РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧАСТЬ 1. Глава 1. Различение. |
Глава 1.
Сценарии занятий на развитие способности различения
1.1. Игра «Болото», старший возраст, математическое развитие
Воспитатель ГОУ 936 Киселева О.Ю.
Материал: игровое поле с геометрическими фигурами разного цвета, формы. На фигурах написаны цифры.
Ход игры:
В.- Сегодня мы продолжаем играть в «Болото». Вы должны пройти от одного синего треугольника до другого, ходить можно по горизонтали и вниз, а вверх можно сделать только один ход, перепрыгивать через фигуры нельзя. Начинаем.
Первым начинает игру Никита К., доходит до фигуры с цифрой 4.
В. – провалился в болото.
Н.К. – Почему?
С.Д. – На зеленый, значит, нельзя. Это болото.
Идут дальше, доходят до зеленого треугольника.
Н.К. – Опять зеленый треугольник, Значит нельзя. Пойду вниз. Доходит до красного треугольника.
В. – Провалился.
Н.К. – Это же красный треугольник. Ничего не понял! Что и по зеленому нельзя и по красному нельзя? А по каким еще нельзя?
В. – Вот это мы и должны с вами определить.
Спускается на один ход вниз, впереди зеленый треугольник.
Н.К. – Впереди зеленый треугольник, идти нельзя.
В. – Можно.
Никита К. – Почему? Это же зеленый. Там нельзя, здесь можно! Я не знаю как дальше.
С.Д. – Можно я буду. Только я начну сначала. Саша идет по пути Никиты, доходит до зеленого внизу. А по этим можно?
В. – Ты не спрашивай, ты иди. Если неправильно, я скажу тебе.
Саша делает ходы, возвращается, спускается вниз и, наконец, доходит до синего треугольника, до конца.
В. – А теперь ты можешь сам пройти весь путь? Саша соглашается, начинает делать ходы и сбивается. Ребята, а почему Саша не смог пройти от начала до конца?
Маша Д. – Потому что он не знал, на какие можно наступать, а на какие нельзя.
В. – А ты знаешь?
Маша Д. – Я попробую. Маша начинает идти по рядам, но опять не выделяет признак, по которому можно определить, что нельзя наступать на фигуру.
Маша Н.- А зачем стоят в фигурах цифры?
В. – А как вы думаете?
Саша Д. – Подскажите.
В. – Нет, не я вам подскажу, это цифры вам должны что-то подсказать. Саша Д. начинает ходить по рядам, учитывая цифры.
Саша Д. – Там было 4, а здесь 5.
Маша Н. – Где 4 – нельзя, а где 5 – можно.
Никита К. – Это во всех фигурах или только в зеленых и красных треугольниках?
В. – давайте проверим.
Никита К. начинает игру, идет мимо зеленого, красного треугольников, доходит до синего.
В. – Провалился.
Никита К. – Почему? Это же синий, а у нас были зеленые и красные.
Маша Н. – В треугольнике получается 4.
Саша Д. – Ну и что, он другого цвета.
Маша Н. – Значит цвет не имеет значения! Дальше идет Маша Н. А вниз нельзя тоже, потому что цифра 4 (цифра 4 в ромбе).
В. – Можно.
Маша Н. – Почему, ведь вы сказали, что на цифру 4 нельзя?
Маша Д. – Она была в ромбе, а были везде треугольники.
Маша Н. – Ну и что, здесь 4.
Маша Д. –Значит нельзя в треугольниках. Маша Н. идет дальше. Доходит до желтого треугольника с цифрой 4.
В. – Провалилась.
Маша Н. – Ну, почему? Он же желтый.
Саша Д. – Да все равно какой. Я понял, если в треугольнике цифра 4, то нельзя. Саша Д. идет дальше, обходя треугольники с цифрой 4, доходит до синего треугольника без цифры.
В. – Какое правило мы должны были выполнить, чтобы дойти до второго синего треугольника?
Саша Д. – Нельзя наступать на все треугольники с цифрой 4.
В. – А цвет имел значение?
Маша Н. – Нет. Если есть 4, то нельзя.
В. – Независимо от цвета. А еще что можно сказать?
Маша Д. – А на треугольнике, где другая цифра можно наступать.
Даша М. – И на другие фигуры, где цифра 4, тоже можно.
В. – Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Давайте поиграем еще, Кто хочет?
Даша М. – Можно я буду первая? Даша доходит до зеленого треугольника с цифрой 4, останавливается, воспитатель молчит, доходит до красного треугольника с цифрой 4.
В. – Провалилась.
Гриша – А почему на зеленый можно, а на красный нельзя?
В. – Давай поиграем, а потом решим. Даша делает ход вниз, доходит опять до зеленого с цифрой 4, ждет, идет дальше, впереди красный с цифрой 4.
В. – Провалилась.
Гриша – Опять на зеленый можно, на красный нельзя. Даша доходит до синего треугольника с цифрой 4. Останавливается. Можно идти дальше.
Саша Д. – Нельзя, он синий, а не зеленый.
Маша Н. – Задание новое, значит можно.
Дальше продолжает Маша Н., доходит до желтого, воспитатель молчит
Саша Д. – Понятно, значит нельзя только на красные треугольники.
Гриша – На красные с цифрой 4. Маша доходит до конца.
В. – Вы определили все правильно. В первом случае мы не учитывали цвет, а только форму и цифру 4, а во втором случае учитывали цвет и цифру 4
1.2. Занятие «Конфликтный элемент», старший возраст, математическое развитие (вариант 1)
Киселева О.Ю., Стацура Г.Н., воспитатели старшей группы ГОУ № 936
Цель: нахождение основания сериации.
Материал: 6 колец, расположенных в порядке уменьшения внешнего и увеличения внутреннего диаметра, одно кольцо, попадающее по величине внешнего диаметра в одно место в ряду, а по величине внутреннего диаметра в другое место этого ряда.
Ход занятия:
В.: Ребята, у вас на столах лежат по 7 колец. Вам необходимо расположить их по порядку.
Эмиль: Я уже построил ряд.
Анар: Как-то не совсем правильно, не по порядку.
Эмиль: Все по порядку. Смотри, это самый большой круг, а это самый маленький.
Аня Г.: Все правильно, я тоже также сделала.
Люда: Отверстия внутри неправильно вырезаны. У четвертого круга отверстие больше, чем у пятого, а должно быть меньше.
Инна: Да, надо поставить в другое место. Вот сюда.
В.: За каким кружком ты поставила?
Инна: За пятым. Вот теперь правильно: у большого круга – маленькое отверстие, а потом отверстие становится все больше и больше. У маленького круга – самое большое отверстие.
Аня Г.: И совсем неправильно, не так. Надо поставить за третьим. Первый круг самый большой, а последний самый маленький.
В.: Ну и что же, что самый большой и самый маленький.
Аня Г.: Нам надо поставить круги в ряд от самого большого к самому маленькому.
Анар: А отверстие внутри не подходит.
Аня Г.: Ну и что, зато подходит по размеру.
В.: По какому размеру подходит?
Аня Г. Ну я же сказала. Первый самый большой, за ним все меньше и меньше.
В.: Так значит, можно сказать, что у нас получился ряд?
Аня Г.: Да, получился – от большого к маленькому кругу.
Анар: Получился, если бы не было внутри отверстия. А так ничего не получилось.
Инна: Так, как нам быть? Куда смотреть. На какие круги, внутри же тоже круги.
В.: Может быть, нам надо выделить признаки, по которым мы и будем выстраивать наш ряд.
Анар: А какие здесь признаки?
В.: А вы посмотрите, чем отличаются круги друг от друга?
Аня Г.: Размером.
Анар: Ну да, большой круг, потом меньше, еще меньше.
В.: Ребята, давайте этот размер назовем внешним диаметром круга.
Люда: Это сложно.
Анар? А что такое диаметр?
Воспитатель показывает на круге и объясняет.
В.: Назовем тогда этот признак – внешний размер круга. Это один признак. А какой еще можно выделить признак?
Люда: Отверстия внутри. Они тоже разные у всех кругов.
В.: Давайте назовем этот признак – внутренний размер круга. Это второй признак. И попробуем построить наш ряд с учетом этих признаков.
Анар: Если построить ряд, как Аня, то по первому признаку подойдет, а по второму – нет.
Эмиль: А если сделать как Инна, тоже не подходит.
Анар: Тогда все наоборот, по второму – подходит, а по первому – нет.
Аня Г.: И совсем некрасиво смотрится. Надо по первому признаку, как я сделала.
Эмиль: Да нам не нужно, чтобы красиво.
Анар: Надо правильно.
Аня Р.: Я поняла, надо чтобы круг подходил по двум признакам.
Инна: Вот именно.
Анар: А тут опять, по одному подходит, а по-другому – нет.
Инна: Так что же нам делать?
Эмиль: Я тоже понял. Этот круг вообще лишний.
Инна: Тогда он не подходит в наш ряд.
Анар: Получается так.
Аня Г.: Сюда поставили – не подходит, туда – опять не подходит.
Люда: То один признак лишний, то второй.
В.: Так какой же вывод?
Анар: У круга должны подходить два признака.
В.: Все правильно. Кольца отличаются по двум признакам – внешнему размеру и внутреннему. У данного круга присутствуют эти два признака, но они не подходят к нашему ряду. То есть, по внешнему размеру мы должны поместить кольцо в одно место, а по внутреннему – в другое. Что у вас и получилось.
Люда: Если сделать другой ряд, может он и подойдет.
В.: Давайте попробуем сделать ряд в который подойдет это кольцо.
Дети с воспитателем вырезают новые кольца и составляют новый ряд.
1.2.2. Занятие «Конфликтный элемент», старший возраст, математическое развитие (вариант 2)
Киселева О.Ю. , воспитатель старшей группы ГОУ № 936
Материал: 6 полосок, разные по высоте и ширине.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня ряд полосок, а куда поставить вот этот прямоугольник?
Анар: Я думаю, что между вторым и третьим, потому что он подходит по размеру.
Соня: Я тоже так думаю, что между вторым и третьим, потому что он меньше по высоте, чем третий.
Аня Р.: Поставим между вторым и третьим, второй больше, а третий меньше его.
Воспитатель: Значит, у нас получилось, что новому прямоугольнику подходит место между вторым и третьим элементами. Все согласны?
Аня Г.: Нет, он не подходит по ширине, он меньше, чем третий, а должен быть больше.
Люда: Надо поставить между вторым и третьим, потому что подходит по высоте, а если поставить в другое место, то по высоте будет больше, и не получится лесенка.
Аня Р.: Если не получится лесенка, значит не надо ставить по ширине.
Владик: Пусть стоит между вторым и третьим, потому что подходит по высоте.
Воспитатель: Значит, чтобы получилась лесенка, надо поставить наш прямоугольник между вторым и третьим элементами. Ребята, а нас разве просили построить лесенку? Нам нужно было поставить прямоугольник так, чтобы он подходил к ряду.
Полина: Он подходит по высоте, он выше третьего и ниже второго.
Надя: Но он узкий, значит не подходит.
Воспитатель: Так куда же он подходит?
Аня Г.: Поставить между третьим и четвертым, он подходит по ширине, он меньше третьего, но больше четвертого.
Анар: Неправильно, смотри, он выше, надо ставить сюда (показывает после второго).
Люда: Никуда не подходит.
Соня: Он подходит по высоте здесь (показывает после второго), а по ширине туда (показывает после третьего).
Анар: Что же получается: по высоте мы должны поставить между вторым и третьим, а по ширине между третьим и четвертым. Он же один, нам что его разорвать?
Аня Г.: Нет, надо сделать еще два прямоугольника, только правильные, А этот какой-то неправильный.
Анар: Подходит половинка на серединку.
Воспитатели: Так какой же все таки вывод?
Соня: Не подходит он в наш ряд и все.
Анар: Его просто надо убрать
Люда: Или поставить в другой ряд, а не в этот.
1.3. Занятие «Зеленые квадраты», старший возраст, математическое развитие (вариант 1)
Кулакова Г.В., Воспитатель подготовительной группы., ГОУ № 936
Детям выданы большие геометрические фигуры – 6 фигур зеленого цвета разной формы (из них 2 зеленых квадрата) и 6 квадратов разного цвета.
В.: Давайте разделимся на группы. В одну группу встанут дети, у которых зеленые фигуры, а в другую – дети с квадратами.
Дети, у которых оказались зеленые квадраты сначала садятся к детям с квадратами, потом пересаживаются к детям с зелеными фигурами.
Вова: Никита сел неправильно, потому что он сел не к квадратам.
Оля: Нет, правильно, они сели к зеленым фигурам.
Аня: А они должны сесть вместе с квадратами.
Денис: Им надо дать другие фигуры. Например, Диме – оранжевый круг, а Никите – фиолетовый квадрат.
Дима: Ничего не получится. У нас разные геометрические фигуры одного цвета – зеленого. А оранжевый круг нам не подходит.
Денис: Надо сделать еще одну группу.
Ирэм: В третьей группе будут одни только зеленые квадраты.
В.: Нам надо сделать только две группы. Что же делать.
Матвей: Чтобы сложно было выполнить задание, надо сказать им про цвет или про форму.
Тимофей: Нужно взять только один признак предмета.
Оля: В одной группе зеленые геометрические фигуры, а в другой – фигуры других цветов.
Воспитатель предлагает разделиться. Дети снова делятся на две группы.
Ирэм: Сейчас все встали правильно. Ура!
Никита: А еще можно собрать в одной группе все квадраты, а в другой – другие геометрические фигуры.
Аня: Нужно делить или по цвету, или по форме. А если говорить про разные признаки, и про цвет, и про форму, ничего не получится.
1.3.2. Занятие «Зеленые квадраты», старший возраст, математическое развитие (вариант 2)
Бычкова Н.И., ГОУ № 1835
Детям даются большие геометрические фигуры разной формы и цвета, после чего им предлагают разделиться на группы. В одну группу встать всем детям с зелеными фигурами, а в другую всем детям с квадратами. Дети расходятся по группам, но некоторые из детей, у которых зеленые квадраты заметят, что они должны пойти и в первую, и во вторую группы. Дети в растерянности и все вместе начинаем разбираться – куда же должны вставать зеленые квадраты? При попытках детей встать к квадратам воспитатель должен показать им, что в эту группу им вставать нельзя – ведь они зеленые, а зеленые фигуры находятся в другой группе. Но также нельзя им становиться и в другую группу. Необходимо показать детям, что зеленые квадраты не подходят ни к одной из групп. Тогда для них нужно сделать третью группу.
После разбора этой ситуации можно предложить другую: попросить детей все-таки разделить фигуры на 2 группы. Но для этого как-то по- другому сформулировать задание, потому что то, как это сформулировано в первый раз не дает возможности разделить фигуры на две группы. Пусть дети попытаются по-разному давать задания, пока они не станут выделять только одну характеристику фигуры – цвет или форму. Вот тогда действительно получится две группы. Необходимо разобрать с детьми – почему в первый раз не получилось двух групп. Там говорилось про разное: в одном случае про цвет, в другом про форму. А сейчас про что-то одно.
Примечание
За процедурой классификации стоит освоение детьми категории род-вид. При этом, как правило, эта категория осваивается естественно по мере освоения языка. Однако ее освоение может выступить мощным стимулом развития мышления, поскольку данная категория связана с появлением идеального для сознания ребенка.
Разрешение заложенного в саму ситуацию взрослым противоречия будет заключаться в том, что участники должны понять – у них должно произойти своеобразное открытие – «зеленое» и «квадратное» не противостоят друг другу, а являются разными фокусами нашего рассмотрения объекта. Говоря «квадратное», мы имеем в виду форму предмета, а говоря «зеленое» – цвет. Конфликт же в ситуации возникал из-за того, что дети отождествляли форму и цвет с самой вещью, и в этом смысле решить задачу для них означало завладеть самой вещью (поскольку было не понятно, как «квадратность» и «зеленость» непосредственно в вещи можно разделить.)
В том случае, когда детям удавалось взаимно согласовать свои действия, у них, по всей видимости, происходил инсайт по поводу того, что сама задача устроена таким образом, что за разными участниками закреплены разные основания (форма и цвет), которые не вещественны, а идеальны и мы можем на одну и ту же вещь, не противореча себе, смотреть и с точки зрения ее формы, и с точки зрения цвета.
Таким образом, данное занятие направлено на формирование категории род-вид и впервые появления идеального для сознания. При этом идеальное начинает выступать как коллективно-распределенное между разными людьми и видение разного (противоположного) как целого – первый шаг на пути к идеальному видению.
В этом случае существенным моментом становится не просто кооперация между детьми, а выявление взаимных оснований разности действий и фиксация этой разности в графической форме (желательно).
1.4. Игра «Болото», старший возраст, математическое развитие
Киселева О.Ю., воспитатель старшей группы, ГОУ № 936
Цель: Развитие способности различения на материале местоположения фигуры и ее формы.
В.: Ребята, посмотрите на ковер, что вы видите.
Люда: Геометрические фигуры.
В.: Это островки суши, а вокруг – вода. Послушайте задание. Вам нужно пройти от одного конца ковра к другому, но есть опасность – островки, которые могут уйти под воду. Кто хочет попробовать?
Аня Г.: Можно, я?
Аня начинает наступать на островки, но вот попадает на тонущий квадрат.
В.: Все, Аня намочила ноги, провалилась.
Анар: Я понял, на квадрат нельзя, можно, я буду.
Люда: Почему нельзя, , на первый же она наступила.
Анар: Ну и что, а на этот нельзя.
Анар начинает поход, обходит тонущий квадрат, но наступает на другой.
В.: Анар провалился.
Инна: А почему на один можно наступать, а на другой нельзя.
В.: Вот мы и должны выяснить.
Аня Р.: Я хочу попробовать.
Аня начинает движение и не доходит до конца. Дети еще пробуют, пытаясь запомнить квадраты, на которые нельзя наступать. Кто запомнил – доходят до конца. Воспитатель выкладывает еще несколько рядов геометрических фигур, чтобы детям труднее было запомнить тонущие фигуры.
Полина: Я не могу запомнить.
Анар: Я тоже.
В.: А кто сказал, что нужно запоминать фигуры.
Инна: Что же делать?
В.: Надо выделить закономерность. Может быть, эти квадраты чем-нибудь отличаются от других?
Аня Г.: Ничем не отличаются.
Анар: Может они меньше?
Берет квадраты и прикладывает их друг к другу.
— Нет, все одинаковые.
Люда: Может быть надо посчитать?
Начинает считать, затем наступать на фигуры, идет по счету, но ничего не выходит.
Анар: Это невозможно запомнить.
Полина: Так еще больше запутаешься.
Инна: Что же делать, мы не знаем.
В.: Внимательно посмотреть на квадраты, чем отличаются, может быть порядком расположения.
Анар: Здесь нет никакого порядка.
В.: Может быть есть какое-то чередование.
Инна: Как это?
Полина: Ну, квадрат, круг, квадрат, круг.
В.: Правильно. Вот и посмотрите внимательно.
Полина: Я вижу. Есть квадраты, которые стоят между треугольниками. Смотрите.
Анар: Можно, я попробую пройти.
Дети начинают идти по фигурам.
Полина: Я дошла.
Аня Г.: И я.
В.: Как вы думаете, мы справились с заданием?
Анар: Да, мы нашли, почему на эти квадраты нельзя наступать.
Аня Г.: Теперь можно дойти до конца.
В.: А что нам мешало сразу дойти?
Люда: Мы не знали, чем отличаются эти квадраты.
В.: А теперь знаем?
Полина: Да, эти квадраты стоят между треугольниками.
В.: Так, какой вывод?
Аня Р.: На квадраты, которые стоят между треугольниками, наступать нельзя.
1.5. Игра «Болото», старший возраст, математическое развитие
Кулакова Г.В., воспитатель подготовительной группы, ГОУ № 936
На доске расположены геометрические фигуры разной формы, величины и цвета. Воспитатель раскладывает фигуры на доске, загадывая определенные фигуры, которые будут ловушками, то есть, встав на которые играющий «тонет». По всем остальным фигурам – кочкам можно ходить, они «твердые».
Задача детей – определить, по каким кочкам можно ходить, а какие кочки – ловушки. Принцип, заложенный в данное «болото» — нельзя наступать на фигуры, расположенные между двумя кругами. Ирэм первая вела детей через болото. Наступила на прямоугольник и провалилась.
Оля: Я знаю, нельзя наступать на прямоугольники. Я проведу детей.
Оля ведет детей по болоту, наступает на треугольник и проваливается.
Денис: Нельзя наступать на фигуры, у которых есть углы. Можно я попробую.
Денис ведет детей, Наступает на овал, который расположен между двумя кругами и тоже тонет.
Никита: Я знаю, нельзя наступать на фигуры, похожие по цвету на оттенки синего.
Пробует идти по болоту и проваливается на желтом квадрате.
Валя: Я догадалась. Нельзя наступать на крайние фигуры и нельзя ходить по прямой. Можно только наискосок.
Алена: Нет, на крайние можно, мы же наступали и не провалились.
Дима: Точно, можно по диагонали. Я хочу попробовать.
Дима пробует и проваливается.
Антон: Ничего не получается. Мы никогда не решим и не догадаемся.
Матвей: А мне кажется, что нельзя наступать на фигуры, которые расположены между двумя одинаковыми по форме фигурами.
Матвей показывает. Воспитатель проводит его по фигуре, которая расположена между двумя треугольниками. Матвей проходит.
Матвей: Странно, почему-то получилось.
Никита: Я догадался. Провалиться можно только на фигуре, которая расположена между двумя кругами. Неважно, какого они цвета и размера.
1.6. Занятие «Сравнение» (3 – 4 года), математическое развитие
Бычкова Н.И., ГОУ № 1835
Целью данного типа занятий является отработка действия сравнения. Для возраста 3-4 года работа строится в рамках процедуры отличения, т.е. сравнения предметов.
3-4 года
— найди фигуру, у которой больше всего углов,
— сравнить два предмета по длине, ширине, высоте и т.д,
— отойди на два шага дальше, чем Таня (ближе, правее, и т. Д)
1.7. Занятие «Медведь», старший возраст, решение конфликтных ситуаций
Бычкова Н.И., ГОУ № 1835
Занятие на сравнение, требующее выхода на новое различение.
Цель занятия: переход от исходного различения большой-маленький к различению – большой по росту, по возрасту, по тому, кто, что умеет делать.
Примечание. В русском языке различение «большой-маленький» одновременно фиксирует и качество (большой или маленький размер) и является количественной мерой для всех других качеств (больше по высоте, ширине, возрасту и т.д.)
Дети, как правило, словами большой-маленький называют целую совокупность признаков. По этой причине при помощи имеющегося у них исходного различения большой-маленький можно строить большое(!) количество ситуаций, требующих наращивания системы различений у ребенка (Сценарии занятий приводятся ниже).
Описание ситуации
Воспитатель обращается к детям: «Дорогие ребята, помогите разобраться! Пишет Вам Зайчишка – короткие штанишки из леса соснового. Собрал нас однажды Медведь – хозяин леса и говорит: «Много в нашем лесу беспорядков стало происходить, чужаки разные приходят. Пора этому положить конец. Вот что я решил: пусть все большие звери тропы лесные расчищают, да малых зверей от врагов-чужаков оберегают. А малые зверюшки пусть лес в порядок приводят, мусор да разные щепки в кучи собирают. Вот и будет у нас в лесу порядок».
На том и порешили. Все звери по своим делам разошлись, а вот про меня, Зайца, спор возник – какой я большой или маленький?
Медведь говорит: «Маленький». А мышонок говорит: «Какой же заяц маленький? Он вон, какой большой. Недавно как прыгнул, чуть меня, мышонка не раздавил».
Спорили, спорили, так и не пришли к согласию. Помогите, ребята, разобраться, какой я – большой или маленький?»
Логика движения на примере ситуации «Медведь».
1. Задание ситуации в задачной форме, где исходно закладывается противоречие (заяц одновременно полагается и большим и маленьким) и неразрешимость в действии (для зайца.)
2. Дети пытаются разрешать ситуацию за счет выбора одного из полюсов оппозиционной пары (заяц либо большой, либо — маленький.)
3. Задача не разрешается, противоречие углубляется за счет того, что одновременно удерживается позиционность (заяц одновременно и большой – для мышонка, и маленький – для медведя) и вопрос – а какой же заяц на самом деле?
Задача не решается по типу простого выбора, а требует для своего решения восстановления исходной деятельностной ситуации.
4. Восстановление ситуации – чего хотел медведь (навести порядок в лесу, распределяя зверей по тому, кто, что умеет делать.)
Что медведь делал? Через разыгрывание выясняем, что он разделил всех зверей по росту. Здесь происходит выход в мыслительный план — различения это не то, что существует натурально, на вещах, а то, что задаётся контекстом ситуации и целями говорящего и действующего субъекта.
- В мышлении – смысловое углубление и дифференциация различений.
Например, — Кто больше – слоненок или взрослая зайчиха? Дети путаются. – А как мы тут смотрим? – По годам. Различные понимания “большого-маленького” схематизируются. – А каким лучше быть большим или маленьким?
Разные мнения. – А почему? – Маленькому можно ничего не делать, а большие много чего умеют делать. (Фиксируется третье понимание.)
6. Возвращение в ситуацию. Какое из этих трех разных пониманий может помочь медведю? Выбираем третье: разделить всех зверей по тому, кто что умеет делать, в результате чего заяц оказывается почтальоном.
1.8. Занятие «Конфликтный элемент», разновозрастная группа 3 – 6 лет, математическое развитие
Бычкова Н.И., ГОУ № 1835
Цель занятий данного типа для младшего возраста – отработка умения осуществлять сериацию – выкладывание предметов от большего к меньшему, от тёмного к светлому (или по любому другому параметру). И умение выходить на основания сериации, в случае необходимости порождать новое основание–различение — для более старшего возраста.
3-4 года – простая сериация
5-6 лет — умение осуществлять сериацию с выходом на основания сериации.
Перед детьми выкладывается ряд предметов, изменяющихся одновременно по двум параметрам (например, по длине и ширине) и предлагается конфликтный элемент, который по одному параметру попадает в одно место ряда, а по другому – в другое.
Дошкольники младшего возраста – 3-4 года должны уметь выкладывать ряд по одному признаку, в данном случае по длине или ширине. Старшие дошкольники должны выстраивать ряд, удерживая одновременно два основания и длину и ширину, а шестилетки уже должны по-крайней мере увидеть подвох в вопросе: «Куда поместить данный прямоугольник («конфликтный» элемент)?»
Схема: «Конфликтный элемент»
Детям предлагается вставить этот элемент в ряд. Дети предлагают разные варианты. Одни учитывают только длину, другие только ширину. Педагог должен все время им показывать (желательно, не употребляя слов «длина» и «ширина») неправильность их выбора.
Дети могут сказать, что данный элемент никуда не подходит. Тогда педагог
просит их объяснить почему.
В результате ребята должны прийти к выводу, что он не подходит т.к. по длине его нужно поместить в одно место, а по ширине – в другое.
Подобное занятие можно проводить на различение любых других признаков (цвета и размера и т.п.)
1.9. Занятие «Домики» (разновозрастная группа), математическое развитие
Бычкова Н.И., ГОУ № 1835
Цель: Различение широты и высоты.
Материал: Два домика. Один из них высокий и узкий, а другой широкий, но низкий . И задается вопрос: какой же дом больше?
— Разрешение конфликта между группами детей. Выяснение того, каковы основания суждения об одном или другом домике, как большим.
В результате диагностики выясняем, что дети не различают ширину и высоту. Для формирования этого различения проводится следующее занятие.
Детям показывают два домика. Один из них высокий и узкий, а другой широкий, но низкий . И задается вопрос: какой же дом больше?
Среди детей может образоваться две группы. Одна группа детей выделит высоту домика и назовет большим высокий домик. Вторая же группа детей выделит ширину и скажет, что больше широкий. Возникает спор. Дети доказывают друг другу, какой дом больше.
Воспитатель фиксирует для детей противоречие – один и тот же домик для одних детей оказывается большим, а для других маленьким. Как такое может быть?
Дети должны прийти к тому, что одни показывают на высоту, а другие на ширину. Необходимо, чтобы дети поняли, почему другие считают большим другой дом. На что смотрят они? На что смотрю я? Когда это выяснят, задается вопрос: так кто же прав? Правы те, кто большим назвал высокий домик? На что смотрели они? На высоту. По высоте, какой дом больше? Значит, они сказали правильно.
А те, кто смотрели на ширину, правильно назвали широкий дом больше? Он больше по ширине? И получается, что все правы. А почему же результат разный? Смотрят на разное. Одни на высоту, а другие на ширину. И дом по ширине больше один, а по высоте другой. (Если все дети оказались в одной какой-то группе, то противостоять им должен педагог.)
После разбора ситуации с домиками необходимо диагностическое занятие. Уже на другом материале задается такой же вопрос: что больше? Дети, у которых сформировалось различение высоты и ширины должны задать вопрос: больше по высоте или по ширине? Или сказать, что оба предмета большие. Один по ширине, второй по высоте. Но не называть какой-то один предмет.
1.10. Занятие «Такой – не такой», разновозрастная группа, математическое развитие
Бычкова Н.И., ГОУ № 1835
Цель: сформировать у ребенка новое различение: цвет – форма. В результате диагностики было выявлено, что у детей 3-4 лет для описания предметов имеется различение : предмет такой же –не такой.
Детям предлагается такая ситуация:
«Мишка строит дом. Ему нужен строительный материал, и он просит двух детей привезти ему кубик. Он показывает им большой синий кубик и просит привезти такой же.»
Организовать ситуацию лучше так, чтобы дети брали кубики из разных куч и чтобы в первой кучке были кубики большие и маленькие, но не было бы кубиков синего цвета. А во второй кучке были только маленькие кубики всех цветов, но не было бы больших.
Таким образом, один ребенок будет вынужден выбрать такой же большой кубик, как показывал медведь, но он будет другого цвета. А у другого ребенка будет синий, но маленький кубик. И после того как дети принесут два разных кубика, детям задается вопрос: кто принес правильный кубик? Смотрим на кубик первого ребенка и спрашиваем: такой же этот кубик или другой? В этой ситуации может образоваться 3 группы детей. Для одних детей такой же – это значит одинаковый. Другие выделят размер кубика и скажут, что кубик такой же. А третья группа детей выделит цвет и скажет, что кубик другой.
Пусть каждая группа объяснит свою позицию. ( Например: он такой же большой, или кубик – не синий, значит кубик другой.) Таким образом, кубик получается одновременно и таким же, и другим. То же самое и со вторым кубиком. (если дети сошлись во мнениях и все принадлежат только к одной из этих групп, то предложить и объяснить другое мнение должен воспитатель). То есть имеющееся у детей различение: такой же – не такой в этой ситуации не работает и им нужно породить новое различение. Начинаем выяснять: что такого же в кубике? Он синий или он большой, т.е. либо цвет, либо размер. А что в нем другое? Так же и с другим кубиком. И получается, что оба кубика могут быть правильными. И один такой же, но только по цвету и второй — но только по размеру. Какой же выбрать? Предлагается спросить у мишки, какой кубик он хотел получить: такой же цветом или размером? И дети выбирают нужный кубик.
После проведения с детьми этой ситуации необходимо диагностическое задание. Например, дети продолжают строить дом с мишкой и он просит опять их принести какую либо фигуру (она должна быть не такой как первая). Опять должна быть кучка кубиков, где были бы только фигуры, сочетающие только один признак (цвет или размер), но не было бы абсолютно одинаковой. Если различение сформировано, то дети должны задать вопрос: например, принести красную фигуру или круглую? Если вопроса не последовало, то фигура, которую приносят дети, не принимается и спрашивают – почему медведь не берет ее? Она такая же? Чем? (Красная). Что у нее другого? Предлагают опять спросить у медведя – какая ему нужна была. Диагностическое задание так же лучше провести и на другом материале (не кубиках).
1.11. Занятие «Перевертыши», средний и старший возраст, речевое развитие
Бычкова Н.И., ГОУ № 1835
Цель: Освоение противоположностей.
Помимо умения различать (способность различания), ребёнок должен ещё освоить и научиться использовать сами конкретные различения, которые представлены в языке. Основные виды различений: разное, противоположности, противоречие.
С определенного возраста (6-7 лет) ребёнок при специально организованном обучении может начать выделять те ситуации, где про один и тот же предмет говорится разное, затем отличать эти ситуации от тех, где точки зрения на предмет противоположны, и, наконец, уметь зафиксировать и увидеть противоречие (взаимоисключение) в разных точках зрения. Если же мы говорим не о ситуациях коммуникативного столкновения, а о различениях-противоположностях, существующих в языке, ребёнок осваивает их очень рано – в возрасте 3-4 года.
Противоположности – это разновидность различений. Они осваиваются вместе с освоением языка. Противоположности – это пара, фиксирующая определенное качество (черное-белое – это цвет, широкое-узкое – толщина, добрый-злой – черты характера).
Противоположности следует отличать от противоречия.
Противоположности не охватывают весь класс. Помимо черного и белого класс цвет содержит и другие цвета.
Напротив, противоречие охватывает собой весь класс (черный и не-черный). Противоречие возникает тогда, когда два взаимоисключающих признака относятся к одному и тому же объекту одновременно.
Противоположности Противоречие
- Игра в перевертыши
Дети придумывают стишки или небольшие рассказы, где все наоборот.
Пример перевертыша, который придумали дети:
«Поздно вечером с утра
Мы вернулись со двора.
Разбудили папу с мамой,
Отвели их в детский сад.
Воспитатели сказали,
Чтобы их гулять пускали,
Потому что кашлять стали
Ночи целые подряд.»
2. Замена в любой сказке или рассказе всех прилагательных на противоположные.
1.12. «Игра в лото», старший возраст, речевое развитие
Бычкова Н.И., ГОУ № 1835
Цель: Освоение противоположностей.
Воспитатель изготавливает карточки на каждой из которых написана одна часть противоположной пары. Желательно составить эти пары как можно более разнообразнее – слова типа: умный-глупый, жадный-щедрый, дикий-культурный. Можно использовать и многозначные пары: легкий-тяжелый, легкий-трудный. Одна карточка делается не имеющая пары. Все карточки раздаются сидящим по кругу детям. У кого выпали две карточки, относящиеся к одной противоположной паре, выкладывают их в центр круга. Затем дети начинают, не читая названия, вытягивать у соседа любую карточку. Если попадается пара, подходящая к одной из карточек, то обе – выкладываются в центр круга. В конце концов, должна остаться одна непарная карточка. Дети решают, что делать проигравшему.
1.13. Занятие «Шкафчик и ящик», старший возраст, речевое развитие
Бычкова Н.И., ГОУ № 1835
Помимо ситуаций, где для получения нового различения, необходимо преодолеть противоречия и выйти к новым основаниям мышления, существует и другой тип ситуаций, требующий нового различения. Всем нам хорошо известны случаи, когда ребёнок, особенно в младшем возрасте, одним и тем же словом называет совершенно разные предметы. Механизм различения в этом случае несколько иной – дифференцируется не предмет мысли, а знак, при помощи которого мы его обозначаем. Ребенок должен понять, что разные вещи должны и называться разными словами.
Дети в группе детского сада для обозначения шкафа, где они раздеваются, ящика стола и некоторых других предметов мебели используют одно слово: “шкафчик”. Возникает путаница.
Цель: определить детское понимание понятия “шкафчик”. Сформировать различение “ящик- шкафчик”.
Ход занятия: предложить детям посмотреть картинку и рассказать, что в комнате, где живут Саша и Петя много мебели. Саша, уходя в школу, оставил яблоко для Пети и написал в записке, что положил яблоко в шкаф. Как вы думаете, быстро Петя найдет яблоко? Поможем, Саше написать точную записку, чтобы Петя сразу нашел яблоко.
Собираются версии детей.
“ Яблоко лежит в шкафу”.
Взрослый: «Здесь много шкафов».
“В шкафу, где 5 отделений”.
В.: «Здесь 2 шкафа с 5 отделениями».
“Не где одежда висит, а где всякие вещи лежат”.
Находим много мест, где вещи лежат (разные полки).
Тогда взрослый предлагает детям описать это место (ящик) в отличие от этого (шкаф для одежды).
Дети описывают:
“поперечные (ящики) – не поперечные (шкафчики)”.
“ есть двери и ручки (шкаф) – только ручки (ящик)”.
“ открывается дверь – тянется на себя”.
Взрослый может задавать наводящие вопросы.
Затем все смотрят на шкаф, и оказывается, что он, с одной стороны, не поперечный, с дверями, которые открываются, как описали дети, но, с другой стороны, в нем есть и отделы поперечные, без дверей, которые надо тянуть, чтобы открыть. То есть сочетает в себе оба предмета. Один находится в другом. И в комнате еще много предметов, в которых есть такие поперечные, тянущиеся на себя, отделы. Эти отделы договариваемся называть ящиками. Те же, в которых есть эти ящики, есть двери- шкафы.
Теперь можно писать записку для Пети.
Можно предложить детям посчитать – сколько на картинке ящиков, сколько шкафов. Сколько в группе ящиков и шкафов.
1.14: Занятие «Различение рифмы и смысла», средний и старший возраст, речевое развитие
Бычкова Н.И., ГОУ № 1835
Цель: Сформировать различение рифмы и смысла в стихотворении.
Данное занятие – на основной тип ситуации различания – преодоление противоречия и появления нового для сознания ребёнка различения. Ситуация может выстраиваться и как столкновение разных мнений (ответов) детей на один и тот же вопрос, и как индивидуальная беседа с одним ребенком (как показано ниже), пока он столкнётся с противоречием в собственных ответах.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает загадки:
« Вопрос простой для малышей
— Кого боится кот?»
« Мышей!» – отвечает один из детей.
Воспитатель загадывает другую, аналогичную загадку:
« Дочерей и сыновей
Учит хрюкать…»
«Воробей», отвечает ребёнок.
Наконец, наблюдая за реакцией взрослых и других детей, ребёнок начинает догадываться, что в его ответах что-то не правильно. На последующие загадки он не отвечает, а только улыбается.
На последние загадки ребёнок начинает отвечать по смыслу:
«Над лесом солнца луч потух,
Крадётся царь зверей…»
«Лев – отвечает ребёнок
В данной ситуации мы видим случай, так называемого, стихийного возникновения различения для ребёнка. Для того, чтобы различение стало осознанным и переносимым на другие ситуации, можно попросить (или разыграть ситуацию) с данным ребенком и теми детьми, у которых данного различения ещё нет. При объяснении другим, различение перейдёт из неосознанного в сознательный план.
1.15. Занятие «Различение музыки и движения в танце», старший возраст, речевое развитие
Бычкова Н.И., ГОУ № 1835
Специфика данного типа занятий заключается в том, что новое различение появляется не в ситуации коммуникативного столкновения, а в ситуации действия, точнее движения (танца).
Цель занятия – работа с различениями в действии, отработка различения музыки и движения в танце.
1. Показывается танец с несоответствием движений и музыки. (Медленный, плавный танец под маршевую музыку, либо отрывистый, быстрый танец под вальс).
2. Детям дается задание – придумать название к этому танцу
3. В версиях детей выделяются противоположные варианты. Например: «Марш солдатиков» — «Полет ласточки».
Противоречие зарисовывается, показывается разность названий. Детей просят изобразить, как они понимают марш солдатиков, как понимают – полет ласточки.
- Разбор – почему назвали маршем, почему полетом?
Обсуждение с детьми правомерности обеих позиций. Разница состоит лишь в том, что в первом случае название дается относительно музыки, а во втором – относительно движения.
Однако ни то, ни другое название не подходит, т.к. не рассматривается танец в целом.
5. Это несоответствие для детей зарисовывается.
6. Поскольку в танец исходно было заложено несоответствие музыки и движения, название подобрать не удается, т.к. оно подходит либо к музыке, либо к движению.
Что нужно изменит в танце, чтобы можно было дать название?
Руководитель вместе с детьми сначала изменяет движения так, чтобы они соответствовали музыке, и дается название.
Затем подбирается другая музыка под имеющиеся движения, так же придумывается название.
7. На последнем этапе можно включать разную музыку и просить детей танцевать под нее так, чтобы движения соответствовали музыке, и так, чтобы не соответствовали.
1.16. Занятие «Два ежика», старший возраст, математическое развитие
Бычкова Н.И., ГОУ № 1835
Отрабатывается относительность различения правое-левое, умение ориентироваться в пространстве (аналогично можно отрабатывать различение ближе-дальше, и т.д.)
Бегут два ежика по дорожке. Видят – впереди лежат два яблока.
Один другому говорит: «Давай, твое яблоко будет то, которое справа, а мое – то, которое слева». На том и порешили.
Добежали и схватились одновременно за одно и то же яблоко. Ребята, объясните, почему так произошло? Нарисуйте рисунок. При этом дошкольники должны “увидеть”, что ежики бежали навстречу друг другу, и правая и левая стороны у них противоположны.
1.17. Занятие «Понятие веса», старший возраст, математическое развитие
Бычкова Н.И., ГОУ № 1835
Цель: сформировать у детей различение веса и размера.
Сценарий занятия:
Идет подготовка к походу. Все вещи уже собраны, осталось только положить в рюкзак тарелку. Есть 2 тарелки: большая пластмассовая и маленькая железная. Какую взять? Взрослый говорит, что для того, чтобы легче было нести рюкзак, конечно, нужно брать маленькую. Какая из этих тарелок маленькая? Дети покажут на железную и тогда взрослый им говорит, что он докажет им, что маленькая – пластмассовая тарелка. Взрослый кладет на весы обе тарелки, и все видят, что маленькая железная тарелка перевешивает большую пластмассовую. Таким образом, мнения разделяются и надо решить какая же все-таки из тарелок маленькая? Сравниваем две тарелки, приложив, их друг к другу, спрашиваем – какая меньше? Видно, что меньше железная. Кладем на весы обе тарелки и спрашиваем – какая теперь меньше? Пластмассовая. Необходимо, чтобы дети увидели это противоречие, когда тарелка одновременно и большая (по размеру) и маленькая (по весу), и наоборот.
Как быть? Какая на самом деле маленькая?
Производя эти манипуляции со сравнением, дети приходят к тому, что когда они говорили “большая”, они имели в виду размер, а воспитатель имел в виду вес.
Что меньше у железной тарелки? Размер. Она сама меньше пластмассовой. А что меньше у пластмассовой? Вес. То есть она легче. Одна тарелка меньше по весу, а вторая меньше по размеру.
Так какую же взять в поход, чтобы было легче нести: меньшую по размеру или по весу?
В качестве диагностического задания можно предложить детям такую игру: попросить детей найти и принести пары предметов, где один был бы маленький и тяжелый, а второй большой и легкий.
1.18. Занятие «Время года и погода», старший возраст, ознакомление с природой (вариант 1)
Бычкова Н.И., ГОУ № 1835
Цель: сформировать различение времени года по календарю и по погоде.
Занятие можно начать с игры. Дети поровну делятся на 4 группы: зима, лето, осень, весна. Кружатся в хороводе, а взрослый стоит в центре с закрытыми глазами. При остановке взрослый, не открывая глаз, берет какого-либо ребенка и тот должен сказать несколько предложений про свое время года, а взрослый должен угадать.
Далее взрослый спрашивает: “Какое сейчас время года?”
Занятие это нужно проводить тогда, когда погода не соответствует времени года (в апреле – снег и зимний холод).
Дети дают ответ: “Весна”. Обосновывают свой ответ в данном случае, скорее всего календарем.
Тогда взрослый не соглашается с ними и показывает, что на самом деле зима, указывая на снег, температуру, зимнюю одежду и др.
Дети отрицают, говоря правильное время года, взрослый упорствует, не понимая: погода ведь зимняя.
Что делать?
Тогда начинаем разбираться: почему дети считают, что весна? (Апрель – весенний месяц). На что смотрят дети, говоря, что весна? На календарь. А на что смотрит взрослый? На погоду. Оказывается, они говорят про разное: дети про календарь, а взрослый про погоду. Поэтому у них разное время года. Погода и календарь не всегда совпадают.
Взрослый выясняет у детей: что показывает календарь? (дни недели, месяцы, праздники)
А куда смотреть, чтобы правильно одеться? На погоду или на календарь?
1.18.2. Занятие «Время года и погода», старший возраст, ознакомление с природой (вариант 2)
Киселева О.Ю. , воспитатель старшей группы, ГОУ № 936
Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года?
Женя: Весна.
Люда: Ранняя весна.
Воспитатель: Какая же это весна: на улице холодно и снег.
Аня Г.: Уже есть проталинки, а снега мало.
Люда: День стал длиннее, а ночь короче – это бывает весной, а зимой день – короткий.
Воспитатель: А разве только весной день длинный, летом тоже длинный .
Эмиль: На улице есть лужи, сосульки уже растаяли.
Аня Г.: Солнышко уже греет, птицы прилетели, делают гнезда.
Воспитатель: А почему мы тогда одевали зимнюю одежду? Наверное еще зима?!
Инна: Да, еще зима, вон снег лежит и холодно.
Женя: Нет, уже весна, потому что сегодня 16 марта.
Воспитатель: Ну и что, что 16 марта, снег то еще лежит.
Люда: Это ранняя весна, снег скоро растает и появится травка.
Аня Г.: Зимние месяцы – это февраль, январь и декабрь.
Женя: Да, а сейчас март. Значит уже весна.
Воспитатель: Значит можно идти на улицу в легкой куртке.
Женя: Да нет же, еще холодно, это на календаре 16 марта.
Воспитатель: Значит, можно узнать по календарю, что пришла весна?
Аня Г.: Да, мы можем узнать по календарю, что пришла весна?
Аня Г.: Да, мы можем узнать по календарю какой месяц и число.
Воспитатель: А что еще можно узнать по календарю?
Люда: Когда был мамин праздник, когда будет выходной.
Воспитатель: А куда мы будем смотреть, когда нам надо выйти на улицу, как нам одеться, легкую одежду или теплую, зимнюю.
Инна: Мы будем смотреть в окно, какая на улице погода.
Люда: Можно посмотреть на градусник, он показывает температуру.
Воспитатель: Так какой же вывод, как узнать какое время года?
Эмиль: Посмотреть по календарю.
Женя: А если пойдем гулять, то будем смотреть по телевизору, какая будет погода.
Аня Г.: Мы с мамой всегда слушаем погоду.
Аня: Это называется «прогноз погоды».
1.19. Занятие «Яблоко», старший возраст, решение детских конфликтов
Акопова Э.С.. , ГОУ № 1835
Цель: Определить основания конфликта и найти выход из него с помощью различения.
Детям старшего дошкольного возраста предлагают разобраться с вымышленной конфликтной ситуацией.
Петя и Вася подрались. Воспитатель стал выяснять причину.
— Я подрался с Васей, потому что он делает неправильно. У него есть яблоко, а он мне не дает откусить. Но ведь надо же делиться! Кто не делится, тот делает неправильно! – говорит Петя.
— Это Петя делает неправильно! Это яблоко не его. А чужое нельзя брать, мне так мама говорила- считает Вася.
Воспитатель предлагает дошкольникам решить кто же прав в этой ситуации. Если детям сложно удержать сюжет этой ситуации, можно использовать фланелеграф с фигурками как метками.
Первый шаг – разделение группы детей на сторонников Пети и сторонников Васи. Как правило, часть детей говорит, что прав Петя. Они тоже считают, что надо делиться с друзьями, а кто не делится – тот жадина. А часть детей считают, что прав, конечно же, Вася – чужое брать нельзя ни в коем случае. Естественно дети считают правыми только себя и совершенно неправыми – сторонников другой точки зрения.
Далее педагог делает следующий шаг: он «перемещает» детей на противоположную точку зрения относительно этой ситуации. Для этого воспитатель может использовать разные приемы. Например, воспитатель предлагает сторонникам Васи ответить на вопрос — «Так ли плохо делиться с товарищем». Воспитатель приводит известные ему случаи из жизни группы, просит детей самих вспомнить, что они чувствовали, когда с ними делились или они делились с ребятами. Как правило, дети без патологии испытывают приятные чувства по этому поводу.
— У Тани были карандаши, а у меня нет. Мне так хотелось порисовать! А попросить я стеснялась. Таня сама вдруг дала мне свои карандаши. Мы стали рисовать вместе. Мне было очень хорошо.
— А я даже стала гордой. Мне не жалко было карандашей. И Лена так обрадовалась.
Подобных примеров дети могут вспомнить очень много. Аналогичную работу проводит воспитатель с группой сторонников Пети. И ребята так же охотно, на других случаях могут пояснить почему плохо брать чужое. Как обидно человеку, если у него что-то взяли. Так что опыт детей в этой области достаточно богат, да и мнение родителей по этой теме для детей не является секретом. При работе воспитатель отслеживает следующие моменты: удалось ли ребенку переместиться на противоположную точку зрения, не сползает ли он на первоначальное видение. Такое бывает, если ребенок «застрял» на Васе и Пете и не может рассматривать никаких других случаев. Воспитатель должен нащупать реальный опыт этого ребенка и переместить его в анализ этого опыта, оторвав временно от «яблока раздора».
Следующий этап – удержание двух точек зрения одновременно. Это нелегко сделать не только малышу, но и некоторым взрослым. Наше сознание не любит противоречий. Воспитатель возвращает детей от их собственных воспоминаний к ситуации Васи и Пети. Теперь у детей получается, что оба мальчика правы, ведь они ‘выяснили, что делиться хорошо, а кто не делится – поступает плохо, но так же справедливо и другое мнение – брать чужое нехорошо. Как же так получается, что оба мальчика правы, а возникает ссора, по мнению детей явно недопустимая и неправильная вещь.
Наступает пора действия. Воспитатель предлагает детям сыграть Васю и Петю, но так, чтобы до конфликта дело не дошло. Сколько бы вариантов не игралось, к счастливому концу приводит один.
— У Васи яблоко, значит, Вася и делиться должен. А Петя не должен у Васи яблоко отнимать, яблоко же не его.
Дети с ситуацией справились. Но теперь перед ними ставится задача помощи Васе и Пете. Что надо сделать, что объяснить этим мальчикам. Утверждение и Васи и Пети верны, а действия и того и другого неправильны. В чем причина? Как такое может быть? Разрешить ситуацию силовым методом не получается так как будут обижены либо Вася, либо Петя. Дошкольники очень быстро догадываются, что они знают такое, чего Вася и Петя не знают.
— Васе надо объяснить, что надо делиться, а кто не делиться тот жадина. А Пете надо наоборот, рассказать, что вещи бывают свои и чужие и чужое брать нельзя. Вот если б им так поменяться (имеется в виду своими представлениями), то ссоры бы не было, — говорит один ребенок.
— Вася про это яблоко думает только чужое оно или свое. Он наверно про все вещи так думает. А Петя так про яблоко не думает, ему все равно чужое оно или его. Он, наверно про все думает, с кем бы поделиться, — считает бывший Петин сторонник.
Для педагога важно то, что теперь ребята рассматривают два возможных видения одной и той же вещи, причем это самостоятельные видения, не зависимые пока друг от друга. Действительно яблоко может быть своим и чужим и одновременно оно может быть предметом дружеского поделиться или не поделиться. Само яблоко допускает такое отношение.
Последний шаг этого педагогического акта состоит в том, что дети объясняют Васе и Пете истинную причину их спора (разное видение одного и того же) и предлагают решение на уровне связи двух «свойств» яблока:
— Можно делиться только своим, а чужим делиться не надо.
Приведенный акт работы является лишь первым этапом обучения ребенка. Полный цикл педагогической работы включает в себя, помимо разбора вымышленной ситуации, разбор реальной ситуации с другими детьми, разрешение ситуации, в которой ребенок является ее непосредственным участником и, следовательно, несвободен от предвзятости и эмоций, обнаружение «скрытой» ситуации, требующий подобного разбора. Кроме того, сам цикл должен быть повторен на разном материале.
Демонстрируемый фрагмент работы взывает, как минимум, три совершенно различных понимания о содержании, то есть о цели педагогической работы, реализуемой в данном фрагменте.
Первая версия содержания – нравственное воспитание. Детей учат правилам и нормам поведения. Как правильно и неправильно поступать. В данном фрагменте их учат двум нравственным принципам – надо делиться и нельзя брать чужое.
Вторая версия – педагог учит детей разрешать конфликты. Дети учатся понимать другого и находить решение, которое устраивало бы обе конфликтующие стороны.
Третья версия – детей учат различительной работе, восстановлению за различными мнениями об одном и том же различных свойств объекта.
Все три варианта работы с содержанием возможны, однако, в данном методическом пособии мы делаем акцент на развитии способности различения.
1.20. Занятие «Понятие «квадрат»», старший возраст, математическое развитие
Бычкова Н.И., ГОУ № 1835
Цель: Сформулировать определение квадрата, отличив его от всех похожих фигур.
В дошкольном возрасте у малышей формируются представления не только относительно окружающих его предметов и вещей, но и первые абстрактные понятия. Например, представления о геометрических фигурах.
Давайте попробуем порассуждать на тему: «Что такое квадрат?»
Задайте крохе этот вопрос. Пятилетний Сережа ответил, что «Квадрат – это, когда все стороны маленькие». Рисуем квадрат с большими сторонами. – «Значит, квадрат, это, когда все стороны большие». Рисуем маленький квадрат. Сережа задумался. Через некоторое время он радостно воскликнул: «А, я понял, квадрат – это, когда все стороны одинаковые!» Так в веселой игре ребенок учится не просто зрительно отличать квадрат от других геометрических фигур, но и делает свое первое маленькое открытие: «Я знаю, что такое квадрат!» Игру можно усложнить и продолжить, все ближе приближаясь к научному (математическому) понятию квадрата. Так, открыв, что у квадрата все стороны одинаковые, покажите крохе ромб (стороны которого можно «измерить» с помощью палочки или ленточки и убедится, что они одинаковые) и спросите: «Квадрат ли это?» Вроде бы нет. Если ребенок еще не знаком с этой геометрической фигурой, можете сказать ему, что такая фигура называется ромб.
— Как же быть, и у ромба и у квадрата стороны одинаковые, но при этом ромб совсем не похож на квадрат. Чем же они отличаются? Тут у малыша возникает еще одно открытие: оказывается, у квадрата не только стороны одинаковые, но еще и углы, как сказал Сережа, «ровные». Неважно, что терминология ребенка может сильно отличатся от научной, позднее вы можете объяснить ему, что такие «ровные» углы, называются «прямыми». Гораздо важнее другое – свое знание о квадрате он получил сам, исследуя и открывая все новые его свойства. И теперь ему гораздо проще и интереснее продолжить это увлекательное путешествие в Мир Знаний, где каждый шаг может быть полон тайн и удивительных открытий.
Аналогичным образом может происходить знакомство с другими геометрическим фигурами: треугольником, кругом, прямоугольником. Конечно, прежде чем начать игру-рассуждение, ребенок, хотя бы предварительно, должен уметь отличать треугольник, круг, квадрат. Обычно к 4-5 годам для большинства малышей это уже не составляет больших трудностей. Если ваш малыш еще путается в названиях геометрических фигур, некоторое время посвятите тому, чтобы находить круги, квадраты, треугольники среди знакомых окружающих его вещей. Когда этот этап пройден, можете приступать к игре-рассуждению. Главное, чтобы для него ваши занятия выступали именно как увлекательная игра, а не как скучная лекция. Постарайтесь не торопиться, не спешить побыстрее сообщить свое правильное, научное понимание, а пытаться понять малыша, какое представление-понимание есть у него, насколько он может выразить его в словах. Каждое его утверждение необходимо тут же проверять на практике – либо в рисунке, либо в окружающем мире, постепенно приходя к тому, чтобы зрительный образ, понимание и то, как ребенок объясняет свое понимание, не противоречили друг другу.
1.21. Занятие «Черепаха и заяц», старший возраст, математическое развитие
Пестрякова Н.М., воспитатель разновозрастной группы. ГОУ 1835
Цель: Различить в споре время и расстояние как меры для пути.
Сценарий занятия:
Приветствие. Воспитатель знакомит детей с ситуацией:
Заяц пригласил черепаху на день рождения. Черепаха его спрашивает; а далеко ли ты живешь? Да нет! – отвечает заяц – очень близко: как до реки по этой дорожке добежишь, справа под кустом и будет мой дом, минут 10, приходи завтра к обеду. На следующий день черепаха собралась и поползла. Час ползет, другой, третий, а реки все нет. Только в вечеру приползла она к домику зайца. Гости уже разошлись. Поздравила черепаха зайца и говорит: что же ты заяц обманул меня, дом твой далеко от моего, а ты говорил близко. Не согласился с ней заяц, так и спорили до утра. А утром черепаха обиделась и поползла в обратный путь. С тех пор и не дружат.
— Вот такая история, давайте поможем разобраться друзьям.
1.Восстанавливаем точки зрения.
— Что думала черепаха про то, где находится домик зайца?
— Что думал заяц?
Необходимо графически зафиксировать это на доске (попрошу помочь
Ксюшу): я нарисую два домика, один — зайца, другой — черепахи.
— Сколько дорожек? (Одна)
— Зайчик что думает про расстояние от домика до домика, про дорожку? (Спрошу Машу или Варю)
— Черепаха, что думает про дорожку?
— Давайте это обозначим полосками, короткой и длинной.
2. Восстанавливаем противоположность точек зрения.
— Как вы считаете, кто прав, заяц или черепаха? (Обязательно спросить Ульяну, Илью, Глеба).
— В чем прав заяц?
— В чем права черепаха? (Спросить Ксюша)
— Как же может быть такое, что оба правы?
( Может быть! Потому, что заяц бегает быстро, а черепаха медленно,
поэтому для зайца дорога короткая, а для черепахи длинная.)
— Вы уже поняли, давайте покажем это остальным.
3. Убеждаемся в правильности точек зрения.
— Мы сейчас немножко поиграем, и проведем маленький эксперимент. Вот здесь домик зайца, а здесь – черепахи. Вот это дорожка. Сначала проползем по дорожке как черепахи .., а теперь, пропрыгаем , как зайцы.
— Как идет черепаха? (Медленно, долго)
— Как бежит заяц? (Быстро)
После игры самых младших детей (Машу, Мишу, Толика, Полину) можно отпустить, например, предложить построить, или нарисовать красивые домики для зайчика и черепахи.
4. Ищем выход из ситуации противоположности (возвращаемся за столы).
— Почему так получилось, что для одних дорожка длинная, а для других короткая?
— А если бы вы были на месте зайца и черепахи, как бы вы договорились о дороге? Черепаха спрашивает зайца: ДАЛЕКО ЛИ ДО ТВОЕГО ДОМИКА? Как надо было бы ответить зайцу на вопрос черепахи?
Если дети затрудняются в поиске решения, то нужно вернуться к первому рисунку:
— Посмотрите, в сказке заяц и черепаха думают о длине дороги по-разному или одинаково? (по-разному)
— Чтобы им не поссориться, им как нужно думать о дороге? (одинаково)
Возможно понадобиться практическая работа по измерению длины дороги (в том случае, если в качестве единицы измерения будет предложена линейка или брусок от конструктора ).
5. Зарисовываем решение, снимающее противоположность.
Надо нарисовать новую схему рядом со старой.
6. Фиксируем полученное различение.
Мы нашли решение, теперь друзья больше не поссорятся. Чем же сказочные герои отличаются от наших?
— Чем герои мерили дорожку в сказке?
— Чем наши герои мерили дорожку?
— Оказывается, чем можно мерить расстояние? (можно временем, а можно длиной).
Можно ввести словосочетания: длинная дорога и долгая дорога.
1.22. Занятие «Нарисованный домик», старший возраст, математическое развитие
Пестрякова Н.М., воспитатель разновозрастной группы. ГОУ 1835
Цель: Различение прямоугольника и параллелограмма как формы вещи и ее изображения в перспективе, диагностика уровня различительной способности
Материал: Рисунок домика и домик, построенный из кубиков.
— Дети должны различить прямоугольную форму крыши домика и форму изображения этой крыши – параллелограмм.
Сценарий занятия:
Приветствие. Создание ситуации противоречия. Мы сегодня отправимся в страну математику к нашим старым знакомым – геометрическим фигурам. Они предлагают поиграть в прятки. Найдите на этой картинке предметы, которые имеют форму круга, имеют форму прямоугольника, (на картинке есть крыша, или ящик, нарисованные под таким ракурсом, что одна из плоскостей имеет форму параллелограмма, но дети помнят, что ящик прямоугольный, поэтому говорят это).
1. Фиксируем ситуацию противоречия и восстанавливаем точки зрения.
— Какой формы крыша?
Кто согласен с Антоном,.. а кто с Шоном ?
— Давайте зарисуем это на доске.
2. Доказательство одной точки зрения.
Как можем доказать, что это не прямоугольник? Дети называют, что у него 4 стороны, 4 угла, 2 стороны и 2 равны. Тогда воспитатель выкладывает четырехугольник с такими параметрами , но не прямоугольник. Дети вспоминают, что у прямоугольника особые углы прямые и определить это можно при помощи любой книжки. У нас два рисунка крыши, один на доске, другой на картинке поэтому практическую работу по измерению углов проводят два человека. Один прикладывает на доске файл, т. К. он прозрачный и более наглядно, даже если угол меньше прямого. Другой – углом книжки, контролирует один из старших. Объявляем результаты.
- Доказательство другой точки зрения.
На занятии после предыдущей работы большинство детей согласились с первой точкой зрения, лишь Омар сказал: а если нам построить дом?
Если же никто из детей не предложит продолжать рассуждения, то в качестве «провокатора» может выступить сам воспитатель.
Практическая работа: строим дом из маленького деревянного конструктора, такой, что если посмотреть на него сбоку, то крыша будет прямоугольной. Обводим пальчиком и затем вынимаем деталь, образующую боковую поверхность крыши, обводим ее карандашом на бумаге. Дети работают в парах: младший строит дом, старший обводит фигуру. После этого малышей можно отпустить поиграть в геометрическую мозаику.
4. Повторная фиксация противоположности точек зрения.
Как же так получается, что крыша одновременно прямоугольная и не прямоугольная?
5. Ищем выход из ситуации противоречия. Если дети затрудняются, то можно вспомнить, когда получилось, что крыша не прямоугольная, а когда –прямоугольная. Шон: если смотреть на дом, то крыша прямоугольная, а если не рисунок, то нет, потому, что мы на дом смотрим не спереди.
6. Наблюдение, основанное на решение противоречия.
Чтобы понять это, давайте отодвинем стульчики и сядем возле столов на корточки, так, чтобы домики находились на уровне глаз. Будем поворачивать домик и наблюдать, что нам видно. (для большей наглядности можно поставить за домик лист бумаги).
7. Фиксируем различение.
Так почему же Антон и Шон решили по разному?
Что думал Шон, когда говорил, что крыша прямоугольная? – что у домика крыше прямоугольная.
Что говорил Антон, когда говори, что крыша не прямоугольная? – что на рисунке изображен не прямоугольник.
Какая крыша у нашего домика?- этот вопрос может быть задан на следующий день после занятия- как диагностический
Почему у нас получилось разное мнение о крыше? Потому, что смотрели и говорили о разном. Один смотрел на крышу домика настоящего, а другой на крышу домика нарисованного. Нарисованный домик отличается от настоящего.
1.23. Игра «Болото. Перелетные и оседлые птицы. Старший возраст, ознакомление с природой
Коновалова Е.В., разновозрастная группа, ГОУ №1835
Цель: Закрепление понятий перелетные и оседлые птицы.
Материал: Игра болото с карточками животных.
Сценарий занятия по развитию речи. Март. Неделя Жаворонки.
Ребята, сегодня мы поиграем в игру «Болото». На этот раз она будет про животных: зверей, птиц, насекомых, рыб. Вот какая история произошла, послушайте. Прекрасная весна послала своего гонца рассказать всем животным о своём приходе, чтобы как следует к нему подготовились. Но что такое? И день гонца нет, и второй, и неделю… Что делать? Полетела птица сорока разузнать, и что же она рассказала: оказывается, гонец заколдован. Он стоит и не может двинуться с места. Вот весна и думает, что некоторые животные заколдованы, а некоторые нет. Просит она вас, чтобы вы помогли её следующему гонцу (показать мелкую игрушку – фигурку) всем животным передать о приходе весны, а тех, кто заколдован, найти и расколдовать. Расколдуете, если назовёте их двумя словами.
(раздать детям роли: разведчики, штаб и т.д. В дальнейшем играть как в болото. Дети должны обойти все кочки-домики по маршруту от нижнего левого домика до правого верхнего. Если карточка с перелётной птицей, педагог говорит Опасно. Если нет, разведчик наступает фигуркой на карточку и идёт дальше. Двигаться во всех направлениях, но не по диагонали. Когда определили все заколдованные картинки, нужно пройти по найденному маршруту и всем сказать, что наступает весна. Затем надо расколдовать заколдованных, отгадав их общее название – перелётные птицы).
Ну вот перелётные птицы расколдованы. Теперь им нужно срочно отправляться в дорогу, к нам в Россию, ведь начинается весна. Прилетайте к нам скорее, перелётные птицы!
Болото (3 по вертикали, 5 по горизонтали).
Рыба зверь насекомое соловей сорока
Синица трясогузка зверь дикая утка дятел
Зверь лебедь рыба воробей насекомое
Избегать трясогузку, лебедя, соловья, дикую утку.
1.24. Занятие «Поэзия и поэты», старший возраст, знакомство с художественной литературой
Коновалова Е.В., разновозрастная группа, ГОУ № 1835
Цель:
4-7-формирование (у старших – закрепление) понятий: поэзия, поэт, стихотворение, рассказ, рифма, проза, писатель (средним– курсивом)
4-7-различение: рассказ – стихотворение, освоение понятия рифма (подбор рифм)
4-7-воображение: придумывание названия стихотворения, работа с метафорой (образное определение)
3-7-формирование интереса к художественному слову, стихам
Материал:
Заранее подготовленные рассказики (по 2-3 фразы), фотографии поэтов, стихи В.Лунина.
Ход:
-Ребята, скоро к нам в гости придёт настоящий поэт Виктор Лунин. Вы знаете, кто такой поэт и что он делает? Ответы детей, выделить самый полный ответ или дополнить. Каких вы знаете поэтов? Ответы детей, педагог выставляет на мольберт портреты поэтов. Хотите, устроим маленький стихотворный концерт? Сделаем зрительный зал и красиво, выразительно расскажем друг другу стихотворения. Прослушать 2-3 небольших стихотворения, просить детей повторять название стихотворений автора, отмечать выразительность чтения. 10 минут
-А сейчас я расскажу стихотворение. Называется оно «Лошадка». Написала Агния Барто. Я очень люблю свою лошадку. Шёрстку ей гладко причешу. Хвостик приглажу гребешком и поеду верхом в гости. Подождать реакцию детей. Если не будет – спросить, хорошо ли прочитано стихотворение. Если говорят, что хорошо – попросить прочитать это же стихотворение кого-то из детей. Спросить, одинаково ли прочитали, в чём разница. Выслушать ответы детей, дополнить их. Подытожить: есть стихи, а есть рассказы (проза – для старших). Стихотворения звучат складно, их можно петь, под них удобно ходить, прыгать, а с рассказами такое не получается. Это потому, что в стихотворениях есть рифмы – похожие слова (примеры), а в рассказах нет. Попробовать ходить под стихотворения и под рассказы. Отметить, что со стихотворениями получается у всех одинаково, в них есть ритм, а в рассказах нет ритма и все ходят по-разному.
-Давайте устроим такую игру. Вы встанете на ковёр, а я буду читать стихотворения и рассказы. Под стихотворения удобно ходить, поэтому если вы слышите стихотворение – начинайте ходить, а если я читаю прозу (рассказ) – стойте на месте. Прочитать несколько стихотворений Барто вперемешку с рассказами на те же и другие темы (по аналогии с «Лошадкой»). Закреплять термины стихотворение, рассказ – младшие и средние + рифма, проза, поэзия – старшие. 10 минут
-А как вы думаете, поэт Виктор Лунин пишет стихотворения или рассказы? Почему? А рассказы кто пишет? (писатели) У Виктора Лунина очень весёлые и смешные стихи. Послушайте стихотворение Виктора Лунина «Что хочется лошадке» (или другое). Выразительное чтение.
-Хотите побыть помощниками поэта – тогда подсказывайте слова – рифмы. Это стихотворение называется «Даю вам слово!» Пропускать слова, выделенные курсивом.
-А сейчас я прочитаю ещё одно стихотворение Виктора Лунина, а вы попробуйте отгадать его название. Чтение стихотворения «Весна». Обратить внимание детей, с кем сравнивает поэт весну (с художником). Что она рисует. Возможные названия: Весна, Художник, Художник-весна и т.д.
Закрепление:
-Перед прогулкой и после прогулки (или перед сном) проверить усвоение понятий.
Старшим вопросы: чем отличаются рассказ и стихотворение, что пишет поэт, а что писатель, кто такой Виктор Лунин, другие вопросы. Средним: придумай рифму к словам каша, пол, мишка и т.д.; для чего нужны рифмы; другие вопросы.
-Чтение перед сном стихов В. Лунина, подбор рифм и названий (читать без названий).
1.25. Занятие «Жанры». Старший возраст, знакомство с художественной литературой
Коновалова Е.В., разновозрастная группа, ГОУ №, 1835
Цель в развитии речи:
5-7 лет – уметь определять и описывать жанр сказки и рассказа; знать признаки сказки: небывалые события, неприсущие живым существам и предметам признаки и черты; особенная речь – сказочные слова и выражения.
5-7 лет – формировать умение придумывать рассказы
3-7 лет – формировать умение разыгрывать рассказы
3-7-лет – развивать объяснительную речь.
Цель в развитии способности различения:
— 3-4 года – побуждать определять свое отношение к ситуации спора, занимать активную позицию.
— 4-5 лет – учить при поиске решения не отступать от условий задачи.
— 5-7 лет – учить разрешать ситуации спора путем использования различений.
Материал: рассказы и сказки.
Сценарий занятия на материале тематического цикла «Сказка».
1.Рассказать детям, что один знакомый мальчик всё время называет нашу сказку рассказом (говорит: расскажи мне рассказ «Курочка Ряба»). Как бы ему объяснить, что это не рассказ. Объяснения детей (скорее всего скажут – то, чего в жизни не бывает).
«А давайте вы это покажете, я тогда лучше смогу объяснить: придумайте и разыграйте мне не сказку «Курочка Ряба», а рассказ «Курочка Ряба». Поделить детей на равноценные команды с сообразительным старшим во главе.
- Посмотреть спектакли. Оценить правдоподобность событий – рассказ это или всё-таки сказка..
Попросить рассказать младших или средних только что разыгранный рассказ.
Отнестись к языку: похож рассказ на сказку, если много сказочных выражений и не похож, если речь обычная.
3.Подвести итог с помощью старших детей: как объяснить, чем рассказ отличается от сказки.
4.Со старшими: прочитать отрывок любой стихотворной сказки (из сказок Пушкина или Чуковского) – а это что такое? Могут быть версии: сказка или стихотворение. Выяснить у детей: почему сказка, почему стихотворение. Сделать вывод: действительно, есть и рифма, как в стихотворении, и волшебство, и сказочные слова, как в сказке. Поэтому это и стихотворение, и сказка – т.е. стихотворная сказка или сказка в стихах. Какие сказки в стихах ещё знают дети (другие сказки Пушкина, сказки Чуковского «Муха-цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище» и другие).
Закрепление задачи в повседневной жизни.
-В последующем при чтении спрашивать, в каком жанре написано это произведение (с объяснением детей).
1.26. Развитие способности различения в беседе и на занятии
Гончарова Н.М., воспитатель разновозрастной группы, ГОУ № 1835
Задача: Действие с ситуации коммуникативного конфликта. Организация различительной работы в коммуникации.
Материал: Ситуации, возникающие спонтанно в жизни детей, провокационные задачи.
Чтобы ребенок поднялся на следующую ступеньку, чтобы уверено вступал в дискуссии, необходимо научить ребенка отвечать на поставленный вопрос, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Это будут первые шаги к формированию различительной способности. Воспитатель шаг за шагом подводит ребенка к исследованию того или иного предмета, в результате чего получается что-то новое для ребенка. Различение позволяет ребенку, и не только ребенку, увидеть чужую точку зрения, рассмотреть предмет с разных сторон.
Ребенку легче выходить из ситуации острого конфликта, если он владеет различением. Приведу пример. Мы готовились к празднику ФОНАРИКИ.
Ребята делали фонарики из бумаги. Договорились, что те, у кого сохранился фонарик с прошлого года, те делают фонарики для гостей.
Поссорились Никита с Сережей. Никита хотел отдать фонарик (который сделал Сережа) своему брату. Сережа протестовал и не давал фонарик. Ксюша (3 класс) предложила помощь.
Никита: «Сережа делал фонарик для гостей, а я для себя. Поэтому я взял его фонарик для брата. Мы так договаривались».
Сережа: «Алешка не гость, он твой брат. Я ему не дам».
Ксюша: «Мальчики я все поняла. Давайте разберемся. Никита, ты считаешь, что Алеша гость?»
— Да.
— Сережа, а ты считаешь, что он не гость?
– Да.
Ксюша: «Значит надо разобраться, кто такой гость. Сережа, ты ходил в гости?
— Да.
– Расскажи, как ты ходил в гости.
— Ну, нас с мамой пригласила в гости мамина подружка. Мы поехали на машине. Она угощала нас. А потом мы поехали домой.
Ксюша: «Никита, а ты был в гостях?»
— Да. Я был в гостях у бабушки.
Ксюша: «Сережа, а ты был в гостях у бабушки?»
— Да.
— А кто тебя приглашал?
— Бабушка.
— А можно тебя назвать бабушкиным гостем?
— Да.
— А, скажи, Никита на праздник кого в гости пригласил?
— Брата.
— Значит, брат может быть гостем?
— Да.
Ксюша: «Сережа, скажи гость это кто?»
Сережа: «Гость это когда тебя приглашают. Алешу пригласили. Он гость. Пусть берет фонарик. Никита, только скажи, что это я для него сделал».
Я думаю, что в этой ситуации старший ребенок (школьник) сумел не только помочь малышам, но и организовал диалог так, чтобы вывод ребенок сделал сам.
Мне, кажется, что Сережа понял, почему он был не прав.
Работая с детьми (работала с готовыми сценариями) я могу сказать, что Сережа успешно перешел от употребления готовых различений к простым выстроенным самостоятельно различениям и может приступить к более сложным. Саша уже прошла эти два этапа. Средние ребята пока работают с готовыми различениями.
Приведу фрагмент занятия. Закрепляя цвет, величину, счет на пирамидке из трех колец, я спросила у ребят (взяв среднее колечко) какое оно большое или маленькое.
Аня: Большое.
Миша: Маленькое.
Спрашиваю у детей: А как узнать кто из вас прав.
Никита: Нужно собрать пирамидку. Собираем пирамидку.
Вика: Ваше колечко среднее.
Саша: Вика, ты вопрос помнишь? Нужно определить какое оно.
Вика: Колечко по середине, значит оно среднее.
Саша: Я сейчас ее разберу, вот так (разбирает пирамидку и хаотично раскладывает). Теперь что среднее?
Сережа: Хочешь, я тебе подскажу?
Вика: Подскажи.
Саша: Не надо, пусть сама думает, а то в школе, будет, плохо учится.
Сережа: Я ей так подскажу, что она сама будет думать. Вот, смотри. Надо взять два колечка в руки и сравни их. А потом возьми другое. Поняла?
Вика: Поняла. (Стала манипулировать колечками)
Вика: Один раз колечко маленькое, один раз – большое.
Никита: Оно, что у тебя растет?
Сережа: Вика, думай! Почему так получается?
Саша: Вика, надо что-то еще спросить. Думай! Можно теперь я подскажу? Я возьму 3 конфетки. Приносит конфеты. Показывает Вике одну конфету и спрашивает – КОНФЕТА БОЛЬШАЯ ИЛИ МАЛЕНЬКАЯ? Вика вдруг понимает и берет не конфеты, а колечки.
Вика: Я знаю, какой вопрос надо спросить! С каким колечком сравнить? Если с красным, то оно маленькое, а если с зеленым, то большое.
Развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сценарии занятий и уроков.