Руководство по воспитанию детей 3—10 лет
БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА И РАЗВИТИЕ ЕГО СПОСОБНОСТЕЙ
Проект «Материнская школа».
Образование детей 3-10 лет.
В основе названия «Материнская школа» — заголовок труда великого педагога Яна Амоса Коменского. Суть его в том, что кроме педагогов в развитии ребёнка должна участвовать мать, семья и ближайшее окружение ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок учился взаимодействовать с детьми разного возраста, в том числе, и со школьниками. Важно и расширение образовательной общности за счёт участия в процессе воспитания профессионалов в различных областях науки и искусства.
Разработка проекта осуществлялась совместно научным коллективом Московской академии развития образования и коллективом педагогов-практиков (научные руководители д.психол.наук Ю.В.Громыко, к.психол.наук Э.С.Акопова).
Образовательный проект «Материнская школа» — лауреат Международного образовательного форума «Школа – 2003», лучший инновационный проект на Всероссийской образовательной выставке «Школа – 2004», победитель Всероссийского конкурса «Школа Будущего», 2006 г.
Развитие способностей
Цель проекта «Материнская школа» — развитие у детей тех способностей, которые обычно относят к признакам общей одаренности.
20-летний педагогический опыт «Материнской школы» показал, что из обычных, «не отобранных» детей можно выращивать детей, обладающих теоретическим мышлением, пониманием, воображением, коммуникативными и языковыми способностями, владеющих разными способами самоорганизации и организации коллективного действия.
Коллективом педагогов и методистов построена система работы по развитию способностей понимания, воображения, организации действия и различения.
Таким образом, завершая дошкольное образование, ребёнок будет способен:
ПОНИМАТЬ
- о чём говорят дети и взрослые;
- чему учат нас сказки;
- что делать, если что-то не понимаешь.
ВООБРАЗИТЬ
- то, чего пока нет, но может быть – развитие изобретательских качеств личности;
- Создавать художественные образы: живописные, музыкальные, двигательные, речевые, — развитие творческих способностей.
РАЗЛИЧАТЬ
- близкие, но отличающиеся предметы, явления (звуки и буквы, числа и цифры);
- Строить новые различения;
- Уметь действовать в ситуациях спора, выяснять в чём различие точек зрения.
ОРГАНИЗОВЫВАТЬ
- свою деятельность: ставить задачу, планировать действия, подбирать нужный материал, реализовывать план и анализировать результат;
- Организовывать коллективную работу, работать в команде.
Праздники и события в жизни детей
В основе воспитательно-образовательного процесса лежит тематический принцип работы с детьми. Тематические блоки несут культурно-нравственное содержание, позволяют сделать образовательный процесс осмысленным для ребёнка – он готовится к праздникам и событиям.
Годовой празднично-событийный цикл может быть таким:
- День рождения Москвы;
- День Самоуправления;
- День Рождения группы;
- Покровская ярмарка;
- Фонарики;
- Новый год;
- День богатыря;
- Масленица;
- Мамин праздник;
- Жаворонушки;
- Большая выставка изобретений;
- День Победы;
- Выпускной праздник.
Освоение предметных областей
Дети изучают:
МАТЕМАТИКУ: числа и цифры, геометрические фигуры, учатся измерять, считать, сравнивать, решать задачи.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: природные явления, профессии, правила дорожного движения и многое другое.
ДЕТСКУЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ: сказки и рассказы, загадки и стихи, учатся слушать, понимать, сочинять.
УЧАТСЯ грамотно говорить, связно излагать свои мысли, расширяют свой словарь, готовятся к обучению грамоте.
УЧАТСЯ РИСОВАТЬ, ЛЕПИТЬ, ВЫРЕЗАТЬ, ПЕТЬ И ТАНЦЕВАТЬ, ВЛАДЕТЬ СВОИ ТЕЛОМ, БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ И СИЛЬНЫМИ, ЛОВКИМИ, БЫСТРЫМИ, МЕТКИМИ.
Воспитание детей в разновозрастной группе позволяет:
Не разлучаться братьям и сёстрам разного возраста;
Учиться общаться с детьми разного возраста. Младшим детям учиться у старших, принимать их помощь и советы. Старшим – обращать внимание на малышей, проявлять заботу, учиться уступать, помогать, объяснять, обучать;
Видеть процесс взросления от трёхлеток до школьников, стремиться стать взрослее, повысить мотивацию к школьному обучению.
Наши малыши хорошо бегают и прыгают, умеют говорить и играть. Им нужна помощь в самообслуживании, соблюдении правил поведения и общения, в занятиях и играх.
Ребята постарше – самостоятельные. Они знают правила поведения и общения, умеют играть и заниматься, во всём помогают малышам.
Старшими мы называем тех, кто стремится к знаниям и труду; помогает младшим; может организовать общую игру или дело.