных животных. В нашем понимании воображение принципиально отличается от фантазии, поскольку воображение не составляет новое из известного, а порождает нечто принципиально новое. Кроме того, воображение не уводит от реальности, а приводит к новой — той, которой еще не было в личном или общественном опыте. Сталкиваясь с реальными задачами, которые невозможно решить по образцу, по аналогии, дети самой ситуацией вынуждены найти новое основание своих действий, чтобы прийти к решению задачи. Смена оснований — ведущий способ работы воображения.

Так, в диагностическом задании, направленном на развитие способности воображения, необходимо найти условия, при которых яйцо должно пролететь три метра и не разбиться. При решении этой задачи дошкольники дают разные типы ответов. Первый ответ: «это невозможно» показывает, что дети видят ситуацию только таким образом и не могут представить ее по-другому. Второй тип ответов представляет собой фантастические способы: «заколдованное яйцо» (не бьется) и прочее волшебство. Он показывает, что ребенок уже может представить себе другое окончание ситуации, хотя это пока не связано с реальностью. Третий тип ответов (самый распространенный и у дошкольников, и у младших школьников) связан с имеющимися у них представлениями, опытом. Это предложения сделать мягким место посадки или защитить само яйцо. Опять при решении задачи не задействовано воображение. Четвертый тип ответов возникает, если детям удается уйти от своего опыта и поменять основание способа, не прибегая к фантастическим решениям (например, увеличить дальность полета яйца: бросили яйцо на 10 метров, бросили яйцо с высокого дома, яйцо летит в утке). Это может свидетельствовать о том, что сработало воображение. Воображение отличается от мышления тем, что сущность явления схватывается не понятийно, а конкретно-материально. Ребенок не может выделить сначала идею, а потом на основании этой идеи найти решение. Минуя мыслительный план, он сразу выходит в область действия и начинает придумывать способы решения.

Воображение следует отличать и от понимания. Одним из отличительных признаков является то, что воображение работает тогда, когда ты меняешь реальность в соответствии с выделенным способом. Ты можешь не только понять, что тебе мешают эти три метра, после которых яйцо должно разбиться, но и можешь переделать реальность: представить образ, в котором, пролетая эти метры, яйцо не разбивается.

Сложность в работе с воображением детей заключается в том, что взрослым трудно примерить на себя этот мыслительный процесс, поскольку во взрослом возрасте подобные задачи решают, используя представления об устройстве окружающего мира и мышление. А следовательно, нам сложно самим проделать акт воображения. Также сложно вычленить из реакций детей работу воображения: как уже упоминалось, ее можно перепутать с пониманием, использованием известных детям представлений, а также с процессами мышления (особенно начиная со старшего дошкольного возраста).

Поэтому для работы с воображением детей педагогам необходимо соблюдать следующие основные условия:

— ситуация, предлагаемая ребенку, должна быть для него новой, неизвестной и непреодолимой; если ситуация ребенку знакома, то будет работать память, а не воображение;

— педагог не должен предлагать готового решения, необходимо обеспечить самостоятельный поиск этого решения или решений.

На данный момент существуют следующие формы работы, связанные с развитием воображения у дошкольников и младших школьников:

  1. Методика развития способности воображения на материале разыгрывания русских народных сказок.
  2. Разрешение парадоксальных ситуаций, из которых, на первый взгляд, нет выхода (вышеупомянутая задача «Яйцо» и другие, подобные ей).
  3. Работа с загадками и метафорами: отгадывание и придумывание. От загадок-описаний и загадок-сравнений (дошкольный возраст) постепенно дети переходят к загадкам-метафорам, выделяя сущность или идею предмета.
  4. Работа с небылицами: придумывание небылицы (летающая корова) и решение небылицы определение, при каких условиях такое возможно (корову перевозят на самолете). При работе с небылицами интересна форма турнира по командам, когда команды заранее готовят небылицы для того, чтобы во время турнира обмениваться ими, пытаясь решить как можно больше небылиц. Команда может выиграть, придумав наибольшее количество таких небылиц, которые соперники не смогут разгадать, либо найдя наибольшее количество решений небылиц.
  5. Работа с пожеланиями заключается в обучении детей желать человеку того, чего ему действительно не хватает, то есть строить образ будущего — будущей жизни этого человека. Как правило, обучение происходит в процессе восприятия и анализа образцового пожелания взрослому или ребенку (чаще всего на день рождения), которое формулирует педагог, а затем он же поясняет.
  6. Работа по созданию собственных образов на комплексных занятиях художественно-эстетического цикла. Цель работы — побудить ребенка к созданию образа какого-либо объекта, отражающего его понимание сути, основной идеи этого объекта, и выраженного в любом виде искусства (живопись или графика, скульптура, музыка, художественное слово, танцевальное движение, пантомима и др.). Важно, что ребенок, изображая объект, должен не описывать его характеристики, а выделять его суть, идею. Например, выражая образ зимы, один ребенок показывает, что зима несет смерть всему живому, а другой изображает покой, сон, подготовку к новой жизни[3].

Подробно разработана технология развития способности воображения на материале разыгрывания русских народных сказок. Сказка представляет собой великолепный материал, содержащий и сюжетно-событийную канву, доступную для представлений и переживаний, и идеальное содержание: сложившиеся в культуре способы жизнедеятельности. Исследователи считают народные сказки одним из важнейших каналов трансляции культуры. В них в особых, условных поэтических формах обобщен исторический опыт народа, выражены его социально-трудовые и нравственно-этические убеждения.

Основная особенность и преимущество работы со сказками заключается в том, что кроме развития воображения мы имеем возможность развивать нравственность детей, передавать зафиксированные в культуре способы действия в различных ситуациях. Дело в том, что воображение у детей может являться основой нравственности благодаря способности видеть идеи и пользоваться ими. Ребенок уже не просто копирует образцы поведения взрослых, не просто интуитивно и инстинктивно правильно или неправильно поступает. Он видит, на каком основании поступает он сам или другие люди (я поступаю, как настоящий друг; он поступает, как взрослый, ответственный человек; ты не думаешь о последствиях, когда поступаешь так).

Как же происходит работа со сказкой? Вот основные шаги:

  1. Анализируется ситуация в группе детей и определяется проблема: какого способа не хватает детям (какой нормы нет в их практике)? Что они не различают, не видят? Выделяются те, на взаимодействии с кем будет делаться основной упор в работе.
  2. Подбирается сказка, где этот способ (норма, различение) представлены, либо именно этого не хватает героям сказки.
  3. Составляется и реализуется план подготовительной работы. Для дошкольников это предполагает максимальное включение сказки в предметные занятия: развитие речи, знакомство с художественной литературой, окружающим миром, лепка, рисование, аппликация и др. Кроме того, осуществляется разыгрывание сюжета сказки, сюжетные игры на ее основе. Все это делается для того, чтобы дети возможно полнее освоили сюжет сказки, поняли все обстоятельства, причинно-следственные связи. Для школьников большой подготовительной работы не требуется, хотя, безусловно, необходима работа с текстом (понимание слов, последовательности действий, обстоятельств ситуации) и разыгрывание сюжета.
  4. Составляются сценарии специальных занятий по разыгрыванию сказки. Их три вида. Первый: занятие, на котором сказка разыгрывается с приемом «стоп-кадр» или «вопрос-остановка». На этом занятии дети пытаются понять основание действий персонажей. Таких занятий может быть несколько в зависимости от сложности сказки, от различий в ее понимании у детей. Это занятие может смыкаться со следующим: разыгрывание сказки с хорошим концом. Второй: занятие по разыгрыванию сказки с хорошим концом. На этом занятии выделяется новое основание действий персонажей, новая идея. Фиксируется необходимый способ действия и применяется по отношению к сказке. Третий вид занятия — работа с жизненными ситуациями. Можно предложить вспомнить похожие истории из собственной жизни, разыграть их, используя правильный и неправильный способ действия. Можно проанализировать реальную ситуацию, только что произошедшую с детьми, разыграть ее с применением правильных действий. Можно написать письмо другим детям, в жизни которых есть такие ситуации.
  5. Закрепление новой идеи и соответствующего способа действия в жизни детей. Необходимо после сказки продолжительное время ее вспоминать, искать в жизни подобное содержание, чтобы дети перенесли способ в жизнь. В частности, предлагать такие ситуации, в которых необходим данный способ.

Эта технология требует большой предварительной работы по выбору сказки, ее пониманию, составлению сценариев. Удачны коллективные формы работы педагогов (обсуждение содержания сказок, предварительных сценариев), поскольку вместе можно полнее понять сказку и найти верные сценарные ходы. Основная проблема педагогов состоит в стремлении быстрее довести ребенка до верного способа посредством наводящих вопросов и других действий. Это не приводит к развитию способности воображения у детей. Основное их действие при таком стиле работы педагога — это понимание, чего хочет педагог и действие в соответствии с его желанием.

Сложности работы по развитию способности воображения оправдываются результатами, которых достигают дети. Они начинают лучше понимать тексты, различать сюжет и содержание, вырабатывается привычка выделять основное содержание — мораль текста — и формировать личное отношение к нему. Обращаясь к выделенным способам и нормам жизни и деятельности, дети начинают справляться со сложными жизненными ситуациями. Кроме этого, сознание их перестает быть одномерным — связанным только с реальной действительностью. Дети начинают понимать, что реальность можно изменить, обратившись к другим основаниям — идеям, на которых она строится.

 

  1. Акопова Э. С., Алексеева Л. Н., Коновалова Е. В., Кабасси Э. Развитие способности воображения в дошкольном и начальном школьном возрасте: экспериментальная программа для детского сада и начальной школы / Методическое пособие для воспитателей и учителей. М.: Пушкинский институт, 2005. 352 с.
  2. Автор исходного замысла занятия: Ю. А. Гусынина, воспитатель ГОУ № 1835.
  3. Подробное описание данных разработок содержится в следующих пособиях: Акопова Э. С., Алексеева Л. Н., Кабасси Э., Коновалова Е. В. Развитие способности воображения в дошкольном и начальном школьном возрасте. М., 2005; Развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста: Сценарии занятий и уроков. М., 2006.; 100 игр, сценариев и праздников в детском саду и начальной школе. М., 2000.