О. И. Глазунова — Миссия школы

Детско-взрослая образовательная общность в школе будущего

О. И. Глазунова

Миссия школы

Под миссией школы понимается сверхзадача деятельности педагогического и ученического коллектива школы, выходящая за рамки задачи осуществления качественного образовательного процесса. Сверхзадача ставится по отношению к миру, лежащему за рамками школы и объемлющему её. Но в качестве такого мира могут выступать разные пространства: социальное (напрймер, воспитание людей, способных к самоопределению, самоорганизации в условиях демократического общества), национальное, национально-государственное, конфессиональное, разные типы культурных пространств, пространство антропологии развития (например, школа развивающего обучения В. В. Давыдова) и т. п. Когда мы определяем тип миссии, мы должны установить, в какой предельной рамке она ставится.

Появлению у школы миссии, по-видимому, предшествует другой тип культурно-мобилизационной или социально-мобилизационной структуры, в поле действия которой оказывается школа.

Мы выявили четыре возможных перехода к миссии школы от структур такого типа — это:

  1. от идеи к миссии;
  2. от инновации к миссии;
  3. от социальной (культурная, управленческая) задачи к миссии;
  4. от программы (вступление школы в широкую программу) к миссии.

Такая связка определяет тип траектории, которую проходит школа в процессе формирования своей миссии. Поэтому при диагностике полезно понимать, что явилось инициирующими условиями для появления МИССИИ ШКОЛЫ .

Основные принципиальные показатели реализации школой миссии состоят в следующем:

  • наличие у школы сверхзадачи;
  • самоопределение коллектива по отношению к миссии;
  • проработанность и переработанность функциональных структур школы в соответствии с миссией;
  • реализованность миссии в выпускниках школы (а именно, сохранение выпускниками ценностей, определяемых миссией школы после её окончания, и адресное определение школой социально-профессиональных траекторий и мест, которые занимают в социуме выпускники). Нами были более подробно выделены этапы, которые проходит формирование миссии в школе. Выделение этих этапов позволяет оценить в процессе диагностики не только наличие или отсутствие миссии, но и то, на каком этапе её формирования находится школа. Обобщённый процесс формирования миссии школы был представлен нами следующим образом.

I этап. Инициирующая встреча школы с культурным образцом, превышающим уровень её сегодняшней работы и требующим выхода за пределы школьного существования к изменению мира.

IIэтап. Дифференциация коллектива.

  • выделение в педагогическом коллективе группы, мировоззренчески принявшей миссию и начавшей педагогически работать по-новому, в соответствии с миссией. В работе этой группы начинает возникать новая реальность, связанная с изменением развития детей:

10

  • достижение первых новых результатов в развитии детей;
  • включение работающей группы во внешнее сообщество, которое стоит за исходным культурным образцом.
  1. этап. Самоопределение коллектива:
  • переосмысление членами педагогического коллектива школы, родителями и детьми, участвующими в новом типе работы, значения миссии в итоге появления первых результатов в изменении развития детей;
  • возникновение общественного мнения, поддерживающего миссию школы среди педагогов, родителей и учащихся школы, охватывающего более широкую часть коллектива, чем первоначальная группа, принявшая миссию;
  • выявление педагогических установок в коллективе, противоречащих работе на основе содержания миссии.
  1. этап. Преодоление принципиальных противоречий существования коллектива в условиях реализации миссии школы:
  • достижение системности в реализации миссии внутри школы. Работа на основе миссии начинает охватывать весь основной организм школы;
  • достижение принятия миссии школы ведущими и наиболее авторитетными педагогами школы, а также достижение реализации миссии школы в работе сквозных методических объединений школы.
  1. этап. Устойчивое существование миссии:
  • концептуальное закрепление миссии школы (оформление концепции, программы работы школы на основе реализации миссии школы);
  • самоорганизация педагогического коллектива школы в рамках реализации миссии. Достижение состояния самовоспроизведения коллектива в выполнении миссии школы, при котором исчезновение любого лица, играющего важную роль в реализации миссии, восполняется коллективом без отказа от миссии.
  1. этап. Активная реализация миссии в социуме, во внешнем мире:
  • существует и воспроизводится целевая группа выпускников, которые в своём жизненном и профессиональном пути реализуют миссию, заложенную школой;
  • опыт работы школы на основе миссии транслируется другим школам. Школа старается охватить другие организации своей миссией;
  • членами школьной общности ведётся общественная деятельность, определяемая миссией школы, за пределами системы образования в узком смысле слова.

Для диагностики уровня сформированное™ миссии в жизни школы нами предложены следующие первичные параметры диагностики этапов становления миссии в школе:

    1. Наличие сверхзадачи. Какая (идея) традиция лежит в основе?
    2. Наличие:
    • ядерной группы, ведущей технологическую проработку, выходящую на педагогическую работу с детьми;
    • соотношения форм и способов работы с детьми со сверхзадачей;
    • нового уровня, состояния развития детей с появлением новых культурных образцов;

β включения членов ядерной группы в более широкое сообщество, развивающее данную миссию.

    1. Есть ли осознание и отношение к изменениям, происходящим в школе со стороны носителей основных позиций:
    • ведущие педагоги;
    • молодые специалисты;

β родители;

    • администрация;
    • дети;
    • понимание коллективом школы нового качества образовательного результата, который обеспечивает работу в рамках миссии;
    1. Наличие в системе работы школы структур, обеспечивающих реализацию миссии (кафедры, советы, временные коллективы, семинары):

β Формы работы, выявляющих в коллективе позиции, противоречащие миссии школы, и позволяющих их преодолевать;

    • Соотношения свободного обсуждения вопросов, связанных с миссией школы, и официальных форм их обсуждения. Их связь между собой;
    1. Концепция работы школы, основанной на миссии школы.
    • Соответствие концепции актуальному состоянию школы. Происходит ли внесение изменений в концепцию школы с реальным этапом развития школы. Регулярность этих изменений.

β Воспроизведение миссии школы в критические моменты школьной истории;

    1. Работа по выделению выпускников, несущих миссию школы:
  • Распространение опыта работы школы в рамках реализации её миссии;
  • Общественная деятельность членов школьного коллектива. Таким образом, при диагностике степени сформированности миссии школы могут быть оценены: тип миссии, характер происхождения миссии, этап формирования миссии, на котором находится школа.

Детско-взрослая образовательная общность в школе будущего