Развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
дошкольного и младшего школьного возраста 

Сценарии занятий и уроков

Москва 2006

В сборник входят сценарии занятий и уроков для дошкольников и учащихся начальной школы. Эти занятия направлены на развитие способностей воображения, различения, по­нимания и организации действия. Представлены сценарии не только ученых-разработчи­ков, но и педагогов детских садов и школ. Методисты, воспитатели и учителя описали свой опыт работы в живой, поч­ти документальной форме, что представляет несомненный интерес как для педагогов, так и для психологов, интересующихся развитием способностей ребенка. Книга предназначена, в первую очередь, для воспитателей детских садов, учителей на­чальной школы, психологов и методистов. Сведения о печатном издании.

Оглавление

Предисловие. Освоение принципов сценирования занятий и уроков как средство повышения квалификации педагогов.

Введение. Мыследеятельностные способности как содержание образования.

Часть 1. Сценарии занятий для детей дошкольного возраста.

Глава 1. Сценарии занятий на развитие способности различения.

Глава 2. Сценарии занятий на развитие способности воображения.

Глава 3. Сценарии занятий на развитие способности организации действия.

Часть 2. Сценарии занятий для детей младшего школьного возраста.

Глава 1. Сценарии занятий на развитие способности различения.

Глава 2. Сценарии занятий на развитие способности воображения.

Глава 3. Сценарии занятий на развитие способности организация действия.

Глава 4. Сценарии занятий на развитие способности понимания.

Каталог сценариев.

Заключение.

Литература.

 

Содержание

 

ЧАСТЬ 1.
Сценарии занятий для детей дошкольного возраста

 

1. Различение.
Сценарии занятий на развитие способности различения

 

2. Воображение.
Сценарии занятий на развитие способности воображения

 

3. Организация действия.
Сценарии занятий на развитие способности организации действия

 

ЧАСТЬ 2.
Сценарии занятий для детей младшего школьного возраста

 

1. Различение.
Сценарии занятий на развитие спос.обности различения.

Всего: 7 занятий и набор карточек для диагностики.

Из них 1 занятие состоит из семи 5 – 15 минутных занятий (тренинг) на материале логических задач, математики, русского языка.

1.1. Тренинг

1.1.1. Введение: знакомство детей с ситуацией разного понимания, где разные версии понимания правильны и возможны. (1 – 4 классы)

1.1.2. Обоснование различных точек зрения, восстановление условий при которых они будут верны. (3 – 4 класс)

1.1.3. Восстановление предмета спора. (1 – 4 классы)

1.1.4. Восстановление предмета спора и суждения (уточнение точки зрения) (1 – 4 классы)

1.1.5. Тренировка готовности к разным пониманиям в ситуации, учимся не останавливаться на первой же версии понимания. (3 – 4 классы)

1.1.6. Тренировка в определении оснований классификации (3 – 4 классы)

1.1.7. Тренировка готовности к разным пониманиям в ситуации, учимся не останавливаться на первой же версии понимания. (3 – 4 классы) 142

1.2. Урок в 1 классе: «Винни – Пух и Пятачок», «Заяц и черепаха»

Мубаракшина И.В. Школа 597

Задача: учить детей решать ситуации спора путем использования различений. Знакомство с причинами конфликтных ситуаций. 144

1.3. Урок природоведения в 4 классе. Тема: Природные зоны.

Задачи: 1.Обобщить знания детей о природных зонах, дать представление о переходных зонах.

2. Научить различать природную зону в «чистом виде» и переходную природную зону; реальность и ее описание в литературе. 150

1.4. Урок природоведения в 4 классе. Тема: Лес – природное сообщество

Задача: Построить различение на материале разного понимания определения леса, как природного сообщества, приведенного в учебнике. 158

1.5. Урок русского языка в 3 классе Тема: Различение предлога и приставки

Цель: Умение различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать; Опыт различения разных точек зрения в коммуникации и восстановления их оснований. 161

1.6. Обобщающий урок по различению в 4 классе.

Задача: Вывести детей в рефлексию различительной работы. 165

1.7. Занятие в 4 классе: Коммуникативный конфликт

Задачи: Выделить виды спора (коммуникативного конфликта), причину спора и выход из спора. Подготовить детей к работе по организации различительной работы. 169

1.8. Диагностические задания на карточке

Восемь карточек для диагностики способности различения для 1 – 4 классов. 171

2. Воображение.
Сценарии занятий на развитие способности воображения

Всего: 10 занятий.

Из них 5 – сказка.

Тренинг – 2 (можно проводить еженедельно, меняя небылицы и пословицы)

Задача – 4 варианта.

Творческое задание – 1

2.1. Сказка «Репка» в 1 классе.

Цель: Разыграть с детьми способы организации коллективной деятельности.

Задачи:

  1. научиться находить смысл сказки через разыгрывание;
  2. соотносить действия героев сказки с жизненными ситуациями;
  3. научиться работать со схемой, сравнивать схему и действия, обнаруживать сходства и различия между ними. 174

2.2.Сказка «Журавль и цапля» в классе в 4 классе

Цель: Разыграть с детьми пути преодоления ситуации ссоры.

Задачи:

  1. научиться находить смысл сказки через разыгрывание;
  2. соотносить действия героев сказки с жизненными ситуациями;
  3. научиться работать со схемой, сравнивать схему и действия, обнаруживать сходства и различия между ними. 179

2.3. Сказка «Колосок» во 2 классе

Задача: Научиться в разыгрывании показывать разные способы действия. Научиться подбирать примеры из жизни в соответствии с идеей сказки. 181

2.4 Сказка «колосок» в 3 классе.

Задача: Научить относить содержание сказки к своей собственной жизни, к себе лично. 183

2.5. Сказка «Крылатый, мохнатый и масляный» во 2 классе.

Задача: Научить детей, соизмерять дело и возможности, распределять работу в соответствии с возможностями. 184

2.6.Тренинг «Небылицы» (2 класс)

Задача: Научить детей понимать условие задачи и обнаруживать условия, не учтенные в тексте задачи (задания).

Материал: Математика и конструирование. 187

2.7.Тренинг «Пословицы» (2 класс)

Задача: Тренировка в подборе примеров из жизни и сочинении рассказов, соответствующих какой-либо идее.

Материал: Пословицы. 188

2.8. Мухи в аквариуме. (Занятие в 1 классе).

Задача: Воображение способа действия и операций, преодолевающих постоянно восстанавливаемые по ситуации ограничения действий. 189

2.9. «Как сочинить загадку» (Занятие в 1 классе)

Задача: Знакомство с метафорой. Опыт сочинения загадки с метафорой. 190

2.10. Профессия будущего (2 – 4 класс)

Задача: Вывести детей в рефлексивную оценку результатов воображения на материале разбора придуманных профессий будущего. Выявление оснований оценки чужой идеи, употребляемых детьми. 194

3. Способность организации действия.
Сценарии занятий на развитие способности организация действия

Всего – 23.

Из них на материале внеклассной работы – 13

Математика – 2

Русский язык – 5

Музыка – 1

Технология и конструирование – 2

3.1. «Школа» (разновозрастная группа)

Задача: Опыт самостоятельной организации дела. 198

3.2. План мероприятия и план подготовки в 4 классе

Задача: Выявление дефициентности в способах организации деятельности четвероклассников и передача средства планирования коллективной деятельности. 198

3.3. Праздник мам во 2 классе

Цели:

1. Формирование способности организации действия: планирование

2.Формирование умения работать в коллективе

Задачи:

1. Подготовить и провести концерт для мам.

2.Учить организации своего труда: планированию работы. 200

3.4. Составление сценария праздника 8 марта во 2 классе

Цели:

— продемонстрировать детям, как надо подбирать материал для сценария праздника

— научить компоновать отобранный материал в сценарии в соответствии с идеей праздника

— учить работать коллективно над одним делом. 202

3.5. Праздник мам в 3 классе

Цель: Опыт планирования дела и реализации планов.

Задачи: Вместе с педагогом осуществить планирование дела и реализовать план. 203

3.6. Беседа о лётчике-испытателе В. П. Чкалове

Цель: 1. Дать понятия: лётчик-испытатель, мужество, герой, сильный характер;

2. Воспитывать чувство патриотизма;

3. Развитие способности к организации действия. 205

3.7. ”Колядки” во 2 классе

Цели:

1. Познакомить детей с тем, как на Руси отмечали старинный русский праздник, который называется “коляда”.

2. Опыт коллективно-распределенной работы, ее планирование и реализация. 206

3.8. День рыцаря в 1 классе. 1 этап

Цели:

  1. наглядно продемонстрировать детям возможность сделать праздник по собственному желанию;
  2. дать возможность проявить свои творческие способности, физическую ловкость и находчивость учащимся;
  3. продолжить работу по созданию детского коллектива;
  4. отработать умения работать сообща, в группах и в парах.

Продукт: спортивно-интеллектуальный праздник ко Дню защитника Отечества. 208

3.9. «Путешествие по профессиям мам» 3 класс

Цель: Познакомить детей с профессиями родителей. Научить планировать свою работу. 211

3.10. «Разучивание закличек, веснянок, масленичных песен». 1 класс

Задача: Опыт обращения за помощью (формулирование трудности и недостающего средства) по ходу выполнения работы. 212

3.11. Выпуск стенгазеты ко Дню защитника Отечества в 4 классе

Цели:

  1. продемонстрировать детям, как надо подбирать материал для газеты;
  2. научить распределять обязанности по оформлению газеты;
  3. научить грамотно и эстетично располагать материал в газете.

Продукт: Газета для мальчиков к 23 февраля. 216

3.12. Составление сценария концерта

Задача: Учимся составлять сценарий концерта. Проверка плана за счет представления того, как этот план будет реализован в действии (пробная имитация действия по плану). 217

3.13. «Сравнение чисел. Вывод правила» в 1 классе

Задача: Конструирование нового способа. 218

3.14. Правописание безударных окончаний глагола

Задача: Конструирование нового способа действия при исследовании языкового материала. 224

3.15. Знакомство с буквой «мягкий знак» в 1 классе

Задача: Научить детей фиксировать трудность в действии, описывать недостаток применяемого способа. 225

3.16. Уравновешивание на весах в 1 классе

Задача: Выход к способу действия. 226

3.17. Способ проверки парных согласных (1 класс)

Задача: Учить поисковой работе в группе: нахождение способа на материале проверки парных согласных в словах. 227

3.18. Безударные гласные. (3 класс)

Задача: Исследовать соотношение устной и письменной речи: разность фиксации смысла слова. Восстановление основания правила действия. 229

3.19. Эстамп из листьев

Задача: Поиск и анализ способа выполнения работы. 231

3.20. Лего – проект «Космодром» (1 класс)

Задача: Ввести планирование как необходимое средство для коллективной работы (распределение дел в коллективной работе). 232

3.21. Боевой листок (1 класс)

Задача: учимся планировать коллективную деятельность. Получаем представление о «Боевом листке». Учимся подбирать материал. 232

3.22. Праздники в 4 классе

Задача: Знакомство учащихся с праздниками, которые празднует наш народ. Опыт организации праздников в школе. 233

3.23. Коллективная работа на уроке русского языка.

Задача: Повторение пройденных тем — разбор предложения, спряжение глаголов, разбор слова, списывание текста. Распределение работы в команде, анализ эффективности распределения работы. 235

4. Понимание.
Сценарии занятий на развитие способности понимания

Всего – 10 занятий

4.1. Работа с текстом «Не забывай про родник» (по В.А. Сухомлинскому) (4 класс)

Цель: Развитие способности понимания: выделение предмета понимания и позиционности понимания на материале текста (отрывок из рассказа «Не забывай про родник»). 238

4.2. «Периметр и площадь прямоугольника»

Фрагмент урока математики (2 класс)

Задача: Развитие способности понимания на материале понятий «площадь» и «периметр»: выявление набора смыслов, стоящих у детей за данными понятиями, дополнение понимания недостающими смыслами.

— Различение понятий «площадь» и «периметр». 239

4.3. Урок русского языка во 2 классе (по программе Виноградовой Н.В. «Школа 21 века»)

Урок разработан на основе типичных ошибок учащихся по оглавлению текста. Учитель предполагает, что причина ошибок при оглавлении кроется в выхватывании отдельных предложений из текста, т.е. текст воспринимается учащимися не как единое целое.

Тема: «Учимся озаглавливать текст»

Задача урока помочь учащимся осуществить переход от понимания текста как набора отдельных предложений со своим смыслом к пониманию текста как единого целого, в котором смысл каждого предложения является составляющей этого целого. 240

4.4. Тема: «Типы текстов» (4 класс)

Тема выбрана неслучайно, ее интегративность и сложность текста позволят объединить такие предметы как чтение и риторика, дадут возможность раздвинуть временные рамки за счет сдвоенного урока и организовать работу с учащимися по развитию способности понимания.

Предмет понимания: типы текстов (описание, рассуждение, повествование).

Материал понимания: неозаглавленный текст про осень, листья, их разговор. 244

4.5. Урок «Типы текстов» в 4 классе

Экспериментальный урок по работе с пониманием был проведен в 4 классе. На момент проведения присутствовали 22 ученика. Тема урока «Типы текста» была выбрана неслучайно, ее интегративность позволила объединить такие предметы как чтение и риторика, дала возможность раздвинуть временные рамки за счет сдвоенного урока и организовать работу с учащимися по развитию способности понимания. Урок проходил на этапе закрепления пройденного. 246

4.6. Понимание басен

Цель: понимание жанра басен, что в них всегда есть мораль. 248

4.7. Различение позиций в 3 классе

Задачи урока — построение предмета понимания в тексте. Различение и фиксация позиций автора, своей и героев произведения. 249

4.8. Игра-конкурс для 4-х классов

Цель

1. Создание ситуации востребованности предметных знаний и умений (родственные слова-формы слова, вычленение смысла пословицы, работа с конструктором);

2. Создание ситуации, в которой проявляются мыследеятельностные способности учащихся, формируется понимание необходимости, жизненности для их развития.

Задача: учить действовать в следующих позициях

–организатор,

–ответственный за схематизацию (запись, рисунок, схема),

–ответственный докладчик,

–ответственный за сбор идей. 251

4.9. «Подлежащее – главный член предложения» во 2 классе

Цель: выработка умения находить подлежащее в предложении; выявить, какой частью речи может быть выражено подлежащее. 254

4.10. «Число имен существительных» во2 классе

Цель урока: формирование навыка определения числа имен существительных.

Задачи урока:

  • Расширение понятия «число имен существительных»;
  • Формирование навыка изменения существительного по числам;
  • Расширение лексического запаса учащихся. 255