Культурные и социальные образцы, транслируемые в детско-взрослой образовательной общности

Детско-взрослая образовательная общность в школе будущего

Е. В. Хижпякова

Культурные и социальные образцы, транслируемые в детско-взрослой образовательной общности

Педагогическое понимание «общности» предполагает инструментальный характер и исходит из того, что «Общность» — не просто естественный феномен, базирующийся на естественных механизмах (который иногда «случается»), а является предметом целенаправленной работы.

  • Задача формирования единства, как правило, ставится целенаправленно по отношению к основным единицам организации образовательного процесса (класс, группа, кружок по интересам, клуб, и т. д.).
  • Эти организованности, несомненно, различаются по степени формальности (так, класс, как правило, собирается по случайным основаниям), что предполагает разные формы работы по созданию разного рода коллективных эффектов.
  • Существуют следующие возможности при со организации группы людей:
  1. Активизация естественных межличностных механизмов (групповая динамика, естественно сложившиеся интересы участников

17

группы, пр.) за счет различных процедур интенсификации взаимодействия, где возможны следующие типы процедур:

А: система форм (мероприятий, процедур), направленных «извне» на выбранную организационную форму, реализуемую педагогическим коллективом (например, соревновательные мероприятия, и т. д.).

Б: Работа с микро-группой, имеющей большую степень активности и выраженности, и «подтягивание» под нее других участников школьного коллектива.

  1. Привнесение содержания, имеющего образовательное и самоопределенческое значение.

Предметы диагностики:

Типы привносимых содержаний:

В зависимости от орваиваемых группой содержаний возможны следующие варианты:

18

Тем самым, с точки зрения трансляции различных содержаний через механизмы общности, можно говорить о:

  1. трансляции способов социального поведения, поведенческих субкультурных скриптов;
  2. трансляции социальных образцов;
  3. трансляции культурных образцов.

Каждый из вариантов предполагает разные типы общностных образований.

При этом под «Социальными» и «культурными» образцами понимается следующее:

Социальный образец представляет собой тип социальных взаимоотношений, предполагающих ориентацию и воспроизводство той или иной модели общественной системы (демократия, рыночно-конкурентная модель и т. д.). Среда образовательного учреждения моделируется под это видение.

Культурный образец в наиболее полном виде предполагает три элемента: прикрепленность к соответствующей культурной традиции и ее осознание, наличие людей, реализующих данный образец в своей деятельности или жизнедеятельности.

В обоих случаях «образец» понимается как осознанный ориентир для группы. Возможны различные способы передачи и освоения образца, зависящие от глубины осознания со стороны присваивающего субъекта:

  • поведение «по правилам»;
  • в качестве знания (например, знание классиков русской литературы и т. д.);
  • как предмет самоопределения требует другого уровня осознания и личностного отношения.

В зависимости от того, какой тип взаимоотношений сложился в школе, какие образцы культивируются или воспроизводятся группой и какую роль они выполняют, возможно выделить различные уклады школы.

В каждом случае роль собственно культурного образца и их степень «освоенности» будет различной (Таблица 1)

19

(Таблица 1)

Тип уклада Формальнопроизводственн ы й Коллектив Общность
Метафора «Сливочная» школа «Остров» «Китеж»
Содержательная характеристика Соответствие программе или технологии («матрице»), спущенной на школу.

Школа как производство, реализующее функцию.

Создание модели общества внутри себя (демократическое, конкурентнорыночное, патриархальное, пр.). Культивирование социальных образцов. Самостоятельная постановка школой образовательных и социальных целей, общее ценностное самоопределение

и культурная идентичность.

Ориентация на сознательное изменение общества.

Создание новых

«матриц» (воспроизводимых образовательных моделей) и сетей

Функции образца Стереотип, который существует в школьной среде без осознания и ценностного осмысления (это не является специальной целью).

ЗУНы, учрежденческие нормы, мероприятий, стиль поведения, нормы взаимоотношений

«Знак» принадлежности к какомулибо общественному укладу.

Связано

с социальным образцом.

Точка определения идентичности человека по отношению к традиции. Осознание культурной традиции, идентичность с культурным проектом, опознавание носителей образцов и освоение этих образцов.

Можно выделить следующие уровни трансформации присвоения собственно культурных образцов по основаниям: степени личного отношения и глубине освоения содержания.

\

20

Уровни освоения культурных образцов но типам уклада (по типам уклада):

  Формальнопроизводственный Коллектив Общность
Личное отношение
  • Без рефлексии
  • Без понимания смысла («ритуал»)
Собственное отношение » Осознанный выбор и трансляция

  • Наличие носителей
  • Идентичность
Глубина содержания Стереотипы Смысл, ценность Культурная традиция

Можно привести простой пример, показывающий различие данных уровней. Есть культурный образец — теоретическое мышление. Этот образец передается (должен передаваться) в школах, работающих по программе Эльконина Давыдова. Но возможна его трансформация до социального образца — получение высшего образования и защита диссертации, возможен и поведенческий стереотип — поступить в институт, аспирантуру. В последнем случае, если стереотип не получается реализовать, выбирается новый стереотип. В первом случае человек упорно осваивает культурный образец и выращивает на себе теоретическое мышление, независимо от социальных условий (а иногда и вопреки им).

В диагностике выявляется набор культурных или социальных образцов, поведенческих стереотипов, которые передаются детям в школе. Выявляется единство или противоречия в понимании набора этих образцов, реалистичность заявляемой цели по трансляции образцов подрастающему поколению, определяются также шаги, позволяющие школе продвигаться к этой цели.


Детско-взрослая образовательная общность в школе будущего