Коррекция коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи ВВЕДЕНИЕ

Коррекция коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмических технологий


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и интеллектом представляет собой нарушение основных компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. Исследователями данного направления доказано, что кроме речевых нарушений общее недоразвитие речи сопровождается незрелостью отдельных психических функций и эмоциональной неустойчивостью и, как следствие, приводит к стойким нарушениям коммуникации, к трудностям общения и взаимодействия в коллективе. В современных исследованиях коммуникативной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи Волковой Г.А., Гаркуши Ю.Ф., Коржевиной В.В., Кузьменковой Н.Ю.,  Павловой О.С. и других отмечается факт взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи и низкий уровень их коммуникативных умений по сравнению с дошкольниками массовых групп. Учёные подчеркивают, что многие дети с общим недоразвитием речи испытывают затруднения во время совместных игр, занятий, трудовой деятельности. При этом отмечается недостаточная разработанность содержательной и методической составляющих задачи формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков коммуникации.

На основании современных исследований, а также личных наблюдений в процессе работы в дошкольном учреждении комбинированного вида можно сделать вывод о серьёзных коммуникационных трудностях детей с общим недоразвитием речи – отсутствии достаточных вербальных и невербальных средств коммуникации. Известно, что «передача и получение информации в процессе взаимодействия возможны лишь посредством знаковых систем — вербальных и невербальных. Вербальная коммуникация (от лат. verbalis — словесный) осу­ществляется посредством речи и ее слушания. Речь позволяет максимально понять смысл общения и воспринять информацию. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации, однако адекватное ее толкование возможно лишь при анализе не­речевых знаковых систем, сопровождающих речь. Это связано с тем, что мысль никогда не равна прямому значению слов. Психо­логи установили, что в процессе общения с помощью вербальных средств мы передаем и получаем лишь 20 — 30% информации. Остальная коммуникация осуществляется за счет невербальных средств: 52 % информации мы получаем через «считывание» же­стов, поз, мимики, а 38 % — через околоречевые сигналы (темп, тембр и пр.) Невербальная коммуникация включает в себя: кинесику и пантомимику (взгляд, мимику, жесты, позы, тело­ движения); такесику (рукопожатие, похлопывание, поцелуи) и другие сигналы» [34, 149]

На сегодняшнем этапе развития московской системы образования данная проблема группы детей с логопедическими нарушениями усугубляется тем, что в логопедические и комбинированные группы направляются дети с сочетанными нарушениями, среди которых могут быть расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, детский церебральный паралич и многое другое. В этих случаях работа группы ставится под угрозу из-за трудностей взаимодействия детей: частых конфликтов, невозможности проведения совместных видов деятельности, неприятия детьми друг друга. Таким образом, появляется задача поиска оптимальных в данной ситуации средств решения возникшей проблемы.

Анализ методической литературы, посвященной коммуникативному аспекту речевого развития детей, позволил выделить инновационную логоритмическую технологию, направленную, прежде всего, на преодоление коммуникативных нарушений дошкольников. Это технология коммуникативной ритмотерапии, которая разработана Е.С.Авдеевой под руководством канд.пед.наук Е.Ю.Рау для заикающихся детей. Известно, что в комплексе логопедической коррекции общего недоразвития речи дошкольников также предусмотрены занятия логоритмикой. Однако традиционные логоритмические технологии не являются коммуникативно-направленными и не способствуют коррекции коммуникативно-речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи. Таким образом, исследование эффективности применения технологии коммуникативной ритмотерапии для коррекции коммуникативно-речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи мы считаем актуальным для современного этапа развития логопедии.

Объект исследования – коммуникативно-речевые нарушения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – процесс выявления и коррекции коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмических технологий в системе логопедической работы

Цель исследования – выявление коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня и разработка методических рекомендаций по использованию логоритмических технологий в системе логопедической работы.

Изучение и анализ научно-методической литературы, наблюдение образовательного процесса позволили сформулировать гипотезу исследования. В структуре общего недоразвития речи третьего уровня у дошкольников имеются как речевые (вербальные), так и неречевые (невербальные) нарушения коммуникации.

Речевые (вербальные) нарушения коммуникации проявляются в неумении вступить в диалог и поддержать его, неумении выслушать и понять собеседника, ясно выразить свою мысль, а также в отсутствии форм речевого этикета при общении и взаимодействии. К невербальным нарушениям коммуникации относится неумение правильно пользоваться средствами кинесики и пантомимики (взгляд, мимика, жесты, позы), такесики (рукопожатие, похлопывание), что негативно отражается на общем эмоциональном фоне общения, желании общаться и проявлении инициативности в общении. Данные об этих особенностях необходимо учитывать при разработке методических рекомендаций для использования в системе коррекционно-логопедической работы.

Системы логопедической коррекции общего недоразвития речи дошкольников традиционно предлагают работу над такими компонентами речи, как фонетика, лексика, грамматика, при этом уделяя недостаточно внимания развитию коммуникативных средств детей. Поэтому при разработке методических рекомендаций необходимо учитывать коммуникативный аспект речевого развития дошкольников, который в полной мере представлен в технологии коммуникативной ритмотерапии.

Реализация выдвинутой цели и проверка гипотезы исследования предполагают решение следующих задач:

  1. Провести анализ и обобщить данные научно-методической литературы с целью установления наиболее эффективных средств развития коммуникативно-речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи.
  2. На основании анализа специальной документации выявить наличие речевых нарушений у дошкольников экспериментальной группы.
  3. Установить наличие нарушений вербальных и невербальных средств коммуникации в структуре общего недоразвития речи третьего уровня у дошкольников экспериментальной группы с помощью специальных методик.
  4. Разработать и апробировать методические рекомендации по применению инновационной технологии коммуникативной ритмотерапии (авторы Е.С.Авдеева, Е.Ю.Рау) в системе комплексной логопедической работы.
  5. Провести сопоставительный анализ констатирующего и контрольного срезов экспериментальных данных после апробации технологии коммуникативной ритмотерапии.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы  исследования:

— теоретические методы: анализ научно-методической литературы;

— экспериментальные методы:

  • констатирующий педагогический эксперимент: анализ специальной логопедической документации; диагностика уровня развития неречевых коммуникативных проявлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по методике Е.О.Смирновой, В.М.Холмогоровой; диагностика уровня речевой коммуникации дошкольников во взаимодействии со сверстниками по методике Ф.Г.Даскаловой;
  • контрольный педагогический эксперимент: диагностика уровня развития неречевых коммуникативных проявлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по методике Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой; диагностика уровня речевой коммуникации дошкольников во взаимодействии со сверстниками по методике Ф.Г.Даскаловой; сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментальных срезов (количественный и качественный анализ полученных результатов).

 

Структура итоговой аттестационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения. Список использованной литературы содержит 42 наименования. Работа иллюстрирована 4 диаграммами, 2 графиками. Раздел Приложения содержит 4 листа. Объём выпускной квалификационной работы составляет 64 страницы печатного текста.


Коррекция коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмических технологий