Развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
дошкольного и младшего школьного возраста 

Сценарии занятий и уроков

Москва 2006

МИОО: Кафедра экспериментального и инновационного образования (при участии отдела повышения квалификации НИИ ИСРОО)

Рецензент: Кандидат психологических наук Амяга Н.В., зав. кафедрой экспери­ментального и инновационного образования МИОО. Развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возрас­та. Сценарии занятий и уроков.
Под редакцией канд.психол.наук Акоповой Э.С. и Ивановой Е.Ю. — М.: 2006. — 272 с.

В настоящем сборнике представлены методические разработки инновационной сети учреждений дошкольного образования и начальной школы, ведущиеся на принципах мыс­ледеятельностной педагогики.

Модернизация образовательного процесса при этом осуществляется посредством раз­вития и освоения технологий формирования способностей детей.

В сборник входят сценарии занятий и уроков для дошкольников и учащихся начальной школы. Эти занятия направлены на развитие способностей воображения, различения, по­нимания и организации действия. Представлены сценарии не только ученых-разработчи­ков. Многие сценарии разработаны педагогами детских садов и школ в ходе подготовки курсовых работ при обучении на кафедре экспериментального и инновационного образо­вания МИОО. Методисты, воспитатели и учителя описали свой опыт работы в живой, поч­ти документальной форме, что представляет несомненный интерес как для педагогов, так и для психологов, интересующихся развитием способностей ребенка.

Книга предназначена, в первую очередь, для воспитателей детских садов, учителей на­чальной школы и воспитателей групп продленного дня, психологов, методистов.

[Электронная версия книги готовится к публикации на сайте, запланировано на 2024 год]

Оглавление

Предисловие. Освоение принципов сценирования занятий и уроков как средство повышения квалификации педагогов

Введение. Мыследеятельностные способности как содержание образования.

Часть 1. Сценарии занятий для детей дошкольного возраста.

  1. Сценарии занятий на развитие способности различения.
  2. Сценарии занятий на развитие способности воображения.
  3. Сценарии занятий на развитие способности организации действия.

Часть 2. Сценарии занятий для детей младшего школьного возраста.

  1. Сценарии занятий на развитие способности различения.
  2. Сценарии занятий на развитие способности воображения.
  3. Сценарии занятий на развитие способности организация действия.
  1. Сценарии занятий на развитие способности понимания.

Каталог сценариев.

Заключение.

Литература.

 

Содержание

 

ЧАСТЬ 1.
Сценарии занятий для детей дошкольного возраста

 

1. Различение.
Сценарии занятий на развитие способности различения

Всего занятий – 26.

Математика – 15

Развитие речи и Окружающий мир – 10

Хореография – 1

1.1. Игра «Болото» (подготовительная группа)

Цель: Определить ключевой признак фигуры.

Материал: игровое поле с геометрическими фигурами разного цвета, формы. На фигурах написаны цифры.

– Нельзя наступать на все треугольники с цифрой 4.

– На красные с цифрой 4. 37

1.2. Конфликтный элемент (старшая группа)

Цель: нахождение основания сериации.

Материал: 6 колец, расположенных в порядке уменьшения внешнего и увеличения внутреннего диаметра, одно кольцо, попадающее по величине внешнего диаметра в одно место в ряду, а по величине внутреннего диаметра в другое место этого ряда.

— Разыгрывается конфликт между двумя мнениями: куда подходит кольцо. 39

1.2.2. Конфликтный элемент (старшая группа)

Цель: нахождение основания сериации.

Материал: 6 полосок, разные по высоте и ширине.

— Разыгрывается конфликт между двумя мнениями: куда подходит полоска. 40

1.3. «Зеленые квадраты» (подготовительная группа)

Цель: Выявить правильность основания классификации.

Материал: Детям выданы большие геометрические фигуры – 6 фигур зеленого цвета разной формы (из них 2 зеленых квадрата) и 6 квадратов разного цвета.

— Нужно делить или по цвету, или по форме. А если говорить про разные признаки, и про цвет, и про форму, ничего не получится. 42

1.3.2. «Зеленые квадраты» (5 – 6 лет)

Цель: Выявление правил классификации.

Материал: Большие геометрические фигуры разной формы и цвета.

— Необходимо установить правило классификации по одному основанию. 42

1.4. Игра «Болото» (старшая группа)

Цель: Различение на материале местоположения фигуры и ее формы, цвета и размера.

Материал: фигуры разного цвета и формы.

— На квадраты, которые стоят между треугольниками, наступать нельзя. 43

1.5. «Болото» (подготовительная группа)

Цель: Различение на материале местоположения фигуры и ее формы, цвета и размера.

Материал: на доске расположены геометрические фигуры разной формы, величины и цвета.

— Нельзя наступать на фигуры, расположенные между двумя кругами. 45

1.6. «Сравнение» (3 – 4 года)

Цель: отработка действия сравнения.

— найди фигуру, у которой больше всего углов,

— сравнить два предмета по длине, ширине, высоте и т.д,

— отойди на два шага дальше, чем Таня (ближе, правее, и т. д)

Диагностическое задание: Сравните стол и стул.

Неправильно, если ребята начнут сразу же сравнивать, поскольку воспитатель не сказал по какому параметру надо осуществлять сравнение. Поэтому первоначально они должны задать вопрос: А по чему сравнивать? 45

1.7. «Медведь» (5 – 6 лет)

Цель: переход от исходного различения большой-маленький к различению – большой по росту, по возрасту, по тому, кто, что умеет делать.

Материал: Сказка о животных.

— Надо разрешить противоречие в сказке. 46

1.8. «Конфликтный элемент» (разновозрастная группа)

Цель: отработка умения осуществлять сериацию – выкладывание предметов от большего к меньшему, от тёмного к светлому (или по любому другому параметру). И умение выходить на основания сериации, в случае необходимости порождать новое основание–различение — для более старшего возраста.

3-4 года – простая сериация

5-6 лет — умение осуществлять сериацию с выходом на основания сериации.

Материал: Перед детьми выкладывается ряд предметов, изменяющихся одновременно по двум параметрам (например, по длине и ширине) и предлагается конфликтный элемент, который по одному параметру попадает в одно место ряда, а по другому – в другое.

— Дошкольники младшего возраста – 3-4 года должны уметь выкладывать ряд по одному признаку, в данном случае по длине или ширине.

— Старшие дошкольники должны выстраивать ряд, удерживая одновременно два основания и длину и ширину, а шестилетки уже должны увидеть подвох в вопросе: «Куда поместить данный прямоугольник («конфликтный» элемент)?» 47

1.9. «Домики» (разновозрастная группа)

Цель: Различение широты и высоты.

Материал: Два домика. Один из них высокий и узкий, а другой широкий, но низкий. И задается вопрос: какой же дом больше?

— Разрешение конфликта между группами детей. Выяснение того, каковы основания суждения об одном или другом домике, как большим. 48

1.10. «Такой – не такой» (разновозрастная группа)

Цель: Различение: цвет – форма.

Материал: Кубики.

— Найти основания противоречия двух групп детей, одна из которых ориентируется на цвет, а другая на форму. 49

1.11. «Перевертыши» (3 – 4 года)

Цель: Освоение противоположностей.

Материал: Игра в перевертыши

— Дети придумывают стишки или небольшие рассказы, где все наоборот.

— Замена в любой сказке или рассказе всех прилагательных на противоположные. 50

1.12. «Игра в лото» (6 – 7 лет)

Цель: Освоение противоположностей.

Материал: карточки, на каждой из которых написана одна часть противоположной пары.

— Подбор противоположных пар. 51

1.13. «Шкафчик и ящик» (4 – 5 лет)

Цель: Сформировать различение ящик- шкафчик.

Материал: Ситуация с определением места хранения предмета и мебель в группе.

— Дети должны описать правильно место положения предмета, различив в описании шкафчик и ящик. 52

1.14: «Различение рифмы и смысла» (3 – 4 года)

Цель: Сформировать различение рифмы и смысла в стихотворении.

Материал: Продолжение стихотворения..

— Дети должны продолжить стихотворение либо по смыслу, либо по рифме. 53

1.15 «Различение музыки и движения в танце» (5 – 6 лет)

Цель: работа с различениями в действии, отработка различения музыки и движения в танце.

Материал: Показывается танец с несоответствием движений и музыки. (Медленный, плавный танец под маршевую музыку, либо отрывистый, быстрый танец под вальс).

— Детям предлагается дать название танцу, при этом выясняется, что одни ориентируются на музыку, а другие на движение. 53

1.16.«Два ежика» (5 – 6 лет)

Цель: Отрабатывается относительность различения правое-левое, умение ориентироваться в пространстве (аналогично можно отрабатывать различение ближе-дальше, и т.д.)

Материал: Рассказ о двух ежиках, макет.

— Дети должны увидеть относительность определения местоположения предмета в зависимости от точки зрения. 54

1.17. «Понятие веса» (5 – 6 лет)

Цель: сформировать у детей различение веса и размера.

Материал: Предметы для похода.

— Дети должны определить критерий отбора вещей для похода. 55

1.18. «Время года и погода» (4 – 7 лет)

Цель: сформировать различение времени года по календарю и по погоде.

Материал: Календарь. Погода, не соответствующая календарной.

— Дети решают вопрос о том, какое время года в зависимости от календаря и погоды. 55

1.18.2. Время года и погода (старшая группа)

Цель: сформировать различение времени года по календарю и по погоде.

Материал: Календарь. Погода, не соответствующая календарной.

— Дети решают вопрос о том, какое время года в зависимости от календаря и погоды. 56

1.19. «Яблоко» (5- 7 лет)

Цель: Определить основания конфликта и найти выход из него с помощью различения.

Материал: Рассказ о конфликте, можно использовать макет с фигурками участников конфликта.

— Детям надо определить основание точки зрения участников конфликта: яблоко, как предмет угощения друга и яблоко как собственность. 57

1.20. Понятие «квадрат» (4 – 7 лет)

Цель: Сформулировать определение квадрата, отличив его от всех похожих фигур.

Материал: Доска, мел, бумага и карандаши, геометрические фигуры.

— Дети должны дать определение квадрата, используя его отличия от других фигур. 59

1.21. «Черепаха и заяц» (разновозрастная группа)

Цель: Различить в споре время и расстояние как меры для пути.

Материал: Рассказ, место для измерения пути, часы, линейка.

— Дети должны разрешить сказочный конфликт и найти меру (расстояние) для измерения пути, позволяющую получить одинаковое знание о нем. 60

1.22. «Нарисованный домик» (разновозрастная группа)

Цель: Различение прямоугольника и параллелограмма как формы вещи и ее изображения в перспективе.

Материал: Рисунок домика и домик, построенный из кубиков.

— Дети должны различить прямоугольную форму крыши домика и форму изображения этой крыши – параллелограмм. 62

1.23. Перелётные и оседлые птицы

Игра Болото (вариант) (разновозрастная группа)

Цель: Закрепление понятий перелетные и оседлые птицы.

Материал: Игра болото с карточками животных. 63

1.24. Поэзия и поэты (разновозрастная группа)

Цель:

4-7-формирование (у старших – закрепление) понятий: поэзия, поэт, стихотворение, рассказ, рифма, проза, писатель (средним– курсивом)

4-7-различение: рассказ – стихотворение, освоение понятия рифма (подбор рифм)

4-7-воображение: придумывание названия стихотворения, работа с метафорой (образное определение)

3-7-формирование интереса к художественному слову, стихам

Материал:

Заранее подготовленные рассказики (по 2-3 фразы), фотографии поэтов, стихи В.Лунина. 64

1.25. Работа с жанрами (разновозрастная группа)

Цель:

5-7 лет – уметь определять и описывать жанр сказки и рассказа; знать признаки сказки: небывалые события, неприсущие живым существам и предметам признаки и черты; особенная речь – сказочные слова и выражения.

5-7 лет – формировать умение придумывать рассказы

3-7 лет – формировать умение разыгрывать рассказы

3-7-лет – развивать объяснительную речь.

Материал: рассказы и сказки. 65

1.26. «Фонарики», «Колечко» (разновозрастная группа)

Задача: Действие с ситуации коммуникативного конфликта. Организация различительной работы в коммуникации.

Материал: Ситуации, возникающие спонтанно в жизни детей, провокационные задачи. 66

 

2. Воображение.
Сценарии занятий на развитие способности воображения

Всего занятий – 18

Сказка (1 – 2 недели) – 6.

Развитие речи – 8.

Комплексное – 3

Математика – 1.

2.1. Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
( разновозрастная группа)

Задачи:

  • выявление характера героев сказки.
  • усиление яркости образов персонажей за счёт использования в разыгрывании дополнительных реплик, мимики и т.д.
  • проживание образов в действии.
  • выделение характеристик созданных в игре образов.
  • выделение нравственной нормы действия персонажей.
  • отработка различения нормы и анти-нормы. Придумывание подобных ситуаций из жизни – задание для школьников.
  • узнавание персонажей из сказки в героях новых историй – задание для дошкольников.
  • поиск и осмысление «общественного» содержания сказки. 69

2.2. Сказка «Набитый дурак» (разновозрастная группа)

1. Развитие речи: Пересказ по цепочке перед сном. Вопросы на понимание. Образно представить последовательность и причинно-следственную логику событий.

Задачи:

— 6-7 лет: роль автора – удерживать сюжет и ситуацию разыгрывания, вести действие при помощи авторских реплик.

— 5-6 лет + Вова 4 лет: диалогическая речь: обращённость к партнёру, точные реакции на реплики партнёра, выразительность речи.

— 3-4 года: участие в разыгрывании (люди из деревни).

2. Воображение.

Задачи:

— перенос способа действия из сказки на другой материал (жизнь в детском саду);

— определение, видение таких моментов в жизни.

3. Лепка и рисование. 71

2.3. Сказка «Мужик, Медведь и Лиса» (разновозрастная группа)

Цели:

1. Определение и присвоение народных русско-российских ценностей. Принятие задачи: решение спорных вопросов мирным путем. Освоение честного договора, как способа действия в конфликтной ситуации.

2. Формирования способности понимания. Умение видеть конфликтную ситуацию, различные пути ее решения и их последствия.

3. Развитие способности воображения.

Задачи:

1. Научить детей переходить от сюжета сказки к её содержанию, переносить выделенное содержание на другой материал.

2. Понимание и принятие способа действия (договор) для оценки детьми собственных и чужих поступков. Узнавание различных видов договора в жизненных ситуациях.

3. Формирование у детей договорного способа действия в конфликтной ситуации.

4.Формирование способности осуществлять понимание действий персонажей сказок и преобразование собственных действий при разыгрывании сказки.

5.Учить детей организовывать собственные действия в рамках события. 74

2.4. Сказка «Скатерть самобранка, кошелек самотряс, двое из сумы» (разновозрастная группа)

Задача: Учить понимать смысл сказки, за счет переноса способа действия героев в жизненные ситуации.

Дети проиграли героев сказки по сюжету, а затем как они сами повели бы себя на месте героев. Увидеть себя со стороны, и сравнить, как поступать правильно, и как поступают на самом деле. В свободной игре (если возникал конфликт) обращались к схеме и спрашивали: «Ты поступаешь сейчас как кто?» Дети оценивали ситуацию и искали другие способы устранение конфликта. Переносом сказочного сюжета в жизнь, занимались дети из 4 класса, они же выдели и идею сказки. 78

2.5. «Солнце, Месяц и Ворон Воронович»

Задача: Разыграть на материале сказки идею о новом и старом способе действия – прежде чем что-то делать, надо подумать опасно это или нет, только потом делать. 82

2.6. Сказка в разновозрастной группе «Колосок» (разновозрастная группа)

Задача: Сравнить сказку с нашей жизнью, переводить действия из сказки в реальную жизнь. 84

2.7. Подготовка стихотворений к празднику 8 Марта (разновозрастная группа)

Задачи:
Развитие интонационной выразительности при воспроизведении стихотворений.

3-7 лет – Различать интонацию

Владение интонацией

5-7 лет — Подбирать интонацию, соответствующую смыслу стихотворения 86

2.8. Сочинение метафорических загадок о зиме (разновозрастная группа)

Задачи:

Младшие – отгадывание метафорических загадок о снеге (содержащих метафору –образное сравнение: снежинка – звёздочка); развёрнутые ответы на вопросы воспитателя.

Старшие – подбор метафор, придумывание метафорических загадок. Развёрнутая объяснительная речь.

Уровень детей определяет сам воспитатель не по паспортному возрасту, а по умениям каждого конкретного ребёнка.

Развитие воображения:

-создание танцевального образа

-придумывание слова-образа 88

2.9. Развитие речи. Тема «Изобретения» (разновозрастная группа)

Задачи:

3-5 лет-закрепление названий и видов транспортных средств, понятия транспорт

3-7 лет-развитие связной объяснительной речи

5-7 лет-развитие воображения – придумывание нереальных ситуаций и условий, в которых они могут стать реальными 90

2.10. Интонационная выразительность речи (разновозрастная группа)

Задачи: Развитие речи на материале тематического цикла «Сказка».

3-7 лет: развитие интонационной выразительности, произвольности темпа, тембра, громкости голоса

5-7 лет: выделение критериев устной речи (громкость, скорость, характер, высота голоса), анализ речи с точки зрения интонационной выразительности, произвольности темпа, тембра, громкости голоса.

Материал: маски и атрибуты персонажей сказки на всех детей, несколько масок для одного персонажа. 91

2.11. Комплексное занятие «Свет и Тьма»  (ведущая деятельность – речь)

Цели и Задачи:

Формирование идеи света и тьмы как двух неразделимых сущностей. Сущность света – возможность жизни, радости, движения, надежда, тепло. Сущность тьмы – покой, отдых, замирание движения, жизни. Обыкновенное взаимодействие, смена света и тьмы обеспечивает нормальное состояние всего живого. Конкретными воплощениями идеи света и тьмы могут быть как естественные природные процессы (смена дня и ночи, бодрствование и сон), так и человеческие состояния души (светло на душе, мрачное настроение), а также характеристики людей (светлый человек, светлый поступок).

  1. Выражение образа – выражение образа света и тьмы в речи, в форме волшебной истории посредством обсуждения музыкальных и живописных образов (готовых) и создания пластического образа.
  2. Задачи развития речи:

— З года; 4 года: активизация словаря, обогащение пассивного словаря. Формирование связной речи: высказывания – ответы на вопросы воспитателя. Восприятие текста – рисование иллюстрации к тексту.

— 5 лет; 6 лет: Обогащение активного словаря. Высказывание своих мыслей – логичное, развёрнутое – при ответе на вопросы, предложении высказаться. Понимание идей другого человека – думает так же или по-другому, в чём различия. Творческое рассказывание – сочинение волшебной истории в соответствии со своим представлением (идеей) о свете и тьме. 92

2.12. Комплексное занятие «Свет и Тьма» (ведущая деятельность – рисование)

Цели и Задачи:

1. Развитие способности воображения – формирование идеи света и тьмы как двух неразделимых сущностей. Сущность света – возможность жизни, радости, движения, надежда, тепло. Сущность тьмы – покой, отдых, замирание движения, жизни. Обыкновенное взаимодействие, смена света и тьмы обеспечивает нормальное состояние всего живого. Конкретными воплощениями идеи света и тьмы могут быть как естественные природные процессы (смена дня и ночи, бодрствование и сон), так и человеческие состояния души (светло на душе, мрачное настроение), а также характеристики людей (светлый человек, светлый поступок).

Выражение образа – в живописи, посредством обсуждения музыкальных и живописных образов (готовых) и создания живописного образа.

2. Предметные задачи:

3-4 года: развивать способность видеть цветовые контрасты, понимать значение цвета для передачи образа (радостный день – светлые, яркие краски; хмурый, грустный день – тёмные). Рисование: обучить приёмам рисования по-сырому (смачивать лист сырой губкой, наносить краску); учить различать светлые и тёмные цвета и использовать их при создании образов света и тьмы.

5 – 7 лет: закреплять и развивать умение видеть цветовые контрасты, переходы от тёмных оттенков к светлым (тени, полумрак), понимать значение цвета при передачи состояния природы, настроения человека. Рисование: закрепление умения рисовать по сырому; учить получать тёмные оттенки разных цветов, смешивать их для создания выразительного образа. 96

2.13. Комплексное занятие «Холод и тепло» (ведущий вид искусства – художественное слово)

Цели и задачи:

Создание словесного образа Холода и Тепла. 99

2.14. Развитие речи на тему «Зима» (разновозрастная группа)

Коновалова Е.В., Рожкалне И.В., ГОУ № 1835

Цели и задачи:

  1. Развитие способности воображения: выявление существенных признаков зимы, создание узнаваемого образа Зимы.
  2. Выражение образа: создание литературного образа зимы в форме загадки.
  3. Предметные задачи: описание признаков Зимы в метафоре, тренировка в рифме, знакомство с загадкой описательного типа[4]. 100

2.15. Развитие речи на тему «Зима и Весна» (разновозрастная группа)

Цели и задачи:

  1. Выявление основных, существенных признаков зимы и весны за счёт создания литературного образа.
  2. Выражение образа: создание литературного образа зимы и весны в форме волшебной истории.
  3. Предметные задачи:
предметы; дети 3-5 лет 5-7 лет
развитие речи
  1. закреплять умение понимать вопрос и отвечать на него (понятно, развёрнуто)
  2. обогащать словарный запас различными определениями – описаниями природы, человека (см. ход занятия)
— закреплять умение высказывать и объяснять свою точку зрения, понимать другие

  1. упражнять в подборе определений, сравнений, синонимов и антонимов
  2. учить сочинять волшебную историю, опираясь на собственное понимание сущности зимы и весны
живопись -формировать интерес к произведениям живописи: сюжетам картины, деталям -формировать умение видеть содержание картины (представление художника об изображаемом)
пластика закреплять навыки выражения в движениях определённого образа формировать интерес к образно-пластическим движениям

Материалы для занятия:

-репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели» (на мольберте)

-рассказ Соколова-Микитова «Лесные картинки». 102

2.16. Развитие речи на тему «Север» (разновозрастная группа)

Задачи.

1. Обобщить знания о севере, полученные из разных источников.

2. Продолжать формировать умение самостоятельно придумывать события, развивая сюжет рассказа по заданной теме. 104

2.17. «Увы» (разновозрастная группа)

Задача: Опыт удержания правил (принципов) при построении образа. 106

2.18. К одному добавили один (разновозрастная группа)

Задача: Выявление принципа сложения, конструирование ситуаций под новый принцип сложения. 108

3. Организация действия.
Сценарии занятий на развитие способности организации действия

Всего – 16

Конструирование, оригами – 7

Математика – 2

Развитие речи и ознакомление с окружающим – 6

Рисование – 1

3.1. «Что и как получается» (разновозрастная группа)

Задача: Познакомить дошкольников с процессов преобразования материала в вещь. Ввести представление об исходном состоянии, этапах преобразования и конечном результате.

Материал: Ознакомление с окружающим миром. 110

3.2. «Колобок» (разновозрастная группа)

Задача: Научить выделять этапы действия в сюжете текста. Знаковое изображение этапов.

Материал: Сказка «Колобок». 110

3.3. «Цепочка» (разновозрастная группа)

Задача: Осваиваем последовательность (этапность) действий в рассказе и умение соотносить свою часть рассказа с частями других детей в команде.

Материал: Сочинение рассказа. 111

3.4. «Строительство дома» (старшая группа)

Цель: Формирование способностей организации действия на конструировании. Познакомить детей со способом действия. Научить детей планировать способ действия.

Материал: Блоки Дьёнеша. 111

3.4.2. Строительство дома (старшая группа)

Цель: Формирование способности организации действия – научить детей выбирать способ, приводящий к результату и отличать его от способов, не приводящих к результату.

Материал: Блоки Дьенеша. 113

3.5. «Строительство дороги» (старшая группа)

Задача: Формирование способности организации действия на математике с элементами конструирования. Научить находить характеристики материала и давать его описание. Познакомить со сравнением замысла и результата.

Материал: Наборы блоков Дьеньша. 114

3.6. Рисование «Домик на поляне» (старшая группа)

Цель: сравнение полученного результата с замыслом.

Материал: бумага, краски, кисти. 116

3.7. «Кормушка» (старшая группа)

Цель: Научить подбирать материал.

Материал: конструирование кормушки для птиц. 117

3.8. «Птичка» (подготовительная группа)

Цель: Знакомство со структурой действия: образец, последовательность действий, схема, результат.

Материал: бумага разного цвета и размера, ножницы, клей. 118

3.9. «Пилотка» (подготовительная группа)

Цель: Знакомство со структурой действия: последовательность действий, схема

Материал: бумага разного цвета и размера, ножницы, клей, схемы, образцы пилоток. 121

3.10. Изготовление птички из бумаги (подготовительная группа)

Задача: Научить детей выбирать способ, который приводит к результату, и отличать его от способов не приводящих к результату. Знакомство со структурой действия: образец, последовательность действий, материалы, схема действий.

Материал: бумага, ножницы, карандаш (фломастер). 122

3.11. «Снежинка» (подготовительная группа)

Цель: Формирование способности организации действия. Научить детей выбирать способ, приводящий к результату и отличать его от способов, не приводящих к результату. Знакомство со структурой действия: образец, последовательность действий, материал схема.

Материал: бумага, ножницы. 124

3.12. «Измерение геометрических фигур» (подготовительная группа)

Цель: Научить детей выбирать способ, приводящий к результату и отличать его от способов, не приводящих к результату. Научить конструировать новый способ из известных, но неработающих способов.

Материал: макет замка, веревочки, мерки (полоски), линейки, карандаш, бумага, ножницы. 127

3.13. Пересказ сказки «Лиса и журавль» (подготовительная группа)

Задача: Научить выделять индивидуальные приемы пересказа, сравнивать результаты пробных действий, применять новые приемы. 132

3.14. План описательного рассказа (индивидуальная работа)

Цель: Научить планировать свои действия и контролировать их с помощью плана.

Материал: Иллюстрация к сказке «Лисичка – сестричка». 135

3.15. «Салфетка» (подготовительная группа)

Цель: Научить соотносить способ действия и материал.

Материал: Конструирование из бумаги. 137

3.16. «Журавлик» (разновозрастная группа)

Задача: Опыт самостоятельной организации работы по воспроизведению образца.

Материал: Оригами. 139

 

ЧАСТЬ 2.
Сценарии занятий для детей младшего школьного возраста

 

1. Различение.
Сценарии занятий на развитие спос.обности различения.

Всего: 7 занятий и набор карточек для диагностики.

Из них 1 занятие состоит из семи 5 – 15 минутных занятий (тренинг) на материале логических задач, математики, русского языка.

1.1. Тренинг

1.1.1. Введение: знакомство детей с ситуацией разного понимания, где разные версии понимания правильны и возможны. (1 – 4 классы)

1.1.2. Обоснование различных точек зрения, восстановление условий при которых они будут верны. (3 – 4 класс)

1.1.3. Восстановление предмета спора. (1 – 4 классы)

1.1.4. Восстановление предмета спора и суждения (уточнение точки зрения) (1 – 4 классы)

1.1.5. Тренировка готовности к разным пониманиям в ситуации, учимся не останавливаться на первой же версии понимания. (3 – 4 классы)

1.1.6. Тренировка в определении оснований классификации (3 – 4 классы)

1.1.7. Тренировка готовности к разным пониманиям в ситуации, учимся не останавливаться на первой же версии понимания. (3 – 4 классы) 142

1.2. Урок в 1 классе: «Винни – Пух и Пятачок», «Заяц и черепаха»

Мубаракшина И.В. Школа 597

Задача: учить детей решать ситуации спора путем использования различений. Знакомство с причинами конфликтных ситуаций. 144

1.3. Урок природоведения в 4 классе. Тема: Природные зоны.

Задачи: 1.Обобщить знания детей о природных зонах, дать представление о переходных зонах.

2. Научить различать природную зону в «чистом виде» и переходную природную зону; реальность и ее описание в литературе. 150

1.4. Урок природоведения в 4 классе. Тема: Лес – природное сообщество

Задача: Построить различение на материале разного понимания определения леса, как природного сообщества, приведенного в учебнике. 158

1.5. Урок русского языка в 3 классе Тема: Различение предлога и приставки

Цель: Умение различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать; Опыт различения разных точек зрения в коммуникации и восстановления их оснований. 161

1.6. Обобщающий урок по различению в 4 классе.

Задача: Вывести детей в рефлексию различительной работы. 165

1.7. Занятие в 4 классе: Коммуникативный конфликт

Задачи: Выделить виды спора (коммуникативного конфликта), причину спора и выход из спора. Подготовить детей к работе по организации различительной работы. 169

1.8. Диагностические задания на карточке

Восемь карточек для диагностики способности различения для 1 – 4 классов. 171

2. Воображение.
Сценарии занятий на развитие способности воображения

Всего: 10 занятий.

Из них 5 – сказка.

Тренинг – 2 (можно проводить еженедельно, меняя небылицы и пословицы)

Задача – 4 варианта.

Творческое задание – 1

2.1. Сказка «Репка» в 1 классе.

Цель: Разыграть с детьми способы организации коллективной деятельности.

Задачи:

  1. научиться находить смысл сказки через разыгрывание;
  2. соотносить действия героев сказки с жизненными ситуациями;
  3. научиться работать со схемой, сравнивать схему и действия, обнаруживать сходства и различия между ними. 174

2.2.Сказка «Журавль и цапля» в классе в 4 классе

Цель: Разыграть с детьми пути преодоления ситуации ссоры.

Задачи:

  1. научиться находить смысл сказки через разыгрывание;
  2. соотносить действия героев сказки с жизненными ситуациями;
  3. научиться работать со схемой, сравнивать схему и действия, обнаруживать сходства и различия между ними. 179

2.3. Сказка «Колосок» во 2 классе

Задача: Научиться в разыгрывании показывать разные способы действия. Научиться подбирать примеры из жизни в соответствии с идеей сказки. 181

2.4 Сказка «колосок» в 3 классе.

Задача: Научить относить содержание сказки к своей собственной жизни, к себе лично. 183

2.5. Сказка «Крылатый, мохнатый и масляный» во 2 классе.

Задача: Научить детей, соизмерять дело и возможности, распределять работу в соответствии с возможностями. 184

2.6.Тренинг «Небылицы» (2 класс)

Задача: Научить детей понимать условие задачи и обнаруживать условия, не учтенные в тексте задачи (задания).

Материал: Математика и конструирование. 187

2.7.Тренинг «Пословицы» (2 класс)

Задача: Тренировка в подборе примеров из жизни и сочинении рассказов, соответствующих какой-либо идее.

Материал: Пословицы. 188

2.8. Мухи в аквариуме. (Занятие в 1 классе).

Задача: Воображение способа действия и операций, преодолевающих постоянно восстанавливаемые по ситуации ограничения действий. 189

2.9. «Как сочинить загадку» (Занятие в 1 классе)

Задача: Знакомство с метафорой. Опыт сочинения загадки с метафорой. 190

2.10. Профессия будущего (2 – 4 класс)

Задача: Вывести детей в рефлексивную оценку результатов воображения на материале разбора придуманных профессий будущего. Выявление оснований оценки чужой идеи, употребляемых детьми. 194

3. Способность организации действия.
Сценарии занятий на развитие способности организация действия

Всего – 23.

Из них на материале внеклассной работы – 13

Математика – 2

Русский язык – 5

Музыка – 1

Технология и конструирование – 2

3.1. «Школа» (разновозрастная группа)

Задача: Опыт самостоятельной организации дела. 198

3.2. План мероприятия и план подготовки в 4 классе

Задача: Выявление дефициентности в способах организации деятельности четвероклассников и передача средства планирования коллективной деятельности. 198

3.3. Праздник мам во 2 классе

Цели:

1. Формирование способности организации действия: планирование

2.Формирование умения работать в коллективе

Задачи:

1. Подготовить и провести концерт для мам.

2.Учить организации своего труда: планированию работы. 200

3.4. Составление сценария праздника 8 марта во 2 классе

Цели:

— продемонстрировать детям, как надо подбирать материал для сценария праздника

— научить компоновать отобранный материал в сценарии в соответствии с идеей праздника

— учить работать коллективно над одним делом. 202

3.5. Праздник мам в 3 классе

Цель: Опыт планирования дела и реализации планов.

Задачи: Вместе с педагогом осуществить планирование дела и реализовать план. 203

3.6. Беседа о лётчике-испытателе В. П. Чкалове

Цель: 1. Дать понятия: лётчик-испытатель, мужество, герой, сильный характер;

2. Воспитывать чувство патриотизма;

3. Развитие способности к организации действия. 205

3.7. ”Колядки” во 2 классе

Цели:

1. Познакомить детей с тем, как на Руси отмечали старинный русский праздник, который называется “коляда”.

2. Опыт коллективно-распределенной работы, ее планирование и реализация. 206

3.8. День рыцаря в 1 классе. 1 этап

Цели:

  1. наглядно продемонстрировать детям возможность сделать праздник по собственному желанию;
  2. дать возможность проявить свои творческие способности, физическую ловкость и находчивость учащимся;
  3. продолжить работу по созданию детского коллектива;
  4. отработать умения работать сообща, в группах и в парах.

Продукт: спортивно-интеллектуальный праздник ко Дню защитника Отечества. 208

3.9. «Путешествие по профессиям мам» 3 класс

Цель: Познакомить детей с профессиями родителей. Научить планировать свою работу. 211

3.10. «Разучивание закличек, веснянок, масленичных песен». 1 класс

Задача: Опыт обращения за помощью (формулирование трудности и недостающего средства) по ходу выполнения работы. 212

3.11. Выпуск стенгазеты ко Дню защитника Отечества в 4 классе

Цели:

  1. продемонстрировать детям, как надо подбирать материал для газеты;
  2. научить распределять обязанности по оформлению газеты;
  3. научить грамотно и эстетично располагать материал в газете.

Продукт: Газета для мальчиков к 23 февраля. 216

3.12. Составление сценария концерта

Задача: Учимся составлять сценарий концерта. Проверка плана за счет представления того, как этот план будет реализован в действии (пробная имитация действия по плану). 217

3.13. «Сравнение чисел. Вывод правила» в 1 классе

Задача: Конструирование нового способа. 218

3.14. Правописание безударных окончаний глагола

Задача: Конструирование нового способа действия при исследовании языкового материала. 224

3.15. Знакомство с буквой «мягкий знак» в 1 классе

Задача: Научить детей фиксировать трудность в действии, описывать недостаток применяемого способа. 225

3.16. Уравновешивание на весах в 1 классе

Задача: Выход к способу действия. 226

3.17. Способ проверки парных согласных (1 класс)

Задача: Учить поисковой работе в группе: нахождение способа на материале проверки парных согласных в словах. 227

3.18. Безударные гласные. (3 класс)

Задача: Исследовать соотношение устной и письменной речи: разность фиксации смысла слова. Восстановление основания правила действия. 229

3.19. Эстамп из листьев

Задача: Поиск и анализ способа выполнения работы. 231

3.20. Лего – проект «Космодром» (1 класс)

Задача: Ввести планирование как необходимое средство для коллективной работы (распределение дел в коллективной работе). 232

3.21. Боевой листок (1 класс)

Задача: учимся планировать коллективную деятельность. Получаем представление о «Боевом листке». Учимся подбирать материал. 232

3.22. Праздники в 4 классе

Задача: Знакомство учащихся с праздниками, которые празднует наш народ. Опыт организации праздников в школе. 233

3.23. Коллективная работа на уроке русского языка.

Задача: Повторение пройденных тем — разбор предложения, спряжение глаголов, разбор слова, списывание текста. Распределение работы в команде, анализ эффективности распределения работы. 235

4. Понимание.
Сценарии занятий на развитие способности понимания

Всего – 10 занятий

4.1. Работа с текстом «Не забывай про родник» (по В.А. Сухомлинскому) (4 класс)

Цель: Развитие способности понимания: выделение предмета понимания и позиционности понимания на материале текста (отрывок из рассказа «Не забывай про родник»). 238

4.2. «Периметр и площадь прямоугольника»

Фрагмент урока математики (2 класс)

Задача: Развитие способности понимания на материале понятий «площадь» и «периметр»: выявление набора смыслов, стоящих у детей за данными понятиями, дополнение понимания недостающими смыслами.

— Различение понятий «площадь» и «периметр». 239

4.3. Урок русского языка во 2 классе (по программе Виноградовой Н.В. «Школа 21 века»)

Урок разработан на основе типичных ошибок учащихся по оглавлению текста. Учитель предполагает, что причина ошибок при оглавлении кроется в выхватывании отдельных предложений из текста, т.е. текст воспринимается учащимися не как единое целое.

Тема: «Учимся озаглавливать текст»

Задача урока помочь учащимся осуществить переход от понимания текста как набора отдельных предложений со своим смыслом к пониманию текста как единого целого, в котором смысл каждого предложения является составляющей этого целого. 240

4.4. Тема: «Типы текстов» (4 класс)

Тема выбрана неслучайно, ее интегративность и сложность текста позволят объединить такие предметы как чтение и риторика, дадут возможность раздвинуть временные рамки за счет сдвоенного урока и организовать работу с учащимися по развитию способности понимания.

Предмет понимания: типы текстов (описание, рассуждение, повествование).

Материал понимания: неозаглавленный текст про осень, листья, их разговор. 244

4.5. Урок «Типы текстов» в 4 классе

Экспериментальный урок по работе с пониманием был проведен в 4 классе. На момент проведения присутствовали 22 ученика. Тема урока «Типы текста» была выбрана неслучайно, ее интегративность позволила объединить такие предметы как чтение и риторика, дала возможность раздвинуть временные рамки за счет сдвоенного урока и организовать работу с учащимися по развитию способности понимания. Урок проходил на этапе закрепления пройденного. 246

4.6. Понимание басен

Цель: понимание жанра басен, что в них всегда есть мораль. 248

4.7. Различение позиций в 3 классе

Задачи урока — построение предмета понимания в тексте. Различение и фиксация позиций автора, своей и героев произведения. 249

4.8. Игра-конкурс для 4-х классов

Цель

1. Создание ситуации востребованности предметных знаний и умений (родственные слова-формы слова, вычленение смысла пословицы, работа с конструктором);

2. Создание ситуации, в которой проявляются мыследеятельностные способности учащихся, формируется понимание необходимости, жизненности для их развития.

Задача: учить действовать в следующих позициях

–организатор,

–ответственный за схематизацию (запись, рисунок, схема),

–ответственный докладчик,

–ответственный за сбор идей. 251

4.9. «Подлежащее – главный член предложения» во 2 классе

Цель: выработка умения находить подлежащее в предложении; выявить, какой частью речи может быть выражено подлежащее. 254

4.10. «Число имен существительных» во2 классе

Цель урока: формирование навыка определения числа имен существительных.

Задачи урока:

  • Расширение понятия «число имен существительных»;
  • Формирование навыка изменения существительного по числам;
  • Расширение лексического запаса учащихся. 255