Ценности, транслируемые в детско-взрослой образовательной общности

Детско-взрослая образовательная общность в школе будущего

Ценности, транслируемые в детско-взрослой образовательной общности

Мы исходим из понимания природы ценностных представлений как имеющих над индивидуальный характер. Ценности относятся к слою человеческой культуры, к нему восходят. Ценности как особого рода идеальные сущности, жизненные ориентиры необходимо отличать от других социальных регуляторов (поведенческих стереотипов, норм, правил), которые иногда могут замещать ценности, занимать в сознании людей «место» ценностей (при отсутствии последних ).

Ценности по происхождению имеют социокультурную природу, а реализовываться могут через конкретную общность, которая соответствующие ценности культивирует и транслирует своим членам. Индивидуальные ценностные представления членов общности — результат взаимодействия и осмысления собственных потребностей интересов и возвышающихся над ними ценностей через призму ценностных установок общности, членами которой они являются.

Ценности становятся достоянием членов общности на уровне группового сознания в результате их конвенционального принятия.

Члены образовательного сообщества вырабатывают общие подходы к решению вопросов целей развития, образования, организации взаимодействия и т.д., достигая ценностного единства. Разделяемые и однозначно понимаемые всеми членами общности ценности задают основу общности, «цементируют», скрепляют общность.

Система ценностей общности функционирует (представлена для ее членов) в качестве жизненных ориентиров, на которых основываются и с которыми согласовываются личностно — осмысленные социальные нормативные предписания, регулирующие характер действия. То есть системе ценностей соответствуют нормы и правила, которыми члены детско-взрослой общности руководствуются в поведении. По имеющимся в общности нормам и поведенческим правилам (осознаваемым и неосознаваемым) можно восстановить исходные ценности.

Вся ценностно-нормативная система общности (в идеальном варианте) должна быть непротиворечива. Реально некоторое рассогласование всегда имеет место, что и задает необходимость постоянной работы по формированию и выращиванию общности восстановлению системной целостности и непротиворечивости (чтобы «слова не расходились с делами»).

Ценности детско-взрослой общности выступают как предельные жизненные смыслы, восходящие к идеальным сущностям, относящиеся к культурному слою, осознаваемые и принятые ее членами, выступающие в качестве ведущих принципов деятельности и жизнедеятельности, определяющие нормативно-регуляторную сферу, вырабатываемые общностью правила поведения, жизни.

Содержательное наполнение ценностной системы (какие именно ценности являются доминирующими в данной общности), ценностное единство образовательного сообщества, через какие характеристики общности, которые, собственно, саму общность и задают. Поэтому тематика ценностей является определяющей при рассмотрении и диагностике общности. Особое значение ценности имеют для образовательной детско-взрослой общности, так как в ней происходит формирование ценностной системы учащихся, трансляция ценностей.

Школьное (образовательное) сообщество может собираться и на других — не ценностных — основаниях. Например, на основании разделяемых социальных норм (см. ниже этапы развития общности). В этом случае речь идет не об общности, а о сообществе, социальной группе, имеющей свою специфичную для нее субкультуру Возможности такого сообщества в формировании ценностей детей минимизированы, имеют элемент случайности (обусловлены имеющимся потенциалом ценностной трансляции отдельных членов сообщества, «несущих на себе» социокультурные ценности и оказывающих влияние на отдельных детей при наличии контакта на индивидуальном уровне: «хороший учитель, повлиявший на всю мою жизнь»),

Детско-взрослая образовательная общность на основе ценностного единства — это некоторое предельное состояние, которого образовательное сообщество должно достигнуть. Процесс формирования общности имеет свои этапы и специфику, определяемую системой исходных ценностных установок ее участников. Существуют промежуточные состояния — уровни развития образовательного сообщества на линии движения к формированию общности.

На основании характера доминирующих ценностных приоритетов можно выделить типы школьных сообществ (см. ниже). Характер этих приоритетов может быть отнесен к трем разным областям ценностной ориентации (что находится на месте ценностей и в функции ценностей): индивидуальные потребности членов сообщества, регуляторы из сферы социального нормирования, культуросообразные ценности. При выделении возможных стадий развития общности на эту классификацию накладывается динамика группообразования на основе складывающегося ценностного единства.

Этапы развития общности (с точки зрения ценностно-групповой «эволюции»):

1. этап. Школьная организация. Ее члены объединены принадлежностью организации. Доминирующая трудовая мотивация взрослых — индивидуально-потребностная (близко к дому, хорошо платят, привычка, спокойно работать, хороший коллектив). Дети также включены в школьное сообщество в силу включенности в организационную структуру.

 
2 этап. Сообщество на коллективных основаниях — сообщество консолидировано на сходном понимании социальных требований — собирается на уровне социальных регуляторов («социального заказа», имеющихся образовательных возможностей, которые оно может обеспечить: направление школьной профилизации, специализации и т. д.).

3 этап. Резонансное сообщество — в школе есть носители социокультурных ценностей («извне» образования), существует идея развития школы и детей на основе этих ценностей (например, теоретического мышления, демократии, гуманизма, культуры), которую носители готовы реализовать. Появляются приверженцы идеи и отдельные сотрудники, проявляющие к ней интерес, «входящие в резонанс». Ценностное ориентирование, примеривание «на себя».

4 этап. Становящаяся общность — возникает ядро определившихся по отношению к ценностной системе сотрудников, совместно выращивающих новые способы реализации образовательных ценностей в данных условиях, вырабатывающих новые цели для всего сообщества, а также способы организации (переорганизации) деятельности, новые образовательные методы и технологии на этой основе. Установление контактов с фигурами из мира культуры, несущими на себе ценностные и деятельностные образцы. Остаются группы сторонников старого, традиционного для этой школы подхода.

5 этап. Детско-взрослая образовательная общность единство на осознаваемых всеми членами культурных ценностных основаниях с общей системой норм и правил, осознанием своей роли(миссии) в развитии каждого ребенка, в развитии образования, развитии общества, развитии культуры. Установившиеся связи и взаимодействие с общностями, ориентированными в том же ценностном пространстве, размыкание общности на родственные сообщества, формирование собственных «дочерних» общностных образований .

Ценности могут существовать на уровне «знаемых», только декларируемых, могут быть не согласованны с реальным поведением, поступками. Для общности необходима интеграция конвенционально принимаемых ценностей в повседневной жизни (что также является одной из характеристик общности). Для этого требуется процедура осознания имеющихся поведенческих стереотипов и смысла осуществляемой деятельности в их связи с культивируемыми в организации ценностями.

Поэтому сообщество, находящееся на пути развития к общности, нуждается в специальной диагностике:

  • определение желаемых ценностных приоритетов и сопоставление их с реально действующими и проявляющимися в жизни;
  • определение степени ценностного единства.

Такая диагностика возможна на основе комплексного использования психологического и социологического методического арсенала, экспертных процедур. Данная экспертиза включает элементы структурированных наблюдения и интервью, основанных на заранее подготовленных вопросах, направленных на диагностику определенного параметра ценностной сферы сообщества.

Параметры и методика диагностики ценностей детско-взрослой общности:

  1. Система (иерархия) декларируемых ценностей — к которым сообщество (либо ядерная часть сообщества) стремится. Возможно, сообщество «собирается» на основе социальных регуляторов, стилевого соответствия или на потребностном уровне (например все стремятся к достойному заработку, социальному статусу и это основное, что объединяет).
  2. Проявление ценностных приоритетов в целевых установках сообщества — миссии, заявляемых в образовательных целях, организационных целях — как результат, к которому сообщество стремится. Они могут восходить к ценностям, а могут находиться на уровне социальных регуляторов. Например, целевая установка «Привитие детям культурных норм поведения и жизни (опрятный вид, вежливость, правильность и чистота речи» относится к уровню социальной регуляции, а «Развитие научного, теоретического мышления, освоение исследования, включение учащихся в научное сообщество» — связано с социо-культурными задачами и ценностным воспризводством.
  3. Степень ценностного единства — насколько заявляемые от имени сообщества ценности разделяются ее членами, проблемные точки, зоны рассогласования. Наличие рассогласований, разных подходов членов сообщества по способу действия, решению каких-то проблем не может являться однозначным основанием для диагностики отсутствия ценностного единства. Важно выяснить, лежат ли в основе разные ценностные подходы, насколько рассогласования относятся (или насколько позиции сторон восходят) к приоритетным для сообщества ценностям.
  4. Способы предъявления базовых ценностей в сообществе.
  5. Наличие носителей ценностей, воспроизводство ценностей у новых поколений.

Детско-взрослая образовательная общность в школе будущего