Детско-взрослая образовательная общность в школе будущего
Е. В. Хижпякова
Культурные и социальные образцы, транслируемые в детско-взрослой образовательной общности
Педагогическое понимание «общности» предполагает инструментальный характер и исходит из того, что «Общность» — не просто естественный феномен, базирующийся на естественных механизмах (который иногда «случается»), а является предметом целенаправленной работы.
- Задача формирования единства, как правило, ставится целенаправленно по отношению к основным единицам организации образовательного процесса (класс, группа, кружок по интересам, клуб, и т. д.).
- Эти организованности, несомненно, различаются по степени формальности (так, класс, как правило, собирается по случайным основаниям), что предполагает разные формы работы по созданию разного рода коллективных эффектов.
- Существуют следующие возможности при со организации группы людей:
- Активизация естественных межличностных механизмов (групповая динамика, естественно сложившиеся интересы участников
17
группы, пр.) за счет различных процедур интенсификации взаимодействия, где возможны следующие типы процедур:
А: система форм (мероприятий, процедур), направленных «извне» на выбранную организационную форму, реализуемую педагогическим коллективом (например, соревновательные мероприятия, и т. д.).
Б: Работа с микро-группой, имеющей большую степень активности и выраженности, и «подтягивание» под нее других участников школьного коллектива.
- Привнесение содержания, имеющего образовательное и самоопределенческое значение.
Предметы диагностики:
Типы привносимых содержаний:
В зависимости от орваиваемых группой содержаний возможны следующие варианты:
18
Тем самым, с точки зрения трансляции различных содержаний через механизмы общности, можно говорить о:
- трансляции способов социального поведения, поведенческих субкультурных скриптов;
- трансляции социальных образцов;
- трансляции культурных образцов.
Каждый из вариантов предполагает разные типы общностных образований.
При этом под «Социальными» и «культурными» образцами понимается следующее:
Социальный образец представляет собой тип социальных взаимоотношений, предполагающих ориентацию и воспроизводство той или иной модели общественной системы (демократия, рыночно-конкурентная модель и т. д.). Среда образовательного учреждения моделируется под это видение.
Культурный образец в наиболее полном виде предполагает три элемента: прикрепленность к соответствующей культурной традиции и ее осознание, наличие людей, реализующих данный образец в своей деятельности или жизнедеятельности.
В обоих случаях «образец» понимается как осознанный ориентир для группы. Возможны различные способы передачи и освоения образца, зависящие от глубины осознания со стороны присваивающего субъекта:
- поведение «по правилам»;
- в качестве знания (например, знание классиков русской литературы и т. д.);
- как предмет самоопределения требует другого уровня осознания и личностного отношения.
В зависимости от того, какой тип взаимоотношений сложился в школе, какие образцы культивируются или воспроизводятся группой и какую роль они выполняют, возможно выделить различные уклады школы.
В каждом случае роль собственно культурного образца и их степень «освоенности» будет различной (Таблица 1)
19
(Таблица 1)
Тип уклада | Формальнопроизводственн ы й | Коллектив | Общность |
Метафора | «Сливочная» школа | «Остров» | «Китеж» |
Содержательная характеристика | Соответствие программе или технологии («матрице»), спущенной на школу.
Школа как производство, реализующее функцию. |
Создание модели общества внутри себя (демократическое, конкурентнорыночное, патриархальное, пр.). Культивирование социальных образцов. | Самостоятельная постановка школой образовательных и социальных целей, общее ценностное самоопределение
и культурная идентичность. Ориентация на сознательное изменение общества. Создание новых «матриц» (воспроизводимых образовательных моделей) и сетей |
Функции образца | Стереотип, который существует в школьной среде без осознания и ценностного осмысления (это не является специальной целью).
ЗУНы, учрежденческие нормы, мероприятий, стиль поведения, нормы взаимоотношений |
«Знак» принадлежности к какомулибо общественному укладу.
Связано с социальным образцом. |
Точка определения идентичности человека по отношению к традиции. Осознание культурной традиции, идентичность с культурным проектом, опознавание носителей образцов и освоение этих образцов. |
Можно выделить следующие уровни трансформации присвоения собственно культурных образцов по основаниям: степени личного отношения и глубине освоения содержания.
\
20
Уровни освоения культурных образцов но типам уклада (по типам уклада):
Формальнопроизводственный | Коллектив | Общность | |
Личное отношение |
|
Собственное отношение | » Осознанный выбор и трансляция
|
Глубина содержания | Стереотипы | Смысл, ценность | Культурная традиция |
Можно привести простой пример, показывающий различие данных уровней. Есть культурный образец — теоретическое мышление. Этот образец передается (должен передаваться) в школах, работающих по программе Эльконина Давыдова. Но возможна его трансформация до социального образца — получение высшего образования и защита диссертации, возможен и поведенческий стереотип — поступить в институт, аспирантуру. В последнем случае, если стереотип не получается реализовать, выбирается новый стереотип. В первом случае человек упорно осваивает культурный образец и выращивает на себе теоретическое мышление, независимо от социальных условий (а иногда и вопреки им).
В диагностике выявляется набор культурных или социальных образцов, поведенческих стереотипов, которые передаются детям в школе. Выявляется единство или противоречия в понимании набора этих образцов, реалистичность заявляемой цели по трансляции образцов подрастающему поколению, определяются также шаги, позволяющие школе продвигаться к этой цели.