Сценарии занятий на развитие способности организации действия

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Сценарии занятий и уроков

ЧАСТЬ 1.
Сценарии занятий для детей дошкольного возраста

Глава 3. Организация действия.
Сценарии занятий на развитие способности организации действия

Содержание третьей главы


3.1. «Что и как получается», ознакомление с окружающим миром

Александрова О.Н., воспитатель разновозрастной группы ГОУ № 1835

Задача: Познакомить дошкольников с процессов преобразования материала в вещь. Ввести представление об исходном состоянии, этапах преобразования и конечном результате.

Ход: На доске нарисован дом, платье, стол (стул), картина, автомобиль. Перечисляем с детьми, что нарисовано.

Я проговариваю с детьми, что у всего нас окружающего есть исходное начало и есть конец, результат, окончание. Привожу в пример семя и дерево, ребенка и старика и т.п. Затем мы смотрим на доску и я предлагаю детям подумать и ответить на вопрос: А какое начало могло бы быть у этих предметов, вещей. Если дети затрудняются с ответом, можно немного подсказать или навести на мысль.

Установив, что исходное начало у дома – кирпич или бревно (древесина), у платья – ткань (а некоторые дети предлагали лен) и т.д., я рассказываю детям (и они включаются в этот разговор), что все превращения происходят постепенно, в несколько этапов или стадий, несколько промежутков времени.

Я предлагаю детям выделить эти этапы на наших рисунках, что нужно сделать (или что должно произойти), чтобы исходное состояние превратилось в конечное, Мы выясняем, насколько необходимы эти этапы. Мы выяснили, что, для того чтобы из кирпича получился дом, необходимы специальные строительные материалы, силы рабочих, время. Для того, чтобы у нас на стене появилась картина, необходимы краски, холст, труд художника (на этих примерах удобно различить плод усилий и не – плод).

В результате мы построили все ряды действий для каждого нарисованного предмета. Я предложила детям подумать и внести свои дополнения. Старшие дети привели свои примеры: выделили начало, этапы преобразований и конечный результат.

 

3.2. «Колобок», развитие речи — составление пересказа по плану

Александрова О.Н., воспитатель разновозрастной группы ГОУ № 1835

Задача: Научить выделять этапы действия в сюжете текста. Знаковое изображение этапов.

Материал: Сказка «Колобок».

Ход: На этом занятии мы выделяли этапы действия, начало и результат, а также пытались работать со знаковыми изображениями этапов.

Для начала я читала сказку «Колобок». Оказалось, дети сказку знают хорошо, а некоторые даже наизусть.

С помощью специального конструктора мы выстроили весь сюжет, каждым из этапов которого являлась встреча колобка с каким-либо животным.

Я попросила детей по очереди еще раз рассказать сказку, опираясь на наше построение. Затем я предложила детям зарисовать на доске всю сказку и подумать, как было бы удобно (компактно) расположить всю сказку на доске. Для того, чтобы помочь детям, я начала читать сказку, выделяя голосом основную сюжетную линию. Акцентируя внимание на основных этапах сказки, мы получили такой рисунок: дом, колобок, подоконник, животные.

Затем я решила усложнить задачу. Мы дали каждому этапу порядковые номера, проговорили их. Затем я стерла изображения некоторых животных и попросила детей, по очереди, рассказать мне сказку заново. Постепенно можно стереть всех животных и попробовать рассказать сказку по цифрам. Дети вспоминали, какие этапы изображены только цифрами, а в рисунках – пропущены.

Старшим детям я предложила придумать какими еще знаками можно изобразить этапы сюжета. Дети предложили встречу с медведем изобразить бочкой с медом, а с зайцем – морковью. Рассказывать сказку по такому плану становится очень интересно и забавно.

 

3.3. «Цепочка», развитие речи — совместное составление рассказа

Александрова О.Н., воспитатель разновозрастной группы ГОУ № 1835

Задача: Осваиваем последовательность (этапность) действий в рассказе и умение соотносить свою часть рассказа с частями других детей в команде. Для детей 5 – 7 лет.

Ход: Выстраивается команда из 5 – 7 человек, они встают (садятся) в ряд. Детям дается задание придумать сказку (рассказ). Есть общий замысел, идея (о дружбе, о трудолюбии и т.п.). Задаю начало сказки, а дальше дети, по очереди в течение минуты (полминуты для младших детей) продолжают сказку, придерживаясь общего сюжета.

Мы с детьми брали за основу обычную историю из жизни (например, история о детях, которые вышли на улицу и решили поиграть в мяч). Если дети сильно увлекаются рассказом, цепочка может прерваться, в этом случае время на рассказ каждому ребенку можно сократить. Время и последовательность рассказывания регулируется передачей мячика. Он служит символом связи сюжета и разделителя между этапами.

На этих занятиях я пыталась научить детей прислушиваться не только к себе, но и к соседу. Итог рассказа зависит не от отдельного человека, а от команды в целом, каждого ребенка, но как составляющего цепочку звена. Эту мысль важно донести до детей.

Данное занятие можно использовать как диагностическое по отношению к способности организации действия. Здесь можно отслеживать как способность ребенка удерживать последовательность совершаемых действий (сам рассказ, его этапы, части), так и способность контролировать собственные и чужие действия, встраиваться в команду, доводить до результата общий замысел.

 

3.4. «Строительство дома», конструирование в старшей группе (вариант 1)

В.И. Юрикова, Л.К. Петрова, Г.В. Кулакова, воспитатели старшей группы ГОУ № 936

Цель: Формирование способностей организации действия на материале конструирования. Познакомить детей со способом действия. Научить детей планировать способ действия.

Материал: Блоки Дьёнеша.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем строить дом. Посмотрите, какой дом я построила. Хотите построить такой же?

Дети – да.

В. – Пожалуйста, стройте. У вас на столах такой же строительный материал. Но есть условие – я свой дом закрою.

Воспитатель закрывает свой дом. Дети начинают строить свои дома, но у них не получается.

В. – Дети, а почему вы не строите?

Денис – Мы не запомнили.

Саша – очень сложно. У меня совсем не получается.

В. – Чем я могу вам помочь?

Валя – покажите ещё раз.

В. – хорошо

Воспитатель показывает снова. Дети начинают строить после того, как воспитатель закрыла дом. Многие опять в затруднении.

Саша – очень сложно. У меня опять не получается.

Денис – наверное мы не сможем.

В. – Почему у вас не получается.

Аня – Я не запомнила все фигуры, из которых сделан дом.

Миша – А я забыл какого цвета крыша?

В. – Что вам нужно, чтобы вы построили дом?

Оля – покажите ещё раз.

Валя – А можно не закрывать совсем дом, я буду смотреть и строить.

В.: Нет нельзя, дом я закрою. Но покажу его вам в последний раз.

Саша – А дайте мне карандаши.

В. – А зачем тебе карандаши?

Саша – Я хочу зарисовать и построить дом по рисунку.

В. – хорошо Саша. Пожалуйста, возьми карандаши. Кому еще карандаши нужны – возьмите. Внимание ребята, я ещё раз открою дом, но через некоторое время я его снова закрою. Вы решите, что вам делать. Что нужно для того, чтобы построить такой же дом как у меня, если я его опять спрячу от вас?

Воспитатель дает время кому запомнить, кому зарисовать, потом закрывает дом. Дети продолжают строить. Некоторые дети выбрали Сашин способ и сделали рисунок. Денис пытается подглядеть, заглянув за ширму.

Соня – А не могли бы вы мне помочь построить?

В.: Помочь могу, а вот строить вместо тебя – нет.

Дети закончили свои постройки. Воспитатель открывает свой дом. Давайте посмотрим, что у вас получилось, все ли справились с заданием?

Валя – У меня получилось, как у вас.

Саша – Да ты что. У тебя дом выше. А наверху желтый треугольник вместо красного.

Валя исправляет ошибки.

Костя – А я тоже все сделал правильно.

Тимофей – А почему у тебя верхний этаж накренился, сейчас крыша упадет?

Костя – Нет, у меня все правильно.

Дима – Да разве ты не видишь? Ты положил тонкий квадрат вместо узкого.

Миша – Ну все, я тоже построил дом.

Аня Х. – Да Миша, ты молодец, все запомнил. Ты даже без рисунка справился с заданием.

В. – Ребята, что можно сказать о ваших постройках, кто чем пользовался и каков результат? Какой способ привел к правильному результату, у кого ошибки были, каким способом они пользовались?

Саша – Чтобы построить правильно нужно сначала нарисовать рисунок и по рисунку строить дом.

Миша – А я просто внимательно посмотрел и построил дом.

Аня – Ты у нас всегда быстрее всех все запоминаешь.

Дима – У всех, кто строил по рисунку получился такой же дом, как и у вас, а у тех, кто старался запомнить – ошибся, сделал неправильно.

В. – Ребята, чей же способ привел к правильному результату? А какой не всегда приводит к правильному результату?

Валя – Сашин способ самый точный.

В. – Да, ребята я с вами согласна. Можно и запомнить, но лучше нарисовать рисунок и по нему строить.

 

3.4.2. «Строительство дома», конструирование в старшей группе (вариант 2)

Киселева О.Ю., воспитатель старшей группы ГОУ № 936

Цель: Формирование способности организации действия – научить детей выбирать способ, приводящий к результату и отличать его от способов, не приводящих к результату.

Материал: деревянный конструктор (возможен и другой материал).

Ход занятия:

В.: Ребята, сегодня мы будем строить дом. Я уже построила дом. Хотите и вы такой построить?

Дети: Да.

В.: У вас на столах строительный материал, Приступайте к постройке, а я свой домик закрою.

Дети приступают к работе.

Анар: Я не запомнил, какая крыша.

Инна: А я вообще ничего не запомнила.

Аня Р.: А вы не могли бы показать еще раз?

Воспитатель показывает домик. Дети приступают к работе, но не все.

В.: Яночка, а почему ты не строишь?

Яна: Я не запомнила.

В.: А что тебе нужно, чтобы запомнить?

Яна: Еще раз посмотреть.

Воспитатель показывает Яне домик.

В.: А почему не делают Валя и Надя?

Валя: Я не знаю как.

В.: А что же делать?

Валя: Не знаю.

Надя: Помогите нам.

В.: Давайте вспоминать вместе.

Воспитатель помогает девочкам.

Инна: А можно еще раз посмотреть?

Воспитатель показывает домик.

Полина: А рисунка домика нет?

В.: Рисунка нет и схемы нет.

Анар: А ты сама нарисуй.

Полина: Я не запомнила.

Анар: А можно мне карандаш и лист.

Аня Г.: И мне.

Аня Р.: А еще раз покажите нам домик.

Воспитатель на короткое время открывает постройку. Многие дети пытаются зарисовать.

В.: Все справились?

Воспитатель еще раз открывает постройку. Дети сравнивают постройку с рисунком.

Инна: У меня получился домик меньше, я забыла квадрат.

Анар: А у меня все правильно получилось.

Полина: Надо было быстро запомнить и зарисовать.

Аня Г.: А я про себя проговорила.

Анар: Как это?

Аня Г.: Как? Крыша желтая, сначала красный квадрат, потом зеленая арка, по бокам желтые прямоугольники.

Анар: Нет, лучше зарисовать.

Соня: А я сразу запомнила.

Инна: Ты ближе всех сидишь.

Надя: Запомнить очень сложно.

Люда: Если была бы картинка, легче строить.

Анар: Надо было самой рисовать, как мы.

В.: Да ребята, я согласна с Анаром. Чтобы сделать домик, нужно его нарисовать. Это называется сделать чертеж или схему.

 

3.5. «Строительство дороги», математика с элементами конструирования в старшей группе

В.И. Юрикова, Л.К. Петрова, Г.В. Кулакова, воспитатели старшей группы ГОУ № 936

Задача: Формирование способности организации действия на математике с элементами конструирования. Научить находить характеристики материала и давать его описание. Познакомить со сравнением замысла и результата.

Материал: Наборы блоков Дьеньша.

Ход занятия:

В.: Дети, сегодня нам надо построить дорогу. Вы – строительная бригада, я – поставщик строительных материалов, которые находятся у меня на складе. Вам нужно построить дорогу длиной от этого края ковра до этого края. Дорога нужна синего цвета. Дорога очень длинная, поэтому у каждого из вас будет свой участок строительства. Что вам нужно, чтобы построить дорогу?

Тимофей: Нам нужен строительный материал.

В.: Я привезла вам строительный материал. Вот он, пожалуйста, возьмите.

Детям выдаются блоки самой разной формы, цвета и размеров. Дети начинают строить.

Если вас не устраивает строительный материал, то вы можете обменять его на другие детали у меня.

Дети построили дорогу.

Ребята, вы выполнили мой заказ?

Костя: Да, мы построили дорогу.

В.: Давайте посмотрим, какая у вас получилась дорога.

Валя: Костя, у тебя дорога неровная. Машины не смогут проехать.

Антон: Дорога круглая не бывает.

Соня: Надо поменять круги на прямоугольники.

Воспитатель дает детям красные и желтые прямоугольники в обмен на круги.

Костя: На эти прямоугольники не подходят по цвету, у нас же дорога должна быть синяя.

В.: Соня мне ничего об этом не говорила.

Соня: Я забыла. Нам нужны только синие прямоугольники.

Воспитатель выдает детям синие прямоугольники разной толщины вместо красных и желтых.

Тимофей: А теперь один кубик ниже другого. Машину трясти будет.

Миша: Совсем не проедет, смотри ступеньки. Нужно было заказать кубики одинаковой толщины.

Валя: Дайте нам кубики одинаковой толщины.

Воспитатель протягивает блоки одной толщины, но опять другого цвета и формы.

В.: Хорошо, я даю вам блоки одинаковой толщины.

Наташа: Дайте нам синие прямоугольники одной толщины.

Воспитатель меняет материал. Дети достраивают дорогу.

Алена: Посмотрите, дорога стала короче!

Наташа: Дайте нам еще прямоугольники одной толщины, синие.

В.: А у меня, ребята, именно такие блоки кончились. Что же нам делать?

Аня Х.: Я придумала. Можно из двух треугольников сделать квадраты.

Дети делают. Но треугольники не подходят по толщине.

Аня Х.: А вы нам можете поменять толстые треугольники на тонкие? Только нам синие нужны.

В.: Хорошо.

Аня Х. (со вздохом): Наконец-то у нас все получилось.

В.: Ребята, как вы думаете, почему у нас сразу не получилась дорога?

Дети: Мы брали фигуры разной формы, цвета и толщины. А нам нужны были только синие прямоугольники, квадраты, еще можно было взять треугольники, чтобы сделать из них квадраты, одинаковой толщины. Мы путались долго. А потом кончились синие прямоугольники тонкие.

В.: Ну все же вы справились. Молодцы. Дорога принята комиссией на «отлично».

 

3.6. Рисование «Домик на поляне», старшая группа

Киселева О.Ю., воспитатель старшей группы ГОУ № 936

Цель: сравнение полученного результата с замыслом.

Материал: бумага, краски, кисти.

Ход занятия:

В.: Ребята, сегодня мы будем рисовать домик на поляне. Но прежде, чем начать работу, мы обсудим, какой будет наш домик, что будет на поляне. Давайте вспомним, что такое поляна?

Аня Г.: Это поле, где растет трава и цветы.

Аня Р.: Иногда там может расти дерево.

Полина: А я знаю, что поляна бывает в лесу.

В.: Хорошо. А теперь давайте придумаем, какой будет наш домик.

Эмиль: Из кирпича.

Анар: В лесу много деревьев, лучше деревянный.

В.: Так какой же все же домик будем рисовать?

После долгих дебатов дети приходят к решению, что домик будет кирпичный.

Аня Г.: Оставляем кирпичный.

В.: А какого цвета?

Инна: Домик красный.

Полина: А крыша желтая.

Люда: А еще будет крыльцо и ступеньки.

В.: А сколько мы нарисуем окошек?

Аня Г.: Четыре.

Анар: И одно на чердаке.

Люда: Окошко круглое.

Эмиль: А на крыше труба и идет дым.

В.: А где мы нарисуем наш домик — в центре полянки, внизу, вверху, слева, справа.

Соня: Посередине.

В.: А что еще можно нарисовать? Может быть что-то около домика?

Аня Г.: Розы. Красные.

Люда: Можно яблоню.

В.: Как вы думаете, можно приступать к рисованию.

Анар: Да.

Соня: Мы забыли небо, облака и солнце.

В.: Кто еще хочет добавить? А теперь приступаем к рисованию.

Ребята рисуют.

В.: Ребята, как вы думаете, мы рисовали одно и тоже?

Дети: Да.

В.: Посмотрите на рисунки, какие они?

Анар: Все разные.

В.: А почему разные, мы же все обсудили?

Яна: Я забыла трубу и дым.

Соня: У всех дома разные и деревья.

В.: А что мы не учли при обсуждении?

Полина: Размеры. У кого-то больше дома, у Жени вообще на весь лист.

В.: Как вы считаете, мы справились с заданием? Что надо было нарисовать?

Анар: Надо было нарисовать домик на поляне.

В.: Вы нарисовали?

Аня Г.: Да. Но картинки у всех разные.

Анар: Но цвет домиков одинаковый.

Люда: Просто все по-разному представили картинку.

В.: А могли получиться одинаковые рисунки?

Полина: Могли.

Аня Г.: Нет. Мы все рисуем по-разному.

Полина: А если бы у нас была настоящая картина, мы посмотрели бы и стали рисовать, тогда получилось бы одинаково.

Анар: И все равно мы рисовали одно и то же. Просто не все обсудили.

Аня Р.: И забыли нарисовать.

В.: Так какой же можно сделать вывод? Получилось то, что мы хотели увидеть?

Анар: Получилось.

Люда: На картинках – поляна, домики, яблоня. Просто мы немного забыли уточнить, где растет яблоня.

Инна: Не все нарисовали яблоки на яблоне.

В.: Я тоже думаю, что вы справились с заданием. Мы определили, что будем рисовать, но немного не учли: время года, некоторые другие детали. Каждый из вас представил себе свою картинку с нашими уточнениями: цвет, расположение, и нарисовал. Если бы мы срисовывали с образца, ваши рисунки оказались бы более похожими. На следующем занятии мы попробуем нарисовать по образцу и сравним результат.

 

3.7. «Кормушка», обсуждение в старшей группе

Кулакова Г.В., Петрова Л.К., воспитатели старшей группы ГОУ № 936

Цель: Научить подбирать материал.

Материал: конструирование кормушки для птиц.

Ход: В детском саду решили провести акцию «Поможем птицам зимой». Первой на эту акцию откликнулась Алиса, она принесла в детский сад кормушку, сделанную из картонной коробки (из-под торта). На прогулке повесили кормушку на дерево. В окно наблюдали, как птицы подлетают и клюют зернышки.

На следующий день кормушки на прежнем месте не было. Ночью шел сильный снег, весь картон размок, веревка не выдержала, и все упало в снег. Алиса расстроилась и решила сделать кормушку из более плотного картона. Ребята тоже решили поучаствовать в этом деле и сделали кормушки из пакетов для молока. Эти кормушки тоже продержались не долго. Они тоже размокли.

Ребята решили использовать другой материал. Разбираем с детьми, что же случилось.

Дети: Картон не подходит, он промокает.

В.: Ну вы же взяли более плотный картон, более толстый.

Дети: А он все равно размок.

В.: Даже толщина не помогла?

Дети: Да, все равно он промок. Если только очень пре- очень толстый взять.

В.: А ты такой видел?

Дети: Я видела очень толстый около магазина, и он тоже был мокрый и раскис.

В.: Значит, нам картон не подходит, а что нам нужно?

Дети: Нам нужно, чтобы не промокало.

В.: Плащевая ткань не промокает, брезент…

Дети: Ну, они же мягкие, как из них кормушку делать?

В.: Дерево не промокает, металл…

Дети: мы что, что топором будем делать или пилой специальной. Я видел, как папа распиливал металл. А еще сварщики металл сваривают в специальных масках. Нет, нам не разрешат так делать, только взрослым так можно.

В.: Значит нам нужно что-то, с чем мы можем справится, ножницами или клеем, а еще чтобы не промокало?

Дети молчат.

В.: Алиса, а помнишь как мы делали льдинки цветные?

Алиса: Да, помню. Мы наливали воду окрашенную в формочки. Формочки делали из пластиковых бутылок. Потом оставляли их на улице, чтобы вода замерзла. И с ними ничего не случилось, они не размокли. Наверное, надо попробовать кормушку сделать из бутылки, уж она то точно не размокнет.

Возвращаемся в группу, где вырезаем кормушку из пятилитровой пластиковой бутыли. Кормушка оказалась прочной и от снега не размокла.

 

3.8. «Птичка», оригами, подготовительная группа

Киселева О.Ю., воспитатель подготовительной группы ГОУ № 936

Цель: Знакомство со структурой действия: образец, последовательность действий, схема, результат.

Материал: бумага разного цвета и размера, ножницы, клей.

Ход:

В.: Ребята, сегодня мы с вами будем складывать птичку из бумаги Что нам для этого требуется?

Д.: бумага, ножницы, клей.

В.: Пожалуйста, берите, что вам необходимо и приступайте к работе. Дети подходят к столу и выбирают листы бумаги, ножницы, клей.

— Женя сразу же начинает складывать птичку?

Люда: А какую птичку мы будем складывать, Вы не сказали.

Женя останавливает работу.

Женя: Мы же вчера складывали.

Люда: А птицы бывают разные.

Аня: И складывать их тоже надо по-разному.

В.: Вот и складывайте по-разному.

Женя: А я сложил из квадрата птицу.

Аня: Какую?

Женя: Голубя. Мы вчера делали.

В.: А сегодня я хотела сделать соловья. Женя, ты можешь сложить соловья из квадрата?

Женя: Я попробую. Женя опять берет прямоугольный лист бумаги, делает из него квадрат, начинает складывать, останавливается. Другие дети: кто-то пытается сложить квадрат, кто-то просто сидит и смотрит.

В.: Дети, а почему вы не начинаете работу?

Люда6 Я не знаю, как складывать.

Надя: Я тоже.

В.: А что же вам нужно, чтобы узнать как складывать?

Люда: Мне нужен образец. (На столе у воспитателя лежат образцы птиц).

Надя: Мне тоже.

Аня и другие дети: И мне. Воспитатель раздает детям образцы. Некоторые дети рассматривают птиц со всех сторон, другие пытаются развернуть.

Аня: Я не знаю, как складывать.

Надя: Я тоже.

Женя: У меня не получается. Женя измял весь лист бумаги.

В.: А что же вам еще нужно, чтобы получилось?

Люда: Мне надо, чтобы вы показали, как делать.

В.: Хорошо, я покажу. Воспитатель подходит к Люде и показывает, как складывать.

Женя: Мне тоже надо, чтобы Вы показали.

Аня и другие: И мне. Воспитатель показывает детям, как складывать птицу. Дети начинают делать.

Надя: Я не запомнила.

Яна: Я тоже.

В.: Что же делать?

Яна: Я не знаю.

В.: Я могу тебе чем-то помочь?

Яна: да.

В.: А чем?

Яна: Помогите сделать.

В.: А как я должна помочь? Яна молчит.

Люда: Покажите еще раз. Воспитатель показывает еще раз последовательность действий.

Люда: Я сложила, что нужно делать сейчас? Воспитатель показывает следующий этап работы.

Надя: Я сделала, скажите, как дальше. Воспитатель говорит, что нужно сделать.

Надя: Лучше покажите. Воспитатель показывает следующий этап. Дети выполняют работу, прося воспитателя показать всю последовательность или следующий этап. Воспитатель спрашивает детей, что им нужно показать: всю последовательность действий или следующий этап. Птицы получились разного цвета и размера.

В.: Ребята, скажите, что мы должны были сложить?

Дети: Птицу.

В.: А какую птицу?

Яна: Соловья.

В.: Скажите, у вас получился соловей?

Дети: Да.

В.: Ребята, посмотрите какой у меня соловей. У вас есть тоже образцы. У вас получились такие же птицы?

Женя: Нет, у меня больше и синий.

Яна: А у меня такой же, только другого цвета.

В.: А что вам надо для того, чтобы получились одинаковые птицы: одного цвета и размера?

Женя: Бумагу одного цвета.

В.: Как узнать, какого именно цвета?

Аня: Нужен образец.

В.: Вам достаточно одного образца, чтобы выполнить работу?

Яна: Нет.

В.: Почему?

Люда: Потому что не видно, как делать.

В.: А как же вы увидели?

Люда: Вы нам показали.

Аня: И сказали.

В.: Давайте подведем итоги, что же нам потребовалось, чтобы сложить птичку? Еще раз перечислите.

Люда: Нужно, чтобы воспитатель показал, как делать.

Аня: Нужен образец, чтобы сравнить птичку.

Яна: Чтобы выбрать цвет.

Женя: Еще нужно, чтобы показывали медленно, чтобы запомнить.

Люда: И повторяли, что непонятно.

В.: А материал для работы – бумага вам не нужна?

Дети: Нужна.

В.: Итак, чтобы сделать птичку из бумаги, вам потребовался образец поделки, чтобы сравнить, выбрать цвет и размер. Показ воспитателя, чтобы узнать последовательность действий. Повторение некоторых сложных этапов. Бумага для работы. Ребята, скажите, а откуда я узнала, как складывать птичку?

Надя: Вам кто-то показал.

Женя: Нет, из книжки.

Аня: У меня дома тоже есть книжка «Оригами».

В.: И что же там написано?

Аня: Там нарисовано, как делать.

В.: Да, ребята, в книжке показана схема последовательности складывания. Ребята, как вы думаете, если бы у вас была схема последовательности складывания птички, вам было бы легче?

Женя: Конечно.

В.: Вот на следующем занятии мы попробуем сложить птичку с помощью схемы.

 

3.9. «Пилотка», оригами, подготовительная группа

Киселева О.Ю., воспитатель подготовительной группы ГОУ № 936

Цель: Знакомство со структурой действия: последовательность действий, схема

Материал: бумага разного цвета и размера, ножницы, клей, схемы, образцы пилоток.

Ход:

В.: Ребята, посмотрите, что мы с вами будем сегодня делать. Что это?

Дети: Пилотка.

В.: Да, ребята, сегодня мы будем складывать вот такую пилотку. Как мы называем вещь, если хотим сделать такую же?

Женя: Образец.

В.: Давайте вспомним, для чего он нужен?

Аня: Сравнивать.

В.: Что с чем?

Люда: Нашу пилотку с Вашей.

Женя: Цвет.

Соня: Размер.

В.: Ребята, а что нам требуется для работы еще?

Дети: Клей, бумага, ножницы.

В.: Ну что ж, берите, кому что необходимо и приступайте к работе. Дети подходят к столу и берут бумагу определенного цвета (зеленую), ножницы, схемы, некоторые дети берут образцы, некоторые еще и клей. Дети начинают разбираться со схемами. Женя, Аня, Люда, Соня начинают складывать правильно по схемам. Полина, Лиля, Яна, Владик, Маша доходят до определенного этапа и начинают испытывать трудности. Валя, Надя, Саша затрудняются в складывании по схеме, плохо понимают обозначения.

В.: Надя, в чем трудность? Надя: Я не знаю, как делать.

В.: А что тебе нужно, чтобы сделать? Разве ты не все взяла, что необходимо для работы?

Надя: Все.

В.: Так в чем же дело?

Надя: Я не понимаю.

В.: А что надо, чтобы ты поняла?

Надя: Чтобы показали, как делать.

Дети, у которых вызвали затруднения некоторые этапы сборки, также обращаются за помощью к воспитателю с вопросами: Я сделал(а) 4, покажите 5 этап и т.п. Спрашиваю у Нади, какой именно этап работы ей не ясен, что она уже сделала, прошу показать по схеме. Занятие выявило, что многие дети справляются с работой, используя схемы, другая часть детей использует в работе и схему и показ воспитателя, меньшая часть детей справляется с работой только после многократного повторения воспитателем каждого этапа работы. С этими детьми сопровождаю повтор этапа показом этого этапа на схеме. Не все дети используют образец в работе и для сравнения результата. Показываю, на образце, как увидеть что нужно в какую сторону загибать, если на схеме не видно.

 

3.10. Из прямоугольника делаем квадрат, из квадрата — птичку, оригами, подготовительная группа

Киселёва О.Ю., Юрикова В.И.воспитатели подготовительной группы ГОУ № 936

Задача: Научить детей выбирать способ, который приводит к результату, и отличать его от способов не приводящих к результату. Знакомство со структурой действия: образец, последовательность действий, материалы, схема действий.

Материал: бумага, ножницы, карандаш (фломастер).

Примечание: занятие длинное, поэтому стоит разбить его на 2 части и проводить в разное время, последовательно.

Ход занятия. В. – Ребята, сегодня мы из квадратного бумажного листа будем складывать птицу. Скажите, какой формы у вас бумажные листы?

Д. – Прямоугольной.

В. – А вы знаете, как можно из прямоугольной формы получить квадратную?

Гриша – Надо сложить листок пополам.

Саша Д. – Надо сложить вот так.

В. – А как это можно пояснить словами, чтобы все поняли как делать?

Саша Д. – Не знаю.

Маша Н. – Сложить листок одна сторона к другой.

В. – Какая сторона к какой стороне? У прямоугольника 4 стороны.

Маша Н. – Короткая к длинной, как показал Саша.

Никита Н. – А может быть, сделать с помощью мерки, как мы делали на математике?

Алсу – А я нарисую квадрат и вырежу.

В. – Ребята, а как вы думаете, чей способ точнее?

Мнения детей разделились.

В. – А как можно проверить?

Саша Д. – Надо сделать всеми способами и посмотреть у кого что получится.

В. – Хорошо, я согласна. Давайте каждый из вас выберет тот способ, который считает правильным и сделает квадрат.

Дети делают квадраты.

В. – Кто делал Гришиным способом, получился у вас квадрат?

Дети – Нет.

В. – Сработал ли способ Гриши?

Д. – Нет.

В. – Значит, что можно сказать о способе, который предложил Гриша?

Соня Г. – Гришиным способом получается прямоугольник.

Маша Д. – Получилось два прямоугольника.

Маша Н. – Если сложить пополам, то квадрат не получится.

В. – Давайте посмотрим, а что получилось у других ребят? Кто делал способом Алсу — у вас получился квадрат?

Саша К. – Получился, только не очень ровный.

Саша Д. – Он вообще у них кривой.

В. – Что мы можем сказать о способе Алсу? Сработал ли способ?

Соня Г. – Точного квадрата этим способом получить нельзя.

В. – У нас остались не проверены ещё два способа – способ Маши и Никиты. Давайте посмотрим, получились ли у них точные квадраты?

Способом, который вспомнила Маша, делали большинство детей. Дети показывают свои квадраты.

Саша Д. – Этим способом получается точный квадрат.

Никита К. и Артём делали квадрат с помощью условной мерки.

В. – Ребята, получился у вас квадрат?

Никита К. – Получился, но не очень ровный. Сделать точно очень трудно.

В. – Ребята, сколькими способами мы хотели получить квадрат?

Соня Г. – Четырьмя.

В. – Всеми ли способами получается квадрат?

Маша Н. – Нет, только тремя. Гришиным нельзя получить квадрат.

Маша Д. – Он выбрал неправильный способ.

В. – А каким способом получается самый точный квадрат?

Саша Д. – Способ, который предложила Маша. Я тоже им делал.

В. – Я тоже так думаю, что самый точный – это когда складывают меньшая сторона к большей. Двумя другими тоже получается квадрат, но они требуют большего умения. А почему, как вы думаете?

Соня Г. – Потому что без линейки нельзя ровно нарисовать квадрат.

Маша Н. – И по мерке тоже трудно сделать ровно, там надо отмечать, затем опять прикладывать мерку, а если плохо положить, то получится криво.

В. – Итак, как мы выяснили, делать квадрат мы будем одним способом, который самый точный. Ребята, посмотрите что я сделала.

Д. – Птичку.

В. – Кто может сделать такую же птичку?

Дети не знают как делать.

В. – Как вы думаете, что вам нужно, чтобы сделать эту птичку?

Саша Д. – Надо бумагу, квадрат.

В. – Да, в начале занятия я действительно говорила, что птичку мы будем делать из квадрата.

Саша Д. – А вы можете развернуть птичку?

В. – Да, конечно.

Воспитатель разворачивает птичку до квадрата.

Маша А. – Покажите по порядку, как нужно складывать птичку.

Воспитатель показывает всю последовательность сборки птички.

Маша Н. – Я всё поняла. Можно мне взять вашу книгу? Я дома складываю сама по схеме.

Саша Д. – А можно мне взять вашу птичку? Я буду смотреть и делать.

Соня Г. – Я не знаю, как делать.

В. – Кто ещё не знает, как делать, поднимите руки.

Дети поднимают руки.

В. – А что вам нужно, чтобы вы смогли понять как делать?

Саша К. – Надо, чтобы вы показали.

В. – Я уже показывала.

Соня Г. – Я не запомнила.

В. – Так как же я должна показать, чтобы вы запомнили?

Соня Г. – Медленно.

Воспитатель показывает все этапы сборки медленно.

В. – Запомнили?

Д. – Нет.

В. – Так что же тогда делать?

Соня Г. – Покажите, что надо делать сначала.

Воспитатель показывает 1-й этап сборки птички. Дети смотрят и выполняют.

Саша К. – Покажите, что делать дальше.

Воспитатель показывает следующий этап сборки птички.

Так поэтапно воспитатель показывает как делать птичку.

В. – Все сделали птичку? Возьмите птичку в правую руку и покажите.

Самостоятельно сделали Саша Д., Маша Н.; Маша Д., Гриша, Саша К., Никита Ком., Артём и Даша М. – сделали птичку по образцу, выполняя поэтапно после показа воспитателем; Никита К., Данила, Алсу, Катя – не смогли повторить за воспитателем, просили показать и помочь сделать.

В. – Ребята, давайте вспомним, что нам помогло сделать птичку.

Саша Д. – Птичка.

В. – А как же она нам помогла?

Саша Д. – Я развернул птичку, потом собрал и стал сам делать.

В. – Значит, мы можем сказать, что нам потребовался образец птички.

Соня Г. – Мы должны знать в каком порядке делать птичку! Что сначала, что потом.

Маша Н. – Можно по схеме. Я могу по схеме.

В. – Нам необходимы: последовательность сборки птички, схема. Что ещё нам было нужно?

Саша К. – Бумага, чтобы из неё делать.

Даша М. – Фломастер чёрный, чтобы глаза нарисовать.

Никита К. – Ножницы, чтобы вырезать хвостик.

В. – Итак, из всего сказанного подведём итог: чтобы сделать птичку нам необходим материал, из которого делают, в нашем случае, бумага, нужна последовательность или схема выполнения птички.

Алсу – Можно я ещё сделаю птичку?

В. – Ребята, кто хочет, может ещё сделать птичек во 2-й половине дня. А сейчас наше занятие закончено. Своих птичек мы поместим на стенд.

 

3.11. «Снежинка», вырезание, подготовительная группа

Киселёва О.Ю., Юрикова В.И. воспитатели подготовительной группы ГОУ № 936

Цель: Формирование способности организации действия. Научить детей выбирать способ, приводящий к результату и отличать его от способов, не приводящих к результату. Знакомство со структурой действия: образец, последовательность действий, материал схема.

Материал: бумага, ножницы.

Ход занятия.

В. – Ребята, сегодня мы будем делать снежинки(показывает образец) Посмотрите, какой формы у вас листы бумаги?

Д. – Квадратные.

В. — Наши снежинки мы будем делать из квадрата. Ребята, давайте рассмотрим снежинку: какой она формы?

Д. – Круглая, узорчатая.

В. – А еще какая, посмотрите внимательно?

Д.- Она с лучами.

В. — Ребята, а кто может сделать такую снежинку?

Маша Н.- Я могу. Хотите я вам покажу как делать снежинку?

В. – Пожалуйста, Маша, покажи детям, как ты умеешь делать снежинку.

(Маша выходит к доске и начинает складывать снежинку, у нее не получается)

Маша Н. – Нет, я что-то не так сделала. Можно я еще раз попробую?( У Маши снежинка рассыпалась на части. Маша делает еще раз – опять не получается)

Маша Н. – Опять не вышло. У меня дома снежинка сложена из газеты, я сегодня посмотрю дома и принесу завтра.

В. – Кто-нибудь еще может сделать снежинку?

Маша Д. – Я тоже могу сделать. ( Маша складывает и вырезает круглую снежинку, несколько частей выпадает)

В. – Ребята, посмотрите, что получилось у Маши Д.?( воспитатель прикрепляет к доске снежинку Маши)

В. – Кто еще может сделать снежинку? (Дети не знают, как делать)

В. – А что вам нужно, чтобы вы сделали?

Саша К. – Бумага и ножницы.

В.- Они у вас есть. Делайте!

Саша К. – Нам нужна помощь.

В.- Какая помощь? С удовольствием помогу!

Саша К. – Надо смотреть как вы делаете и повторять.

В.- Хорошо, я покажу как нужно делать снежинку.

Саша Д. – Можно мне взять вашу снежинку? Я буду делать по вашему образцу.(воспитатель дает Саше Д. Снежинку и показывает последовательность изготовления)

Данила – Я не понял как делать.

Саша К. – Я тоже не совсем понял, как нужно загибать уголки. Покажите еще раз.

(Воспитатель показывает еще раз последовательность сгиба листа)

Гриша. – А теперь покажите как нужно вырезать. (Воспитатель показывает, как вырезать снежинку)

Маша Н. – Я так не буду. Я буду вырезать по-другому, по кругу.

Саша К. – Я тоже так не буду. (Дети вырезают узоры на снежинках. Работа сделана. Все разворачивают свои снежинки.)

В. – А теперь давайте рассмотрим, какие у нас получились снежинки, все ли справились с заданием.

Маша Н. – У меня получилась круглая снежинка, как у Маши Д.

Саша К. – У меня тоже круглая.

В. – Ребята, все получили то, что хотели?

Д. – да. (Воспитатель прикрепляет снежинки к доске)

В. – Одинаковые у нас получились снежинки?

Д. – Нет.

В. – Чем отличаются снежинки?

Д. – Формой, узорами.

В.- А все ли они похожи на снежинки?

Д. – Нет, снежинки всегда должны быть с лучами.

В. – Правильно, мы видели с вами на улице, что снежинки разные, но всегда с лучами, обычно по 6 лучей. А у нас что получилось?

Д. – У одних есть лучи, а у других нет.

В. – Значит, что можно сказать о наших снежинках?

Д. – Одни настоящие снежинки, а другие нет. (Воспитатель прикрепляет к доске свои работы- салфетки круглой, овальной и прямоугольной формы)

В. – А теперь посмотрите, что вы видите на доске?

Д. – Появились снежинки квадратные, прямоугольные, овальные.

Саша Д. – Это даже и не снежинки вовсе, а салфетки с узорами. Снежинки всегда с лучиками.

Гриша. – У Маши и Саши не снежинки, а салфетки.

В. – Какой мы можем сделать вывод?

Саша Д. – Снежинки всегда с лучами, а салфетки разной формы.

В. – Да, ребята, снежинки обычно с 6 лучами. Значит, что мы можем сказать про снежинки, которые мы сделали?

Саша Д. – У Маши и Саши не получились снежинки, потому что они не вырезали треугольник из середины.

В. – А как вы думаете, почему не у всех ребят получились снежинки?

Гриша. – Они вырезали по кругу.

Маша Д. – А я складывала неправильно, поэтому у меня не получилось.

В. – Итак, из всего подводим итог: чтобы сделать снежинку, нам необходим материал: бумага, ножницы. Нужна последовательность или схема выполнения снежинки, чтобы получились лучи и она не распалась.

Маша Н. – Можно я сама сделаю снежинку по схеме из вашей книги?

В. – Хорошо, ребята, все кто захотят могут сделать снежинки во второй половине дня.

 

3.12. «Измерение геометрических фигур», математическое развитие, подготовительная группа

Киселёва О.Ю., воспитатель подготовительной группы ГОУ № 936

Цель: Научить детей выбирать способ, приводящий к результату, и отличать его от способов, не приводящих к результату. Научить конструировать новый способ из известных, но неработающих способов. Пропедевтика геометрии.

Материал: макет замка, веревочки, мерки (полоски), линейки, карандаш, бумага, ножницы.

Ход занятия.

В. – Ребята, послушайте историю. Это было давным – давно. В старинном замке жил король. Замок был необычным: шестисторонним, разноцветным, и на каждой стороне были окна разной формы. Однажды, на страну, которой управлял король, налетел ураган. Он наделал много бед: разрушил дома, вырвал с корнем деревья. Старинный замок короля выстоял, только слегка наклонился и все стёкла в окнах разбились. Что делать? Как быть? Стекольщик жил на другой стороне реки, переправляться туда можно было только на лодке. Стекольщик был очень старый и не мог приехать к королю. Тогда король приказал слуге съездить к стекольщику, но слуга не справился с заданием короля. Давайте мы попробуем помочь королю. Как вы думаете, с чего нам нужно начать?

Саша Д. – Дайте нам круг.

Маша Д. – А мне ромб.

(Дан макет замка с окнами в виде круга, ромба, треугольника, многоугольника.

Воспитатель вырезает круг и ромб и передает детям. Воспитатель играет роль стекольщика).

Дети – Не подходят, они маленькие.

Саша К. – Надо нарисовать.

В. – Пожалуйста, кто хочет, может нарисовать, и мы передадим стекольщику.

(Воспитатель вырезает точно по рисунку.)

Маша Д. – Получилось ещё меньше.

Саша Д. – Совсем не подходит.

Саша К. – У нас тоже.

В. – А почему у нас не получилось? Что нужно сделать, чтобы было точно?

Саша Д. – Надо измерить.

Саша К. – Надо измерить рамку окна.

Маша Н. – Надо знать размеры.

В. – Действуйте, измеряйте, узнавайте размеры.

Маша Н. – Мы измеряли меркой.

Саша Д. – А зачем нам веревочки.

В. – Ребята, подскажите Саше, зачем нам веревочки.

Маша Н. – Я знаю, мы можем веревочкой измерять так же, как меркой.

Саша Д. – А я не знаю.

Маша Н. – Отрезать веревочку такую же, как окно.

Саша Д. И Света Г. начинают измерять круг по веревочке. Отрезают нужный размер.

Саша Д. – Мы измерили. Вот возьмите.

Воспитатель прикладывает веревочку к линейке, узнает размер веревочки в сантиметрах (28 см)

В. – Стекольщик у нас умный, знает разные формулы и поэтому по вашему размеру он сможет вырезать круг.

Воспитатель высчитывает и вырезает круг. Дети прикладывают к окошку.

Саша Д. – Не совсем подошло, чуть больше получилось.

В. – А почему не получилось?

Саша Д. – Наверное, не совсем точный размер.

Дети измеряют по веревочке ещё раз, прикладывают веревочку к линейке.

Саша Д. – Получилось 27 см

Воспитатель считает и вырезает.

Света Г. – Опять не подходит, опять больше.

Саша Д. – Возьми тогда 26 см.

В. – Что ж мы так и будем гадать ? А представьте, что стекольщик не знает формул и не может вырезать только по размерам или мерке? Попробуйте по своей мерке или размеру вырезать круг.

Дети пытаются на листе бумаги выложить по веревочке круг.

Саша Д. – Света, помогай, не хватает рук. Маша, обводи.

Маша Н. – Ничего не выходит. Так не получится.

В. – Давайте думать, что можно еще сделать.

Маша Н. – А если сразу померить линейкой.

Саша Д. – Она же не гнется, как веревка, так нельзя.

Маша Н. – Можно, я буду мерить маленькими кусочками, как меркой.

В. – Что же получилось?

Маша Н. – 25

В. – 25, чего?

Маша Н. – Кусочков, то есть отрезков.

Саша Д. — Не отрезков, а сантиметров. И опять тоже самое, надо по формуле. Сказали же другое надо.

Маша Н. – Я уже не знаю, что делать?

В. – Ребята, скажите, какие размеры, мы можем измерять у фигур или предметов?

Маша Н. – Длину, ширину.

Саша Д. – Высоту.

Маша Д. – Толщину.

В. – Внимательно посмотрите на круглое окошко и попробуйте найти еще размеры, по которым можно вырезать фигуру.

Маша Н. – Я поняла, надо измерить круг в середине.

Саша Д. – Это что, ширина?

В. – Это расстояние называется диаметр, его измеряют через середину круга. Дети начинают измерять веревочкой и линейкой, меркой-полоской.

Маша Н. – Кладите ровно, посередине.

Саша Д. – У меня 8 см и еще половинка (Саша измерял по линейке). Маша Н. измеряла меркой (полоской). Света Г. и Маша Н. натягивали веревочку посередине.

В. – Если у всех получится одинаковый (результат) размер, то будем считать его точным.

После нескольких измерений у всех получается одинаковый размер.

В. – Попробуем вырезать.

Саша Д. – Все точно, подходит.

В. – В одно окно вставили стекло, но остались еще окна. Следующие мы продолжим на другом занятии, а сейчас подведем итог: что нам потребовалось для построения, какие были трудности?

Саша Д. – Мы измеряли веревочкой по кругу. Это очень сложно, все время не совпадало. Одному вообще невозможно сделать.

Маша Н. – Потом я измеряла по линейке.

В. – По отрезкам.

Маша Н. – Ну да, но тоже было не точно.

Саша К. – Сами этим способом не могли вырезать круг.

Света Г. – Мы измеряли от одной стороны до другой.

В. – У круга нет сторон.

Саша Д. – Мы измеряли ширину круга.

В. – Правильно назвать — диаметр круга, он проходит через середину.

Маша Н. – Мы измеряли несколько раз.

В. – А зачем?

Саша Д. – Чтобы было точно, потому что надо найти середину круга.

Маша Н. – По этому размеру получился круг.

В. – Давайте продолжим вырезать фигуры.

Маша Д. и Алсу измеряют окно в виде ромба веревочкой, затем прикладывает к линейке.

Маша Д. – У меня получилось 20 см

В. – Хорошо, я знаю, что у ромба 4 стороны, я разделю 20 см на 4, каждая сторона 5 см.

Воспитатель рисует ромб, вырезает, передает Маше Д. и Алсу.

Маша Д. – Не подходит. Я еще раз измерю.

Саша Д. – Померь каждую сторону линейкой и запиши.

Маша Н., Саша Д. измеряют линейкой, записывают размеры.

Маша Д. – Каждая сторона 4 см, одинаковые.

Дети передают записку воспитателю. Воспитатель вырезает ромбы, но сознательно изменяет величину углов, про которые дети ничего не сказали.

В. – Ребята, подумайте, все ли размеры вы учли. Вспомните как мы строили круглое окошко.

Соня Г. – Ромбы получились разные – один длинный, а другой широкий.

Маша Н. – Надо измерить ширину и длину.

В. – Измеряйте.

Маша Н. Измеряет расстояние от одной стороны до другой.

Маша Д. – У меня получилось 3 см.

В. – Хорошо, стекольщик попробует сделать.

Воспитатель вырезает по размерам.

Маша Д. – Получилось, но не совсем точно.

Маша Н. – Неправильно измеряла ширину.

В. – Почему?

Маша Н. – Надо там, где шире всего.

В. – А где шире?

Гриша М. – В углах.

В. – А сколько углов у ромба?

Маша Н. – 4

В. – Сколько же размеров нужно снять, чтобы получить точный результат?

Маша Н. – Я же говорила, длину и ширину, 2 размера.

Гриша М. – От углов, там больше размер.

Дети измеряют, передают записи воспитателю, воспитатель вырезает.

Маша Н. – Ну наконец-то точно.

Саша Д. – Еще одно окно сделали.

В. – Какие же у нас здесь возникли трудности?

Маша Д. – Я измерила стороны, но получилось неточно.

В. – Чего же нам не хватило?

Маша Н. – Размеров.

Гриша М. – Мы измерили от одного угла до другого.

Саша Д. – Все получилось потом.

В. – Осталось еще два окна – треугольник и многоугольник.

Данила Г. измеряет окно-треугольник по веревочке.

Данила Г. – Никита помоги, не хватает пальцев.

Саша Д. – Зачем вы измеряете веревкой сразу все стороны, не получится точно.

Данила Г. – А как?

Саша Д. – Как ромб, измерил одну сторону и отрезал веревочку, потом другую.

Маша Н. – Возьми линейку и измерь.

Данила Г. – Я не умею.

Саша Д. – Смотри.

Саша Д. и Данила измеряют и записывают результаты.

Саша Д. – Стороны одинаковые.

Передают воспитателю. Воспитатель вырезает треугольник, изменив величины углов.

Данила Г. – Не подходит.

Маша Н. – Надо измерить, как у ромба расстояние от угла до угла.

Дети начинают измерять.

Маша Н. – Не выходит до угла, надо от угла до стороны.

Записывают размеры, передают воспитателю, воспитатель вырезает треугольник.

Данила Г. – Все, подходит.

В. – Что здесь не получилось?

Саша Д. – Здесь проще.

Маша Н. – Измерили стороны.

Гриша М. – И измерили от угла до стороны.

В. – Осталось еще одно окно. Продолжим на следующем занятии.

В. – У нас осталось окно в виде многоугольника.

Саша К. – Я забыл, как пользоваться линейкой.

Воспитатель еще раз объясняет, как нужно измерять линейкой.

В. – Саша, ты можешь воспользоваться другими мерками.

Саша К. – Линейкой быстрее.

Соня Г. – А я буду полосками.

Дети приступают к работе. Саша К. измеряет и записывает размеры, передает чертеж и размеры воспитателю (фигуры в виде буквы Т, имеет 8 сторон, 8 углов)

В. – Я не могу выполнить, так как даны не все размеры.

(Из 8 размеров записаны всего 4)

Саша К. – Я не знаю, как? (Саша расстроен, чуть не плачет)

В. – Саша посчитай, сколько у окна сторон?

Саша считает стороны, сбивается, пропускает 2 стороны.

Соня Г. – 8 сторон.

В. – А у тебя сколько размеров?

Саша К. – 4

Маша Н. – Он не все стороны измерил.

Саша К. – путаясь, начинает измерять стороны.

Соня Г. – Я измерила.

Соня Г. измеряла многоугольник полосками, на полоске писала размер, но забыла сделать чертеж.

Воспитатель вырезает фигуру.

Соня Г. – Не подходит. Вы перепутали стороны.

Маша Н. – Дай чертеж.

Соня Г. рисует и передает.

Саша Д. – Надо было подписать каждую сторону.

Соня Г. – Все правильно, получилось.

Саша К. передает размеры и чертеж, теперь все верно.

В. – Какие трудности возникли при построении этой фигуры? Что нам не доставало для получения точного окошка?

Саша К. – Я вообще передал рисунок без размеров.

Саша К. – Их много, запутаешься.

Соня Г. – Удобней полоской, приложить к стороне и отрезать.

Маша Н. – Зато линейкой быстрее.

В. – Можно пользоваться разными материалами: и линейкой, и полоской, и веревкой. Но без чего нельзя обойтись?

Саша Д. – Без размеров. Если не все измерили или не точно, то ничего не получится.

В. – Вот закончилось наше занятие. Мы вставили все стекла в окошки. Понравилось вам?

Маша Д. – Интересно, но очень трудно.

Саша К. – Когда не знаешь, очень тяжело.

Саша Д. – Учиться нелегко.

В. – Зато своими знаниями мы можем помочь другим.

Занятие можно проводить по подгруппам. Каждая подгруппа измеряет свое окно, тогда желательно присутствие 2 воспитателей (один- стекольщик- вырезает, другой – ведет переговоры.)

Можно измерять каждую фигуру всей группой, тогда занятие делится на 3 занятия, так как оно очень объёмное.

 

3.13. Пересказ сказки «Лиса и журавль», подготовительная группа

Киселёва О.Ю., воспитатель подготовительной группы ГОУ № 936

Задача: Научить выделять индивидуальные приемы пересказа, сравнивать результаты пробных действий, применять новые приемы.

Ход занятия:

В.: Ребята, сегодня мы будем читать и пересказывать сказку «Лиса и журавль». Воспитатель читает сказку. Понравилась вам сказка? Кто из вас может пересказать?

Маша.Н.: Я могу.

В.: Пожалуйста, Маша. Маша пересказывает.

В.: Ребята, что можно сказать о рассказе Маши?

Саша Д.: Она рассказала очень коротко.

Соня Г.: Много пропустила.

В.: Маша передала только краткое содержание сказки, ее главные моменты. Кто-нибудь еще хочет пересказать сказку?

Саша Д.: Я бы рассказал, но все уже забыл. Можно еще раз прочитать?

В.: Кому еще нужно, чтобы я прочитала сказку? Почти все дети поднимают руки..

Маша Д.: Мне не нужно. У Вас есть картинки сказки?

В.: Да.

Маша Д.: Дайте мне, пожалуйста.

Гриша М.: Я тоже могу рассказать по картинкам.

Саша К.: А я плохо запомнил, мне надо несколько раз прочитать.

В.: Несколько раз, это сколько?

Саша К.: Ну раза 2 или 3.

Воспитатель читает сказку второй раз.

Саша Д.: Можно я первый расскажу, а то опять все забуду.

Саша пересказывает сказку. Маша Д. пересказывает сказку, используя картинки.

В.: Ребята, кто пересказал более точно и почему?

Соня Г.: Саша рассказал точно, он говорил словами сказки.

Саша Д.: Да, я могу пересказать сказку сразу, как только прочитали, потом я забываю некоторые слова.

В.: А почему ты забываешь слова?

Саша.Д.: Они сказочные.

В.: Ты не понимаешь их смысла?

Саша Д.: Не всегда.

В.: Ребята, кому еще не понятны слова сказки? Какие?

Соня Ф.: Что значить «не обессудь»?

В.: Не суди строго, извини. Воспитатель с детьми находят синонимы к некоторым словам сказки, таким, как «куманек, потчевать, досада, несолоно-хлебавши» и т.д. А теперь, ребята, зная слова, вам проще рассказать?

Соня Ф.: Да, проще запомнить.

В.: Ребята, а что можно сказать о рассказе Маши Давыдовой?

Маша Н.: Она рассказывала все точно, только не сказочными словами.

В.: Чей рассказ более красочный, Машин или Сашин?

Соня Ф.: Сашин более красочный, он запомнил слова сказки.

Маша Н.: А Маша рассказала, как и я, только по картинкам.

В.: Ребята, а давайте попробуем рассказать по сюжетным картинкам, но используя слова сказки. Кто хочет? Пересказывает Соня Г. Ребята, изменился рассказ?

Гриша: Да, он стал интереснее.

В.: Вы поняли почему?

Маша Н.: Соня использовала сказочные слова.

В.: Чтобы получился красочный пересказ, необходимо использовать речевые обороты сказки или запомнить хотя бы несколько слов.

Воспитатель просит пересказать Артема Р. Артем забывает сюжет и дальше отвечает на вопросы воспитателя (Что говорит лиса? Что ей ответил журавль? Как пыталась лиса достать окрошку из кувшина? И т.д.)

Ребята, что вы можете сказать о пересказе, который сделал Артем?

Никита К.: Он рассказывал по вопросам.

Саша Д.: Артем отвечал на вопросы.

Света Г.: Я тоже могу пересказывать по вопросам.

В.: А если некому задавать вопросы, как тогда быть? Что делать, чтобы получился пересказ? Давайте попробуем. Алсу, расскажи эту сказку кукле, она не слышала сказки, опоздала к нам на занятие. Алсу рассказывает сказку, но пропускает существенные детали. Воспитатель говорит за куклу: Я не совсем поняла, почему журавль не мог есть кашу, а еще и обиделся. А вы поняли?

Саша.: Да, лиса положила кашу на тарелку, а у журавля длинный клюв, он стучал, стучал, а съесть не мог.

В.: А Алсу разве про это говорила?

Никита К.: Нет, она забыла.

В.: Может, у Алсу получился такой короткий рассказ, так как она пропустила важные моменты?

Маша Н.: Алсу пропустила самое интересное в сказке, поэтому она стала неинтересной и непонятной.

В.: Поэтому я и задаю вопросы, чтобы вы не забыли самое важное. Артему и Алсу нужно научиться выделять самое главное, а не стараться запомнить всю сказку сразу.

Соня Ф.: А я могу сначала представить все, кто, что делал, говорил, а потом уже рассказывать.

В.: Рассказать по плану.

Саша Д.: Как это по плану?

Саша К.: Я знаю – встал, пошел, поел, погулял, поиграл.

В.: В общем, правильно. Саша сравнил план с режимом дня. Давайте попробуем составить план к нашей сказке. Что было сначала?

Маша Н.: Лиса подружилась с журавлем.

В.: Что потом?

Маша Н.: Лиса хотела угостить журавля.

В.: Пересказывать сказку не надо, говорить только главные моменты сказки, последовательность действий.

Саша Д.: Журавль в гостях у Лисы, Лиса у Журавля.

В.: Все правильно. И это конец сказки?

Соня Ф.: Ссора.

В.: Давайте подведем итог: что надо сделать, чтобы был хороший пересказ?

Дети: Надо план сделать. Можно представить картинки.

В.: А что мы поняли про пересказы Алсу и Артема. И еще про пересказ Сони?

Дети: Надо самое важное сказать и интересное. И слова надо сказочные запомнить.

В.: Да, надо понять сказку и представить самое интересное и важное, составить план, узнать, что означают сказочные слова  и их использовать при пересказе. Мы с вами выясним, все ли умеют это делать, и обязательно научимся, если кто-то не умеет.

 

3.14. План описательного рассказа
(индивидуальная работа)

Киселева О.Ю., воспитатель подготовительной группы ГОУ № 936

Цель: Научить планировать свои действия и контролировать их с помощью плана.

Материал: Иллюстрация к сказке «Лисичка – сестричка»

Ход занятия: Воспитатель предлагает ребенку рассказать (составить описательный рассказ) по плану, составленному воспитателем.

План:

  1. Время года.
  2. Время суток.
  3. Изображение в центре картины.
  4. Изображение слева и справа.
  5. Изображение на заднем плане картины.
  6. Изображение на переднем плане картины.

Женя начинает рассказывать по плану. Ребенок справляется с заданием, рассказ получается простой.

Женя: «На картине – зима, время суток – утро, в центре – дед с лошадью. Слева и справа – деревья и елки. Впереди лежит лиса. Сзади – лес».

Дается задание рассказать по более распространенному плану. Картина та же.

План:

  1. Время года.
  2. Время суток.
  3. В центре картины.
  4. Описание деда с лошадью.
  5. Слева и справа.
  6. Описание деревьев.
  7. На переднем плане.
  8. Описание дороги.
  9. Описание лисы.
  10. На заднем плане
  11. Описание неба
  12. Описание леса.

Женя: «На картине изображена зима. Утро. В центре картины дед с лошадью. Дед идет с палочкой. Кругом снег. Слева и справа деревья. Небо синее и розовое. Сзади лес. Он тоже синий и розовый. Впереди лежит рыжая лиса, она притворилась мертвой».

Ребенок рассказывает, придерживаясь плана воспитателя, но не в точном порядке по пунктам. Описание более распространенное, чем в первый раз.

Воспитатель дает Жене 2 картины, на них изображена весна. Ребенку предлагается рассказать рассказ по любой картинке.

Дети должны узнать, про какую картинку он рассказывал. Ребенок должен сам составить для себя план, по которому он будет рассказывать.

Женя: «Весна. Тает снег. Деревья еще голые. Птицы вьют гнезда».

В.: Ребята, как вы думаете, про какую картину рассказал нам Женя?

Мнения детей разделились.

В.: А почему мы не можем определить, про какую картину рассказал нам Женя?

Аня: Они очень похожи.

Соня: Потому что на них весна.

Полина: Надо было найти, чем они отличаются.

Соня: Не очень понятно рассказал.

В.: Женя, что нужно включить еще в твой план рассказа, чтобы дети догадались, о какой картине идет речь?

Женя: Надо сказать, чем отличается. Здесь птиц много, они по всей картине. И еще небо красное.

В.: Кто может рассказать о картине так, чтобы догадались другие ребята? Дети пробуют рассказывать. Отмечаем, что они добавляют в рассказ Жени. Какой план рассказа получается.

3. Воспитатель дает задание: Женя, ты должен рассказать, как ты будешь строить дом. Я составлю тебе план:

1). Котлован.

2). Фундамент.

3).Стены.

4). Крыша.

5). Окна.

6). Двери.

Женя: Сначала вырою котлован. Потом сделаю фундамент. Стены будут кирпичные. Крыша из железа, Потом сделаю окна и двери». Показываю Жене две картинки: Смотри Женя, один строитель по твоему описанию построил такой дом (одноэтажный с острой крышей и одним окном и дверью), а другой – вот такой дом (высотное здание). Кто же из них ошибся? Кто из них нарушил твой план?

Женя: Я думал совсем про другой дом (двухэтажный с острой крышей и широким крыльцом).

В.: Ну тогда надо уточнить твой план работ, а то смотри, какая путаница может получиться.

Женя описывает строительство своего дома, указывая количество этажей, окон, дверей, форму крыши.

4. Предлагаю Жене рассказать, как он будет одеваться зимой гулять. Обращаю его внимание на детали, как при рассказе о строительстве дома, чтобы не возникло путаницы. Рассказ в этом случае составляется легче, так как деятельность знакома.

5. Предлагаю игру «Мы уезжаем отдыхать на море». Дети по ходу игры должны спланировать, что будет делать мама, папа, дети и согласовать свои планы друг с другом.

 

3.15. «Салфетка», складывание и вырезание из бумаги, подготовительная группа

КиселеваО.Ю., воспитатель подготовительной группы ГОУ №936

Цель: Научить соотносить способ действия и материал.

Материал: Конструирование из бумаги.

Ход:

Для того, чтобы у ребенка появилась задача, воспитатель вместе с детьми идет в старшую группу, где, как бы нечаянно обращает внимание на салфетки под цветочными горшками. У ребенка появляется желание сделать красивую салфетку.

Воспитатель вместе с Яной поливает цветы в своей группе: Яна, ты видела в старшей группе, какие красивые салфетки под цветочными горшками?

Яна: Да, мне понравились. Я тоже хочу сделать такие красивые салфетки для наших цветов.

Яна берет бумагу (цветную и белую), складывает и вырезает салфетку. Вместе с воспитателем подкладывают под цветочный горшок. Через несколько дней девочка видит, что салфетка в нескольких местах порвалась. Расстроенная Яна показывает воспитателю салфетку.

В.: Что случилось?

Яна: Салфетка порвалась.

В.: Что же делать?

Яна: Не знаю¸ я хотела, чтобы было красиво.

В.: Сделай еще.

Яна: Опять порвется. Из этой бумаги не буду делать, она тонкая, надо поплотнее.

Воспитатель дает картон (цветной и белый).

В.: Эта подойдет?

Яна: Да.

Девочка начинает складывать картон и вырезать салфетку, смотрит на нее недовольно.

В.: Что случилось?

Яна: Не получилось красиво.

В.: А почему?

Яна: Очень твердый, плохо складывается и вырезается.

В.: Да, плотный картон, но зато трудно порвать.

Яна: Остаются следы от складывания. Некрасивая салфетка.

В.: Что же тебе надо?

Яна: Что-нибудь не очень твердое, то есть плотное.

Воспитатель дает кусок красивой шелковой ткани.

Яна: Ой, какая красивая.

Берет ткань и начинает складывать, как бумагу. Ткань ровно не складывается. Выскальзывает то один, то другой край. После нескольких попыток девочка откладывает ткань.

Яна: Не получается.

В.: Что не получается?

Яна: Я никак не могу сложить ткань.

В.: А почему? Ткань ведь неплотная.

Яна: Она скользит все время.

В.: Что же делать?

Яна: Я не знаю.

На следующий день воспитатель приносит журнал одежды для Барби. Все девочки вместе с воспитателем смотрят журнал.

В.: Девочки, а у кого мамы умеют шить?

Дети: У меня. И у меня…

Яна: У меня тоже. Моя мама сшила платье.

В.: Расскажи, а как она шила?

Яна: Сейчас вспомню. Взяла ткань, разложила на столе, потом взяла ножницы и вырезала. Ой, нет. Еще была выкройка из бумаги, она ее приколола булавками. А можно я возьму ткань, которую вы мне давали вчера?

В.: А зачем она тебе?

Яна: Я положу на нее выкройку из бумаги и вырежу салфетку.

Девочки приступает к работе. Берет ткань, накладывает выкройку из бумаги, выкройка на ткани не держится.

Яна: А у вас есть булавки?

В.: Нет, булавками у нас в детском саду пользоваться не разрешают. Может скрепки дать?

Яна: Тогда я буду вырезать без выкройки. Раскладывает ткань на столе и вырезает ножницами не круглую, а квадратную салфетку.

Яна: Все, я закончила.

В.: Получилось?

Яна: Да. Не такая, как я хотела сначала.

В.: А почему?

Яна: Из ткани трудно вырезать, ее не сложить, как бумагу.

В.: Ну по-моему эта салфетка тоже красивая, а в середине все равно будет стоять горшок, там узоры не нужны.

Девочка вместе с воспитателем подкладывают салфетку под цветочный горшок.

Яна: Надо положить такие же салфетки и под другие цветы.

В.: Ты сможешь сделать?

Яна: Нет, очень много.

В.: Давай попросим ребят, чтобы они сделали, а ты расскажешь как делать.

 

3.16. «Журавлик», оригами в разновозрастной группе

Александрова О.Н., воспитатель разновозрастной группы ГОУ № 1835

Задача: Опыт самостоятельной организации работы по воспроизведению образца.

Ход:

При подготовке к таким занятиям, как лепка, аппликация, рисование, я обращаюсь к детям с предложением самостоятельно подготовиться к занятию. Принести все необходимое. Обязательно проговариваем, что и для чего нам нужно. С детьми, которые не приносят какую-либо вещь, обязательно  выясняем, что они сделали не так, почему надо сделать по-другому, что получится, если не исправить эту ошибку. Постепенно мы учимся представлять свою будущую работу в конкретных деталях.

Во время занятия отслеживаем ход работы. В конце занятия проводим анализ, дети отвечают на вопросы: Чем мы занимались? Что было в начале занятия? Что в середине занятия? Что в конце? Стараюсь обращать внимание детей не только на свою работу, но и на работу товарищей.

Если занятие (аппликация, лепка и т.п.) имеет цель достижение какого-либо рукотворного результата, то вместе с детьми мы выделяем этапы работы, сравниваем образец с результатом (промежуточными результатами).

Хорошо получается выделять этапы, цели работы на занятиях по оригами. Для детей очевидно изменение листа бумаги и превращение его в нужную поделку. Способность организации действия формируется на таких занятиях при постоянном комментировании воспитателем действий детей. Я сравниваю образец с тем, что получается у детей. Часто смотрели на схему ( в книге) оригами и пытались выяснить, зачем она. Выясняли, зачем нужны рисунки этапов, что было бы, если бы схемы не было? Был бы только лист бумаги и образец. Дети выделили, что иначе нельзя, как же мы узнаем, как делать поделку (журавля, коробочку, птичку). После нескольких таких занятий я проводила занятие на другом материале (ознакомление с окружающим миром), где мы так же выделяли начало, середину и конец действий, исходное состояние и конечный результат, этапы работы – составляющие большинства действий, дел.

В начале занятия с детьми проводится беседа. Так как наступила весна, мы замечаем, что природа начинает просыпаться, просыпаются насекомые и некоторые животные, к нам возвращаются перелетные птицы. Возвращаются и журавли. Показываю иллюстрации журавлей.

Затем я предлагаю детям самостоятельно подготовиться к занятию по оригами. Дети должны подобрать необходимый материал для работы (бумага, ножницы). Старшим было дано задание: разделиться на пары (старший – младший), чтобы каждый малыш был в паре со старшим, а также в процессе работы отслеживать ошибки и успехи младших, исправлять ошибки, помогать малышам самостоятельно или обращаться за помощью к воспитателю.

На предложение сделать журавлей дети откликаются и после объявления начала работы, все начинают что-то делать.

Когда дети начали работать с бумагой, у многих возникла потребность в образце. Это отметили старшие ребята, а вслед за ними попросили образцового журавлика и малыши.

Я ставлю на стол готового журавлика, мы рассматриваем его и пытаемся начать работу. В качестве наглядного пособия выступают мои собственные действия. Дети, в ходе занятия, делятся на несколько групп:

1. Дети, которым достаточно видеть мои действия, для того, чтобы самим закончить конструкцию.

2. Дети, которые обращаются за помощью то к товарищам, пытаясь продублировать их действия, то к воспитателю, надеясь на то, что он все сделает за них.

3. Дети, которым очень сложно воспринимать мои действия, и они не могут их воспроизвести.

В качестве помощи можно предложить изготовление поделки по схеме. Предварительно попросить детей подумать, в чем трудность работы без схемы, для чего она нужна, как изменит их работу наличие схемы.

В качестве основной задачи для себя я выделила обсуждение с детьми в конце занятия следующих вопросов:

— Что получилось? Почему получилось так, а не иначе? Похож ли результат на образец, если нет, то почему?

— Что оказалось необходимо для работы?

— Чего не хватало для того, чтобы результат оказался лучше?

Некоторые дети объяснили, что им не хватало помощи воспитателя, как необходимого этапа работы. Мы выяснили, что нужно было сделать, чтобы получить помощь воспитателя.


Развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сценарии занятий и уроков

←Часть 1. Глава 2 ОГЛАВЛЕНИЕ Часть 2. Глава 1 →