1.2. Системы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Рассмотрим современные системы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи с точки зрения реализации задач коррекции коммуникативно-речевых нарушений.
Проанализировав учебники и учебные пособия для студентов-дефектологов и специалистов-логопедов, дефектологов, воспитателей логопедических групп, можно констатировать факт, что данное направление коррекционной-логопедической работы со старшими дошкольниками 3-го уровня речевого развития специально не выделяется. Раздел «Развитие связной речи» представлен следующими комплексами задач:
— развитие и закрепление навыков составления разных типов рассказов и пересказов [7];
— обучение детей построению самостоятельных высказываний, закрепление навыков построения различных типов предложений, обучение связному и логичному описанию предметов и объектов, изложению содержания текстов, обучение детей передавать впечатления об увиденном в связном высказывании [22].
В книге для логопеда Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» работа по коррекции коммуникативно-речевых нарушений не представлена. Работа по развитию связной речи включает в себя обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию загадок, разучивание стихотворений, отгадывание загадок [18].
В методическом пособии Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, А.Соболевой коррекция коммуникативно-речевых нарушений детей 3-его уровня речевого развития представлена единственной задачей. Это задача «совершенствовать навык ведения подготовленного диалога: просьба, беседа, элементы драматизации» [40]. В качестве образца данной работы представлено занятие, во фрагменте которого описана инсценировка рассказа «Кто прав?». После чтения рассказа и ответов на вопросы логопеда по его сюжету между детьми распределяются роли, происходит разучивание по ролям. Для детей 4-го уровня речевого развития в этом пособии работа по коррекции коммуникативно-речевых нарушений не предусмотрена.
Рассмотрим варианты программ для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, выпущенные РГПУ им.А.И.Герцена.
Так, Н.В.Серебрякова предлагает в первом периоде обучения в старшей логопедической группе работу над диалогической речью с использованием литературных произведений. В подготовительной группе в первом периоде обучения предлагается развивать умение задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом, а также работать над развитием диалогической речи с использованием литературных произведений [15].
Н.В.Нищева предлагает начинать специальную работу по формированию коммуникативно-речевых умений с третьего квартала учебного года в средней логопедической группе, реализуя задачу «учить детей поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно отвечать на них» [15, 201]. В старшей группе эта работа продолжается на протяжении учебного года в рамках реализации задачи «совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них» [15, 218]. В подготовительной группе во втором квартале учебного года автор программы предлагает сделать акцент на формирование норм вежливого речевого общения: «внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно» [15,232].
В пособии для логопедов Смирновой Л.Н., Овчинниковой С.Н. подробно описан материал и система приемов работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР. За весь учебный год работа по развитию коммуникативно-речевых навыков предлагается всего два раза. Это драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом» и народной сказки «Колобок».
Существуют также отдельные исследования, посвященные развитию коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи.
Так, в монографии И.Ю.Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи» отдельная глава посвящена системе работы по обогащению процесса коммуникации за счёт активизации эмоциональной лексики. Определены следующие направления работы по активизации эмоциональной лексики в процессе коммуникации детей:
— развитие чувства эмпатии, сочувствия, сопереживания;
— активизация эмоциональной лексики и введение её в диалогическую и монологическую речь;
— обогащение событийной стороны игры путем анализа чувств и эмоциональных переживаний участников с использованием широкого спектра эмоциональной лексики.
Работа осуществляется поэтапно. Первый этап посвящен обогащению и активизации эмоциональной лексики на основе чтения и обсуждения художественной литературы, просмотра мультфильмов на нравственно-этические темы. Игры-драматизации позволяют совершенствовать выразительность речи и движений, лексическую сторону речи, готовить детей к общению в сложных ситуациях, развернутому изложению мыслей, развивают внимание и зрительную ориентировку на собеседника. Второй этап посвящен развитию монологической речи и представляет собой комплекс традиционных приёмов работы. На третьем этапе происходит активизация эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР 3-го уровня в процессе сюжетно-ролевых игр. Система работы частично использует методику Л.Г.Соловьевой (1998), которая состоит в развитии различных форм вербальной коммуникации детей с ОНР шести лет в процессе формирования сюжетно-ролевой игры. Для обучения способам общения в игре применяются беседы-обсуждения игровых ситуаций, направленные на построение выразительных связных высказываний, понятных для собеседника, а также на умение договариваться во время процесса общения, расспрашивать собеседника, вступать в разговор, соблюдать правила речевого этикета, выражать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения [20,164-165]. В монографии приводятся примеры игровых ситуаций, однако не приводятся образцы бесед-обсуждений, призванных формировать необходимые коммуникативно-речевые умения и навыки.
О.В.Дзюба в процессе проведения исследования коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи разработала и апробировала специальную систему работы. Данная система работы включает в себя следующее:
— диагностический инструментарий: развития связной речи, формирования коммуникативных навыков, мотивационной включенности в речевое высказывание, развития вербально-логических компонентов речевой деятельности и произвольной регуляции сенсомоторной активности, формирования речевой и языковой компетентности ребенка;
— комплексную программу развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР: речевое развитие, включение дошкольников с ОНР в различные формы ознакомления с коммуникативными навыками; отработка технологий взаимодействия в различных ситуациях коммуникации; повышение самостоятельности в освоении коммуникативных навыков, развитие готовности к коммуникации, формирование коммуникативной культуры;
— систему целенаправленной работы с педагогами и родителями по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР.
Выявлены педагогические условия эффективного развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР:
— социальная ситуация развития ребенка;
— формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
— совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности).
Основные методы и формы работы с дошкольниками с ОНР, которые рекомендуется автором использовать в работе, это:
— развивающие и дидактические игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки и др.);
— беседа;
— сказкотерапия;
— библиотерапия;
— музыкотерапия;
— психогимнастика;
— моделирование и анализ ситуаций.
Проводимые занятия курса, по мнению автора, должны включать в себя разнообразные формы и задания:
— проигрывание этюдов,
— инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний,
— свободное и тематическое рисование,
— музыкальное сопровождение,
— чтение художественных произведений и обсуждение стихов,
— упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, импровизация,
— рассказы детей, сочинение историй, мини-конкурсы и т.п. [14].
Проанализировав методическую литературу с целью выявления систем работы по коррекции коммуникативно-речевых нарушений старших дошкольников с общим недоразвитием речи, можно сделать следующие выводы:
— данное направление работы не представлено в проанализированных учебниках и учебных пособиях для студентов дефектологических факультетов, логопедов и воспитателей логопедических групп ДОУ;
— данное направление работы представлено не во всех методических пособиях для логопедов;
— в проанализированных методических пособиях представлена единственная задача по коррекции коммуникативно-речевых нарушений старших дошкольников с ОНР. Это задача совершенствования навыка ведения подготовленного диалога: просьбы, беседы, элементов драматизации;
— из проанализированных программ и методических пособий практической направленности работа по коррекции коммуникативно-речевых нарушений представлена только в программе Н.В.Нищевой. При этом, если в старшей группе эта работа продолжается на протяжении учебного года, то в подготовительной группе автор вводит данное направление только во втором квартале учебного года, предлагая работу по формированию норм вежливого речевого общения. Остальные программы и курсы коррекционно-логопедических занятий практически не затрагивают интересующее нас направление работы;
— нам удалось найти отдельные исследования, в которых работа по формированию коммуникативно-речевых умений («коммуникативной компетентности») представлена оригинально и убедительно. Однако в практике работы данные этих исследований не используются.
Таким образом, мы считаем, что выявленные системы работы не решают проблему коррекции коммуникативно-речевых нарушений старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня.