Системы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи Рассмотрим современные системы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с общим недо

Коррекция коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмических технологий

1.2. Системы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи

 

Рассмотрим современные системы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи с точки зрения реализации задач коррекции коммуникативно-речевых нарушений.

Проанализировав учебники и учебные пособия для студентов-дефектологов и специалистов-логопедов, дефектологов, воспитателей логопедических групп, можно констатировать факт, что данное направление коррекционной-логопедической работы со старшими дошкольниками 3-го уровня речевого развития специально не выделяется. Раздел «Развитие связной речи» представлен следующими комплексами задач:

— развитие и закрепление навыков составления разных типов рассказов и пересказов [7];

— обучение детей построению самостоятельных высказываний, закрепление навыков построения различных типов предложений, обучение связному и логичному описанию предметов и объектов, изложению содержания текстов, обучение детей передавать впечатления об увиденном в связном высказывании [22].

В книге для логопеда Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» работа по коррекции коммуникативно-речевых нарушений не представлена. Работа по развитию связной речи включает в себя обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию загадок, разучивание стихотворений, отгадывание загадок [18].

В методическом пособии Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, А.Соболевой  коррекция коммуникативно-речевых нарушений детей 3-его уровня речевого развития представлена единственной задачей. Это задача «совершенствовать навык ведения подготовленного диалога: просьба, беседа, элементы драматизации» [40]. В качестве образца данной работы представлено занятие, во фрагменте которого описана инсценировка рассказа «Кто прав?». После чтения рассказа и ответов на вопросы логопеда по его сюжету между детьми распределяются роли, происходит разучивание по ролям. Для детей 4-го уровня речевого развития в этом пособии работа по коррекции коммуникативно-речевых нарушений не предусмотрена.

Рассмотрим варианты программ для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, выпущенные РГПУ им.А.И.Герцена.

Так, Н.В.Серебрякова предлагает в первом периоде обучения в старшей логопедической  группе работу над диалогической речью с использованием литературных произведений. В подготовительной группе в первом периоде обучения предлагается развивать умение задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом, а также работать над развитием диалогической речи с использованием литературных произведений [15].

Н.В.Нищева предлагает начинать специальную работу по формированию коммуникативно-речевых умений с третьего квартала учебного года в средней логопедической группе, реализуя задачу «учить детей поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно отвечать на них» [15, 201]. В старшей группе эта работа продолжается на протяжении учебного года в рамках реализации задачи «совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них» [15, 218]. В подготовительной группе во втором квартале учебного года автор программы предлагает сделать акцент на формирование норм вежливого речевого общения: «внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно» [15,232].

В пособии для логопедов Смирновой Л.Н., Овчинниковой С.Н. подробно описан материал и система приемов работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР. За весь учебный год работа по развитию коммуникативно-речевых навыков предлагается всего два раза. Это драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом» и народной сказки «Колобок».

Существуют также отдельные исследования, посвященные развитию коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи.

Так, в монографии И.Ю.Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи» отдельная глава посвящена системе работы по обогащению процесса коммуникации за счёт активизации эмоциональной лексики. Определены следующие направления работы по активизации эмоциональной лексики в процессе коммуникации детей:

— развитие чувства эмпатии, сочувствия, сопереживания;

— активизация эмоциональной лексики и введение её в диалогическую и монологическую речь;

— обогащение событийной стороны игры путем анализа чувств и эмоциональных переживаний участников с использованием широкого спектра эмоциональной лексики.

Работа осуществляется поэтапно. Первый этап посвящен обогащению и активизации эмоциональной лексики на основе чтения и обсуждения художественной литературы, просмотра мультфильмов на нравственно-этические темы. Игры-драматизации позволяют совершенствовать выразительность речи и движений, лексическую сторону речи, готовить детей к общению в сложных ситуациях, развернутому изложению мыслей, развивают внимание и зрительную ориентировку на собеседника. Второй этап посвящен развитию монологической речи и представляет собой комплекс традиционных приёмов работы. На третьем этапе происходит активизация эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР 3-го уровня в процессе сюжетно-ролевых игр. Система работы частично использует методику Л.Г.Соловьевой (1998), которая состоит в развитии различных форм вербальной коммуникации детей с ОНР шести лет в процессе формирования сюжетно-ролевой игры. Для обучения способам общения в игре применяются беседы-обсуждения игровых ситуаций, направленные на построение выразительных связных высказываний, понятных для собеседника, а также на умение договариваться во время процесса общения, расспрашивать собеседника, вступать в разговор, соблюдать правила речевого этикета, выражать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения [20,164-165]. В монографии приводятся примеры игровых ситуаций, однако не приводятся образцы бесед-обсуждений, призванных формировать необходимые коммуникативно-речевые умения и навыки.

О.В.Дзюба в процессе проведения исследования коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи разработала и апробировала специальную систему работы. Данная система работы включает в себя следующее:

— диагностический инструментарий: развития связной речи, формирования коммуникативных навыков, мотивационной включенности в речевое высказывание, развития вербально-логических компонентов речевой деятельности и произвольной регуляции сенсомоторной активности, формирования речевой и языковой компетентности ребенка;

— комплексную программу развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР: речевое развитие, включение дошкольников с ОНР в различные формы ознакомления с коммуникативными навыками; отработка технологий взаимодействия в различных ситуациях коммуникации; повышение самостоятельности в освоении коммуникативных навыков, развитие готовности к коммуникации, формирование коммуникативной культуры;

— систему целенаправленной работы с педагогами и родителями по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР.

Выявлены педагогические условия эффективного развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР:

— социальная ситуация развития ребенка;

— формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

— совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности).

Основные методы и формы работы с дошкольниками с ОНР, которые рекомендуется автором использовать в работе, это:

— развивающие и дидактические игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки и др.);

— беседа;

— сказкотерапия;

— библиотерапия;

— музыкотерапия;

— психогимнастика;

— моделирование и анализ ситуаций.

Проводимые занятия курса, по мнению автора, должны включать в себя разнообразные формы и задания:

— проигрывание этюдов,

— инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний,

— свободное и тематическое рисование,

— музыкальное сопровождение,

— чтение художественных произведений и обсуждение стихов,

— упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, импровизация,

— рассказы детей, сочинение историй, мини-конкурсы и т.п. [14].

Проанализировав методическую литературу с целью выявления систем работы по коррекции коммуникативно-речевых нарушений  старших дошкольников с общим недоразвитием речи, можно сделать следующие выводы:

— данное направление работы не представлено в проанализированных учебниках и учебных пособиях для студентов дефектологических факультетов, логопедов и воспитателей логопедических групп ДОУ;

— данное направление работы представлено не во всех методических пособиях для логопедов;

— в проанализированных методических пособиях представлена единственная задача по коррекции коммуникативно-речевых нарушений старших дошкольников с ОНР. Это задача совершенствования навыка ведения подготовленного диалога: просьбы, беседы, элементов драматизации;

— из проанализированных программ и методических пособий практической направленности работа по коррекции коммуникативно-речевых нарушений представлена только в программе Н.В.Нищевой. При этом, если в старшей группе эта работа продолжается на протяжении учебного года, то  в подготовительной группе автор вводит данное направление только во втором квартале учебного года, предлагая работу по  формированию норм вежливого речевого общения.  Остальные программы и курсы коррекционно-логопедических занятий практически не затрагивают интересующее нас направление работы;

— нам удалось найти отдельные исследования, в которых работа по формированию коммуникативно-речевых умений («коммуникативной компетентности») представлена оригинально и убедительно. Однако в практике работы данные этих исследований не используются.

Таким образом, мы считаем, что выявленные системы работы не решают проблему коррекции коммуникативно-речевых нарушений старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня.


Коррекция коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмических технологий