Результаты контрольно-экспериментального среза коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников

Коррекция коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмических технологий

2.3. Результаты контрольно-экспериментального среза 

Исследование проводилось в мае, по окончании апробации методических рекомендаций по применению инновационной технологии коммуникативной ритмотерапии (авторы Е.С.Авдеева, Е.Ю.Рау) в системе комплексной логопедической работы.

Контрольно-экспериментальный срез коммуникативно-речевых средств детей после проведения апробации методических рекомендаций показал следующую картину (см.диаграмму 3):

— 58% детей (7 человек) показали средний уровень речевой коммуникации в ситуациях взаимодействия: в некоторых ситуациях взаимодействия они могли вступить в диалог и поддержать его, конструктивно общаться с собеседником, выслушивая и понимая его точку зрения, отличную от своей; формы речевого этикета этими детьми использовались с разной степенью частотности;

— 42% детей (5 человек) показали достаточно высокие результаты по данным параметрам: они демонстрируют способность к диалогу во взаимодействии с разными детьми, к учёту разных точек зрения; умеют ясно выражать свои мысли, в разговоре умеют пользоваться формулами вежливости.

Низких результатов не выявлено.

Диаграмма 3

Результаты контрольного эксперимента. Уровень развития речевых средств коммуникации детей экспериментальной группы (%)

Таким образом, 70% детей улучшили свои показатели, перейдя на более высокий уровень развития речевых коммуникативных умений, 30% остались на высоком и достаточном уровне развития. Для привлечения внимания и приглашения играть вместе ребята стали использовать освоенные фразы, что способствует значительному снижению девиантных форм привлечения внимания ровесников. Просьбы и предложения дошкольники стали чаще дополнять этикетными формами речи, так как освоили этот эффективный способ взаимодействия. При этом необходимо отметить, что у двух детей из группы, показавших, в основном, средний уровень речевой коммуникации, в определённых ситуациях продолжает снижаться самоконтроль. В случаях плохого самочувствия, усталости они демонстрируют отклоняющееся поведение, которое не удается преодолеть педагогическими приёмами. С данными детьми проводится психологическая работа.

Изучение неречевых коммуникативных проявлений по окончании формирующего эксперимента (обучения) выявило следующее (см.диаграмму 4):

— 50% детей (6 человек) продемонстрировали средний уровень инициативности и чувствительности к партнёрам по взаимодействию, а также нейтрально-деловой либо позитивный эмоциональный фон в отношении партнёров по взаимодействию;

— 25% детей (3 человека) показали уровень выше среднего, что проявилось в позитивных отношениях с партнёрами, среднем уровне инициативности и чувствительности к воздействиям сверстников;

— 25% детей (3 человека) продемонстрировал высокие результаты развития инициативности и чувствительности к воздействиям партнёров по общению, а также позитивный настрой в процессе взаимодействия.

Низких результатов не зафиксировано.

Диаграмма 4

Результаты контрольного эксперимента. Уровень развития речевых средств коммуникации детей экспериментальной группы

Таким образом, 92% детей улучшили свои показатели, перейдя на более высокий уровень развития неречевых коммуникативных умений, 1 ребёнок (8%) подтвердил высокий уровень развития неречевых средств коммуникации. Атмосфера во время коллективных игр и занятий стала более спокойной и доброжелательной, дети активно пользуются невербальными сигналами, чтобы достичь своей цели без конфликта (улыбка, взгляд, поглаживание по плечу и похлопывание, интонация, выразительная жестикуляция).

Сопоставляя результаты констатирующего и контрольного срезов, можно сделать следующие выводы (см.графики 1,2).

Анализ результатов констатирующего среза показал низкий уровень развития как неречевых, так и речевых средств коммуникации: неготовность и неумение вступать во взаимодействие с другими детьми, выслушивать и понимать партнёра, искать общие решения различных спорных ситуаций, недостаточность вербальных и невербальных средств для поддержания коммуникации, отсутствие этикетных форм речи.

Анализ результатов контрольного среза показал повышение уровня развития коммуникативных умений детей. Значительно улучшилась атмосфера общения в группе, стала более доброжелательной, менее напряженной. Дети стали больше пользоваться позитивными вербальными и невербальными средствами во взаимодействии друг с другом. За счёт освоения определённых речевых формул (формул приглашения, предложения, отношения, отказа, извинения, этикетных формул) дошкольники чаще добиваются своей цели во взаимодействии, избегая конфликтов и отклоняющихся способов поведения. Активно пользуются ребята и невербальными сигналами в общении (улыбка, взгляд, поглаживание по плечу и похлопывание, интонация, выразительная жестикуляция).

График 1

Динамика уровня развития речевых средств коммуникации детей экспериментальной группы. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов (%)

График 2

Динамика уровня развития неречевых средств коммуникации детей экспериментальной группы. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов (%)

Таким образом, наше исследование показывает, что задачи коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи детей третьего уровня успешно решаются с помощью  технологии коммуникативной ритмотерапии (автор Е.С.Авдеева) в комплексе с логоритмическими играми и упражнениями (технология Р.Л.Бабушкиной, О.М.Кисляковой).


Коррекция коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмических технологий